Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF CREATIVE IMAGINATION THROUGH MOLDING IN FINE ARTS AND TECHNOLOGY CLASSES IN PRIMARY CLASSES OF GENERAL EDUCATION SCHOOL

Polynskaya I.N. 1
1 Altai State Pedagogical University
6000 KB
The article examines the problem of developing creative imagination through modeling in fine arts and technology classes in the primary grades of secondary schools. The purpose of the study is to solve the problem of forming the imagination of primary school students in general education schools during plasticize modeling classes. Objectives: to develop methodological recommendations that promote the formation of creative imagination in the process of modeling; promote the development of the idea of a future plastic product in accordance with the personal abilities, aesthetic needs and creative self-realization of the student’s personality; increase the level of applied and technical skills of students that contribute to the further development of creative imagination; to promote the mastery of technical craft by schoolchildren to realize the most complete embodiment of the student’s plan in the process of modeling, as a necessary condition for the formation of creative imagination. The hypothesis lies in the assumption that the formation of creative imagination through modeling in fine arts and technology classes in the primary grades of a secondary school will be more effective if we introduce the developed methodological model into the educational process in fine arts and technology lessons. This model will include: new approaches to teaching fine arts and technology, including a set of consistent and interconnected actions of the teacher and schoolchildren, corresponding to modern imperatives for modeling classes; rational and effective methods and techniques with gradual complication of manufacturing technology, shaping and design of plasticize products, ensuring the feasibility of the learning process; didactic principles, including goals, objectives, content, forms of education, age and individual characteristics of primary school students; teaching aids: TSO, visual aids, photos, small sculptures, a set of tasks and exercises. Research methods: analysis of pedagogical literature on the research topic, scientific experiment, monitoring of students’ plastic works, observation of the process of schoolchildren’s work.
modeling
plasticize
creative imagination
fine arts
technology
students
primary classes
secondary school
methodological model

Непрерывное развитие отечественной педагогики решает сложные пути выполнения задач по обеспечению достойного развития личности, лежащего в основе социального прогресса, жизни общества и государства. Такие учебные предметы, как изобразительное искусство и технология, в образовательной системе особо важны, во время этих уроков происходит формирование и развитие трудовых навыков, эстетических чувств, духовно-нравственных ценностей. «Комплексный подход к решению проблем развивающего обучения на уроках изобразительного искусства необходим как одно из важнейших условий гармонического развития интеллектуальных, духовных и эстетических возможностей школьников» [1, с. 135]. В этом процессе формирования характера взрослеющей личности развитие художественно-образного мышления является необходимым условием эффективного формирования внутренней культуры и убеждений школьника. Воображение, как и образное мышление, оперирует образами, соответствующими чувственному восприятию действительности, их концептуальной обработкой и мысленными трансформациями. В настоящее время вопрос формирования воображения всесторонне изучается и исследуется в философии, психологии, педагогике, эстетике, искусствоведении, теории и практике обучения изобразительному искусству, технологии, дизайна. Присутствует богатый теоретический материал для изучения. «Обучение изобразительному, декоративно-прикладному искусству, уроки технологии являются многогранным процессом, что обусловлено основной целью – развития творческой личности, способной к созданию самостоятельных произведений искусства, самостоятельному совершенствованию в овладеваемой им художественно-творческой, конструкторской и дизайнерской деятельности» [2, с. 120]. Воображение детей формируется в художественно-творческой и прикладной деятельности, в частности занятия лепкой на уроках изобразительного искусства и технологии развивают гибкость и пластичность мыслительных процессов, художественно-образное и пространственно-объемное мышление, представление и фантазию как основополагающую функцию, способствующую раскрытию творческих способностей учащихся.

Лепка – это процесс создания объемных и рельефных фигур, картин и композиций из пластичных материалов (глины, пластилина, гипса, папье-маше). Занятия лепкой очень важны для учащихся школы, так как они влияют на становление личности ребенка, воспитывают усидчивость, развивают трудовые умения и навыки детей, развивают мелкую моторику. «Поэтому педагоги и практики уделяют большое внимание подбору разнообразных средств и приемов развития мелкой моторики детей, используя, в частности, пластилинографию как наиболее эффективный метод развития сенсомоторики» [3, с. 308]. Большое значение для развития образных представлений и эмоциональной сферы ребенка имеет наглядность, демонстративный материал – рисунки, фотографии, репродукции, схемы, аудио- и видеоматериалы. Просмотр мультфильмов с участием героев и персонажей сказок, рассказов, образов народного фольклора доступен и подходит по возрасту учащимся начальных классов. Эти образы положительно отражаются в мышлении, обогащают эмоциональную сторону учащихся.

Проведенный анализ проблемы формирования воображения у учащихся начальных классов на занятиях по лепке из пластилина показал, что данная проблема актуальна и остается пока нерешенной. Проблемой является недостаточно разработанная методика формирования воображения на занятиях лепкой из пластилина у учащихся начальных классов. Данная проблема приводит к тому, что большинство детей, растущих в современном обществе, творчески не развиваются, что отражается на качестве художественного образования и эстетического воспитания школьников. Все вышесказанное подтверждает актуальность нашего исследования.

Психологи, педагоги освещали этот вопрос с теоретической точки зрения, на данный момент доступно большое количество материалов – публикаций, статьей, научных трудов и исследований.

Существуют программы, разработанные педагогами и включенные в школьный учебный план по изобразительному искусству и технологии, они затрагивают в большинстве случаев общее развитие учащихся, знакомство с предметом и освоение элементарных навыков работы с пластическим материалом – усвоение способов, методов и простейших приемов лепки. Задания носят эпизодический характер и мало способствуют задачам формирования творческого воображения, развитию способностей детей в создании яркого и выразительного художественного образа на занятиях лепкой. «Занятия лепкой у обучающихся дошкольного и школьного возраста развивают не только творческие способности, но и наблюдательное, умственное, логическое мышление, которое понадобится им во взрослой жизни» [4, с. 57].

Целью статьи является решение проблемы формирования воображения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы на занятиях лепкой из пластилина.

Автор видит решение данной проблемы в следующих подходах:

− разработать методические рекомендации, способствующие формированию творческого воображения в процессе занятий лепкой;

− способствовать развитию идеи будущего пластического изделия в соответствии с личностными способностями, эстетическими потребностями и творческой самореализации личности школьника;

− повышать уровень прикладных и технических умений и навыков учащихся, способствующих дальнейшему развитию творческого воображения;

− содействовать овладению школьниками технического ремесла для реализации наиболее полного воплощения замысла школьника в процессе лепки как необходимого условия формирования творческого воображения.

Материалы и методы исследования

Учащимся общеобразовательной школы важно постоянно стремиться к пониманию формы в единстве с воздушной средой, к развитию пространственного мышления, позволяющего представить задуманную вылепленную форму уже завершенной, с разных сторон и в разных ракурсах.

Методика занятий лепкой с натуры в той или иной степени разработана Н.С. Боголюбовым, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.М. Конышевой, Н.А. Курочкиной, Е.В. Лебедевой, К.М. Лепиловым, Г.В. Пантюхиной, И.Н. Потехиной, Н.Б. Халезовой. Однако творческая составляющая успешного формирования воображения в процессе занятий лепкой не получила должного освещения, что свидетельствует о недостаточной научной разработанности исследуемой автором проблемы.

Главным условием успешного формирования творческого воображения в процессе занятий лепкой является своеобразность выполнения задания. Своеобразность выполнения задания понимается как возможность передавать основные формы объекта и одновременно сознательно его изменять с целью оригинального и самостоятельного авторского (детского) исполнения. Это выражается в передаче основных пропорций, когда ребенок старается показать главное в характере пластического объекта. Таким образом, воображение словно идет по пути особенного гротеска, далекого от натуральной трактовки, очень выразительного и неожиданного решения. Это является ярко выраженной особенностью креативного мышления. «Креативность у школьников можно и нужно развивать» [5, с. 150].

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, решая сложившуюся проблему, исходя из концепции исследования, автор разработал и экспериментально испытал методическую модель, направленную на формирование творческого воображения в процессе занятий лепкой. Разработанная методическая модель включает в себя:

− новый подход в обучении изобразительному искусству и технологии, включающий совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и школьников, соответствующих современным императивам к занятиям лепкой;

− рациональные и эффективные способы и приемы с постепенным усложнением технологии изготовления, формообразования и конструирования изделий из пластилина, обеспечивая посильность процесса обучения;

− дидактические принципы, включающие цели, задачи, содержание, формы обучения, возрастные и индивидуальные особенности школьников начальных классов;

− средства обучения: ТСО, наглядные пособия, фото, скульптурные изделия малых форм, комплекс заданий и упражнений.

Особенность методической модели, направленной на формирование творческого воображения младших школьников в процессе занятий лепкой, заключается в интегрированном практическом курсе обучения способам и приемам лепки. Помимо основных приемов и способов лепки, учащихся учили декорировать и оформлять работу дополнительными элементами и деталями, используя различные оттенки цветного пластилина, от чего пластическое изделие обогащалось образным выражением и оригинальным декором. Вся работа включала в себя подготовительные упражнения, тренировочные, кратковременные и длительные задания. В методической системе все задания и упражнения разрабатывались с учетом имеющихся знаний и умений школьников, а также с постепенным разнообразием и добавлением новых приемов лепки.

Для достижения поставленной цели автор разработал серию уроков, логически выстроенных, со структурным усложнением выполнения каждого задания, учитывающих возрастные особенности школьников и обеспечивающих посильность выполнения творческой работы (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс заданий по методике формирования воображения на занятиях по лепке из пластилина у учащихся начальных классов

Темы занятий Лепка (пластилин)

Кол-во часов

1

«Белочка-припевочка»

1

2

«Сады Алтая»

1

3

«Домашний любимец»

1

4

«Кот Матвей»

1

5

«Мой пёс»

1

6

«Карамельный петушок»

1

7

«Птички-невелички»

1

8

«Садовый гном»

1

9

«Барыня-Сударыня»

1

10

«Дерево счастья»

1

11

«Райская птичка»

1

12

«Настоящий, говорящий, разноцветный попугай»

1

Итого

12

Опытно-экспериментальная проверка осуществлялась на базе МБОУ Гимназии № 22, г. Барнаула. В педагогическом эксперименте были задействованы учащиеся начальных классов.

Данный этап преследовал цель определить уровень начальных знаний, практических умений и навыков работы с пластилином, выявить уровень творческого воображения и образного представления учащихся в процессе лепки из пластилина.

В предложенном практическом задании учащимся нужно было вылепить из цветного пластилина фигуру лесного животного на выбор и передать его образное решение (характерные черты, внешние особенности, пластику) так, как они себе это представляют. Материал – цветной пластилин, стеки, штампы.

Для анализа продуктов творческой деятельности учащихся автор разработал классификацию признаков по выявлению уровня творческого воображения, а также практических умений и навыков работы с пластилином на занятиях лепкой (табл. 2). Применяемая классификация признаков стала единой для всех этапов эксперимента.

Таблица 2

Классификация признаков степени творческого воображения, практических умений и навыков учащихся начальных классов в работе с пластилином

Классификация признаков

Низкая степень развития воображения

Средняя степень развития воображения

Высокая степень развития воображения

1. Владение

приемами и

способами лепки

слабое владение приемами и способами лепки (не умеет раскатывать, вытягивать, сплющивать, сглаживать и т.п.)

владение приемами и способами, частичное их применение в работе

владение приемами и способами лепки, умелое использование их в процессе изготовления поделки

2. Стилизация модели в лепке

Работа выполнена наивно, тривиально, условна по характеру

Частично выявлены элементы своеобразной трактовки образа, стилистика выражена неубедительно

Стилистика выполненной работы индивидуальна, своеобразна, оригинальна

3. Оригинальность

решения пластической формы

Ошибки в передаче формы и пропорций, отсутствует пластичность, динамичность в изделии. Образ невыразительный, стереотипный

Неточная передача формы и пропорций, частично выражена пластика и динамика изделия. В работе наличествует элемент индивидуальной выразительности

Правильно решены форма и пропорции, выразительно переданы пластика и динамика в изделии. Вылепленный объект решен творчески, выразительно, оригинально и самобытно

Таблица 3

Диагностика степени развития творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов в работе с пластилином (опытно-экспериментальная проверка)

Классификация признаков

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

1. Владение приемами и способами лепки

59 %

32 %

9 %

54 %

34 %

12 %

52 %

34 %

14 %

47 %

37 %

16 %

2. Стилизация модели в лепке

66 %

26 %

8 %

64 %

27 %

9 %

59 %

30 %

11 %

54 %

32 %

14 %

3. Оригинальность решения пластической формы

60 %

31 %

9 %

57 %

33 %

10 %

54 %

34 %

12 %

49 %

38 %

13 %

Примечания:

нсрв – низкая степень развития воображения;

ссрв – средняя степень развития воображения;

всрв – высокая степень развития воображения.

Таблица 4

Диагностика степени развития творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов в работе с пластилином (экспериментальная проверка)

Классификация признаков

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

нсрв

ссрв

всрв

1. Владение приемами и способами лепки

46 %

41 %

13 %

38 %

47 %

15 %

33 %

50 %

17 %

28 %

53 %

19 %

2. Стилизация модели в лепке

57 %

31 %

12 %

51 %

35 %

14 %

45 %

39 %

16 %

41 %

41 %

18 %

3. Оригинальность решения пластической формы

53 %

36 %

11 %

49 %

38 %

13 %

43 %

41 %

16 %

38 %

44 %

18 %

Примечания: нсрв – низкая степень развития воображения;

ссрв – средняя степень развития воображения;

всрв – высокая степень развития воображения.

Из табл. 3 можно увидеть, что на этапе опытно-экспериментальной проверки в 1 классе низкая степень развития воображения составила 59 %, средняя степень – 32 %, а высокая – всего 9 %. Во втором классе низкая степень – 54 %, средняя – 34 %, высокая степень развития воображения в процессе работы с пластилином составила 12 %. Показатели в 3–4 классах дают нам возможность определить, что степень развития воображения и практических умений работы с пластилином незначительно отличается от работ учащихся 1–2 классов и оставляет желать лучшего. Такая же ситуация наблюдается и с другими классификационными признаками на данном этапе исследования.

Анализ опытно-экспериментальной проверки подтвердил проблему нашего исследования: в развитии творческого воображения, практических умений и навыков учащихся начальных классов в работе с пластилином возникают определенные сложности.

На следующем этапе эксперимента была проверена успешность предлагаемой методической модели, направленной на формирование творческого воображения в процессе занятий лепкой, а также был проведен анализ работ учащихся. Экспериментальная проверка преследовала цель выявить степень развития творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов в работе с пластилином. На данном этапе была испытана методическая модель, направленная на эффективное развитие творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов работы с пластилином. Результаты экспериментальной проверки представлены в табл. 4.

Диагностика результатов экспериментальной проверки по классификации признаков показала стабильный рост.

missing image file

Работы учащихся 1–4 классов экспериментального этапа исследования

Так, например, при владении приемами и способами лепки в 1 классе низкая степень развития воображения составила 46 %, средняя – 41 %, высокая степень – 13 %. Во втором классе «нсрв» – 38 %, что на 16 % меньше, чем на опытно-экспериментальном этапе проверки, «ссрв» – 47 %, «всрв» составила 15 %. Рост показателей можно наблюдать и в 3–4 классах, а также по всем классификационным признакам.

В работах учащихся появились творческие элементы, образы вылепленных изделий наполнились оригинальным и эмоционально-смысловым содержанием, дополнительные элементы и детали из цветного пластилина существенно обогатили художественный образ. В изделиях появилась фактурность и эмоции персонажей (шерсть животных, цветное оперение птиц, разноцветные украшения в одеждах людей и т.п.) (рисунок).

В процессе занятий лепкой дети также освоили признаки объемных геометрических тел. «Лепка учит школьников распознавать свойства тел – объем, форму, плотность, рельефность» [6, с. 167]. «Дети приходят к пониманию объема как образной формы, существующей в пространстве» [7, с. 118].

Заключение

Сравнение результатов двух этапов экспериментальной проверки позволило выявить эффективное влияние разработанной методической модели на развитие творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов в работе с пластилином. У школьников повысился уровень развития творческого воображения и практических умений работы с пластилином, они научились основным приемам лепки.

В результате проведенного исследования была решена проблема более продуктивного развития творческого воображения и практических умений учащихся начальных классов. Проведенное исследование может служить рабочим материалом для дальнейшего практического и теоретического внедрения в учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства и технологии в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования.