Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В УМЕНИЯХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Мирсаетова А.А.
В настоящее время с помощью работодателей происходит медленное формирование государственных образовательных стандартов третьего поколения. К сожалению, данный процесс идёт очень медленно и сложно.

Екатеринбургским автомобильно-дорожным колледжем был проведён анализ потребностей в умениях на предприятиях Свердловской области автомобильно-дорожной отрасли. В анкетировании участвовало пять государственных и три частных предприятия.

На вопрос об изменении содержании функций основных категорий сотрудников за последние 5 лет, а это расширение функций и углубление специализации, на государственных предприятиях ответили утвердительно по всем категориям персонала. На частных - расширение функций произошло только у руководителей подразделений, а у специалистов и техников только углубление специализации.

Не зависимо от вида собственности практически на всех предприятиях повышение квалификации сотрудников производится через три года, продолжительность курса составляет 48 часов.

«Как можно оценить качество подготовки недавних выпускников системы профессионального образования, занятых на предприятии?» подавляющее большинство ответило, что уровень теоретической подготовки и личные качества находятся на достаточно хорошем уровне, а уровень практических умений и общих умений недостаточен.

Оценивая уровень компетенций выпускников СПО по пятибалльной системе, государственные предприятия указали на низкий уровень умение решать проблемы, умение представить свою работу, планировать труд, организовывать труд, уметь передавать знание и знание иностранных языков. Частные предприниматели ещё отметили как предпринимательство и умение работать в команде.

Оценка личных качеств выпускников среднего профессионального образования по пятибалльной системе получилась следующая.

Проявление инициативы на государственном и частном предприятиях -3 балла.

Интерес к работе на государственном - 4 балла, а на частном - 2 балла.

Способность работать самостоятельно на государственном - 3 балла, а на частном - 1.

Ответственность за качество труда на государственном - 3 балла, а на частном - 2 балла.

Настойчивость на государственном и частном предприятиях - 3 балла.

Чувство ответственности на государственном - 3 балла, а на частном - 2 балла.

Творческий подход на государственном - 3 балла, а на частном - 2 балла.

Инновационный подход на государственном - 2 балла, а на частном - 1 балл.

Гибкость, адаптивность к изменениям на государственном и частном предприятиях - 3.

Вторая часть анкет посвящена анализу функций, выполняемых работниками конкретной специальности, и необходимых для этого умений и знаний.

Рассмотрим специальность 270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Что реально должен уметь делать работник на конкретном месте?

  1. Подготовка производства.
  2. Организация, обеспечение выполнения планового задания.
  3. Соблюдение технологического процесса.
  4. Эффективное использование производственных мощностей.
  5. Экономное расходование строительных материалов.
  6. Соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.

Знания, необходимые для выполнения перечисленных выше функций:

  • Методы технико-экономического производственного планирования
  • Формы и методы производственно-хозяйственной деятельности участка
  • Основы экономики, организации производства, труда и управления
  • Основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда и техники безопасности

Умения:

  • Чтение технической документации и использование её в работе
  • Применение технических норм и нормативов
  • Умение планировать свой труд

Личные качества:

  • Ответственность
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Инициативность
  • Коммуникабельность

Рассмотрим специальность 190605 «Техническая эксплуатация подъёмно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования». Что реально должен уметь делать работник на конкретном месте?

  1. Подготовка производства.
  2. Планирование ТО и ремонта.
  3. Организация, обеспечение выполнения ТО и ремонта.
  4. Эксплуатация АТС и СДМ.
  5. Контроль за экономным расходованием запасных частей и ГСМ.
  6. Работа с контролирующими органами и организациями.
  7. Начисление заработной платы.
  8. Контроль за соблюдением требований ОТ и ТБ при эксплуатации ТО и ремонта АТС и СДМ.

Знания, необходимые для выполнения перечисленных выше функций:

  • Устройство, работа, ремонт АТС и СДМ
  • Методы технико-эксплутационного и производственного планирования
  • Методы управления производственными процессами при ТО и ремонте
  • Методы управления транспортными процессами
  • Основы трудового законодательства, правила охраны труда и техники безопасности
  • Психологию взаимоотношений в обществе
  • Начальные знания экономики

Умения:

  • Проверить техническое состояние машины, провести приёмку в конце рабочей смены
  • Уметь управлять АТС и СДМ
  • Производить необходимый ремонт
  • Разбираться в технической литературе, документации и использовать при работе
  • Планировать производство работ
  • Принимать решения при транспортировке ТС

Личные качества:

  • Трудолюбие
  • Ответственность
  • Самостоятельность
  • Работоспособность
  • Коммуникабельность

Подготовка выпускников ССУЗов к успешной карьере на основе компетентностного подхода - это один из критериев качества профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Мирсаетова А.А. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В УМЕНИЯХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 38-39;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24257 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074