Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMING THE ENVIRONMENTAL AND LEGAL ORIENTATION OF A PERSON IN PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA

Fedorova O.B. 1, 2
1 Training Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk Region
2 Kurgan State University
In the professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs, special attention is paid to environmental and legal training, since knowledge of environmental legislation is included in the mandatory part of educational programs when studying academic disciplines on the foundations of state and law. The main objective of the environmental and legal training of employees is to develop the ability to make responsible legal and environmentally consistent decisions, taking into account the established requirements (rules, norms), both civil and environmental legislation. In order for an employee to be able to make responsible, environmentally friendly decisions, both in life and professional activities, it is necessary to form an environmental and legal orientation that is focused on environmental and legal attitudes and personal values (compliance with the requirements of the current legislation of the Russian Federation, legal norms; the value of the rights and freedoms of citizens, etc.). This article discusses the methodological features of the formation of environmental and legal competence of employees by setting and solving problem-project tasks, examples of setting these tasks, their algorithm and solution method are given. Problem-project tasks are built differently, depending on the purpose of training and preparation for specific situations in further professional activity. The solution of diverse problem-project tasks contributes to the development of competencies and the formation of a certain orientation of the individual (in particular, environmental and legal).
environmental and legal orientation
environmental and legal training of employees
problem-project task

Подготовка будущих специалистов в области юриспруденции отличается тем, что в ее процессе уклон делается на изучение основ экономической безопасности (общественной, информационной, кибербезопасности), при этом аспекты экологической безопасности рассматриваются опосредованно. Согласно Стратегии экологической безопасности России до 2025 г. приоритетной задачей является и обеспечение безопасной, благоприятной среды жизни для нынешних и будущих поколений средствами направленной деятельности политического, экономического, социально-правового и образовательно-просветительского характера [1, с. 107].

Для решения данной задачи в систему подготовки будущих специалистов внедряются аспекты гуманизации и экологизации образования, направленные на формирование у обучающихся универсальных компетенций, ориентированных на развитие эколого-правовой культуры, гражданской идентичности и экологически безопасного образа жизни. Отметим, что в учебных заведениях системы МВД России в образовательные программы учебных дисциплин включаются некоторые аспекты экологической грамотности в вопросах личной, общественной безопасности, эколого-правовой культуры, а именно знание законодательства (как гражданско-правового, так и природоохранного), умение их применять на практике и повседневной жизни [1, с. 9].

Эколого-правовая культура, по мнению Л.Д. Долгополовой, Н.И. Долматовой, проявляется в осмысленном, осознанном поведении и деятельности [2, с. 7]. Эколого-правовая направленность личности, по нашему мнению, складывается из системы эколого-правовых взглядов, идей, представлений, оценок, чувств, выражающих отношение общества к действующим эколого-правовым нормам, знаний о правовом регулировании экологических отношений, регламентирующим формы и методы воздействия общества на природу и саму природу как объект правовой охраны.

Цель исследования – провести теоретическое обоснование эколого-правовой направленности личности будущего юриста, показать методику ее формирования.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании для разработки проблемно-проектных задач применены методы проблемного (Дж. Дьюи, М.И. Махмутов) и проектного обучения (С.Т. Шацкий), проблемно-поисковый метод, предложенный Л.И. Пасько, а также методы развития логико-диалектического мышления обучающихся, разработанные Н.Е. Вераксой [3, 4].

Результаты исследования и их обсуждение

По нашему мнению, эколого-правовая направленность личности – это один из компонентов сознания человека. Проявляется в ценностно-смысловом, когнитивном и мотивационно-деятельностном аспектах сознания. Если предположить, что эколого-правовая направленность личности формирует ответственную гражданскую позицию по отношению к своим правам и свободам, правам и свободам других граждан, а также ответственную позицию к охране и защите окружающей среды, то она может выступать как единое условие для законопослушного гражданина, которое формирует, по мнению О.Д. Буркина, ценностные установки, ориентированные на сохранение жизни и здоровья, ориентирует на более ответственное, безопасное, бережное отношение к окружающей природной среде [5, с. 103].

Если опираться на статью 42 Конституции РФ, то важнейшей функцией государства является обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность общества в условиях модернизации экономики и промышленности, что отмечает О.М. Давыдова в своей работе [6, с. 110]. Для выполнения данной функции государством создается система уполномоченных органов, среди которых, по мнению Т.А. Кирилловой, Ю.А. Кирилловой, С.Ю. Нарциссовой и др., особая роль принадлежит органам внутренних дел, чьей основной задачей является выявление, пресечение, предупреждение, а в необходимых случаях расследование правонарушений и преступлений, в том числе экологических [7, 8].

В работе Н.М. Будаева «Формирование эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД», как и в работах других авторов, отмечается, что юристы, сотрудники органов внутренних дел, демонстрируют невысокий уровень понимания остроты экологической проблемы, что проявляется в слабой раскрываемости экологических правонарушений. Существует острая необходимость в формировании эколого-правовой культуры у будущих юристов, по мнению Н.М. Будаева, обучающихся в вузах МВД, на что должно быть направлено педагогическое взаимодействие преподавателя и курсанта вуза МВД [9].

Для разработки эффективной методики формирования эколого-правовой направленности личности сотрудников МВД необходимо уточнить, каков будет результат обучения, выраженный в личностном портрете. Так, по мнению Р.В. Ильясова, личностный портрет курсанта вуза МВД России должен включать сформированные профессионально-личностные качества, опирающиеся на ответственную гражданскую позицию по отношению к соблюдению норм права, в том числе и на знание и соблюдение природоохранного законодательства [10]. Его должна отличать патриотичность взглядов и суждений, проявляющихся в интересе к охране окружающей среды, ее защите и посильной заботе о природе родного края.

Кроме того, как мы считаем и как отражено в работах Р.В. Ильясова, у курсанта должен быть сформирован стойкий интерес к решению социально-экологических проблем региона, округа, страны, эколого-правовая направленность личности должна быть отражена в понимании ценности жизни, здоровья, ценности природы, ценности всего живого на планете Земля («Все нужно, ценно и необходимо!»). Понимание личной роли в современной направленности на устойчивое развитие общества и природы («что может сделать каждый из нас для того, чтобы был баланс и гармоничное развитие общества и природы») [10]. Развитое критическое мышление, ориентированное на осознанный образ жизни (умение сопоставлять, противопоставлять, аргументировать, мысленно анализировать), в должной мере может отличать эколого-правовую направленность личности юриста.

Согласно перечисленным качествам, которые должны быть сформированы у курсанта вуза МВД, нами подобрана методика их формирования.

Проведя анализ работ Н.М. Будаева, А.Г. Колденковой, В.Н. Кругликова, С.И. Лобанова, Н.Н. Моисеева, Э.Н. Жевлакова, Н.А. Шеяфетдиновой, приходим к выводу о том, что экологические и правовые аспекты формирования направленности личности имеют единый подход и способ их формирования [11].

Так, в работе Н.А. Шеяфетдиновой отмечается, что основополагающим методологическим подходом к формированию эколого-правового сознания выступает интегрированный подход, который объединяет в себе комплекс психолого-педагогических подходов к организации образовательного процесса, а именно культурологический, компетентностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный и проектно-исследовательский подход [12]. В работе Л.И. Пасько описывается суть проектно-исследовательского подхода как совокупности исследовательского, проектного, проблемно-поискового метода при организации образовательного процесса [13]. После проведения анализа, сравнительной оценки приходим к выводу о том, что проблемно-поисковый метод позволяет сформировать определенный образ мышления личности, а соответственно, и ее направленность.

Методическое обоснование исследования. Основываясь на теоретическом обосновании, считаем, что для более эффективного формирования эколого-правовой направленности личности необходимо разработать алгоритм проблемно-проектных задач, основанных на проблемно-поисковом методе [14, 15]. Проблемно-проектные задачи включают в себя ряд разноплановых задач, ситуаций. Рассмотрим следующие из них.

Аналитическая задача, которая позволяет развить навыки аналитической деятельности, проводить анализ теоретических данных, их обобщение, формулировать выводы, строить собственные предположения (выдвигать гипотезы и идеи). Решение аналитической задачи способствует развитию критического мышления, например, при изучении правовых документов из первоисточника (проанализировать Конституцию РФ, выделить экологические права граждан РФ и нормы права).

Диалектическая задача задается путем постановки специальных «вопросов – противопоставлений». Постановка такой задачи способствует развитию направленности образа мышления, формирует умение сопоставлять, противопоставлять, аргументировать, мысленно анализировать. В задаче могут задаваться ситуации, касающиеся сущности и явления (выявить и определить основную суть объектов и явлений, поставленных вопросов-противопоставлений, определить, в чем суть понятий), причины и следствия (установление причинно-следственных связей), частного и общего (обособление частного и обобщение в общее), случайности и действительности (определение случайных факторов, событий, произошедших случайно; определение факторов преднамеренного действия, установление, было ли действие заранее задумано). Кроме того, в задаче можно заложить необходимость и возможность (необходимость – только так и никак иначе, инвариантность, возможность (может быть так, а может иначе, то есть может присутствовать выбор вариантов – вариативность).

Пример постановки диалектической задачи и ситуаций

Задача: в хозяйственном магазине продавец наблюдает следующую ситуацию, происходящую между покупателями: один из покупателей разбил бутылку с ацетоном, другой покупатель ему объясняет, что теперь придется платить за разбитый товар, поступает ответ, что платить покупатель не будет, так как разбил случайно.

«Вопросы – противопоставления» в задаче: Как должен поступить покупатель, который разбил товар, он поступил правильно? Правильны ли замечания другого покупателя? Каковы должны быть действия продавца в данной ситуации?

Постановка ситуации может включать следующие аспекты:

а) определение сущности и явления – определите, какие права нарушили покупатель и магазин;

б) определение причины и следствия – как вы думаете, какова может быть причина происшедшего события, какие последствия ждут и покупателя, и магазин;

в) определение частного и общего – обоснуйте сложившуюся ситуацию между покупателями с точки зрения прав и свобод граждан;

г) определение случайности и действительности – случайно ли покупатель разбил товар?

д) определение необходимости и возможности – можно ли разрешить данную ситуацию без конфликта?

Комбинаторная задача позволяет развить логическое мышление, направленное на поиск вариантов решения поставленной проблемы, описанной ситуации в задаче.

Для решения комбинаторных задач используем следующие методы: метод перебора вариантов (подбираются задачи на развитие мышления); табличный метод (все условия вносятся в таблицу, в ней же выполняется решение); построение дерева возможных вариантов решений; построение графа-схемы.

Построение и решение комбинаторных задач в экологическом образовании можно внедрить путем создания следующих учебных ситуаций: ситуация анализа вариантов решения задачи с помощью постановки «вопроса-вариации»; ситуация разбора вариантов решения задачи и построение табличной матрицы; ситуация установления алгоритма решения (разбора события) путем построения «дерева решений» либо графа-схемы.

«Вопросами-вариациями» могут быть такие: «Сколько может быть вариантов развития события?», «Какие варианты решения задачи вы бы предложили?», «Какой из предложенных вариантов более подходит для решения поставленной перед вами задачи?»

Построение дерева возможных вариантов решения показано на рис. 1: произошло событие «А» – в период весенних субботников, проходящих в садовом товариществе, садоводы решили на своих участках весь собранный мусор сжечь. Как вы считаете, к каким последствиям для окружающей среды может привести сжигание мусора на приусадебном участке? Решите задачу разными путями с графическим построением вариантов последствий (рис. 2).

Определите, каковы причины происшедшего события, какие последствия возникли или могут возникнуть?

Проектная задача может подразделяться на исследовательскую, модельно-конструктивную и проектно-презентативную компоненты. Основным моментом в решении проектной задачи выступает выбор темы и проблемы исследования.

Суть исследовательской задачи заключается в теоретическом обосновании выбранной проблемы и предложении практического решения выбранной проблемы.

Пример построения графа-схемы представлен на рис. 2.

missing image file

Рис. 1. Построение схемы «дерева решений»

missing image file

Рис. 2. Построение графа-схемы

missing image file

Рис. 3. Пример построения графической модели

Модельно-конструктивная задача состоит из разработки конструктивного решения выбранной проблемы путем построения теоретической и практической модели. На рис. 3 представлен пример построения графической модели.

Суть проектно-презентативной задачи состоит в оформлении результатов исследования в проект. В процессе обучения курсанты выполняют курсовое проектирование, и это может служить хорошим примером выполнения всех перечисленных задач. При выполнении курсовой работы курсанты осваивают умения анализировать, определять проблему, выделять причины, описывать последствия, а также учатся самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: анализируют, исследуют, обобщают научные данные, делают выводы, выстраивают логику решения выделенной проблемы исследования, находят и описывают пути решения, оценивают эффективность предложенных путей решения, моделируют схематично предполагаемый результат согласно предложенным путям решения проблемы.

missing image file

Рис. 4. Результаты проведенных контрольных срезов у курсантов вуза МВД России (кол-во чел, в %) Примечание. 1 – входной контроль; 2 – промежуточный контроль 1; 3 – промежуточный контроль 2; 4 – итоговый контроль

Таким образом, алгоритм построения проблемно-проектной задачи включает в себя следующие этапы: аналитический (постановка и решение аналитической задачи); диалектический (постановка и решение диалектической задачи); комбинаторный (решение задач комбинаторного типа, включая методы перебора различных вариантов решения поставленной задачи, а также графическое решение задачи либо ситуации с описанием вариантов решения); проектный (решение проектных и проектно-исследовательских задач, а также защиту собственного проекта по решению конкретной задачи (проблемы, ситуации).

Нами проведен педагогический эксперимент с курсантами вуза МВД России второго и третьего курсов обучения. Число участников – 30 чел. В процессе исследования нами апробирован предложенный алгоритм постановки и решения разноплановых проблемно-проектных задач на занятиях по изучению основ экологического (природоохранного) и гражданско-правового законодательства. В ходе исследования осуществлено четыре контрольных рубежа (входной, два промежуточных и итоговый). Результаты показаны на рис. 4.

В ходе исследования мы выяснили, что подобранная нами методика формирования эколого-правовой направленности личности у курсантов может способствовать формированию эколого-правовых знаний и умений, включая, в частности, освоение общетеоретических знаний в сфере природоохранного законодательства; знаний прав и обязанностей граждан в сфере природопользования; а также в формировании умений применять полученные знания на практике, в профессиональной деятельности и жизни.

Решение разноплановых проблемно-проектных задач способствует развитию компетенций и формированию определенной направленности личности (в частности, эколого-правовой).

Заключение

В процессе исследования проведен анализ значимости проблемы формирования эколого-правовой направленности в личности будущих юристов. Проведенный анализ имеющегося опыта формирования личности курсантов вузов МВД позволил выбрать методы и обосновать методику формирования их эколого-правовой направленности личности.

Полученные результаты позволяют определить основные методические подходы к формированию эколого-правовой направленности личности средствами постановки разноплановых задач при изучении основ экологического (природоохранного) и гражданско-правового законодательства.