Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE RELATIONSHIP OF THE ORGANIZATION OF CHILDREN’S LEISURE WITH INDICATORS OF COGNITIVE AND EMOTIONAL DEVELOPMENT

Dedyukina M.I. 1 Ivanova M.K. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article describes a study that revealed a direct relationship between the organization of children’s leisure and indicators of cognitive and emotional development. It was found that children involved in interesting games and leisure activities demonstrate a higher level of visual memory development, a higher level of mental processes, self-regulation. The authors of the article emphasize the importance of the quality of leisure activities and their compliance with the interests and needs of children for the optimal development of the child. They recommend developing and improving the system of leisure activities and ensuring the availability of various opportunities for the development of children. Тhey recommend developing and improving the system of leisure activities and ensuring the availability of various opportunities for the development of children. The study involved 500 children attending senior groups of kindergartens in the Republic of Sakha (Yakutia), aged 46 to 83 months (Mage=63.86; SD=4.015), including 55.6% of girls and 44.4% boys. Diagnostics was carried out in the cities of Yakutsk (5.4% of the sample), Zhatay (3.4%) and uluses: Amginsky (5.8%), Ust-Maysky (4%), Oymyakonsky (4.2%), Nyurbinsky (10.2%), Vilyuisky (7.6%), Gorny (9%), Namsky (6, 4%), Churapchinsky (11.2%), Oleneksky (3.6%), Neryungri (14%), Verkhnevilyuisky (2.6%), Suntarsky (5.6%), Lensky (2.2%), Tattinsky (2.2%) and Tomponsky (2%). In 66.8% of the groups visited by the children participating in the study, the main language of instruction is Yakut, in the rest – Russian.
сhildren’s leisure
cognitive
emotional
development
children of senior preschool age

Оценка взаимосвязи деятельности организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития детей имеет большую актуальность в рамках реализации ФГОС. В соответствии с ФГОС целью образования является развитие «личности, готовой к жизни в современном демократическом обществе», что включает в себя не только развитие когнитивных навыков, но и социальных, эмоциональных и моральных компетенций.

Когнитивные способности играют важную роль в жизни человека и влияют на его последующие достижения и успех. Согласно мнению В.Н. Дружинина, В.А. Масленниковой и Н.А. Сырниковой, организация детского досуга важна для развития когнитивных и эмоциональных навыков у детей. Организация детского досуга помогает развивать личность ребенка, учить его мыслить, понимать, запоминать и решать проблемы. Также она помогает развивать эмоциональную интеллектуальность, умение распознавать и управлять своими эмоциями и уважительное отношение к себе и другим людям. Эти навыки существенно влияют на будущее ребенка, формируют его личность и влияют на его успех в будущем [1].

В своих исследованиях Д.И. Фельдштейн, характеризуя реальные изменения современного ребенка, отмечает глубинные изменения его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочие характеристики. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Одновременно с этим отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных ценностных ориентаций. Образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей и их родителей [2].

Одним из основных факторов, обеспечивающих эмоциональное развитие человека на всем протяжении его жизненного пути (Pulkkinen), являются регуляторные функции. Поэтому представляется очень важным изучение ранних этапов формирования этой функции, ее детерминации, а также индивидуальных вариаций в ходе и результатах ее развития [3].

Кроме модели А. Мияке, существуют и другие подходы в зарубежной психологии, которые также рассматривают регуляторные функции в детском возрасте [4]. К ним относится, например, модель М. Познера и коллег, которая выделяет следующие три компонента регуляции поведения: 1) ингибирование, или торможение реакций на нежелательные стимулы; 2) постановка целей и планирование действий, связанных с достижением цели; 3) переключение внимания между задачами и целями. Также существуют модели, которые выделяют более широкий список регуляторных функций [5]. Например, модель Ф. Денекера и коллег выделяет пять компонентов регуляции поведения: 1) контроль за состоянием внимания; 2) работа с кратковременной памятью; 3) переключение внимания между задачами и целями; 4) ингибирование реакций на нежелательные стимулы; 5) работа с долговременной памятью. Каждая из этих моделей вносит свой вклад в понимание регуляторных функций в детском возрасте и способствует развитию практических методик для их развития и коррекции при отклонениях [5].

По нашему мнению, когнитивное развитие дошкольников связано со способностью ребенка узнавать, понимать, запоминать и использовать информацию. В данном возрасте ребенок формирует мышление, которое он будет использовать в будущем. Для развития когнитивных процессов ребенку необходимо предоставлять разнообразные материалы для изучения, такие как книги, игровые материалы, различные задания на развитие логического мышления. Эмоциональное развитие дошкольников направлено на формирование активной и самостоятельной личности, умеющей управлять своими эмоциями и оценивать свои поступки. В данном возрасте ребенок развивает свои чувства по отношению к окружающему миру, учится реагировать на эмоциональные переживания, как свои, так и других людей. Для развития эмоциональной сферы у ребенка необходимо создавать условия для эмоциональной разгрузки, такие как социальные игры, театральное и рисованное выражение своих чувств. В целом когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Таким образом, исследования ученых показывают, что детский досуг является важным компонентом развития ребенка. Он способствует развитию когнитивных функций, таких как мышление, речь, математика, а также эмоциональной сферы, такой как самопознание, управление эмоциями и социальные навыки.

Цель исследования – выявить взаимосвязь организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования находит решения в следующих задачах:

1. Обзор литературы по теме исследования.

2. Выбор методик исследования.

3. Диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Анкетирование родителей.

5. Анализ результатов исследования.

Материалы и методы исследования

Важным принципом проведения исследования является соответствие исследовательской деятельности Этическому кодексу Российского психологического общества (РПО, 2012), Этическому кодексу Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA, 2015).

В 2021-2022 учебном году в исследовании приняли участие 500 детей, посещающих старшие группы детских садов республики Саха (Якутия), в возрасте от 46 до 83 месяцев (Mвозраст=63,86; SD=4,015), в числе которых 55,6% девочек и 44,4% мальчиков.

Диагностика была проведена в городах Якутск (5,4% выборки), Жатай (3,4%) и улусах: Амгинском (5,8%), Усть-Майском (4%), Оймяконском (4,2%), Нюрбинском (10,2%), Вилюйском (7,6%), Горном (9%), Намском (6,4%), Чурапчинском (11,2%), Оленекском (3,6%), Нерюнгринском (14%), Верхневилюйском (2,6%), Сунтарском (5,6%), Ленском (2,2%), Таттинском (2,2%) и Томпонском (2%). В 66,8% групп, которые посещают дети, принимающие участие в исследовании, основным языком преподавания является якутский, в остальных – русский. Диагностику проводили психологи дошкольных образовательных организаций.

Из семей детей, принявших участие в исследовании, 10,8% семей имеют одного ребенка (участника исследования), 47,3% имеют двоих детей, 41,9% являются многодетными (имеют трех и более детей). Большинству родителей от 27 до 35 лет (66,2%). Родители чаще оценивают уровень обеспеченности семьи как средний (70,3%), реже как низкий (27%). Большинство родителей работают полный рабочий день (63,5%).

С целью диагностики уровня когнитивных способностей применялись следующие методики, оцифрованные на планшете: 1. Субтесты диагностических комплексов, направленные на оценку регуляторных функций – методика «Память на конструирование»/ «Memory for Designs», методика «Повторение предложений»/ «Sentence Repetition», методика «Сортировка карт по изменяемому признаку»/ «Dimensional Change Card Sorting», методика «Торможение»/ «Inhibition», методика «Статуя»/«Statue»; 2. Тесты, направленные на исследование общих когнитивных способностей – методика «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена»; 3. Тесты, направленные на исследование способностей к пониманию эмоций [6].

Параллельно было проведено анкетирование родителей, чьи дети приняли участие в диагностике сформированности регуляторных функций. Анкета предоставлялась родителям в онлайн-формате:

1. Посещает ли ребенок дополнительные (танцевальные, музыкальные, спортивные занятия и/или занятия по подготовке к школе, занятия по искусству или творчеству, иностранному языку, шахматам и т.д.):

Да

Нет

2. Сколько раз в неделю проходят занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.

3. Какова средняя продолжительность занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.

4. Как давно ребенок посещает занятия (для каждого типа) – открытый вопрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Ответы родителей на приведенные вопросы были сопоставлены с результатами диагностики когнитивного и эмоционального развития детей. Было получено, что зрительная рабочая память выше у детей, посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 1).

Слухоречевая рабочая память ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий музыкой.

Когнитивная гибкость ниже у детей, которые дольше занимаются музыкой и/или слушают музыку совместно с родителями; выше у детей, которые дольше посещают танцевальные занятия; выше у детей, посещающих дополнительные музыкальные занятия в детском саду по сравнению с теми, кто их не посещает (табл. 2).

Таблица 1

Оценка средних значений уровня общей сформированности зрительной РП у детей, посещающих и не посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам

Шкала

Не посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение)

Посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение)

Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости)

Зрительная РП

М=79,27 SD=31,755

М=93,75 SD=18,828

U=130,000 p=0,026

Таблица 2

Оценка достоверности различий в уровне переключаемости детей, посещающих и не посещающих дополнительные музыкальные занятия в детском саду

Шкала

Не посещают музыкальные занятия в детском саду (среднее значение, стандартное отклонение)

Посещают музыкальные занятия в детском саду (среднее значение, стандартное отклонение)

Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости)

Когнитивная гибкость (переключаемость)

М=7,19 SD=2,047

М=8,33 SD=1,847

U=332,000 p=0,041

Таблица 3

Оценка средних значений уровня скорости протекания психических процессов у детей, посещающих и не посещающих дополнительные танцевальные занятия

Шкала

Не посещают танцевальные занятия (среднее значение, стандартное отклонение)

Посещают танцевальные занятия (среднее значение, стандартное отклонение)

Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости)

Скорость протекания психических процессов

М=8,34 SD=2,757

М=10,78 SD=2,587

U=136,000 p=0,021

Таблица 4

Оценка средних значений общего уровня способности к пониманию эмоций у детей, посещающих и не посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам

Шкала

Не посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение)

Посещают занятия по шахматам/шашкам (среднее значение, стандартное отклонение)

Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни, уровень значимости)

Общая способность к пониманию эмоций

М=3,74 SD=1,667

М=5,29 SD=1,604

U=116,000 p=0,029

Таблица 5

Оценка средних значений продолжительности слушания музыки и пения с ребенком в семье у детей с разным уровнем саморегуляции

Шкала

Низкий уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение)

Средний уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение)

Высокий уровень саморегуляции (среднее значение, стандартное отклонение)

Достоверность различий (Н-критерий Краскела-Уоллиса, уровень значимости)

Продолжительность слушания музыки с ребенком

 

М=50 SD=29,011

М=65 SD70,736

Н=5,060

р=0,080

Продолжительность пения с ребенком

     

Н=5,998

р=0,050

Скорость протекания психических процессов выше у детей, которые дольше посещают музыкальные занятия; выше у детей, посещающих дополнительные танцевальные занятия, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 3).

Когнитивный сдерживающий контроль ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий танцами.

Физический сдерживающий контроль ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий музыкой; ниже у детей с меньшей продолжительностью занятий шахматами.

Способность к пониманию эмоций, вызванных внешними причинами, ниже у детей, которые дольше занимаются шахматами.

Общая способность к пониманию эмоций выше у детей, посещающих дополнительные занятия по шахматам/шашкам, по сравнению с детьми, которые их не посещают (табл. 4).

Также было получено, что продолжительность слушания музыки и пения с ребенком в семье выше у детей с низким уровнем саморегуляции и ниже у детей с высоким уровнем саморегуляции (табл. 5).

Дети, не посещающие дополнительные танцевальные занятия, чаще имеют низкий уровень саморегуляции (37,5%) и реже высокий (26,6%), а дети, посещающие дополнительные танцевальные занятия, чаще имеют средний уровень саморегуляции (70%) и совсем не имеют низкого уровня саморегуляции (Хи-квадрат=6,263, р=0,044) (рисунок).

missing image file

Анализ совместного распределения частот (с применением статистики Хи-квадрат Пирсона) посещения ребенком дополнительных танцевальных занятий у детей с разным уровнем саморегуляции

Согласно ответам родителей, менее четверти детей посещают дополнительные спортивные занятия, занятия по подготовке к школе или иностранному языку.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования была выявлена прямая взаимосвязь между организацией детского досуга и показателями когнитивного и эмоционального развития. Было установлено, что дети, которые регулярно занимаются интересными играми и занятиями на досуге, демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти, более высокий уровень скорости протекания психических процессов, саморегуляции. Кроме того, такие дети более уверенно себя чувствуют в общении со сверстниками и взрослыми, имеют большую эмоциональную устойчивость и умеют лучше управлять своими эмоциями. Таким образом, организация детского досуга может являться важным фактором для оптимального развития ребенка. Важно учитывать, что эффективность досуговых занятий зависит от их качества и соответствия интересам и потребностям детей. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать систему досуговых занятий и обеспечивать доступность разнообразных возможностей для детского развития.