Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

Khentonen A.G. 1 Sinitsyn Yu.N. 1
1 Kuban State University
In the modern world, there are serious social difficulties, interpersonal and internal conflicts, which are reflected in various forms of destructive behavior among members of society. All of them have a strong influence on the formation of the consciousness of the younger generation, on their unstable psyche, which is in the process of socialization and adaptation in society. An alarming signal is an increase in the number of students whose behavior manifests aggression and antisocial behavior, including leaving home, excessive alcohol consumption, drug addiction, disorderly conduct, vandalism, attempts to commit suicide. There is a surge in demonstrative and defiant behavior among children and young people in relation to close people, in most cases to adults. Not many primary school children and teenagers are able to keep their actions under control. The process of a child’s entry into the real world of peers and adults, self-affirmation in it under new life circumstances does not always pass without a trace and painlessly for a young unstable psyche. Often, representatives of the younger generation undergo a transformation of many of their ideas and beliefs, desires and habits, attitudes towards themselves and others. Ordinary feelings are replaced by feelings bearing a pathological character, forming internal views hostile to others. Over the past decade, there has been an increase in manifestations of unjustified aggressive behavior among the younger generation in the world. This negative trend requires the socio-psychological implementation of a technique aimed at preventing destructive behavior in children and adolescents. To do this, it is necessary to teach them a respectful, benevolent, tolerant and humane attitude towards themselves and people, which will contribute to the improvement of spiritual and moral culture in society. The study was carried out with the financial support of the unitary non-profit organization “Kuban Science Foundation” (Order No. PRK-147 dated November 22, 21, Grant No. PPN-21.1/9).
students
prevention
destructive behavior
methodology
formation
spiritual and moral culture

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом все больше прослеживается тенденция к увеличению численности обучающихся, поведение которых характеризуется как деструктивное. Многие исследования и научные труды посвящены: причинам агрессивного поведения – Н.Ф. Диановой, М.А. Романова [1], А.В. Прокопенко, А.А. Гонтарь [2]; проблеме буллинга – А.А. Нестеровой, Т.Г. Гришиной [3]; девиантного поведения – Ю.А. Момота [4]; профилактике агрессивного поведения подростков – В.А. Сапрыкина [5], психологическим аспектам данной профилактики – А.А. Степановой [6].

Деструктивное поведение подрастающего поколения характеризуется разрушающим действием, направленным как на себя, так и вовне; уничтожением чего-либо: материальных вещей, общепринятых норм и правил, предметов материальной культуры и т.д. Оно может являться отклонением в зависимости от различных установок, психологических, медицинских и социальных, и охватывать все сферы жизнедеятельности человека. Зачастую данный вид поведения формируется под воздействием социокультурной среды.

Модель антиобщественных проявлений обучающихся в цифровом пространстве включает в себя: кибербуллинг или интернет-буллинг (травля с помощью информационно-коммуникационных технологий); интернет-зависимость (игромания, навязчивый веб-серфинг, шопоголизм); склонение к суициду, вербальной агрессии и аутоагрессии (селфхарм/ несуицидальное самоповреждение (НССП), в том числе татуаж, шрамирование, пирсинг); употреблению психотропных веществ, алкоголю и т.п.; различных проявлений девиаций: деликвентность, антисоциальность, диссоциальность, психопатологичность), что порождает различные шаблоны поведения. Деструктивные проявления характеризуются рядом особенностей: отрицательная направленность личности, десоциализация, негативное отношение со стороны большинства людей, несоответствие нормам и правилам социума, ущербность [7, с. 373].

Все модели поведения вырабатываются в детстве. Одна из причин развития деструктивного поведения – это бесконтрольное и зачастую нерегламентируемое потребление интернет-контента. Мобильное устройство родители чаще всего дают впервые в 3 года. У 54 % детей в возрасте 4–6 лет уже есть свой смартфон или планшет, а к 11–14 годам этот показатель возрастает до 97 %.

Крайними формами деструктивного поведения становится проявление у детей жестокости и агрессивности. Причиной появления данных форм поведения являются три фактора. Первый – это семья, в которой родители проявляют агрессию по отношению к детям, тем самым закрепляя в их сознании модель поведения, которую они в дальнейшем считают нормой. Второй – сверстники, которые зачастую рекламируют модель агрессивного поведения под лозунгом «я самый сильный – и мне все можно». Третий – реальные и символические примеры агрессивного поведения, которые отражены в сценах насилия и убийств, демонстрируемые с экранов телевизоров, интернета, компьютерных игр. Именно рост агрессии в подростковой среде является отражением одной из главных социальных проблем современного общества, в котором за последние годы резко возросла преступность среди молодежи в возрасте 12–14 лет.

Для решения вышеназванной проблемы необходимо создание методического обеспечения ПДПО в процессе ФДНК. Предлагаемая методика по профилактике деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры направлена на создание безопасной образовательной среды в процессе формирования у обучающихся нормативного поведения и духовно-нравственной культуры в учебной и во внеучебной деятельности.

Цель исследования – создание и экспериментальная проверка методики профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры.

Основные задачи исследования:

1) охарактеризовать педагогическую сущность понятий «профилактика деструктивного поведения обучающихся», «формирования духовно-нравственной культуры» и «методика по профилактике деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры»;

2) создать методику профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры;

3) определить критериальную базу как диагностический инструментарий исследования;

4) провести экспериментальную работу на основе созданной диагностики оценивания жизнедеятельностных функций, деструктивных проявлений и нравственной культуры;

5) проанализировать полученные результаты [8, с. 279].

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались следующие материалы исследования: полученные данные обучающихся пяти классов в количестве 152 чел. общеобразовательной организации г. Краснодара на основе диагностических методик исследования: диагностическая карта готовности обучающихся к ПДПО в процессе ФДНК Ю.Н. Синицына, тест ДНК (духовно-нравственные качества по В.И. Андрееву), диагностические карты по выявлению деструктивных проявлений и жизнедеятельностных функций.

Для реализации поставленных задач нами в совокупности были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, моделирование), обсервационные (объективное наблюдение), прогностические, диагностические (беседа, опрос, изучение документации), экспериментальные, математические и статистические (регистрация, ранжирование), социометрия, ретроспективный анализ. Первостепенным методологическим подходом является ситуационно-функциональный, который заключается в моделировании образовательной ситуации и организации функциональной взаимодеятельности субъектов процесса. Метод математической статистики: Т-критерий Крамера – Уэлча.

Результаты исследования и их обсуждение

Под формированием духовно-нравственной культуры у обучающегося подразумевается организация условий с целью взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагога (основные ведущие) и обучающегося (главные решающие), нацеленных на развитие/формирование духовных, нравственных качеств, жизнедеятельностных функций и повышение уровня культуры.

Под профилактикой деструктивного поведения обучающегося мы рассматриваем предотвращение вербальных либо иных проявлений субъекта педагогического воздействия, устремленного на разрушение чего-либо, и создание условий, способствующих изменению поведения и повышения уровня духовно-нравственной культуры школьников [8, с. 211].

Методика профилактики деструктивного поведения детей и подростков в процессе формирования духовно-нравственной культуры – это совокупность методов, приемов, форм организации деятельности обучающихся, направленных на решение задач по предотвращению деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры.

К формам профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры, входящим в методику, можно отнести:

1. Инструктивно-методические семинары (семинары-практикумы, тренинги) для работников сферы образования и руководителей (заместителей директоров, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов) с целью повышения у них уровня компетентности в области профилактики деструктивного поведения.

На таких семинарах педагогам разъясняется необходимость строго придерживаться требований психолого-педагогической культуры и ценностей этики, принятых в обществе, во время исполнения своих должностных обязанностей, важность владения элементарными знаниями возрастной психологии детей и подростков, умение распознавать основные проявления деструктивного поведения обучающихся, соблюдать схему действий в процессе взаимодействия с людьми, совершающие деструктивные поступки.

2. Мероприятия, включенные в программы образовательных учреждений по воспитательной работе, профилактике деструктивного поведения и социальной дезадаптации учащихся и раннему выявлению контингента учащихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, а также регулярное оказание психолого-педагогической и консультативной помощи семьям учащихся, находящихся в зоне риска.

3. Тренинги, консультации (групповые и индивидуальные) по формированию позитивного отношения детей и подростков к жизни и человеческим ценностям (здоровье, семья, дружба), позитивного мышления и повышению стрессоустойчивости учащихся путем психологической подготовки к сложным жизненным ситуациям (предвиденным или непредвиденным), формированию готовности к преодолению связанных с ними трудностей.

4. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и их ответственности в области формирования навыков безопасного поведения, эмоционально-волевых расстройств детей и подростков и профилактики деструктивного поведения, в том числе родительские встречи, собрания, деловые игры, круглые столы, конференции: «Основные особенности индивидуального развития детей и подростков с учетом их возрастных и психологических особенностей», «Пути и средства достижения гармоничного развития личности», «Классификация эффективных методов воспитания», «Значимость семьи в становлении адекватной самооценки у детей и подростка», «Решение конфликтных ситуаций: метод, средства, формы»; индивидуальные (групповые) психологические консультации родителей (законных представителей) по проблемам психоэмоционального и социального развития несовершеннолетних, диагностики предрасположенности к деструктивному поведению.

5. Помощь группе детей, нуждающихся в особом психологическом и педагогическом сопровождении, в процессе:

– создания и применения индивидуальных психолого-педагогических карт и программ для детей и подростков; организация специальных психолого-педагогических консультаций и бесед по формированию жизненных целей, путей их достижения на основе коррекции самооценки;

– формирование у обучающихся в образовательных учреждениях установок на реализацию своего потенциала в сфере культуры, науки, спорта, искусства и т.д.);

– обучение способам психосаморегуляции, способности понимать и принимать свое актуальное психоэмоциональное состояние, развитие эмпатийности;

– формирование установки на возможность и необходимость обращения за помощью в трудных жизненных ситуациях [9].

В методику профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры входят две технологии: ориентационно-дискурсивная и деятельностно-конвенционная.

Ориентационно-дискурсивная технология включает этапы взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения на основе профессионально-речевого алгоритма, целью которого является формирование у обучающегося этических и нравственных убеждений, умений выстраивать социальные взаимоотношения и совершать поступки на основе ценностно-смысловых взглядов, которые не противоречат социокультурным явлениям. В основе технологии лежит способность индивида осуществлять анализ и рефлексию знаний, умений и предположений, их применение в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Методологической основой в разработке и применении этой технологии является метод группового рассуждения и диалога с использованием дискурса как формы функционального рассуждения.

Цель ориентационно-дискурсивной технологии – формирование у обучающихся системы знаний и умений ориентироваться и руководствоваться ценностно-смысловыми ориентирами в различных видах труда, придерживаться нравственно-развивающих функций в жизнедеятельности путем поиска моральных смыслов в реальной и предполагаемой социальной ситуации при помощи устного дискурса и его контекстуализации.

Деятельностно-конвенциональная технология – это технология, направленная на формирование духовно-нравственной культуры у обучающихся, основанная на действиях и поступках учителя и учеников в образовательном процессе на основе соблюдения ими нравственных принципов и правил конвенции, представляющей собой свод соглашений о взаимных правах субъектов взаимодействия, имеющих нравственные запреты и приоритеты. Данная технология основана на реализации социально-ролевого механизма взаимодействия субъектов жизнедеятельности.

Алгоритм реализации деятельностно-конвенциональной технологии построен так, что первоначально обучающиеся играют роль организатора межличностного взаимодействия в процессе изучения культуры, в дальнейшем становясь уже активным участником создания этой культуры. Практическая часть занятий с применением данной технологии направлена на обучение учащихся моделированию различных видов и форм жизнедеятельности в реальных и предполагаемых социальных ситуациях.

Погружение обучающихся в решение таких социальных ситуаций позволяет осуществлять профилактику у них деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры. Соответственно, создание реальных социальных ситуаций и проектирование социально-психологического пространства в образовательном процессе позволяют воссоздать различные социальные роли (социальные, культурные, межличностные, коммуникативные, деловые) с поведенческими функциями и ценностными ориентирами у обучающихся, которые позволят им руководствоваться ими в будущей жизни.

Таким образом, для создания безопасной образовательной среды по профилактике деструктивного поведения у обучающихся рекомендуется соблюдение следующих правил:

1) поддержка и сопровождение ученика, исключение возможности противостояния учеников и административного блока образовательного учреждения;

2) разработка мер борьбы с травлей и при обнаружении малейших ее проявлений незамедлительное принятие их. В первую очередь необходимо с глазу на глаз поговорить с жертвой и с теми, кто на нее оказывал негативное воздействие. Далее оказать поддержку пострадавшему, применить строгие меры относительно нападающих. Затем помочь жертве заново адаптироваться в коллективе. Все этапы должны проводиться психологом, возможно участие завуча;

3) выработка тактики поведения при обнаружении сопричастности обучающегося к деструктивному движению. Первым шагом следует предпринять присоединение. Не осуждая и без угроз выяснить, что́ подростка привлекает в этом движении, что́ он надеется получить от него. Вторым шагом необходимо установить имеющиеся ресурсы, способные решить проблемы подростка и удовлетворить его потребности. Попавший в затруднительную ситуацию обучающийся должен чувствовать искренность в словах и действиях педагогов, чтобы воспринимать их намерения в отношении него как помощь;

4) быстрое реагирование на обнаружение признаков высокой готовности к совершению деструктивного деяния: изолировать подростка от сверстников, привлечь специалистов (психолог, психиатр, полицейский, нарколог) и поставить в известность родителей (законных представителей);

5) оценка уровня готовности к совершению деструктивного действия, на котором находится ребенок (размышление о возможности, формирование желания, планирование) [10].

Деструктивное поведение формируется в комплексном сочетании внешних и внутренних факторов риска с учетом психологических и поведенческих особенностей. В связи с этим своевременное выявление деструктивного поведения у детей и подростков требует от учителя внимательного обращения на психологические и внешние признаки поведения в образовательной среде.

Проявление у обучающихся одного или нескольких из этих признаков может носить временный характер или быть случайностью, а может быть сигналом о риске участия подростка в деструктивных течениях. Поэтому даже самый незначительный на первый взгляд признак деструктивного поведения не должен остаться без внимания педагогического коллектива.

Именно современное прогрессивное развитие общества сопровождается не только позитивными тенденциями, но и имеет ряд негативных факторов, оказывающих деструктивное влияние, а иногда и губительное воздействие на подрастающее поколение: вседозволенность и доступность получения любой информации, приобретения вредных и запрещенных веществ, проявления новых форм насилия на основе стремительного темпа жизни. Такое разрушительное поведение у детей и подростков может являться следствием получения негативной информации из интернета, средств массовой информации, быть выходом негативных эмоций, полученных во время компьютерных игр, содержащих сцены жестокости и разрушения.

Вместе с положительным влиянием на развитие детей и подростков информационно-коммуникационные технологии могут нести с собой ряд онлайн-рисков. Необходмо вести разъяснительную работу, чтобы обезопасить детей от их пагубного влияния.

Одним из онлайн-рисков выступает кибербуллинг длительного воздействия, видами которого являются: бойкот (игнорирование в социальных сетях), домогательство (угрозы, шантаж), троллинг (насмешки в виде оскорблений), аутинг и диссинг (публикация информации жертвы без ее согласия с целью навредить).

С раннего возраста необходимо обучать детей правилам безопасного поведения в интернете в меру их возраста и уровня понимания. Но если случилось так, что несовершеннолетний подвергся кибербуллингу, ему необходимо оказать меры помощи в виде психологической поддержки родителями и педсоставом, изменить настройки приватности профиля соцсетях (удалить личную информацию, закрыть аккаунт) или создать новую учетную запись для ребенка с измененным ником и аватаром профиля, по возможности какое-то время воздержаться от использования социальной сети для снижения уровня стресса, нормализации нервной системы. Немаловажным пунктом является написание жалобы в службу техподдержки на профиль, с которого распространялось давление. Это поможет пострадавшему чувствовать себя комфортнее при использовании цифрового пространства без боязни снова подвергнуться нападкам и обезопасит других.

Использование всемирной паутины для привлечения несовершеннолетних в выполнение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (сайты, группы, и форумы, подталкивающие к суициду, вовлекающие в участие в опасных играх, связанные с распространением наркотиков, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм), пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты). Вовлечение молодых людей происходит поэтапно, так что жертва не сразу может распознать опасность в безобидных на первый взгляд действиях своего нового незнакомого подписчика [11].

Сначала агрессор предоставляет ложную информацию (фото- и видеоматериалы соответствующей тематики), затем завязывает общение на регулярной основе. Таким образом вербовщик сети изучает возможные рычаги давления и методы воздействия, а затем переходит к просьбам, ставя подростка в такие условия, в которых он не может отказать. Попадание в такую зависимость в социальных сетях может привести к прямым угрозам жизни и здоровью школьников от незнакомцев посредством двух форм воздействия: киберсталкинг, проявляющийся в преследовании подростка с переходом из виртуального в реальный мир; груминг, устанавливающий эмоциональные, эмпатические и доброжелательные контакты с подростком в интернете с последующим привлечением к сексуальной эксплуатации.

Таким образом, методическое обеспечение профилактики деструктивного поведения у обучающихся в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры имеет ряд особенностей:

– взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется на основе конъюнктивного типа отношений «учитель – ученик», основанного на педагогике сотворчества, сотрудничества, содружества и заботы;

– применение интегративной технологии в процессе формирования духовно-нравственной культуры у обучающихся определяется использованием ряда локальных технологий, каждая из которых направлена на развитие психических, физических, социальных и духовных жизнедеятельностных функций учащихся;

– функционирование специальной интегративной технологии по формированию у обучающихся духовно-нравственной культуры осуществляется только в рамках образовательной среды и окружающей действительности учащегося;

– внедрение интегративной педагогической технологии реализуется в соответствии с алгоритмом конкретных этапов действий учителя, которые направлены на формирование у обучающихся культурно-адаптивных (социальных) жизнедеятельностных функций с применением средств самоорганизации культуры сознания как трехэтапный процесс: диагностика, организация диалога и организация взаимодействия;

– апробация интегративной технологии основана на взаимосвязи каждого этапа алгоритма воздействия учителя на обучающегося по формированию духовно-нравственной культуры с учетом его особенностей, оказании им помощи и сопровождении в решении диагностических, договорных, поисковых, деятельностных, рефлексивных проблем. Каждый этап алгоритма внедрения данной технологии наполнен новым содержанием и представляет целостную ориентированную структуру [12, с. 80];

– изменение любого объекта в образовательной среде (ситуации, ценности, предметы, отношения) позволяет учителю развивать нравственное сознание обучающегося, его личностные качества, при этом не используя средства давления, основываясь только на принципах педагогической поддержки.

Выводы

В результате проведенного исследования:

1) были уточнены основные понятия «рофилактика у обучающегося деструктивного поведения», «методика профилактики у обучающегося деструктивного поведения в процессе формирования у него духовно-нравственной культуры», «ормирование у обучающегося духовно-нравственной культуры»;

2) создана методика профилактики у обучающихся деструктивного поведения в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры, включающая в себя: а) формы профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; б) ориентационно-дискурсивную и деятельностно-конвенциональную технологию профилактики деструктивных признаков поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; в) методы профилактики деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; г) направления профилактики деструктивного обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры; д) особенности методического обеспечения профилактики деструктивного обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры;

3) определена критериальная база как диагностический инструментарий исследования, включающая следующие диагностические методы: комплект методов оценки у обучающихся готовности к профилактике деструктивного поведения, включающая определение уровня сформированности жизнедеятельностных функций, уровня духовно-нравственного развития и уровня склонности к деструктивному поведению;

4) проведена экспериментальная работа по внедрению методики профилактики у обучающихся склонности к деструктивному поведению в процессе формирования у них духовно-нравственной культуры;

5) проанализированы результаты ее эффективности.

Основным направлением дальнейшего исследования должны стать разработка и реализация практических рекомендаций для учащихся, учителей, классных руководителей, родителей, социальных педагогов, школьных психологов, школьных медицинских работников.