Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFICIENCY OF EXTRACURRICULUM ACTIVITIES IN THE STUDENTS’ SOFT SKILLS DEVELOPMENT

Orenburova L.V. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
In today’s world, students have new qualifications to be competitive in a globalized environment, so graduates need entirely new knowledge, skills, and abilities that are different from those that were sufficient for the specialty they are receiving. This article examines the issue of soft skills that a modern educator should possess, as well as the potential of extracurricular activities to develop them. The experiment with the students studying on the profile 44.03.05. “Pedagogical education with two training profiles” is presented. The questionnaire “Self-assessment of key competences development” based on the methodology of Soft Skills Competences Laboratory of Southern Federal University and Career Center of South Federal University was used for the study. The following competencies were assessed in the study: complex multilevel problem solving, critical thinking, cooperation with others, creativity, emotional intelligence, judgment and decision making, negotiation skills, cognitive flexibility. The article describes the forms of the academic group curator’s work with students in the extracurricular space. The results of the experiment showed the effectiveness of students’ extracurricular activities organized by the academic group curator, which indicates the potential of extracurricular activities as a way to develop soft skills.
soft skills
teacher education
modern educator
curator’s activities
forms of extracurricular work

Современный студент живет в мире профицита новостей и информации. Сегодня поиск необходимых сведений и материалов не составляет особого труда и не требует много времени, но это только на первый взгляд. В таком изобилии информационного потока становится все труднее соблюдать тайм-менеджмент, мыслить критически и объективно, а главное, правильно выбирать полезный и необходимый материал. Сегодня студенту необходимо быть социально активным и мобильным человеком, готовым к любым изменениям и новшествам, происходящим в мире. Это должно помочь ему реализоваться не только личностно, но и профессионально.

В научной литературе умению приспосабливаться к изменениям не только в обществе, но и в профессиональной сфере, быть коммуникативным и находчивым, умеющим мыслить нестандартно и находить решение в самых сложных задачах дали название «гибкие навыки», на английском языке soft skills. Большинство исследовательских работ по проблеме развития гибких навыков студентов рассматривает учебную деятельность как возможность для их развития, добавляя в учебные занятия дополнительные материалы и задания. Однако учебный план не всегда содержит такие дисциплины, в рамках которых возможно было бы реализовать задуманные занятия. Менять содержание дисциплин, в которые и так необходимо вместить всю необходимую информацию, тоже не лучший вариант. В этом случае большим потенциалом для развития гибких навыков является совместная работа студентов с куратором академической группы во внеаудиторной деятельности.

Куратор академической группы является главным воспитателем студентов в высшей школе. Куратор не просто педагог, занимающийся своей профессиональной деятельностью в аудиторное время, это еще и наставник, помогающий в самоопределении, самореализации и профессиональном становлении студентов из его группы во внеаудиторной деятельности.

Внеаудиторной деятельностью является разнообразная деятельность студентов в рамках вуза, которая не связана с учебными занятиями. Она также направлена на развитие личности студента, расширение и углубление профессиональных знаний, формирование профессиональных качеств [1]. С точки зрения В.И. Федосеевой, внеаудиторная деятельность – это деятельность, в которой делается акцент на самостоятельность, активность и инициативность учащихся, где проявляются их творческие возможности [2, с. 386]. Внеаудиторную деятельность можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, как деятельность, регулируемую и управляемую самим студентом, с другой стороны, как педагогически организуемый вузом процесс. Поскольку внеаудиторная деятельность не входит в содержание основной профессиональной образовательной программы, то формы ее организации определяются самостоятельно социально-воспитательным отделом вуза [3], куратором академической группы и студентами. Это значит, что именно куратор может первым отслеживать динамику личностных изменений студентов.

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность внеаудиторной деятельности для развития гибких навыков студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на анкетировании «Самооценка развития ключевых компетенций» среди студентов по методике Лаборатории компетенций Soft Skills Южного федерального университета и Центра карьеры ЮФУ [4, c. 6] и на анализе деятельности куратора академической группы со студентами во внеаудиторном пространстве. Респондентам необходимо было ответить на 55 утверждений опросника, которые характеризуют одиннадцать компетенций: эмоциональный интеллект, когнитивную гибкость, критическое мышление, комплексное многоуровневое решение проблем, умение вести переговоры, креативность, суждение и принятие решений, сотрудничество с другими, эффективный поиск работы, управление людьми, клиентоориентированность. Цель анкеты – помочь студентам лучше понимать эти компетенции и определить, на каких из них они должны сконцентрировать свое внимание [5]. По итогам анкетирования баллы по каждой шкале компетенций суммируются и выводится уровень сформированности компетенции.

Если сумма баллов по компетенции 22 и выше, это характеризует «уровень опыта». Четко осознавая суть компетенции, человек демонстрирует модели поведения, подтверждающие ее. В решении стандартных рабочих задач компетенция раскрывается полностью. В нестандартных ситуациях проявляет себя через отдельные элементы.

Если сумма баллов по компетенции находится в диапазоне от 15 до 21, то это означает достижение «уровня развития». В данном случае компетенция проявляется только в простых и знакомых ситуациях, и даже тогда ее владение ограничено отдельными элементами. Однако в сложных ситуациях проявление компетенции отсутствует.

Если количество баллов по компетенции менее 15, то можно считать, что компетенция находится на «начальном уровне». Отсутствует владение компетенцией, а также понимание ее важности. Человек не стремится ее использовать и развивать.

В качестве экспериментальной базы был выбран Институт психологии и образования КФУ. В эксперименте участвовали студенты второго курса, обучающиеся по профилю 44.03.05. «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». В исследовании приняли участие 23 чел.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале учебного года респондентам была предложена анкета. Исходя из специфики профессиональной деятельности студентов будущих педагогов, в исследовании был сделан акцент на такие навыки, как:

− комплексное многоуровневое решение проблем (выявление и устранение причин возникновения проблемных ситуаций);

− критическое мышление (умение подвергать сомнению достоверность поступающей информации);

− креативность (нестандартные методы решений задач и проблем, творческое мышление);

− сотрудничество с другими (выстраивание отношений с людьми на различных уровнях общения; создание общего поля деятельности по решению задач);

− эмоциональный интеллект (распознавание эмоций и понимание намерений других людей; управление собственными эмоциями и состояниями; оказание влияния на эмоции и состояния окружающих);

missing image file

Рис. 1. Уровень развития гибких навыков студентов на констатирующем этапе исследования

missing image file

Рис. 2. Уровень развития гибких навыков студентов на контрольном этапе исследования

− суждение и принятие решений (формирование собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий);

− умение вести переговоры (коммуникация с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров);

− когнитивная гибкость (оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно) [6].

По полученным баллам анкетирования был выявлен средний показатель группы по каждой шкале навыков.

Первичные результаты помогли нам оценить начальный уровень владения студентами гибкими навыками, что представлено на рисунке 1.

Формы внеаудиторной работы для развития гибких навыков студентов

Форма работы

Описание

Навык

Тренинг

Занятия, основанные на социально-психологическом общении, в ходе которых происходит тренировка навыков, умений и особенностей поведения [7].

Тренинговые занятия:

- «Я среди людей»;

- «Есть проблема – есть решение!»;

- «Понимаю, принимаю себя и тебя»;

- «Переговоры VS Конфликт, что выберешь ты?» и др.

Сотрудничество с другими, умение вести переговоры, комплексное многоуровневое решение проблем, когнитивная гибкость, эмоциональный интеллект

Игры

Деятельность, которая направлена на повторение и усвоение общественного опыта. Игры:

− «Веревочные курсы»,

− «Личный герб»

− «Несуществующая профессия»;

− «Друдлы»;

− «Вавилонская башня»;

− «Данетка»;

− «А ты мне веришь?»;

− «Тропа доверия» и др.

Умение вести переговоры, комплексное многоуровневое решение проблем, когнитивная гибкость, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, сотрудничество с другими, креативность, критическое мышление

Заочные путешествия

Стимулирование познавательной активности.

Темы путешествий:

– «Учитель Сингапура»;

– «Образование шанхайских школ»;

– «Как отмечают Гуру Пурнима» и др.

Когнитивная гибкость, креативность

Сase study

Решение ситуационных задач по различным социальным, педагогическим проблемам.

Темы кейсов:

– «Финансовая неустойчивость молодежи»;

– «Почему мои аргументы не подходят?»;

– «Несовременная современность»;

– «Что бы я сделал на его месте?» и др.

Комплексное многоуровневое решение проблем, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, суждение и принятие решений, креативность

Защита

фантастических проектов

Подготовка и защита перспективных проектов – прогноз о будущем.

Темы проектов:

– «Мир в опасности – как очистить планету от мусора»;

– «Школа для поколения Альфа»;

– «Экологическая игрушка – обучаю и развлекаю» и др.

Комплексное многоуровневое решение проблем, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, суждение и принятие решений, креативность

Вечер

разгаданных и неразгаданных тайн

Стимулирование познавательной активности.

Темы тайн:

– «Загадка наследственности»;

– «Каким будет человек будущего?»

– «Как воспитывали детей в Лаконии?»

– «Тайны вокруг нас» и др.

Сотрудничество с другими, критическое мышление

Конференции, олимпиады

Студенческие конференции, олимпиады вузовского и российского уровня

Когнитивная гибкость, сотрудничество с другими, критическое мышление, суждение и принятие решений, комплексное многоуровневое решение проблем, умение вести переговоры, креативность, эмоциональный интеллект

Конкурс

Участие в вузовских конкурсах:

– «Лучшая академическая группа»;

– «Студент года» и др.

Креативность, критическое мышление, сотрудничество с другими, умение вести переговоры, комплексное многоуровневое решение проблем, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, когнитивная гибкость

Кураторские часы

Стимулирование познавательной активности:

– «Занимательный Exsel»;

– «От Word к PowerPoint, делаем интересный доклад»;

– «Музеи моего города»;

– «Студенческая финансовая грамотность?»;

– «Скрытые вредные привычки»;

– «Театральный вечер»

Когнитивная гибкость, суждение и принятие решений, креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение вести переговоры, комплексное многоуровневое решение проблем, сотрудничество с другими

На рисунке 1 видно, что у студентов преобладают трудности с такими компетенциями, как комплексное решение проблем, умение вести переговоры, а также эмоциональный интеллект. Их результаты не превышают 15 баллов. Данные навыки находятся на начальном уровне. Поэтому развитию этих навыков необходимо уделять особое внимание. Самый высокий уровень относится к навыку «креативность» с результатом в 22 балла. Остальные компетенции находятся на «уровне развития». Владение данными компетенциями ограничено, и проявляются они в виде отдельных элементов в поведении.

По итогам полученных результатов куратором академической группы был организован цикл внеаудиторных мероприятий по развитию гибких навыков студентов. В таблице представлены формы внеаудиторной работы куратора академической группы со студентами.

Мероприятия со студентами проводились в течение 9 месяцев, без учета каникулярного времени. После проведенного цикла мероприятий был организован повторный опрос студентов. Сравнительный результат развития гибких навыков студентов до и после проведенного эксперимента представлен на рисунке 2.

Согласно рис. 2 произошли положительные изменения в развитии гибких навыков студентов. Об этом свидетельствуют показатели выше 15 баллов. Показатели «креативность» и «сотрудничество с другими» находятся на уровне «опыта», остальные компетенции достигли уровня «развития» и приближаются к отметке 22 балла. Полученные результаты говорят об эффективности организованного куратором академической группы цикла внеаудиторных мероприятий.

Заключение

Участвуя во внеаудиторной работе, организованной куратором академической группы и университетом, студент может заявить о себе, провести саморекламу своих способностей и достижений, проявить свои знания и таланты. Таким образом, происходит реализация амбиций, которая приводит к удовлетворению от проделанной работы, что, в свою очередь, подталкивает еще к большим достижениям. Очень важно помочь студентам реализоваться во внеаудиторной деятельности, особенно если у них есть трудности с учебой, так как неуспехи в учебе подрывают их уверенность в себе и мотивацию к учению, что может привести к дальнейшему отчислению. Должно быть понимание, что чем разнообразнее будет внеаудиторная деятельность студентов, тем больше у них возможностей для развития гибких навыков. Предложенные внеаудиторные мероприятия нельзя рассматривать как случайные события, они требуют организованной, систематической и целенаправленной работы, чтобы достигнуть наибольшей эффективности и результативности.