Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ

Куземко Ю.В. 1 Пурахина О.В. 1 Трушечкина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
В последние годы количество студентов, поступивших в вузы и имеющих различные заболевания, неуклонно растет, а в связи с активным внедрением в вузы индивидуальных образовательных траекторий и изменениями в области преподавания физической культуры становится актуальным индивидуально-ориентированный подход к проведению занятий со студентами, имеющими отклонения в здоровье. В данной статье проведен анализ причин плохого посещения студентами специальной медицинской группы занятий по обучению плаванию, которые являются обязательными и включены в программу по физической культуре в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Наличие собственного бассейна, удобного расписания и положительного влияния плавания на здоровье дает возможность для коррекции здоровья студентов в период их обучения в вузе. В работе поставлены основные и вспомогательные задачи для реализации технологии коррекционного плавания, раскрыты методы обучения плаванию студентов специальной медицинской группы, представлены методические рекомендации по проведению занятий в бассейне. Определены этапы технологии коррекционного плавания, проведено предварительное тестирование студентов, участвующих в эксперименте, проведен опрос для определения их мотивационно-ценностного отношения к занятиям в бассейне. Освещены результаты проведенного на базе бассейна ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» эксперимента по внедрению технологии коррекционного плавания для студентов, имеющих отклонения в здоровье, подведены основные итоги.
студенты
здоровье
плавание в вузе
технология коррекционного плавания
студенты
имеющие отклонения в здоровье
специальная медицинская группа
1. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для студентов, обучающихся по дисциплине «Плавание» по направлению подгот. 49.03.01. М.: Инфра-М, 2017. 288 с.
2. Крохина Т.А. Освоение оптимальной дистанции оздоровительного плавания для лиц среднего и пожилого возраста на основе применения специальных упражнений // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 155–157.
3. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. Учебник. М: Academia, 2019. 416 с.
4. Мукина Е.Ю. Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. № 9. С. 178–184.
5. Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник. М.: Академия, 2013. 272 с.
6. Булгакова Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения: метод. рекомендации. М.: Спорт, 2016. 70 с.
7. Куземко Ю.В. Педагогическая технология развития эмоционально-волевой устойчивости у студентов вузов (на примере физической подготовки): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2002. 174 с.
8. Кравцов А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях. М.: «ТВТ Дивизион», 2011, 88 с.

В настоящее время основная концепция образовательных программ в вузах связана с введением элективных дисциплин, что непосредственно коснулось и кафедр физической культуры и спорта. За последние 5 лет число студентов, имеющих различные заболевания и неспособных посещать занятия в основной медицинской группе, неуклонно растет. Только в 2019 г. количество студентов в Саратовской государственной юридической академии, отнесенных к специальной медицинской группе, составило более 30 % от общего количества обучающихся. А так как активное внедрение индивидуальных образовательных траекторий в области физической культуры нацелено на ориентированный подход к каждому студенту, становится актуальной разработка технологий проведения занятий со студентами, имеющими отклонения в здоровье.

В Саратовской государственной юридической академии раздел «Основы спортивного плавания» занимает большую часть от общего количества часов, выделенных на дисциплину «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту» и проходит на втором курсе. Проведение физкультуры в бассейне имеет ряд преимуществ как для обучающихся, не имеющих отклонений в здоровье, так и для студентов специальной медицинской группы. При этом грамотно подобранные упражнения в воде ведут к разгрузке позвоночника, укреплению всех мышц и суставов, а правильное дыхание в воду улучшает в первую очередь легочные показатели и показатели сердечно-сосудистой системы [1]. Анализ работ, посвященных практике восстановления нарушений здоровья, объединяет множество самых разнообразных реабилитационных методик, среди которых приоритет отдается занятиям плаванием. Есть заболевания, при которых имеются противопоказания для занятий в бассейне, но их процент очень мал по сравнению с той пользой, которую несет в себе данный вид двигательной активности [2–4].

До недавнего времени занятия по плаванию проводились по единой программе, что значительно ухудшало посещаемость занятий в бассейне студентами с отклонениями в здоровье. Анализируя основные причины нежелания заниматься плаванием у студентов специальной медицинской группы, 75 % обучающихся отметили повышенную для них нагрузку, 15 % – плохое самочувствие после занятий, 10 % студентов было неинтересно в связи с негативным отношением к водной среде.

Таким образом, полученные результаты нацелили нас на разработку программы коррекционного плавания со студентами специальной медицинской группы, чем был обоснован выбор ее внедрения в учебный процесс.

Цель исследования: внедрение технологии по обучению плаванию студентов специальной медицинской группы с целью коррекции их здоровья и изменения их отношения к жизненно важному навыку.

Материалы и методы исследования

При разработке технологии коррекционного плавания нами были поставлены основные и вспомогательные задачи.

Основными задачами коррекционного плавания являются:

- улучшение физического состояния обучающихся;

- изменение общего состояния организма через введение специальных приемов и упражнений;

- влияние на эмоционально-волевую сферу обучающихся через преодоление водобоязни и получение удовольствия от занятий в бассейне;

- подготовка к занятиям прикладного плавания.

Вспомогательные задачи:

- снятие мышечных зажимов через расслабление тела и отдельных конечностей;

- улучшение и нормализация тонуса в мышцах;

- влияние на подвижность в суставах;

- положительное влияние на системы организма: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную, улучшение общего соматического состояния занимающихся;

- развитие опорных реакций в руках и ногах;

- улучшение общего самочувствия;

- формирование позитивного отношения к занятиям плаванием и физической культурой в целом.

Применяемая нами технология подразумевала использование различных методов таких как:

- словесный метод, включающий в себя донесение информации в виде заданий и команд с расстояния;

– контактный метод, включающий в себя метод предварительного показа упражнения на суше;

- метод мышечного чувства, включающий в себя формирование у обучающихся ощущений изменений в мышцах и суставах под воздействием того или иного упражнения;

- метод поощрения, помогающий избавиться от водобоязни через получение радости движений в воде [5].

При реализации методики занятий в бассейне со студентами, имеющими отклонения в здоровье, мы придерживались следующих рекомендаций:

1. Индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от плавательной подготовки и диагноза.

2. Регулярность и периодичность: необходимость проведения занятий по плаванию минимум 1 раз в неделю по 1,5 ч с применением и упорным повторением упражнений и заданий в зале и на воде.

3. Продолжительность: прохождение раздела дисциплины «Основы спортивного плавания» весь учебный год, не менее 2 семестров.

4. Постепенность: прохождение материала от простого к сложному с увеличением физической нагрузки.

5. Индивидуальность: воздействие индивидуального подбора упражнений и последовательность их применения.

6. Чередование: с целью профилактики утомления и снижения интереса к занятиям, наряду со стандартными упражнениями, включение упражнений на расслабление.

7. Новизна: 10 % упражнений обновляются, а 90 % повторяются для закрепления ранее приобретенных умений и навыков.

8. Разнообразие: с целью повышения эмоциональной привлекательности применение не только стандартного набора, а также игр и развлечений на воде [6].

9. Умеренность: поэтапное и равномерное воздействие на организм с учетом диагноза и всестороннего воздействия на все органы и системы.

Формируя группы из студентов, имеющих отклонения в здоровье, мы провели опрос и выяснили, что 21,3 % студентов посещали бассейн в школьном возрасте, 80 % респондентов не рассматривали занятия плаванием как возможность скорректировать имеющиеся заболевания, 72,6 % после первичной постановки диагноза не получали рекомендаций от врачей по занятиям (специальным упражнениям) в бассейне и не имели информации о наличии групп лечебного плавания в местах проживания.

Более половины студентов, имеющих серьезные отклонения здоровья вплоть до инвалидности, на вопрос «Рекомендовали ли вам врачи заниматься плаванием в школьном возрасте?» ответили, что специалисты, у которых они наблюдались, выражали большие сомнения в возможности обучения их плаванию.

Для понимания причин негативного отношения молодых людей к занятиям в бассейне и плаванию в целом мы включили дополнительные вопросы в анкету для студентов, посещавших бассейн до поступления в вуз, и получили следующие результаты: 45 % студентов из тех, кто все-таки посещал бассейн до поступления в вуз, указали основной причиной негативного отношения к данному виду двигательной активности отсутствие индивидуального подхода на занятиях; 30 % респондентов указали нежелание тренера (преподавателя) вникнуть в проблему, а именно в диагноз, с которым приходит ребенок, имеющий отклонения здоровья; 10 % – отсутствие специальной методики и оборудования в бассейнах; 5 % после неудачного опыта обучения плаванию в детстве все-таки предпринимали попытки самостоятельного обучения, прибегая к помощи родственников и друзей, но научились лишь держаться на воде и плавать «по-собачьи»; и только 10 % опрашиваемых отзываются положительно о занятиях и тренере, научившем их плавать.

Полученные данные и возможности вуза, а именно обязательное включение раздела «Основы спортивного плавания» в программу по физической культуре, выделенный день на занятия физкультурой, наличие собственного бассейна и побудила нас сформировать учебные группы из студентов специальной медицинской группы в отдельные подгруппы для занятий по плаванию с коррекционной направленностью.

Технология занятий по плаванию со студентами, имеющими нарушения здоровья, предполагала наличие следующих обязательных компонентов:

- знание исходного уровня подготовки студентов;

- четко поставленные цели и задачи каждого этапа технологии;

- наличие средств, методов для её активации [7].

По своей структуре технология состоит из предварительного первого этапа и основного второго этапа. Основной целью первого этапа было формирование мотивационно-ценностного отношения к плаванию студентов специальной медицинской группы. На данном этапе были поставлены задачи:

- проведение медицинского осмотра студентов с целью уточнения диагноза, двигательных ограничений и отсутствия противопоказаний к занятиям плаванием, уточнения диагноза;

- проведение инструктажа по мерам безопасности в бассейне;

- обоснование необходимости в занятиях оздоровительным плаванием: методические занятия в спортивном зале перед основными занятиями на воде;

- создание необходимых условий для повышения интереса к занятиям по обучению плаванию: собственный бассейн с современной очистной системой воды без хлора, удобное расписание с выделенным днем на физкультуру, сформированная группа из студентов, имеющих отклонения в здоровье, и проведение занятий на отдельной дорожке с преподавателем;

- ориентация обучающихся на достижение цели и развитие будущих профессионально- прикладных качеств, которые формируются на занятиях по плаванию;

- проведение занятий по овладению методами самомассажа и расслабления: упражнения на суше, направленные на снятие напряжения и мышечного тонуса.

Основной целью второго этапа технологии является: формирование мышечного корсета и улучшение соматического здоровья в процессе занятий в бассейне коррекционным плаванием. На данном этапе мы поставили следующие задачи:

- обучение основам спортивного плавания с учетом особенностей заболеваний студентов специальной медицинской группы;

– преодоления водобоязни, формирование умений расслабления мышц в воде с целью совершенствования физических качеств;

- акцент на развитие профессионально-прикладных качеств, необходимых будущему юристу;

- формирование положительного эмоционального настроя с целью дальнейшего использования данного вида двигательной активности в повседневной жизни.

Для оценки результата внедрения нашей технологии коррекционного плавания со студентами специальной медицинской группы мы ввели три критериальных показателя:

первый критерий – усвоение материала. Насколько студентами усвоен предложенный материал;

второй критерий – мотивационно-ценностный. Оценка мотивации по результатам деятельности;

третий критерий – эмоциональный. Оценка эмоционального состояния, полученного от занятий в бассейне.

Результаты исследования и их обсуждение

Для апробации технологии коррекционного плавания проводился эксперимент, который состоял из двух этапов, констатирующего и обучающего, и проходил с сентября по декабрь 2019 г. в плавательном бассейне Саратовской государственной юридической академии в рамках одного учебного семестра. В нем участвовали студенты второго курса, в программе которых было обязательное прохождение раздела «Основы спортивного плавания» и получение зачета.

Для чистоты эксперимента по внедрению технологии коррекционного плавания мы сформировали экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). Учитывая данные медицинского осмотра, распределение обучающихся было следующим: ЭГ состояла из студентов специальной медицинской группы, и занятия с ними проводились по предложенной нами технологии, КГ была смешанной, т.е. состояла из студентов как основной, так и специальной медицинской группы и обучение плаванию проходило по стандартной программе, утвержденной на кафедре физической культуры и спорта. В каждой группе было по 12 человек, что определяется правилами бассейна и является оптимальным числом для одновременного занятия на одной плавательной дорожке с одним преподавателем.

На этапе констатирующего эксперимента, проходящего в начале учебного года, проводилось определение уровня здоровья и начальной плавательной подготовки всех участников ЭГ и КГ. В процессе диагностики студентов исследуемых групп было выявлено, что все обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, имели отклонения в здоровье, но также кроме основного диагноза у них были диагностированы сопутствующие заболевания, которые не являлись противопоказанием к занятиям плаванием.

Предварительное тестирование начальной плавательной подготовки показало, что в большинстве случаев респонденты экспериментальных и контрольных групп имеют средний уровень плавательной подготовки, т.е. не владеют спортивной техникой плавания и не могут без поддержки (бортик, дорожка, опора о дно бассейна) проплыть более 20 м.

Таким образом, полученные результаты на данном этапе дали нам возможность проанализировать, с одной стороны, весь контингент участвующих в эксперименте, но с другой, рассмотреть каждого обучающегося в отдельности, оценить их уровень плавательной подготовки, который имел низкий показатель и был практически одинаков у всех участников эксперимента.

Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство в учебный процесс основных положений сконструированной технологии, где сутью является организация занятий в соответствии с предлагаемыми нами рекомендациями и с использованием методического инструментария.

Для оценки эффективности предложенной технологии и обучающего этапа исследования нами были разработаны диагностические задания, специальные тесты, которые служили основой для оценки качества обучения плаванию [8]. Наряду с практическими испытаниями мы также оценивали и функциональное состояние испытуемых, которое фиксировалось в дневнике самоконтроля, разработанного кафедрой физической культуры и спорта, и определялось в показателях самочувствия, настроения, активности, желании заниматься (до занятия), интерес к занятиям и удовлетворенность ими (после занятий). Фиксирование показателей функционального состояния испытуемыми проводилось еженедельно.

Анализ результатов эксперимента выявил, что плавательный навык у студентов как в ЭГ, так и в КГ сформирован достаточно хорошо. При этом обучающиеся в ЭГ к концу эксперимента смогли проплыть без остановки до 100 м и показать правильную технику плавания кролем на груди, кролем на спине, а в КГ эти же показатели могли продемонстрировать лишь 5 человек из 12, в связи с тем, что в контрольной группе была отмечено ухудшение в посещаемости занятий, а также потеря интереса к ним.

Заключение

Оценивание результатов внедренной технологии не могло бы обойтись без непосредственного мнения самих обучающихся в экспериментальной группе. В беседах с каждым из участников эксперимента выяснилось, что занятия плаванием по предложенной нами технологии вызвали большой интерес и удовлетворенность, а достигнутые успехи заметно повысили у них желание заниматься в дальнейшем и самосовершенствоваться. Предложенные упражнения, индивидуальный подход с подробным объяснением каждого упражнения, положительный эмоциональный фон занятий существенно повлиял на преодоление эмоционального напряжения, снятия мышечного тонуса, улучшения настроения и общего самочувствия. Приобретенные навыки, такие как умение сосредоточиться, переключить внимание, вовремя снять эмоциональное напряжение, существенно помогло им сдать сессию. На повышение мотивационно-ценностного отношения к занятиям плаванием также оказало влияние и улучшение физической и умственной работоспособности, а преодоление длинной дистанции в воде без остановки придало уверенности в своих силах при плавании в дальнейшем на открытых водоемах.

Таким образом, широкие возможности технологии коррекционного плавания со студентами, имеющими отклонения в здоровье, не только уменьшили количество молодежи, не умеющей плавать, но и успешно выстроили тесную связь между здоровьем через улучшение самочувствия, настроения, активности и требованиями, предъявляемыми обществом к будущим специалистам – развитию физически здоровой личности, а личностно-ориентированный подход на занятиях отвечает требованиям, предъявляемым к вузам, а именно внедрению индивидуальных образовательных программ, нацеленных на индивидуализацию обучения.


Библиографическая ссылка

Куземко Ю.В., Пурахина О.В., Трушечкина Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 168-172;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38634 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674