Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FAMILIARIZING SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE LABOR TRADITIONS OF THEIR NATIVE LANDSCAPE THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT “HISTORY OF GRILLING IN AMGA”

Zhozhikova L.V. 1 Koryakina N.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Introducing children to the labor traditions and history of their native land is currently relevant. 2023 has been declared the Year of Labor in the Republic of Sakha (Yakutia). Thanks to the work of many generations of ancestors, Yakutia turned from a backward outskirts into one of the leading regions of Russia, and the city of Yakutsk was awarded the title “City of Labor Valor.” In this regard, we consider the urgent problem of introducing preschool children to the labor traditions of their region and the republic, instilling respect for work and working people, which is important for the spiritual and moral education of young citizens. The article reveals the pedagogical conditions for introducing older preschoolers in the process of implementing a project on the history of the development of arable farming in Yakutia and the first Russian peasant migrants from Russia to the village of Amga for the development of agriculture. The purpose of the article is to reveal the pedagogical conditions for organizing work to familiarize older preschoolers with the labor traditions of their native land through the implementation of the project “History of arable farming in Amga.” The article presents a diagnosis of children’s knowledge about the history and labor traditions of their native land, a thematic plan for the implementation of the project, forms and methods of working with children and parents.
labor traditions
Year of Labor
patriotic education
preschoolers
project
arable farming

В условиях сложной обстановки в современном мире особенно актуально стоит вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

«Патриотизм – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек» [1]. Большое значение имеет приобщение детей к истории и традициям родного края. «Каждый край, город или село имеют свою неповторимую историю, традиции, знание которых позволит формировать у детей дошкольного возраста представления о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми» [1].

Как считает Е.А. Казаева, «присвоение родной культуры – важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и гражданского воспитания» [2, с. 4].

Тема укрепления трудовых традиций особенно актуальна в настоящее время. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, в РС Саха (Якутия) – Годом труда. Глава Якутии А. Николаев назвал повышение престижа человека труда главной задачей на предстоящие годы. Он призвал «укреплять традиции чествования трудовых династий, которые должны получать почет и уважение как уникальные семьи, сохранившие из поколения в поколение приверженность к труду и выбранной профессии» [3].

Во время своего ежегодного послания Госсобранию (Ил Тумэн) он сказал: «Трудом многих поколений наших предков была освоена огромная территория Якутии. Именно труд якутян превратил отсталую окраину империи в один из передовых регионов великой России. И только ставя во главу угла жизнеутверждающий труд, мы сможем добиться светлого будущего для своего народа, для нашей республики и всей страны!» [3].

17 февраля 2023 г. года указом Президента России Владимира Путина Якутску было присвоено звание «Город трудовой доблести». В связи с этим авторы считают актуальной проблему приобщения детей дошкольного возраста к трудовым традициям своего края и республики, воспитания уважения к труду, людям труда, что важно для духовно-нравственного воспитания юных граждан.

Цель статьи – раскрыть педагогические условия организации работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовыми традициями родного края посредством реализации проекта «История хлебопашества в Амге».

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования авторы использовали обзор и анализ архивно-краеведческих материалов и психолого-педагогической литературы.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», Амгинский улус (район), село Амга.

В эксперименте участвовали 30 детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет): экспериментальная и контрольная группы составили по 15 детей.

Для диагностики уровня знаний детей о малой Родине авторами разработана беседа с использованием методики Е.Г. Юдиной «Моя страна» [4].

В качестве критериев уровня сформированности патриотических представлений у старших дошкольников авторы рассматривают следующие сведения:

− «знает название родного села, района, государственную символику малой родины» [4] (флаг Амгинского района);

− «имеет представление о природных объектах малой родины;

− имеет представление об исторических событиях, связанных с прошлым родного села;

− имеет представление об известных земляках и их достижениях;

− проявляет интерес к изучению прошлого родного села и эмоциональное положительное отношение к родному селу, задает вопросы краеведческого характера» [4].

Диагностическая беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком, результаты беседы заносились в индивидуальный протокол каждого ребенка.

Констатируюший этап эксперимента проводился с каждым ребенком отдельно. Данные беседы воспитатель записывал в протокол.

Содержание бесед для определения представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста было распределено по пяти блокам:

Блок 1. «Название родного села, государственная символика».

Блок 2. «Природные объекты малой Родины».

Блок 3. «Исторические события, прошлое родного села».

Блок 5. «Интерес и эмоциональное отношение».

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты диагностики показали следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности представлений о малой родине у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

0 %

0 %

Средний

8

53 %

7

46 %

Низкий

7

46 %

8

53 %

Результаты педагогической диагностики, проведенной на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах, показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о малой родине в этих группах не было. Средний уровень в экспериментальной группе показали 53 % детей, в контрольной группе 46 %. Низкий уровень у 46 % в экспериментальной, и 53 % в контрольной группе.

Таблица 2

Тематический план ознакомления детей с историей хлебопашества в Амге

Тема

Вид мероприятия

Ответственные

1.

Занятие «Земля моя Амгинская»

История образования Амги-слободы.

Первые пашенные

Воспитатель,

Руководитель кружка по ознакомлению детей с родным краем Николаева З.В.

2.

Экскурсия

Поездка на экскурсию к достопримечательным местам – монументу «Амга-слобода», скульптурной композиции землепашцам-первопроходцам Амгинской слободы.

Фотографирование

Воспитатель, родкомитет, родитель – водитель автобуса

3

Гербы России, РС (Якутия), Амгинского улуса

Беседа, аппликация, дидактические игры

Воспитатель

4

Достопримечательности Амги

Экскурсия: Памятник «Кыыс-Амма», церковь, площадь Славы, фонтан «Кыыс-Амма»

Воспитатель, родители

5.

Посещение Амгинской детской библиотеки им.

В. Жожикова

Беседа «Известные люди Амги», посещение выставки

Воспитатель,

библиотекари

6

Сквер им. О.П. Ивановой-Сидоркевич

Прогулка, беседа, прослушивание песен об Амге

Воспитатели

7

Трудовые традиции

Праздник урожая. «Золотая осень в Амге-слободе». Концерт вокального ансамбля ДОО «Радуга» «Родные просторы». Выставка-ярмарка

Воспитатели, родители, амгинские пашенные, население

8

Знаменитые люди Амги

Академик Л.В. Киренский, мелодист О.П. Иванова-Сидоркевич, писатель К. Урастыров и др.

Воспитатели

9

Игры «Я расту гражданином и патриотом своей Родины»

Авторские игры по патриотическому воспитанию дошкольников из сборника игр по разделам: «Моя семья», «Моя Амга», «Моя Республика», «Моя Россия»

Автор сборника Ефимова В.В.,

воспитатели

10.

Династия семьи пашенных Расторгуевых

Встреча со старожилом Амги Иосифом Расторгуевым. Рассказ о родословной Расторгуевых, беседа

Гости, воспитатели, родители

11

Прогулки по достопримечательностям Амги

Создание детского автодрома с электромобилями и с достопримечательными остановками

Воспитатели, рук. кружка по техническому творчеству

12

Амгинские пашенные

[5. с. 130]

Знакомство систорией амгинских пашенных: Артемьевы, Цыкуновы, Немчиновы, Алексеевы, Климонтовы, Кузнецовы, Лобановы, Кривошеины, Топорковы, Черняк, Рогожины, Соловьевы

Приглашенные гости

13

Посещение музея хлебопашества при Амгинском доме

народного творчества им. Ф. Потапова

Просмотр раритетных материалов, семейных реликвий династий пашенных. Виртуальная экскурсия по истории Амги-слободы, приезд пашенных, исторические события, связанных с хлебопашеством в Амгинском улусе

Воспитатели, родители, музейные работники

14

Природа Амги

Виртуальная игра «Сплав по реке Амга». Знакомство с селами на берегу реки, природными памятниками – гора Харама, гора им. Короленко, Амгинские столбы

Воспитатели

15

Природные памятники Амги. Цветок сардаана – символ Якутии

Игра в экскурсовода с презентацией слайдов

Воспитатели

16

Проектная деятельность воспитанников как итоговый результат работы педагогов

Защита проектов:

1. «Родословная семьи амгинских пашенных Расторгуевых».

2. «Родословная семьи амгинских пашенных Артемьевых».

3. История хлебопашества в Амге.

4. История создания скульптурной композиции землепашцам-первопроходцам Амгинской слободы (2022).

5. Ысыах, посвященный амгинским хлеборобам.

6. Книга Александрова Л.Л. «325-летний юбилей со дня освоения в Якутии землепашества»

Дети, родители, педагоги

17

«Слобода – наш общий дом»

Научно-практическая конференция

Педагоги, родители, дети

«Дети со средним уровнем имеют недостаточно сформированные представления о своей малой родине, дают односложные ответы. Дети знают и правильно называют свой родной поселок, но не знают, как называется район, в котором находится поселок, имеют представления о государственной символике» [4], но не могут самостоятельно и без ошибок определить герб Амгинского улуса, знают и называют 1–2 природных объекта родного села, «обладают отрывочными первичными краеведческими представлениями об исторических событиях и прошлом родного края, знают известных земляков, прославивших родной край – называют 1–2 имени и фамилии, но не могут назвать их достижения. Проявляют избирательный интерес и нейтральное эмоциональное отношение к родному поселку, редко задают вопросы историко-краеведческого характера» [4].

«Дети с низким уровнем не имеют сформированных представлений о своей малой родине, знают только название родного поселка. Они не знают, как называется район, в котором находится поселок, не имеют представления о государственной символике» [4], не могут определить герб Амгинского района, не знают природных объектов родного села, не имеют даже отрывочных первичных краеведческих представлений об исторических событиях и прошлом родного края» [4].

Для ознакомления детей с трудовыми традициями родного края авторами разработан проект «История хлебопашества в Амге».

«История хлебопашества в Якутии началась с Амгинской слободы. Амга – старинное русское поселение. В 1672 г. в село прибыли первые пашенные крестьяне, первопроходцы по выращиванию хлеба, и основали Амгу-слободу» [5, с. 90].

Цель проекта – приобщение дошкольников с историческими традициями родного края, знакомство их с династиями первых хлебопашцев, направленных царской Россией для занятий земледелием в Якутии.

Задачи: передача подрастающему поколению исторический опыт Амги-слободы;

− воспитание любви к родному краю, интереса и чувства гордости к его прошлому и настоящему;

− развитие эмоционально-ценностного, бережного отношения к семье, дому, улице, селу, району, республике, стране.

Тематический план представлен в таблице 2.

Ожидаемый результат

Дети знают исторические трудовые традиции родного края, династии пашенных крестьян, которые заложили начало хлебопашества в Якутии. У них развито ценностное отношение к родному краю, бережное отношение к семье, дому, селу, республике, стране. Дети любят и гордятся историей родной Амги.

В процессе реализации проекта были использованы игровые технологии, экскурсии, проектные технологии, ролевые игры, виртуальные экскурсии, виртуальные сплавы по реке, инновационные технологии, музейная педагогика, технология исследовательской деятельности, дидактические игры, квесты, викторины, разучивание песен и др.

Каждое занятие и мероприятия проводились живо, интересно, деятельно. Были использованы архивные фотографии, виртуальные экскурсии в музее, в детской библиотеке Активное участие принимали родители. Многие из родителей и воспитателей сами являются потомками династий первых землепашцев, пашенных крестьян.

Контрольный срез по тем же методикам показал положительные результаты. В экспериментальной группе 7 детей оказались на высоком уровне, 8 детей – на среднем. Низкого уровня не оказалось.

Заключение

Работая над проектом, дети узнали многое об истории родного села, о героях труда и истории земледелия в родном крае. Работа воспитателей, родителей и детей внесла посильный вклад в патриотическое воспитание детей в год труда в РС (Якутия).

На экспресс-сессии «Лучшие педагогические практики современного дошкольного образования» Республиканского форума «Дошкольное образование: традиции и новые ориентиры» проект награжден Дипломом победителя. Таким образом, предлагаемый проект имеет практическую значимость и перспективы внедрения в образовательную практику дошкольных образовательных организаций.