Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И АДАПТАЦИИ

Богданова Е.Е.
В соответствии с целями и задачами исследования в качестве интегральных показателей успешности становления специалистов сестринского дела в процессе их первичной профессиональной социализации рассматривались удовлетворенность профессией и самоэффективность.

Выявилось, что на протяжении всего периода обучения в медицинском колледже и последующего этапа профессиональной адаптации уровень выраженности этих характеристик практически стабилен. В течение рассматриваемого нами довольно длительного отрезка времени (шесть-семь лет) удовлетворенность профессиональным выбором студентов медицинского колледжа и составляющих эталонную группу медицинских сестер варьирует в пределах 4,0-4,6 балла (по пятибалльной шкале), что свидетельствует об удовлетворенности респондентов избранной профессией «по большей мере». «Средние подвыборочные» значения самоэффективности, попадающие в интервал 28,5-29,2 балла, соответствуют «пограничной зоне» между средним и средне-низким уровнем выраженности данной личностной характеристики.

В то же время частотный анализ выявляет достаточно существенные качественные различия между сопоставляемыми подвыборками. Т.о., сходство «средних подвыборочных» значений является результирующей качественно различных ситуаций профессионального становления студентов (а затем - и работающих медицинских сестер), отражающихся в неодинаковом соотношении в каждой из подвыборок респондентов, имеющих «низкие», «средние» и «высокие» значения профессиональной удовлетворенности и самоэффективности.

Максимально высокая степень однородности группы по удовлетворенности профессией имеет место в начальный период обучения в колледже. Для половины недавних абитуриентов (50,0%) характерен высокий уровень удовлетворенности сделанным профессиональным выбором; еще 5,6% удовлетворены будущей профессией «преимущественно»; отношение к сестринской профессии 44,4% их соучеников является неопределенным; категория студентов неудовлетворенных своим профессиональным выбором отсутствует.

Наибольшей дифференцированностью отношение к профессии отличается на «промежуточном» этапе обучения в колледже: среди студентов третьего курса представлены «носители» всех градаций удовлетворенности-неудовлетворенности выбранной профессией. Происходит это вследствие «размывания» группы с неопределенным отношением к профессии: в неё входят лишь 27,3% третьекурсников. В то же время четко обозначается категория студентов неудовлетворенных выбранной профессией (всего таких оказывается 13,6%). Доля студентов, считающих свой профессиональный выбор «однозначно правильным» и «по большей части верным», - в сравнении с предыдущим курсом, - остается количественно стабильной, объединяя 59,1% респондентов.

К моменту завершения учебы в колледже количество неудовлетворенных значительно сокращается (оказываясь равным всего 4,0%). При этом резко возрастает число выпускников с высокой и преимущественно высокой профессиональной удовлетворенностью (72,0% и 16,0%, соответственно). Наименьшим за весь период обучения оказывается и количество студентов с неопределенным отношением к сестринскому делу как своей будущей профессии (8,0%).

Этап адаптации вносит свои коррективы в отношение к профессии. В сравнении с выпускниками колледжа среди работающих медицинских сестер увеличивается доля специалистов категорически неудовлетворенных своей профессией (10,5%), а также имеющих неопределенное отношение к ней (21,0%). Сокращается количество тех, у кого эмоциональный знак отношения к профессии является «высоко» и «по большей части» положительным (соответственно: 52,6% и 15,9% опрошенных).

На начальном этапе профессионального обучения половина бывших абитуриентов (50,0%) в той или иной мере испытывают сомнения в своей способности строить и осуществлять поведение, ведущее к достижению желаемых результатов. Треть второкурсников (33,3%) имеет средний уровень веры в собственные силы, остальные (16,7%) - высокий.

На третьем курсе общий уровень самоэффективности несколько снижается. Это происходит вследствие того, что в сравнении со вторым курсом количество студентов с высоким уровнем самоэффективности оказывается меньшим почти в четыре раза (4,5%) (различия статистически значимы по критерию c2). Несколько увеличивается (суммарно до 59,1%) и доля студентов, с низким и «ниже среднего» уровнем самоэффективности.

Происходящее к завершению учебы «восстановление» прежнего уровня самоэффективности обусловлено изменением количественного соотношения категорий студентов со «средним», «ниже среднего» и «выше среднего» уровнем веры в продуктивность собственной учебно-профессиональной активности; все различия носят статистически достоверный характер. Соответственно, почти в полтора раза (до 55,0%) увеличивается первая категория студентов, приблизительно на четверть (до 44,0%) уменьшается вторая и в три раза более многочисленной оказывается последняя (11,0%).

Итогом адаптационного периода становится поляризация молодых специалистов сестринского дела по критерию самоэффективности. Доля респондентов со средним уровнем самоэффективности в эталонной группе оказывается в два раза меньшей по сравнению с выпускным курсом медколледжа и составляет 26,3% против 55,0%. В то же время значительно увеличиваются «крайние» группы: к завершению профессиональной адаптации количество медицинских сестер с низким и высоким уровнем самоэффективности оказывается на 10-13% бóльшим, чем в период получения диплома.

Показательно, что описанное выше процентное распределение успешно прошедших адаптационный этап профессионализации работающих медицинских сестер, будучи максимально отличным от того, которое имеет место при окончании колледжа (все различия статистически значимы), оказывается практически идентичным «первоначальному» - существовавшему на втором курсе - соотношению студентов со «средним», «ниже среднего» и «выше среднего» уровнем веры в продуктивность собственного профессионально-ориентированного поведения. В то же время можно предполагать, что за формальным сходством процентного распределения скрывается существенное различие психологических оснований большей или меньшей уверенности студентов и молодых специалистов в своей способности добиваться значимых социально-профессиональных результатов. При этом подобные различия психологического содержания самоэффективности и удовлетворенности, - как обобщенных показателей профессионального становления, - целесообразно зафиксировать не только в «крайних точках» рассматриваемого нами периода первичной профессиональной социализации специалистов сестринского дела, но и на каждом «промежуточном» отрезке этого пути.

На всем протяжении рассматриваемого нами периода первичной профессиональной социализации специалистов сестринского дела удовлетворенность профессией и самоэффективность - в качестве «внешних» критериев и интраперсональных ориентиров профессионального становления - являются практически полностью автономными и независимыми друг от друга. В начальный и завершающий периоды обучения в колледже, а также на этапе адаптации коэффициенты ранговой корреляции между удовлетворенностью профессиональным выбором и самоэффективностью близки к нулевым значениям.

Единственным исключением оказывается промежуточный период профессиональной подготовки будущих медсестер, совпадающий по времени с их пребыванием на третьем курсе, когда удовлетворенность будущей профессией и вера в собственные возможности в плане организации продуктивного профессионально-ориентированного поведения оказываются связаны значимой положительной корреляцией (r=0,49, p<0,05).


Библиографическая ссылка

Богданова Е.Е. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И АДАПТАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 16-17;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23614 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674