Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

READINESS OF FUTURE TEACHERS TO COUNTER BULLYING IN THE SCHOOL ENVIRONMENT: THE ESSENCE OF THE CONCEPT AND THE MAIN CHARACTERISTICS

Zhilkina O.Yu. 1
1 Penza State University
The article substantiates the need to form the readiness of future teachers to counter bullying in the school environment. The role of the future teacher in the prevention and correction of bullying in the school environment is revealed. The analysis of the degree of knowledge of the problem of the future teacher’s readiness to prevent bullying among students in general education organizations is carried out. The main approaches to the definition of psychological, adaptive and professional readiness and various classifications of the structural components of each of them are considered. The determination of the readiness of future teachers to counteract bullying in the school environment is presented. The main characteristics of this readiness are given and it is shown that it is a stable characteristic of the personality and the result of professional training of students in universities. It manifests itself in the presence of certain attitudes, motives, qualities and personality traits that provide a person with the opportunity to successfully perform their professional functions. The structural components of readiness to resist bullying in a general education organization are presented, including motivational-value, cognitive, functional-activity and personal components. The conclusion is formulated about the importance and necessity of forming the ability of future teachers to resist bullying at school during their studies at the university in order to effectively combat bullying and ensure the safety of children.
future teachers
professional training
higher school
bullying
school environment
readiness
counteraction to bullying
structural components of the readiness of future teachers to counteract bullying

В настоящее время среди обучающихся общеобразовательных организаций достаточно широко распространено такое явление, как буллинг. Последствия травли обязательно отражаются на личности ребенка, причем необходимо отметить, что они сказываются не только на жертве, но и на агрессорах, и на наблюдателях. Обучающиеся становятся злыми, раздражительными и замкнутыми людьми, которые ни к чему не стремятся и чаще всего теряют интерес к учебе. В некоторых случаях и вовсе наносится вред здоровью детей.

В связи с этим необходимо не допускать ситуации травли среди школьников, и, как правило, главную роль в решении данной проблемы играет учитель. Из этого следует, что сегодня важно обучать будущих педагогов противодействовать буллингу в школьной среде и, как следствие, понимать суть и иметь представление о базовых характеристиках данного понятия.

Цель статьи – определить сущность понятия «готовность будущих педагогов к противодействию буллингу в школьной среде» и выделить основные характеристики данной готовности.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, которая посвящена проблеме профилактики буллинга и раскрывает суть понятия «готовность».

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день в различных науках ученые в качестве предмета изучения выбирают готовность к различным видам деятельности, а также раскрывают содержание, структуру, критерии готовности и условия, которые влияют на ее формирование. Но, несмотря на достаточно долгий срок изучения, единого определения понятия «готовность» нет. Однако существуют два подхода раскрытия данного понятия: личностный и системно-функциональный.

Согласно личностному подходу она представляет собой совокупность свойств личности, которые обеспечивают эффективность конкретной деятельности (А.А. Деркач, М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий).

Системно-функциональный подход рассматривает ее как целостное проявление личности, заключающееся в осознании, совершенствовании и направлении присущих данной личности качеств, свойств и возможностей для достижения успеха в конкретной ситуации (А.А. Бодалев, В.Д. Шадриков, И.В. Романова).

Каждая деятельность человека уникальна по-своему, и, как следствие, готовность к конкретной деятельности будет иметь свои особенности, поэтому возникает необходимость конкретизации готовности к противодействию буллингу, но для этого сначала следует понять, как именно раскрывается содержание и структура определенной готовности. Чаще всего в научных работах исследуются такие понятия, как адаптационная, профессиональная и психологическая готовность. Рассмотрим каждую из них подробнее.

В современных условиях приходится постоянно адаптироваться к переменам, которые затрагивают каждый аспект нашей жизни, включая и образование. Новые образовательные программы, методики и технологии внедряются постоянно, и выпускникам школ приходится соответствовать разнообразным требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом. Одно из ключевых требований этого стандарта – способность обучающихся к саморазвитию и постоянному обучению. Следовательно, необходимо развивать у них навыки успешного взаимодействия с новыми социальными, образовательными и профессиональными средами, то есть формировать и развивать адаптационную готовность.

Проанализировав современные психолого-педагогические исследования, можно выделить два подхода к определению данной готовности. В рамках первого подхода она рассматривается как уровень подготовленности личности к действиям в новых условиях (М.В. Григорьева, М.Г. Магомедова). Второй подход представляет ее как стремление адаптироваться к изменениям в окружающей среде и успешно взаимодействовать с ней. (Л.Е. Тарасова).

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день существует много различных классификаций структурных компонентов адаптационной готовности.

М.В. Григорьева считает, что она имеет сложную структуру, представляющую собой готовность сразу нескольких уровней психической активности:

− психофизиологический;

− психологический;

− социально-психологический [1].

М.Г. Магомедова выделяет такие пять компонентов, как мотивационный, который является основным компонентом, позволяющим активно овладевать профессией, творческий, личностно-деятельностный, операциональный и практический [2].

Р.М. Шамионов, говоря о структуре, выделяет два важных компонента: ядро и периферию. Ядро представляет собой набор общих характеристик готовности, которые остаются стабильными независимо от конкретной ситуации. В то же время периферия представляет собой изменчивую часть, которая подстраивается под конкретные условия и требования [3].

Подводя итоги, касаемо адаптационной готовности, можно сказать, что в современном мире она является необходимым условием, позволяющим эффективно и с минимальными затратами взаимодействовать в постоянно изменяющихся и новых условиях жизни и деятельности, а также целенаправленно преобразовывать окружающую действительность.

Далее рассмотрим психологическую готовность, которая активно исследовалась в отечественной психологии и педагогике. Она является неким пусковым механизмом деятельности и представляет собой необходимое условие эффективности в различных сферах жизнедеятельности человека. В научной литературе выделяется несколько подходов к рассмотрению данной готовности.

Первый подход понимает под ней некоторое состояние активации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих успешное выполнение определенной деятельности (Н.Л. Левитов, Е.П. Ильин, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин).

Сторонники второго подхода подразумевают неотъемлемый и значимый компонент становления личности в целом (А.Ц. Пуни, Е.А. Пырьев).

Третий же подход характеризует ее как проявление всех особенностей и качеств человека, обеспечивающих ему возможность успешного выполнения различных функций (В.Ф. Жукова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

В отечественной психологии не существует единого мнения относительно структуры психологической готовности. Ученые выделяют в ней различные компоненты, акцентируя внимание на их взаимосвязи. И.В. Ивенских, С.Н. Сорокоумова и О.В. Суворова в своих работах указывают мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компонент [4]. Р.Д. Санжаева выделяет мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты [5]. Ю.И. Щербаков, В.Ю. Могилевская, Э.В. Лихачева и И.В. Кондратенко выделяют мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и операционально-поведенческий компоненты [6].

Определить границы психологической готовности достаточно сложно, так как это особое психическое состояние, а также устойчивая личностная характеристика. Данная готовность сформирована уже заранее, действует постоянно и является базой для успешной деятельности.

Сегодня в динамично меняющихся условиях к работникам различных направлений предъявляется ряд требований, среди которых успешное выполнение своих обязанностей. Отсюда следует, что каждый сотрудник должен обладать достаточным уровнем знаний, навыков и умений, которые он получает, обучаясь в вузе, то есть должен обладать базовой подготовкой, которая определяется в научной литературе как «профессиональная готовность».

Затрагивая проблему готовности к профессиональной деятельности, стоит отметить, что интерес к этой теме появился в нашей стране во второй половине XIX в. Связано это с тем, что в эти годы появилось очень много новых профессий из-за развития крупного машинного производства, в результате чего возникла острая потребность в приобретении квалификации, и, как следствие, данная проблема стала подробно разрабатываться различными учеными. Обобщая имеющиеся исследования, можно констатировать, что существует достаточно много подходов к определению данной готовности. Она может рассматриваться как:

− совокупность профессиональных требований к конкретной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов);

− функциональное состояние, психологическая и социальная установка, отношения, которые характеризуют поведение человека (В.А. Ядов);

− система профессионально значимых качеств, мотивов и умений (К.М. Дурай-Новакова, Е.П. Белозерцев).

Теоретический анализ научных работ показывает, что также существуют различные подходы и к определению компонентов данной готовности. Н.В. Провоторова в своих работах рассматривает мотивационный, когнитивный, деятельностно-технологический и социально-психологический компоненты [7]. Н.С. Аринушкина и М.В. Сивохин выделяют такие пять компонентов, как мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, социально-перцептивный, организационно-личностный и эмоционально-чувственный [8].

Также стоит отметить, что, понимая сущность и структуру профессиональной готовности, можно эффективно воздействовать на обучающихся для того, чтобы развивать их в выбранной ими профессии.

На сегодняшний день в научной литературе нет четко сформулированного понятия «готовность к противодействию буллингу», но есть отдельные аспекты данного понятия, которые позволяют выделить некоторые характеристики данной готовности:

− является устойчивой характеристикой личности;

− это итог профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях;

− проявляется в наличии определенных установок, мотивов, качеств и свойств личности, обеспечивающих человеку возможность успешного выполнения своих функций.

Таким образом, с точки зрения личностно-деятельностного подхода готовность к противодействию буллингу – это устойчивая характеристика личности, которая проявляется в наличии определенных установок, мотивов, качеств и свойств, а также специальных умений и знаний, необходимых для предотвращения травли.

Как и готовности, рассмотренные выше, она подразумевает наличие структурных компонентов. Для того чтобы выделить их и определить содержание каждого из компонентов данной готовности, необходимо ознакомиться с работами, в которых определяются структурные компоненты готовности к профилактике и коррекции буллинга, и рассмотреть, какие именно компетенции формируются у студентов при обучении в высших учебных заведениях.

В научной литературе существует лишь один подход к определению ее структуры. Так, О.А. Воскрекасенко, О.Н. Богатикова, О.В. Дунаева, С.С. Калашникова и А.В. Куц включают в структуру следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный [9].

Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования педагогического профиля бакалавриата, необходимо отметить, что будущий педагог должен уметь:

− правильно отбирать информацию, используя критический анализ и синтез информации;

− ставить цель и задачи, а также находить оптимальные способы достижения поставленной цели;

− работать в команде и взаимодействовать с людьми, а также осуществлять деловую коммуникацию;

− воспринимать разнообразие общества в различных контекстах;

− постоянно самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности;

− применять свои знания, умения и навыки на практике;

− осуществлять самоанализ, самооценку и коррекцию.

На основе изучения и обобщения научных работ, посвященных подготовке будущих педагогов к профилактике и коррекции буллинга, адаптационной, профессиональной и психологической готовности, а также рассмотрения требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к выпускникам педагогического направления и характеристик готовности к предотвращению травли, можно выделить следующие структурные компоненты готовности к противодействию буллингу в школе:

− мотивационно-ценностный;

− когнитивный;

− функционально-деятельностный;

− личностный.

Мотивационно-ценностный компонент отражает осознанную готовность и желание будущего учителя предотвратить ситуацию буллинга.

В структуру этого компонента входит:

− наличие стойкого познавательного интереса к овладению навыками профилактики и коррекции буллинга в школе;

− враждебно сформированная субъектная позиция по отношению к травле;

− ответственность за проявление буллинга;

− осознание своей роли в процессе предотвращения травли.

Когнитивный компонент представляет собой знания будущего учителя, которые необходимы ему для предотвращения травли в школьной среде.

Основными показателями данного компонента являются:

− знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей современных школьников, провоцирующих возникновение буллинга;

− представление о сущности буллинга, его причинах и признаках проявления;

− знание методов, средств и форм работы по предотвращению буллинга в школьной среде.

Функционально-деятельностный компонент представляет собой умение и навык применить имеющиеся знания о буллинге в разнообразных ситуациях на практике. Этот компонент предполагает:

− умение формулировать цель и задачи по профилактике и коррекции буллинга;

− способность диагностировать проявления буллинга в школьной среде и определять план действий в ситуации травли;

− умение подбирать оптимальные способы, методы, средства и формы профилактики травли среди школьников;

− способность правильно оценить результаты работы других учителей по предотвращению буллинга.

Личностный компонент проявляется в осознании будущими учителями важности саморазвития и самосовершенствования в вопросах профилактики и коррекции буллинга в школьной среде и представляет собой рефлексивный элемент.

В структуру этого компонента входит:

− способность анализировать свой уровень готовности к предотвращению издевательств;

− умение осуществлять рефлексию проделанной работы по предотвращению буллинга в школе;

− осознание возможностей личностно-профессионального развития в процессе предотвращения ситуации травли.

Заключение

Таким образом, сегодня буллинг среди обучающихся достаточно распространен, а его последствия опасны как для физического, так и для психического здоровья всех участников травли, что определяет необходимость профилактики и коррекции данного явления. Значимая роль в решении этой проблемы принадлежит педагогу, поэтому, завершив процесс обучения в высшем учебном заведении, будущий учитель должен быть готовым к противодействию буллингу среди школьников. Для этого ему необходимо понимать сущность буллинга, уметь выявлять случаи травли среди учеников, эффективно реагировать на них и создавать доверительные отношения с обучающимися, что позволит успешно бороться с буллингом и создавать благоприятную среду для обучения детей.