Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Парахонский А.П. Венглинская Е.А.
В начале XXI века при возникновении глобально-кризисных проблем особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - один из важнейших человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука акмеология (греч. akme - вершина, расцвет). Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления, которая нуждается в уточнении самостоятельного категориального и понятийного аппарата.

Цель работы - анализ путей реализации связей акмеологии с другими науками о человеке при рефлексивно-акмеологическом подходе к развитию профессионально-творческого мастерства. В качестве базовых, выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. Разработана и описана категория психолого-акмеологичекого самодвижения, которая охватывает понятия, связанные с изменениями вообще (деятельность, действия, операции), производимыми личностью. Предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и совершенствования зрелой личности, самореализации в различных сферах, самообразования, самокоррекции, самоорганизации, закономерности самодвижения зрелой личности к вершинам созидательной деятельности. Акмеология является интегративно-комплексной наукой, в ней открыты свои законы и закономерности. Это связь результатов деятельности с согласованием усилий руководителей, преподавателей, студентов. Только взаимосвязанная система всех элементов образа результатов обеспечивает продуктивное самообразование. Самодвижение - способ существования зрелой личности: личность не мыслима без активности, которая проявляется именно в собственном движении. Самодвижение и вынужденное движение - диалектические противоположности, существующие в единстве, поэтому каждая личность одновременно является субъектом самодвижения и объектом вынужденного движения. В детском возрасте, когда преобладают внешние воздействия, и вместе с тем, бурно развивается самодвижение, формируется личность. В подростковом и юношеском возрасте влияние внешних детерминантов становится сопоставимым с внутренними, сопоставимыми становятся вынужденное движение и самодвижение, появляется развитая личность. Взрослый человек руководствуется в основном собственными мотивами, побуждениями, своим мнением уже как зрелая личность.

В профессиональном отношении зрелая личность может стать специалистом, в дальнейшем - профессионалом, мастером экстра-класс - акме-зрелой личностью. С приближением зрелой личности как субъекта профессиональной деятельности к акме-уровню доля её самодвижения приближается к максимуму, очень малой становится доля вынужденного движения. Чем выше степень самодвижения, тем меньше его скорость. Эта особенность определяет следующую акмеологическую закономерность - чем ближе зрелая личность приближается к акме-уровню, тем медленнее она достигает этот уровень. Эти законы и закономерности являются специфичными для акмеологии, они описывают, объясняют, предсказывают особенности самодвижения зрелой личности как субъекта продуктивной деятельности, позволяют педагогам, преподавателям адекватно выбирать и осуществлять методы поддержки для участников образовательного процесса в их самодвижении к вершинам профессионализма.

Таким образом, совершенствование профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса любого уровня обусловлено спецификой акмеологического подхода. В системе знаний о зрелой личности - субъекте профессиональной деятельности - акмеология выходит на ведущие научные позиции. Осуществляется активный поиск новейших теоретических подходов, способов, технологий, способствующих достижению специалистами, в том числе и будущими, высшего уровня личностно-профессионального развития, продуктивности деятельности, формирования способности к систематическому самообразованию. Эти технологии отражают рекомендации студентам по развитию своего творческого потенциала как будущего специалиста в процессе вузовского обучения. Функция преподавателя вуза при этом состоит в консультировании, корректировке действий студентов по самоформированию и самообучению на основе опыта, приобретённого в образовательном процессе повышения квалификации, освоения условий и факторов, обеспечивающих процесс самодвижения к вершинам профессионализма.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 84-85;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25629 (дата обращения: 24.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074