Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

READING COMPETENCE OF A JUNIOR STUDENT: FORMATION IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LITERATURE

Lukyanova M.I. 1 Zakharova L.M. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
The article is devoted to the problem of the formation of reading competence of primary school children and the active use of game technologies for this purpose in the literary reading lessons and in extracurricular activities. Attention is focused on the characteristic of the possibilities to study foreign literature, its impact on the development of children’s interest in reading in primary school. The article presents the experience of primary school teachers of secondary school № 21 of Ulyanovsk city in the formation of reading competence in the lessons of literary reading when studying foreign literature. Three main competencies are characterized, indicating a high level of formation of the reader’s competence – value-semantic, communicative and cognitive. The process of mastering each of them is justified by the use of methods and techniques adequate to the task, the description of original gaming technologies. The levels of formation of the diagnosed skills are highlighted: high level, above average; medium; low. The diagnostic results are briefly characterized, indicating the positive impact of the applied methods on improving the level of reading competence of primary school children. The difficulties of school children in mastering reading activity are revealed, indicating to the teachers the necessary correction in the process of forming their reading competence.
reader competence
reader competence
foreign literature study
gaming technologies
interactive techniques

Наблюдаемое в современном обществе снижение интереса к чтению, изменение отношения к нему и его статусу в жизни людей является общемировой тенденцией, обусловленной глобализацией средств массовой информации и бурным развитием индустрии развлечений. По результатам международного исследования PISA-2018 читательская грамотность российских школьников (поиск и извлечение информации, ее интерпретация, осмысление и оценка) снизилась по сравнению с предыдущими исследованиями. Многие современные дети не только затрудняются назвать главную мысль изучаемого произведения, определить последовательность событий в тексте, но и отличаются иным восприятием книжной культуры – относятся к книге как к одному из средств информации [1; 2].

Актуальность данной проблемы отражена в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание компетентного читателя, обладающего сформированной духовной потребностью в книге как средстве познания мира и самого себя. В этом документе читательская компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Читательская компетентность признается важным элементом продуктивной учебной деятельности обучающихся [3].

Проблема воспитания младшего школьника как читателя изучалась в работах А.В. Авдеевой [4], Е.Л. Гончаровой [5], Н.Е. Колгановой [6], В.Ф. Одеговой [7], С.В. Самыкиной [8], Н.Н. Светловской [9; 10] и др. По мнению Е.Л. Гончаровой, все компоненты читательской компетентности подчинены главной функции – превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя. Роль начальной школы и, в частности, уроков литературного чтения в решении данной проблемы неоспорима [11].

Цель исследования состоит в определении эффективных способов формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности при изучении зарубежной литературы.

Материалы и методы исследования

Педагогическим условием формирования читательской компетентности младших школьников является поэтапное освоение читательских умений от первого до четвертого класса. В данном процессе выделяют следующие направления: формирование навыка чтения, развитие начитанности, умения работать с книгой, навыков собственной читательской деятельности.

Прежде всего следует начинать с воспитания интереса к урокам литературного чтения, а во внеурочной деятельности практиковать часы общения с книгой, библиотечные часы, литературные игры, конкурсы сочинений и рисунков. Это возможно не только через изучение произведений отечественной литературы, но и произведений зарубежных авторов, через показ взаимосвязи между русской и зарубежной литературой. Ведь знакомство с зарубежной литературой происходит с ранних лет на основе национальной культуры. Русские сказки иногда являются вариациями зарубежных сказок. Например, «Бременские музыканты» братьев Гримм ассоциируются с русской народной сказкой «Теремок». Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка» связана с образами, появляющимися во вступлении к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Литература отражает исторические события и факты в жизни России и других стран. Взаимный процесс объединения культур, создание у молодого читателя наиболее полного представления о жизни разных народов совершается благодаря знакомству с их художественной литературой. В круг литературного чтения в начальных классах входят произведения многих стран, в числе которых Англия, Армения, Белоруссия, Германия, Индия, Италия, Франция, Швеция, Япония. Жанры зарубежных произведений разнообразны – басни, песенки, рассказы, сказки, стихотворения, хокку. Любимый литературный жанр младших школьников – сказки, читая которые дети переживают за судьбу героев и уверены, что справедливость в конце восторжествует.

Признавая значимость изучения зарубежной литературы, учителя начальных классов используют ее ресурсы для развития у обучающихся интереса к чтению произведений зарубежных авторов, читательской эрудиции, умения осуществлять самостоятельный выбор книг по заинтересовавшей тематике.

Наряду с другими современными образовательными технологиями и с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста педагоги активно используют игровые технологии, что позволяет сделать учебную деятельность ребят увлекательной и творческой и повысить ее личностную значимость. Применяя литературные игры, учитель активизирует читательскую деятельность младших школьников, воспитывая интерес к зарубежной сказке, мобилизуя умственные силы обучающихся при создании кроссвордов и вопросов к викторинам.

Обратимся к обоснованию методов, приемов и форм работы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности при изучении зарубежной литературы, обеспечивающих освоение трех основных компетенций, востребованных при развитии читательской компетентности: ценностно-смысловой, коммуникативной и познавательной.

Ценностно-смысловая компетенция означает сформированность ценности чтения как способа познания мира, что детерминируется и определяется наличием читательского кругозора. Это знания о произведениях, авторах, жанрах детского чтения; умение последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героев, делить текст на смысловые части, самостоятельно выделять главную мысль. Формированию ценностно-смысловой компетенции способствуют литературные игры. Приведем примеры некоторых из них.

«Литературный волшебный сундучок». Цель – развитие умения узнавать сказки и их героев, активизировать мыслительную деятельность, речь. В сундучке находятся предметы из разных сказок. Например, овощи и фрукты из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино», красная шапочка из одноименной сказки Шарля Перро, роза из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена, игла из сказки братьев Гримм «Храбрый портной», оловянный солдатик из сказки Г.Х. Андерсена и другие предметы. Такая детализация помогает привить ребенку внимательность при прочтении произведений.

«Сказочный город». Дети создают сказочный город, в котором живут литературные персонажи. Каждая группа создает портрет литературного персонажа, представляет своего героя, не называя его имени, поселяет в один из домиков. Дети должны узнать этого героя в рисунке и портретной характеристике. Обучающиеся акцентируют внимание на чертах характера и внешности сказочных персонажей.

«Путешествие по зарубежным сказкам». Вместе с героями произведений обучающиеся путешествуют по зарубежным сказкам и странам. Дети знакомятся с жизнью и творчеством зарубежных авторов, узнают национальные особенности стран, постепенно осознавая их уникальность и ценность существующего в мире разнообразия. Например, можно организовать путешествие «Знаменитые сказочники Германии». Обучающиеся отвечают на вопросы, а затем проверяют себя с помощью QR-кода:

1. По кадрам из мультфильмов определите сказки. Что их объединяет? (Экранизация сказок братьев Гримм). 2. Памятник братьям Гримм сооружен в городе Касселе, где они жили. Назовите имена сказочников (Якоб, Вильгельм). 3. Каким героям сказки братьев Гримм установлен памятник в Германии? (Бременские музыканты). 4. В Германии находится музей сказок. Чьим именем и фамилией он назван? (Вильгельм Гауф). 5. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Коммуникативная компетенция означает овладение способами продуктивного чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Успешно формироваться данная компетенция может в конкурсе «Выразительное чтение». Его цель – развитие навыка выразительного и эмоционального чтения текста, способности сопереживать событиям и отношениям вместе с героями произведения. Дети вытягивают карточку с заданием, 3–4 минуты готовятся к выразительному чтению произведения по ролям. Такая работа помогает ребятам лучше понять содержание, учит авторскому прочтению текста, развивает артистичность.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью при работе с книгой и сформированностью умений: ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко; выделять главные слова, пользоваться библиотекой, составлять аннотацию и видеоотзыв, писать сочинения и литературные творческие работы.

Главным при формировании познавательной компетенции является организация творческой деятельности обучающихся на основе широкого применения групповых и индивидуальных форм работы с использованием следующих приемов и способов.

«Литературный футбол». Цель – закрепить знание содержания произведения, характера героев, развивать умение формулировать вопросы и отвечать на них. Класс делится на две команды. По заданному произведению обучающиеся дома составляют вопросы, а на уроке команда после обсуждения задает наиболее удачные вопросы команде соперников («забрасывает» вопрос). Если вторая команда не ответила, то «забивается» (засчитывается) гол. Побеждает команда, забившая максимальное количество голов своим соперникам. В основе создания вопросов лежит прием развития критического мышления, а умение задавать вопросы также способствует освоению коммуникативной компетенции и повышает интерес к прочтению книги [12]. Например, к сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» обучающиеся сформулировали такие вопросы: Что случилось с Нильсом? Что он потерял и что приобрел? С какими опасностями столкнулся Нильс? Какие качества характера открылись в Нильсе? Как удалось Нильсу снова вернуться к своим родителям?

«Облако слов». Цель – актуализация интереса к произведению, наблюдательности, умения выделять главное, анализировать прочитанное. Обучающимся предлагается самостоятельно создать «облако слов». По набору слов, из которых будет состоять «облако», а также по его форме ребята должны угадать, о какой сказке идет речь.

«Ромашка вопросов». Цель – развитие речи, активизация мыслительной деятельности, познавательного интереса, создание возможности общения, укрепление навыка работы с текстом. При этом класс делится на шесть групп. На шести лепестках ромашки записываются шесть типов вопросов к тексту: простые вопросы, отвечая на которые нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию; объясняющие вопросы (начинаются со слова «Почему»); уточняющие вопросы (начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то…»); оценочные вопросы, позволяющие выяснить критерии оценки тех или иных событий, явлений, фактов; практические вопросы, которые направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой; творческие вопросы, содержащие в формулировках элементы условности, предположения, фантазии, прогноза («Что бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»).

При изучении зарубежной литературы могут быть использованы средства ИКТ.

Интерактивный прием «Видеоотзыв». Видеоотзыв – это возможность для детей высказать свое мнение о прочитанном произведении, показать степень осмысления, понимания текста, предложить свою интерпретацию содержания, отразить в речи богатство литературного языка. Видеоотзыв предлагается составить по плану: 1. Автор, название произведения. 2. О чем эта книга? Какова главная идея произведения? Чему она учит? 3. Понравилась тебе книга или нет? Почему? Что для тебя было самым интересным? 4. Главные герои книги и второстепенные персонажи. Каково твое отношение к ним? Согласен ли ты с поступками героев? 5. Что для тебя самое ценное в прочитанной книге?

Свой видеоотзыв ученики выкладывают в общую группу в Viber, где также знакомятся с отзывами одноклассников о прочитанной книге, обмениваются мнениями. Учитель имеет возможность прочитать работы всех обучающихся и оценить их активность в такого рода диалоге.

«Рюкзак». Данный прием рефлексии используется чаще всего после изучения большого произведения. Цель – научиться фиксировать свои достижения в читательской деятельности, в отношениях с одноклассниками. «Рюкзак» перемещается от одного ученика к другому. Каждый ребенок называет и комментирует значимые для него позиции при знакомстве с текстом произведения. Например, «Я научился составлять план», «Я поняла, как задавать разные вопросы», «Я научился высказывать свое отношение к герою произведения» и другие суждения.

Результаты исследования и их обсуждение

При обсуждении вопроса об изучении (диагностике) сформированности читательской компетентности младших школьников аргументация авторов сходна по ряду позиций.

С.В. Самыкина предлагает к диагностике три компонента читательской компетентности: 1) когнитивный (знания, умения, навыки); 2) мотивационный (отношение к деятельности, связанной с чтением литературы, готовность к проявлению компетентности); 3) операционный или деятельностный (наличие опыта проявления компетентности в стандартной и нестандартной ситуации) [8].

С данным предложением перекликается мнение В.Ф. Одеговой, которая также предлагает использовать критерии: мотивационный – наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении, читательская самостоятельность; когнитивный – полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора; деятельностный – умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества [7].

Согласимся с мнением Н.Е. Колгановой, что все охарактеризованные компетенции взаимосвязаны, находятся в диалектическом единстве, а изменение одного из них влечет за собой изменение других, но при этом каждая из них в отдельности имеет существенное значение и относительную самостоятельность [6].

Обратившись в данном исследовании к характеристике читательской компетентности младших школьников как совокупности трех значимых компетенций (ценностно-смысловой, коммуникативной и познавательной), педагоги диагностировали умения обучающихся:

– воспринимать выразительные средства художественного произведения;

– определять тему, идею произведения;

– устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития событий, задавать вопросы;

– целостно воспринимать образы героев произведения;

– выделять авторскую позицию;

– составлять отзыв о произведении.

В исследовании принимали участие ученики двух четвертых классов (27 и 25 чел.). Педагоги этих классов договорились о взаимодействии и общих подходах в методике преподавания уроков литературного чтения и проведения внеурочных занятий с акцентом на применение игровых технологий при изучении зарубежной литературы. Цель исследования – выявить динамику в развитии читательской компетентности обучающихся после применения игровых технологий в процессе изучения зарубежной литературы. Для диагностики ребятам в начале и в конце учебного года были предложены к выполнению задания, соответствующие перечисленным выше умениям.

Уровни сформированности диагностируемых умений трактовались следующим образом: высокий уровень – сформированы все шесть умений; выше среднего – от пяти до четырех умений; средний – три умения; низкий – два умения.

Анализ результатов диагностики в целом показал положительную динамику у обучающихся четвертых классов при активном использовании игровых технологий в процессе изучения зарубежной литературы, но при этом стало возможным и выявление некоторых пробелов в знаниях и умениях учеников. В большей степени эти пробелы касаются таких позиций, как недостаточная готовность к самостоятельным речевым высказываниям и выражению своего мнения, выделение логических связей в развитии событий, сравнение смысловых основ нескольких произведений, восприятие этических аспектов в содержании текста. Итоги диагностики позволили педагогам определить приоритеты в своей дальнейшей деятельности по формированию читательской компетентности младших школьников.

Заключение

Применение представленных методов, приемов и форм работы при изучении зарубежной литературы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволяет эффективно решать задачу формирования читательской компетентности у младших школьников, воспитания грамотного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство познания себя и мира.