Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RESEARCH COMPETENCE’S DEVELOPMENT OF STUDENTS-LINGUISTS DURING UNIVERSITY STUDIES

Gmyzina G.N. 1 Grishenkova E.G. 2 Starostina N.N. 2
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
2 Ulyanovsk State Technical University
The paper deals with the problem of the the research competence’s development of students-linguists during their studies at the university, which is updated in the Federal State Educational Standard (3++) in the field of training 45.03.02 Linguistics. The study hypothesizes that the use of critical thinking development technology during university studies has a positive impact on the the research competence’s development of students-linguists due to the fact that in the structure of the students-linguists’professional competence, critical thinking is considered as a universal competence. The paper describes the results of the pedagogical experiment on the students-linguists’ critical thinking development in the process of teaching a foreign language, which took place from 2017 to 2020 using an adapted version of the critical thinking development technology. The authors determine the impact of this technology on the research competence’s development of students-linguists, based on the data obtained from the results of the above-described pedagogical experiment and on the results of the final qualifying works of students who participated in this experiment. The results of measurements of the level of critical thinking and research competence in the control and experimental groups of students-linguists are subjected to statistical processing. The calculations confirm the positive impact of the adapted critical thinking development technology used during university studies on the level of development of students-linguists’ research competence.
students-linguists
research competence
critical thinking development technology
professional competencies
universal competencies

Современные условия рынка труда выдвигают высокие требования к профессиональной подготовке выпускников вуза. Согласно ФГОС ВО 3++ выпускник вуза должен овладеть профессиональными компетенциями и быть способен выполнять определенный круг профессиональных задач. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика" (с изменениями и дополнениями Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2020 г. № 1456) регламентирует требования к профессиональной подготовке лингвистов [1].

В рамках освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика выпускники должны быть готовы к решению различных задач профессиональной деятельности, в частности научно-исследовательского типа, что актуализирует проблему развития у студентов-лингвистов научно-исследовательской компетенции; а также выпускникам необходимо овладеть универсальными и общепрофессиональными компетенциями согласно компетентностному подходу [1, с. 5; 2, с. 105].

Среди универсальных компетенций на передний план вынесена УК1 – «Системное и критическое мышление», которая предполагает способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, а также способность применять системный подход для решения поставленных задач [1, с. 9].

Логично предположить, что, будучи универсальной компетенцией, критическое мышление, а точнее уровень развития критического мышления, будет влиять на способность студентов-лингвистов выполнять профессиональные задачи, в том числе научно-исследовательского характера, то есть будет влиять на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов. Исходя из вышесказанного, цель исследования можно сформулировать следующим образом: определить влияние технологии развития критического мышления на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов.

Материалы и методы исследования

Обратимся к исследованиям, посвященным изучению научно-исследовательской компетенции.

Комарова Ю.А. в своей статье понимает под научно-исследовательской компетентностью единое интегративное поле, состоящее из профессионально-научной компетенции, образовательной компетенции и компетенции в научном общении [3, с. 70].

Изучая исследовательскую активность подростков, Шумакова Н.Б. отмечает, что исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных навыков, умения ориентироваться в информационном пространстве, навыка самостоятельного конструирования своих знаний, умения интегрировать знания из различных областей и навыков критического мышления [4, с. 33].

В структуре научно-исследовательской компетенции студентов Савельева Н.Н. и Боголюбова М.Н. выделяют такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный [5].

Стрижнева Е.А. предполагает, что научно-исследовательская компетенция студентов развивается посредством их активного, мотивированного участия в научно-исследовательской деятельности вуза [6].

Ваганова Е.Г. к умениям научно-исследовательской компетенции студента относит умение формулировать тему, цель и задачи исследования; умение представлять различные точки зрения на проблему; умение обобщать полученные результаты; умение делать выводы, исходя из результатов исследования [7].

Теоретический анализ научной литературы по проблематике развития научно-исследовательской компетенции показывает, что данная компетенция предполагает наличие таких умений, как умение ориентироваться в информационном пространстве, рефлексивно-оценочные умения, синтез и анализ информации и др., что позволяет предположить положительное влияние применения технологии развития критического мышления на развитие научно-исследовательской компетенции студентов.

Для проверки вышеуказанной гипотезы исследования было проведено практическое исследование, направленное на выявление влияния технологии развития критического мышления на уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Оригинальная версия вышеуказанной технологии имеет следующее название: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». Данная технология была адаптирована к процессу преподавания английского языка студентам по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. В адаптированной версии технологии развития критического мышления (АТРКМ) был сохранен алгоритм технологических этапов «вызов – осмысление – рефлексия» и подобраны педагогические приемы, ориентированные на специфику профессиональной деятельности лингвистов. На первом этапе АТРКМ («вызов») применялись приемы, направленные на предварительное ознакомление студентов с новой информацией, выдвижение предположений о дальнейшем развитии событий в тексте. На втором этапе АТРКМ («осмысление») использовались приемы, направленные на подробное изучение предложенного текста, выделение главной и второстепенной информации, определение причинно-следственных связей смыслового содержания текста. На третьем этапе адаптированной версии технологии («рефлексия») применялись приемы, направленные на обобщение, итоговое резюмирование изученной информации и формулирование выводов.

Опираясь на исследование Вагановой Е.Г., в котором для мониторинга научно-исследовательской компетенции студентов автор оценивает их умения осуществить и оформить научно-исследовательскую работу, в данном исследовании принято решение за критерий сформированности научно-исследовательской компетенции студентов принимать результаты защиты их выпускных квалификационных работ [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Обратимся к педагогическому эксперименту, в котором авторы рассматривали критическое мышление в структуре профессиональной субъектности студентов-лингвистов и также способствовали амплификации этого вида мышления посредством адаптированной технологии развития критического мышления. Данное исследование проходило в период с 2017 по 2020 учебный год на кафедре «Прикладная лингвистика» гуманитарного факультета Ульяновского государственного технического университета. Педагогический эксперимент по развитию критического мышления проходил в 2017-2018 учебном году со студентами первого курса и в 2018-2019 учебном году с этими же студентами, которые обучались уже на втором курсе. Оба этих учебных года в экспериментальной группе студентов применялась адаптированная технология развития критического мышления в процессе преподавания иностранного языка, и результаты исследования показали, что уровень развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной группе (табл. 1) [9, с. 110].

Для расчета динамики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе на промежуточном этапе в 2017-2018 учебном году и на итоговом этапе в 2018-2019 учебном году был использован парный T–критерий Вилкоксона.

Статистические расчеты подтверждают, что уровень развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной группе на этапе итоговой диагностики (2018-2019 учебный год) выше, чем показатели, полученные на промежуточном этапе эксперимента (2017-2018 учебный год), что позволяет утверждать о наличии положительной динамики развития критического мышления у студентов в экспериментальной группе (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Ось значимости для Тэмп = 1 при n = 9

В 2019-2020 учебном году была осуществлена диагностика отложенного эффекта проведенного педагогического эксперимента (2017-2018, 2018-2019 учебные годы). В 2019-2020 учебном году адаптированная технология развития критического мышления не применялась в процессе обучения студентов-лингвистов, принимавших участие в эксперименте, но по завершении учебного года замеры уровня критического мышления у студентов, обучавшихся уже на третьем курсе, показали, что в экспериментальной группе студентов наблюдается положительный отложенный экспериментальный эффект [10, с. 229].

В 2020-2021 учебном году студенты четвертого курса, участвовавшие в педагогическом эксперименте в 2017-2018, 2018-2019 учебных годах, защитили выпускные квалификационные работы. В данной статье планируется проследить влияние применения адаптированной технологии развития критического мышления в процессе обучения студентов-лингвистов на их результаты по защите выпускных квалификационных работ.

Таблица 1

Развитие критического мышления на промежуточном этапе эксперимента (2017-2018 учебный год) и на итоговом этапе эксперимента (2018-2019 учебный год) студентов-лингвистов в экспериментальной группе

N

«До»

«После»

Сдвиг (tпосле – tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

33

34

1

1

4

2

34

36

2

2

8

9

31

33

2

2

8

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

1

Таблица 2

Данные итоговой диагностики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в контрольной и экспериментальной группах (2019-2020 учебный год)

Выборка 1

Экспериментальная группа

Ранг 1

Выборка 2

Контрольная группа

Ранг 2

1

34

17.5

31

13

2

36

20

31

13

3

28

5

28

5

4

37

21

29

7.5

13

   

30

10

Суммы:

 

125

 

106

Таблица 3

Результаты защиты ВКР студентов в контрольной и экспериментальной группах (2020-2021 учебный год)

Выборка 1

Экспериментальная группа

Ранг 1

Выборка 2

Контрольная группа

Ранг 2

1

5

17.5

4

7.5

2

5

17.5

4

7.5

3

4

7.5

5

17.5

4

5

17.5

4

7.5

5

5

17.5

5

17.5

6

5

17.5

4

7.5

7

4

7.5

4

7.5

8

5

17.5

4

7.5

9

   

4

7.5

10

   

4

7.5

11

   

4

7.5

12

   

3

1

13

   

4

7.5

Суммы:

 

120

 

111

Следует обратиться к результатам итоговой диагностики уровня развития критического мышления студентов-лингвистов в экспериментальной и контрольной группах 2019-2020 учебного года. Эти данные представлены в таблице 2.

Используя статистический метод U-критерий Манна–Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, определяем, что уровень критического мышления студентов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе студентов-лингвистов (рис. 2) [11].

Результаты защиты выпускных квалификационных работ студентов-лингвистов четвертого курса, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице 3.

missing image file

Рис. 2. Ось значимости для Uэмп = 15

Также с использованием статистического метода U-критерий Манна–Уитни определяем, что уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе студентов (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Ось значимости для Uэмп = 20

Выводы

Теоретический анализ научной литературы по проблематике развития научно-исследовательской компетенции студентов показывает, что большинство ученых сходятся во мнении, что навыки ведения научной работы и оформления ее результатов являются ключевыми составляющими научно-исследовательской компетенции студентов.

В данном практическом исследовании рассматривалось влияние применения адаптированной технологии развития критического мышления в процессе преподавания иностранного языка на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Как показатель развития научно-исследовательской компетенции были использованы результаты защиты бакалаврских работ студентов четвертого курса по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика.

Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу исследования о том, что применение адаптированной технологии развития критического мышления в ходе обучения студентов в вузе положительно влияет на развитие научно-исследовательской компетенции студентов-лингвистов. Расчёты полученных данных показывают, что у студентов-лингвистов в экспериментальной группе уровень развития научно-исследовательской компетенции выше, чем у студентов в контрольной группе, что также позволяет утверждать возможность развития научно-исследовательской компетенции студентов посредством технологии развития критического мышления.