Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF SOCIAL AND PERSONAL QUALITIES IN CHILDREN AGED 5–7 YEARS

Kumanina N.Yu. 1
1 Belgorod State National Research University
Annotation. The subject of scientific study of this study is the determination of the level of assessment of the formation of socio-personal qualities in older preschool children. The first part of the article shows the importance of socio-personal qualities in preschoolers aged 5–7 years; a scientific and theoretical analysis of the phenomenon of “socio-personal quality” in the psychological and pedagogical literature of foreign and domestic authors is carried out. The analysis of this phenomenon shows that an individual approach to the assessment and formation of socio-personal qualities in older preschool children is necessary, taking into account their age characteristics and individual needs. The theoretical and methodological analysis of the problem of assessing the level of formation of socio-personal qualities in children aged 5–7 years allowed us to determine the criteria and indicators of socio-personal qualities in older preschool children. To achieve the purpose of the study, methods were used to assess the level of formation of social and personal qualities in children aged 5–7 years. The results of the study showed that the following components are highly developed in children aged 5–7 years: motivational-emotional, communicative-cognitive, activity-creative. The presented results of an empirical study conducted to identify the main aspects of socio-personal qualities show the level of social activity, communication skills, emotional stability and other important qualities in preschool children. The significance of the study is to study the level of formation of socio-personal qualities in older preschool children in order to optimize the pedagogical process and support the full development of the child’s personality.
social quality
personal quality
social and personal quality
personality
older preschool age

Современное дошкольное «образование, ориентированное на личность ребенка, предполагает освоение окружающего мира не как изолированной объективной реальности от человека, а как взаимосвязанного, взаимозависимого, целостного мира природы и внутреннего мира человека» [1]. В старшем дошкольном возрасте у детей превалируют следующие социально-личностные качества: «1) ориентация в социальных категориях; 2) понимание необходимости соблюдать общепринятые традиции и нормы общества; 3) осознание ценностей человеческих отношений; 4) стремление к установлению связей с окружающими людьми; 5) проявление интереса к сверстникам, родителям, педагогам» [2]. Следует подчеркнуть, что «старший дошкольный возраст является одним из важных этапов в дошкольном детстве» [2]. Сформированность социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста проявляется в обогащении социального и личностного опыта детей, формировании собственного мнения и социальной уверенности.

Методологическая проблема сформированности социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста широко исследуется в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Анализ литературы по проблеме исследования обусловил необходимость установления взаимосвязи между понятиями «социальное качество», «личностное качество» и их влияние на формирование личности ребенка в возрасте 5–7 лет.

В концепции европейского исследователя А. Волкера под социальным качеством понимается «степень, в которой люди способны участвовать в социальной и экономической жизни сообществ на условиях, способствующих повышению их благосостояния и индивидуальных возможностей» [3].

В научно-исследовательской статье Е.Е. Шестаковой отмечается, что социальное качество стремится «соединить и качество жизни, и качество общества (качество социальных отношений) в единую модель» [4].

Т.П. Лобзина в психолого-педагогическом исследовании «Формирование социальных качеств старших дошкольников и младших школьников в семье» показала значимость и сущность социальных качеств детей старшего дошкольного возраста [5]. «Социальные качества детей дошкольного возраста – это базисные характеристики личности, определяющие состояние социального развития (активность, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения, умение взаимодействовать, сотрудничать, осуществлять самооценку, позитивный эмоциональный настрой» [5].

Проблемой личностного становления ребенка дошкольного возраста занимались К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский. На основе достижений русских педагогов-гуманистов были изучены концептуальные положения личностного становления дошкольника в возрасте 5–7 лет.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова качества личности определяются как «сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде» [6].

Многолетние исследования Л.И. Божович по проблемам формирования личности ребенка раскрывают условия и движущие силы формирования личности ребенка. Л.И. Божович к движущим силам формирования личности дошкольника относит личностные качества. «Личностные качества – это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека» [7].

При изучении теоретической базы по проблеме оценки уровня сформированности социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что «социально-личностные качества дошкольника 5–7 лет – это компоненты личности, предопределяющие ее устойчивое поведение в социокультурной среде жизнедеятельности» [7]. Проведенный анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы позволил выделить основные социально-личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста:

1) эмоциональный интеллект – умение распознавать, понимать и контролировать свои эмоции, а также эмпатия и умение создавать и поддерживать положительные отношения с другими людьми;

2) саморегуляция – умение контролировать свое поведение, эмоции и воспитывать терпение, а также развитие стратегий преодоления трудностей и усидчивости в достижении поставленных целей;

3) способность к взаимодействию и сотрудничеству с другими – умение слушать, выражать свои мысли и идеи, уважение к мнению других и готовность работать в команде.

Необходимо отметить, что «социально-личностные качества детей старшего дошкольного возраста обусловлены не только возрастом ребенка, но и его развитием, социализацией и воспитанием, а также особенностями социокультурной среды» [7].

Необходимо отметить, что понятия «социальное качество» и «личностное качество» взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социальное качество относится к отношениям ребенка старшего дошкольного возраста с окружающими людьми, включая семью, друзей и педагогов. С другой стороны, личностное качество связано с внутренними чертами личности, такими как уверенность, доброта, ответственность.

Большое значение для формулирования концепции исследования имеет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены «аспекты социально-личностного воспитания:

1) повышение социального статуса дошкольного образования; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

2) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

3) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

4) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» [8].

Материалы и методы исследования

Детям старшего дошкольного возраста был предложен следующий диагностический материал для определения уровня сформированности социально-личностных качеств у детей 5–7 лет: методика «Лесенка» (вариант Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной), методика «Социальная активность детей дошкольного возраста» В.Г. Мараловой, В.И. Ситаровой, методика «Сюжетные картинки» Р.М. Калининой. Выбранные методики для диагностики уровня сформированности социально-личностных качеств у детей 5–7 лет позволяют выявить следующее: 1) представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой; 2) нравственные нормы (щедрость, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность); 3) анализ личности и ее место в обществе, социальную активность ребенка.

В исследовании приняли участие 498 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Анализ оценки уровня сформированности социально-личностных качеств у детей 5–7 лет проводился при помощи методов количественной оценки педагогических явлений.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании исследований А.Р. Уразовой можно выделить следующие критерии уровня сформированности социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста: «мотивационно-эмоциональный компонент, коммуникативно-когнитивный компонент, деятельностно-творческий компонент. Каждый компонент (мотивационно-эмоциональный, коммуникативно-когнитивный, деятельностно-творческий) оценивался тремя уровнями: оптимальный, допустимый, недопустимый. Оптимальный уровень – 3 балла, допустимый уровень – 2 балл, недопустимый – 1 балл. Максимальная оценка по всем критериям составила 18 баллов. Шкала оценок была разделена на 4 оценочных уровня: 1–3 баллов – недопустимый уровень; 4–6 – допустимый уровень; 7–9 баллов – оптимальный уровень социально-личностных качеств личности» [9].

Для выявления мотивационно-эмоционального компонента социально-личностных качеств у детей 5–7 лет была использована методика «Лесенка» (вариант Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной). Данная методика помогает выявить следующее: 1) представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой; 2) насколько ребенок готов к взаимодействию с другими людьми, насколько он умеет справляться с различными жизненными ситуациями, а также насколько развиты его эмоциональные и коммуникативные навыки.

Детям 5–7 лет раздается бланк с нарисованной лесенкой. Лесенка состоит из семи ступенек. Ребенку предлагается несколько вариантов расположения фигурки: «1) поместить фигурку на ту ступеньку, которой соответствует он сам; 2) расположить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит педагог, мама, друзья. На первой ступеньке стоят самые хорошие ребята, на второй и третьей ступеньке – хорошие, на четвертой ни плохие, ни хорошие ребята, на пятой и шестой ступеньке плохие, на седьмой ступеньке – самые плохие» [10]. Для выявления уровня сформированности социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста ребенку предлагается поместить фигурку (мальчика или девочки) на одну из семи ступенек. Затем педагог проводит беседу с испытуемым и выясняет, почему ребенок расположил фигурку именно на этой ступеньке.

В процессе анализа результатов было выявлено, что у большинства детей допустимый уровень составляет 43 %, оптимальный уровень выявлен у 31 % детей, недопустимый уровень показали 26 % дошкольников.

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что у детей 5–7 лет сформировано положительное отношение к себе, умение оценивать себя и свою деятельность. На 4–6 ступени ставили себя дети, имеющие определенную психологическую проблему (заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях в семье). Стоит отметить, что недопустимый уровень не всегда свидетельствует о низкой самооценке детей 5–7 лет. Во время проведения диагностики у испытуемого может ситуативно занижаться самооценка. На заниженную самооценку может повлиять ссора с другом, замечание мамы, неудачно нарисованный рисунок.

Следующий компонент, коммуникативно-когнитивный был проанализирован с помощью методики «Социальная активность детей дошкольного возраста» В.Г. Мараловой, В.И. Ситаровой. Данная методика позволяет выявить социальную активность детей 5–7 лет, а именно стремление к самостоятельным действиям, приводящим к общественно значимым результатам.

Данная методика основана на наблюдении за поведением детей и их взаимодействием с окружающими. Благодаря диагностическому инструментарию, который предложен в методике, можно выявить, насколько активно ребенок проявляет социальные навыки в общении с другими детьми и взрослыми, насколько он готов к сотрудничеству и взаимопомощи.

В результате диагностики полученных данных было выявлено, что оптимальный уровень прослеживается у 53 % детей. Ребенок эффективно взаимодействует со средой, ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде, свободно входит в систему общения и социального поведения.

Допустимый уровень был выявлен у 32 % дошкольников. Данный показатель свидетельствует о том, что ребенок в процессе общения не проявляет эмоции переживания, восторга и разочарования, но стоит отметить, что компетентен в нормах социального поведения, знает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Недопустимый уровень наблюдается у 15 % детей в возрасте от 5 до 7 лет. Полученный результат свидетельствует о том, что ребенок не ориентируется в выборе социального поведения в детской и окружающей среде, не умеет свободно входить в систему общения и социального поведения, испытывает трудности при проявлении социальных качеств.

В целом при диагностике коммуникативно-когнитивного компонента в рамках социально-личностных качеств у детей 5–7 лет обнаруживается положительная динамика. Результаты методики «Социальная активность детей дошкольного возраста» позволяют проанализировать и увидеть индивидуальные особенности сформированности социально-личностных качеств детей дошкольного возраста, взаимоотношения со средой, поведенческие проблемы.

В результате исследования был изучен третий компонент социально-личностных качеств у дошкольников старшего возраста, деятельностно-творческий, с помощью диагностической методики «Сюжетные картинки» Р.М. Калининой. Методика «Сюжетные картинки» представляет собой специальные картинки, которые отображают различные ситуации из жизни детей. Ребенку старшего дошкольного возраста предлагается рассказать историю, вдохновленную данными картинками. По этой истории можно судить о развитии у ребенка социально-личностных качеств, его воображении, эмоциональном и языковом развитии.

Для определения уровня социально-личностных качеств дошкольникам необходимо было выбрать картинки, на которых дети ведут себя хорошо и плохо. Картинки предлагались попарно (щедрость – жадность, отзывчивость – равнодушие, дружелюбие – конфликтность, аккуратность – неаккуратность). После показа каждой пары картинок детям дошкольного возраста задавался вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Апробация полученных результатов методики «Сюжетные картинки» показывает, что дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют разные уровни сформированности деятельностно-творческого компонента социально-личностных качеств. «Оптимальный уровень наблюдается у 64 % детей, допустимый уровень продемонстрировали 19 %, недопустимый уровень –17 %» [10].

Обобщив полученные данные методики «Сюжетные картинки», выявили, что «у дошкольников прослеживается низкая сформированность мотивационно-эмоционального компонента социально-личностных качеств. Во время проведения диагностики дошкольники правильно раскладывали картинки, но эмоциональные реакции при оценке поступков были слабо выражены» [10]. Можно предположить, что у детей 5–7 лет не сформированы представления о правилах и нормах поведения, характере детских взаимоотношений. Исследование показало, что дети не всегда готовы к целеполаганию и планированию собственных действий, что свидетельствует о недостаточной самостоятельности дошкольников.

Результаты комплексной диагностики уровня социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста позволили выявить, что у испытуемых прослеживается высокий уровень сформированности мотивационно-эмоционального компонента (43 %), коммуникативно-когнитивного компонента (53 %), деятельностно-творческого компонента (64 %).

Заключение

Старший дошкольный возраст играет ключевую роль в формировании социальных и личностных черт, которые могут оказать значительное влияние на последующие жизненные устремления и отношения.

Предложенный диагностический материал: методика «Лесенка» (вариант Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной), методика «Социальная активность детей дошкольного возраста» В.Г. Мараловой, В.И. Ситаровой, методика «Сюжетные картинки» Р.М. Калининой – является эффективным инструментом для определения оценки уровня сформированности социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Методики позволяют более точно и всесторонне оценить социальные навыки, эмоциональное и коммуникативное развитие детей, а также выявить их готовность к взаимодействию с окружающим миром.

Проведенное исследование показывает, что социально-личностные качества включают в себя широкий спектр навыков и характеристик, которые формируются в социальных взаимодействиях и определяют способы, которыми дети общаются и взаимодействуют с окружающими. Эти качества являются основополагающими для успешного адаптирования в обществе и эмоционального благополучия.

Итак, оценка уровня сформированности социально-личностных качеств у дошкольников старшего возраста показала, что комплекс этих качеств оказывает влияние на эмоциональное состояние и отношения детей с окружающими. Представленные методики в исследовании помогают выявить области, требующие поддержки социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, а также способствуют созданию благоприятной среды для их дальнейшего роста и успеха.