Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ORGANIZATION AND CONTENT OF WORK ON THE FORMATION OF READINESS FOR SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION

Bartsaeva E.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev
The article presents the organizational and substantive aspects of the work on the formation of readiness for social and household orientation (SBO) of older preschool children in additional education. The implementation of the work on the formation of readiness for SBO of senior preschoolers on the basis of the Extended Day Center at the M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University is disclosed in detail: firstly, the inclusion of children in various forms of additional education through the introduction of the author’s program of the circle «We discover the world in which we live!»; secondly, the consistent implementation of the stages of formation of readiness for social and household orientation of older preschool children in additional education – the formation of interest in social and household activities → activation of existing social and household ideas → formation of social and household concepts, knowledge and skills → inclusion in social and household activities; thirdly, the involvement of older preschool children in the process of purposeful interaction of subjects of additional education. A set of games, game exercises, tasks, etc. is presented. according to the formation of readiness for SBO of older preschoolers, as well as the didactic corner of SBO developed by us, which includes several subject-oriented game corners: «Kitchen», «Bathroom», «Abc of Safety». The work was carried out within the framework of a grant for research work in priority areas of scientific activity of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev on the topic «Scientific and practical aspects of the formation of readiness for social orientation of children of senior preschool age in additional education».
content of work
formation
readiness for social and household orientation
senior preschoolers
additional education

В современной парадигме дошкольного образования подготовка старших дошкольников к самостоятельной жизни является одной из ключевых проблем, особое внимание уделяется вопросам ориентации в социуме, взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности. Реализация данных процессов будет проходить успешно, если у дошкольников сформируется готовность к СБО как одно из свойств личности. Однако результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что исходный уровень сформированности готовности к СБО старших дошкольников является низким. Выявленный уровень подтверждает, что у детей не в полной мере сформированы личностные качества, элементарные представления и практико-ориентированные умения, составляющие основу готовности к СБО и позволяющие выполнять различные виды социально-бытовой деятельности.

В связи с этим возникла необходимость организации целенаправленной работы по формированию готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании: во-первых, включение их в разнообразные формы дополнительного образования путем внедрения разработанной программы кружка «Мы открываем мир, в котором живем!»; во-вторых, последовательное осуществление этапов формирования готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании; в-третьих, вовлечение детей в процесс целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования.

Материалы и методы исследования

На базе Центра продленного дня при МГПУ имени М.Е. Евсевьева проходил формирующий этап экспериментальной работы, включающий организационную и содержательную составляющие работы по формированию изучаемой готовности. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста. С учетом требований ФГОС ДО реализация программы экспериментальной работы на базе Центра продленного дня происходила в рамках непосредственно образовательной деятельности. С целью организации работы со старшими дошкольниками, направленной на формирование исследуемой готовности, нами привлекались воспитатели Центра продленного дня, которым давались подробные инструкции.

Результаты исследования и их обсуждение

Включение детей старшего дошкольного возраста в разнообразные формы дополнительного образования осуществлялось путем внедрения авторской программы кружка «Мы открываем мир, в котором живем!». С целью разработки ее содержания были проанализированы программы дошкольного образования, например «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) [1], «Развитие» (под ред. А.И. Булычевой) [2], «От рождения до школы» (под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой) [3]. Приоритетное значение имел анализ региональной программы предшкольного образования, разработанной педагогами Центра продленного дня [4]. Представленный в ней материал (преимущественно социально-бытовой направленности) позволял сосредоточить внимание на разнообразных процессах и явлениях быта, социума и др., что способствовало осмыслению и осознанию детьми значимости социально-бытовой деятельности.

Нами была спроектирована и реализована программа кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» с ориентацией на региональную программу предшкольного образования Центра продленного дня, рассчитана на серию занятий (проходили один раз в неделю с продолжительностью 30 мин). Общий бюджет времени составил 30 ч [5]. Содержание программы было дифференцировано на три модуля («Личностно-ориентированный», «Познавательный», «Деятельностный»). Содержание программы было реализовано в детской деятельности, в частности в таких ее видах, как познавательно-исследовательская, игровая, самообслуживание, коммуникативная, элементарный бытовой труд и др., и таких формах организации, как занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка и др. Важное место в реализации программы отводилось играм. Так, в сюжетных, театрализованных и ролевых играх старшие дошкольники осуществляли необходимые игровые действия (в соответствии с сюжетом социально-бытовой направленности), апробировав на себе те или иные социальные роли. Для активизации и поддержания интереса и мотивации к социально-бытовой деятельности особое значение имела игра «Вкуснотеево», в которой детям предлагалось выбрать определенные блюда на завтрак, обед и ужин, необходимые овощи и фрукты для их приготовления и др. Активно использовались игры-эксперименты (например, «Как стучит сердце», «Что может мой рот?» и др.). Для формирования самостоятельности, ответственности и инициативности большое внимание уделялось организации сюжетно-ролевых игр (например, «Магазин», «Игрушки доктора», «Аптека», «Строительство дома», «Зоопарк», «Парикмахерская», «В библиотеке», «На городских дорогах», «Туристическое агентство», «Больница», «Семья», «День рождения», «Банк» и др.). С учетом возрастных характеристик интересующего нас возраста указанные игры являются приоритетными и способствуют развитию данных качеств. Особая роль отводилась процессу организации совместной с детьми деятельности по обогащению развивающей предметно-пространственной среды Центра продленного дня, стимулирующей их к самостоятельной работе. Например, уголок социально-бытовой ориентации пополнялся предметами-заместителями для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Дошкольники лепили из слоеного теста «хлеб», «слойки», «бублики», для расширения ассортимента «магазина» приносили из дома конфетные коробки, бутылочки от шампуня, геля для душа, баночки из-под крема и др. Таким образом, у детей сформировалось умение самостоятельно планировать ход игровой деятельности, что расширило их жизненный опыт.

Проведенная работа по актуализации содержания региональной программы Центра продленного дня (материал социально-бытового характера) позволила нам сформировать у испытуемых, во-первых, интерес и мотивацию к совершению социально-бытовой деятельности; во-вторых, понимание ее роли в дальнейшей жизнедеятельности. Реализация разработанной нами программы кружка дала возможность старшим дошкольникам расширить, закрепить социально-бытовые знания и умения, а также приобрести практико-ориентированный опыт.

Далее наша работа была направлена на то, чтобы выстроить в образовательном процессе поэтапное формирование изучаемой готовности [6]. На первом этапе (формирование интереса к социально-бытовой деятельности) особое значение придавалось созданию атмосферы, способной заинтересовать ребенка, увлечь его, вызвать желание действовать самостоятельно. Важно указать, что в старшем дошкольном возрасте появляется не только интерес к миру взрослых, их деятельности, но и стремление быть похожим на них. На данном этапе решались следующие задачи: формирование позитивной Я-концепции (упражнения «Кем я хочу стать?», «Я могу», «Похвалилки», «Автопортрет», «Я в будущем» и др.); сплочение коллектива, создание комфортной психологической обстановки (упражнения «Комплименты», «Покажи героя из сказки», «Кто лучше слышит?», «Запомни свою позу», «Рука к руке»; игры «Что я чувствую?» и др.). С целью развития интереса и мотивации к труду применялись дидактические игры («Моя комната», «Стройка», «Город и село», «Домашнее хозяйство», «Растительный мир», «Рекламные агенты» и др.); сюжетно-ролевые игры («Автомастерская», «Полицейский», «Ветеринарная клиника», «Ателье мод», «Салон красоты» и др.). Эффективно использовались беседы и побудительные вопросы, задаваемые при рассматривании иллюстраций, рисунков, схем, просмотре мультимедийных презентаций, в сюрпризных моментах. В ходе режимных моментов воспитатели создавали проблемно-игровые и практические ситуации, побуждающие старших дошкольников применять имеющийся опыт, проявлять инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи, наблюдения, дежурства, когда детям давали поручения и следили за ходом их выполнения (например, предлагали убрать рабочее место после творческой работы, навести порядок в уголке природы и др.). Таким образом, реализация указанного этапа является фундаментом дальнейшей работы со старшими дошкольниками по формированию исследуемой готовности.

Активизация имеющихся у детей социально-бытовых представлений составляла содержание второго этапа формирования готовности к СБО. Он реализовывался путем повторения и обобщения необходимых сведений по различным темам занятий региональной программы Центра продленного дня и актуализации личного жизненного опыта детей старшего дошкольного возраста. С этой целью применялись такие приемы активизации, как прямая постановка вопроса для выявления исходных представлений испытуемых по определенной теме; беседа; акцентирование внимания детей на основных деталях изучаемого социально-бытового понятия; после изучения сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» детям предлагалось выделить отличительные и общие признаки насекомых и др.; анализ жизненных аналогий (в ходе изучения сказки «Муха-Цокотуха» старшим дошкольникам задавались вопросы: «Правильно ли поступила Муха, когда нашла денежку и купила самовар?», «А зачем Муха купила самовар?», «Нужную покупку сделала Муха?», «А что еще можно купить на рынке?», «Что ваша семья покупает на рынке?» и др.; решение задач («Брату 5 лет. А сестра на 2 года младше. Сколько лет сестре?» и др.) и ответы на вопросы («Сколько лет тебе?», «У тебя есть брат (сестра)?», «Сколько ему (ей) лет?», «На сколько лет ты старше (младше) брата (сестры)?»; решение проблемных ситуаций («Нужны ли насекомые природе и человеку?», «Пользу или вред они приносят?»; составление рассказа-описания (предлагалось описать какое-либо дикое или домашнее животное, птицу и др., дать характеристику героя сказки, рассказать о профессии «повар», «шофер», «портной» и др.); анализ предметов и объектов окружающей детей природной и социальной действительности; решение ситуаций жизненно-бытового характера; разыгрывание ролевых ситуаций («Маша пришла грустная в группу», «У Арсения хорошее настроение, ему вчера подарили любимую игрушку», «Максим упал и ушибся, он заплакал» и др.).

На занятиях кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» большое внимание уделялось знаниям о природном и социальном мире, о семье и основных семейных ценностях, традициях, правилах поведения в различных ситуациях, в том числе безопасного поведения в быту, социуме, природе и др. Применялись индивидуальные и коллективные беседы с использованием наглядного материала (плакаты, рисунки, схемы, карточки, разрезные картинки и др.); игровые воображаемые ситуации (воображаемая экскурсия, фантастическое путешествие, сюжет, встреча с вымышленными героями и др.). Игровые моменты позволили совершенствовать способы моделирования окружающей детей социокультурной жизни, дали возможность освоить ту действительность, которая является для них недосягаемой. В играх старших дошкольников находили отражение наиболее значимые события, происходящие в обществе. Участники игры сопереживали, искренне радовались успехам героев, роли которых выполняли, совершенствовали свое воображение.

Особое значение для активизации деятельности детей имела развивающая предметно-пространственная среда Центра продленного дня. Она способствовала развитию интереса и потребностей детей, становлению у них специфических видов деятельности, творческих способностей, формированию личностных качеств и жизненного опыта. Включала в себя несколько зон: природы, ручного труда, спорта, развития конструкторских умений и навыков. Важным компонентом среды Центра продленного дня был разработанный нами дидактический уголок социально-бытовой ориентации, который активизировал социально-бытовую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Данный уголок являлся ресурсом, обеспечивающим формирование изучаемой готовности, и был смоделирован с учетом зонирования развивающей предметно-пространственной среды центра, а именно: «Кухня», «Ванная комната», «Азбука безопасности». В предметно-ориентированных игровых уголках размещались дидактические пособия, наглядный и демонстрационный материал; изготовленные атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы; располагался макет кухни, ванной комнаты и др. Следует отметить, что для систематизации представленных игр нами было разработано дидактическое пособие «Лэпбук», которое помогает организовать усвоение информации по изучаемой теме, сделав ее понятной и доступной каждому ребенку. «Лэпбук» представляет собой интерактивную книгу с подобранными заданиями социально-бытовой направленности, в том числе по темам, содержащимся в разработанной программе кружка: «Личная гигиена», «Цветок дружбы», «Уход за волосами» (мытье, прическа), «Модный салон», «Гигиена зрения и слуха», «Опасные ситуации», «Быт семьи», «Как смотреть телевизор» и др. Таким образом, активизация имеющихся социально-бытовых представлений у старших дошкольников является основой последующего сознательного усвоения ими знаний об окружающем природном и социальном мире, базовой характеристикой для развития личностных качеств, формирования социально-бытовых умений, необходимых в современных условиях жизнедеятельности.

На третьем этапе (формирование социально-бытовых понятий, знаний и умений) с учетом особенностей старших дошкольников основное внимание уделялось обучению воспринимать предметы социально-бытового назначения; первоначально осуществлялось знакомство с их предназначением, далее – с правилами применения в конкретных социально-бытовых процессах. С этой целью применялись следующие методические приемы: анализ, в ходе которого выделялись существенные признаки предметов; сравнение, позволяющее определить черты сходства и различия тех или иных признаков; классификация, обеспечивающая распределение предметов на классы по признакам, присущим предметам одного рода и отличающим их от предметов других родов; обобщение и систематизация, способствующие выделению принадлежности к какой-либо группе объектов и предметов. Например, при рассмотрении темы «Моя семья» первоначально осуществлялось знакомство детей с понятием «семья» («Семья – ячейка общества»), затем раскрывались его сущностные характеристики («Какие обязанности и права членов семьи вам известны?», «Какие праздники отмечаются в вашей семье?»), а далее отрабатывались трудовые операции (дошкольники рассказывали о своем поведении по отношению к членам семьи, обсуждали свое отношение к родителям, бабушкам, дедушкам и др.), приемы и действия (проигрывались различные ситуации: «Кирилл пошел вместе со своей семьей в магазин или в цирк», «Диана собирается в детский сад», «Лена собирается на прогулку в лес» и др.). В процессе работы дети озвучивали изучаемое понятие, выявляли его характеристики, основные особенности, анализировали их, формулировали выводы.

В ходе формирования понятий и знаний социально-бытовой направленности использовались различные проблемные ситуации и практико-ориентированные задачи. Активно использовались различные виды заданий и упражнений игрового характера, например задания, направленные на подключение предметного (социально-бытового) опыта старших дошкольников. В работе рассматривались только те объекты и предметы, которые хорошо знакомы детям и часто встречаются в повседневной жизни: было важно выделить в них основные характерные признаки.

Ряд заданий был направлен на выделение важнейших признаков какого-либо понятия. В первом задании детям необходимо было назвать предмет и охарактеризовать его признаки («Расскажи, как правильно пользоваться данным предметом?» (например, пылесосом); «Как ты считаешь, без каких самых главных частей он не сможет работать?»; «Кто участвовал в его создании?»; «Подумай и скажи, чем пользовались люди, когда его еще не было?»; «Что будет, если этот предмет исчезнет из нашей жизни?» и др. Во втором задании нужно было пояснить, без чего не может обойтись тот или иной социально-бытовой предмет, объект, явление или событие (сад – растения, собака, садовник, земля, забор; лес – деревья, животные, солнце, растения, воздух, грибы; река – вода, берег, рыба, тина, рыболов; город – здание, автомобиль, велосипед, толпа, улица и др.). В третьем задании нужно было назвать, например, изображенных на картинках птиц и их отличительные признаки.

Серия заданий была связана с формированием умения устанавливать различные отношения и взаимовлияния между различными понятиями и направлена на понимание детьми взаимосвязи и взаимообусловленности не только объектов окружающего нас мира, но и понятий, которые отражают эти объекты, находясь при этом в определенных соотношениях. В первом задании необходимо было назвать возможные последствия событий («Если положить лед на ладонь, то…»; «Если человеку сказать плохое слово, то…»; «Если не слушаться взрослых, то…»; «Если мусорить и не убираться, то…»; «Если не чистить зубы, то…» и др.). Во втором задании предлагалось посмотреть на картинку, назвать предмет и рассказать о его значении в жизнедеятельности человека («Кому нужна вода?»; «Как человек ее использует?»; «Где в природе встречается вода?»; «Где еще она находится?» и др.). В третьем задании требовалось установить последовательность событий («Вымыл овощи», «Вытер полотенцем», «Пошел дождь», «Набежали тучи», «Выглянуло солнце», «Появилась радуга»; «Наступила осень», «Прошло жаркое лето», «Птицы улетают на юг»; «Темная туча закрыла солнце», «Грянул гром» и др.). Нами также были предложены задания, в которых нужно подобрать обобщающее понятие для группы однородных предметов; назвать лишнее слово в каждой группе слов, обосновав свой выбор, и др. Некоторые задания были связаны с формированием умения давать определение понятиям; подбирать родственные слова (например, к словам «дом», «мороз», «сад», «лес», «гриб») и др. Итак, при формировании понятий и знаний социально-бытового характера детей старшего дошкольного возраста учили описывать различные предметы и явления и выделять их основные признаки, что, в свою очередь, содействовало включению новых социально-бытовых понятий в имеющуюся систему знаний и представлений, обогащению словарного запаса лексикой преимущественно социально-бытового характера, а также конкретизации «социального» и «бытового» опыта.

На данном этапе было важно научить детей использованию новых знаний при решении задач (практико-ориентированных), установлению взаимосвязи между усвоенными знаниями и практическими действиями; выполнению ориентировочной основы деятельности. С этой целью старшие дошкольники овладевали умениями, во-первых, анализировать объект предстоящей работы; во-вторых, планировать ход ее выполнения; в-третьих, реализовывать действия, позволяющие совершать социально-бытовую деятельность, осуществляя при этом операции по контролю и корректировке. Алгоритм обучения можно представить следующим образом: выделение цели предстоящей деятельности → анализ условия задания → установление последовательности выполняемых действий и операций → выбор средств и оптимальных путей достижения поставленной цели → выполнение запрограммированных действий и операций → контроль собственной деятельности → оценка полученных результатов. Например, при знакомстве с правилами столового этикета детей учили сервировать стол к обеду, давая при этом поручения: «Сначала накрываем стол чистой скатертью, далее в центре стола ставим салфетницу с бумажными салфетками, рядом с ней – хлебницу с хлебом… Затем расставляем тарелки по количеству обедающих, справа от тарелок раскладываем ножи…» и др. Отметим, что, когда одни дети сервировали стол к обеду, другие наблюдали за этим со стороны, обращая внимание на недостатки, указывая на ошибки, задавая вопросы («Для чего необходимо ставить бумажные салфетки?», «Как правильно расположить нож?» и др.).

Большое внимание уделялось формированию таких умений, как поиск трудностей в решении поставленной задачи, формулировка вопросов, проведение наблюдений, элементарное экспериментирование, констатация выводов. С этой целью использовалось несколько видов заданий: задания, связанные с развитием умения задавать вопросы («Что такое пылесос?», «Какой он формы, цвета и размера?», «Из чего он состоит?» и др.); задание «Продолжи рассказ» («Как вы думаете, что такое здоровье?», «Кто хочет быть здоровым?» и др.); задание «Найди вероятную причину того или иного события» («Деревья пожелтели», «Промокли сапоги», «Оторвалась пуговица» и др.); задание «Для чего это нужно?» («Расскажи, какие действия и операции можно выполнять и др.); задания-рассуждения («Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Какие предметы могут быть источником опасности?» и др.); игровые ситуации («Как Ирина помогла маме», «Не забывай волшебные слова», «Как Игорь и Миша делились своими игрушками», «Как Лиза и Аня помирились», «Как Марина помогает найти потерянную вещь» и др.); игры с элементами соревнования («Поздравим Лену с днем рождения», «Собери куклу на прогулку», «Покажем Саше, как принимать гостей», «Оденься быстро и правильно» и др.); дидактические игры («Узнай музыку по характеру», «Узнай по запаху», «Угадай настроение» и др.); сюжетно-ролевые игры; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций; просмотр презентаций («Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации в природе» и др.).

Итак, в ходе указанного этапа участники эксперимента обучались применению полученных ранее знаний, а также приобретенных умений в решении поставленных перед ними практико-ориентированных задач, нахождению взаимосвязей между теоретическими и практическими аспектами деятельности.

На четвертом этапе осуществлялось активное включение старших дошкольников в социально-бытовую деятельность. Особый акцент делался на использовании в работе с детьми методов моделирования и решения воображаемых ситуаций. Широко применялись социальные пробы, например в семье – помощь взрослому в быту (убрать со стола посуду, вымыть чайную посуду и др.); в социуме – различные акции по безопасности жизнедеятельности и экологическому воспитанию («Чистый двор», «Безопасная дорога», «Книжка заболела», «Покормим птиц зимой», «Братья наши меньшие», «Птичья столовая» и др.); изготовление открыток («Подарок другу», «Открытка для ветерана», «Для любимой мамочки», «День Победы», «Доброе сердце», «Добрые дела») и др. Важная роль отводилась социальным проектам, обеспечивающим включение детей старшего дошкольного возраста в социально-бытовую деятельность [7]. Они с увлечением участвовали в таких проектах, как «Я – человек», «Я – член семьи», «Я – друг», «Я – житель города Саранска» и др.

Таким образом, формирование готовности осуществлялось воспитателями в нескольких направлениях деятельности: в первую очередь в рамках непосредственно образовательной деятельности, далее этот процесс реализовывался в ходе режимных моментов (в самостоятельной деятельности дошкольников, совместной деятельности взрослых и детей), а также посредством разработанной нами программы кружка. Данная работа проводилась поэтапно. Реализация указанных этапов формирования готовности способствовала расширению социально-бытовых знаний старших дошкольников, формированию у них умений и овладению опытом практико-ориентированной деятельности; осознанию значимости их применения для себя и общества.

Также центральным звеном работы являлось вовлечение детей в процесс целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования: это директор Центра продленного дня, воспитатели, педагоги по направлениям своей деятельности (английский язык, информатика, музыка, физическая культура), специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), родители [6]. Ввзаимодействие реализовывалось в ходе осуществления каждого этапа формирования изучаемой готовности: на групповых и фронтальных занятиях, проводимых воспитателями групп, индивидуальных – со специалистами, в режимных моментах, на игровых, спортивных и музыкальных занятиях, воспитательных мероприятиях, в кружковой работе по разработанной программе, а также в совместной деятельности с родителями. В процессе взаимодействия субъектов дополнительного образования с целью формирования у старших дошкольников рассматриваемой готовности осуществлялись следующие направления работы: совместное изучение содержания региональной программы предшкольного образования и составление единого плана деятельности, совместная организация и проведение различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений и др.); совместная работа с семьями детей. Взаимодействие происходило в таких системах, как «педагог – воспитатель», «педагог – специалист», «педагог – родитель», «педагог – ребенок», «специалист – родитель», «специалист – воспитатель», «специалист – ребенок», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок». С целью формирования ценностных ориентаций у старших дошкольников было реализовано взаимодействие в системах «педагог – ребенок», «специалист – ребенок», «воспитатель – ребенок». Были проведены совместные этические беседы, которые начинались с формулировки нравственных принципов поведения; для наглядной иллюстрации привлекался конкретный материал из обыденных историй жизни испытуемых. Дети старшего дошкольного возраста приобрели знания об основных морально-ценностных нормах и правилах поведения в социуме, о важнейших нравственных качествах и др. С целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования готовности к СБО было организовано взаимодействие в системах «педагог – родитель», «специалист – родитель». Так, были проведены консультации «Безопасное поведение ребенка на улице», «Безопасное поведение ребенка дома» и др. В ходе данных консультаций внимание родителей акцентировалось на самых опасных для ребенка предметах в доме, опасностях, связанных с угрозой жизни, на даче или в деревне, при купании в водоеме и др.

Взаимодействие в системе «родитель – ребенок» производилось посредством организации совместных выставок детских фотографий («Как я помогаю маме и папе», «Помощницы бабушки», «Помощники дедушки» и др.) и рисунков («Безопасность дома», «Царство Мойдодыра», «Здоровый образ жизни» и др.), а также коллективных работ воспитанников и родителей («Семейный досуг», «Рисуем всей семьей» и др.). Взаимодействие в таких системах, как «педагог – воспитатель», «педагог – специалист», «специалист – воспитатель», проявлялось в совместном выборе темы, разработке содержания занятий социально-бытовой направленности; определении этапности и последовательности педагогически обоснованных действий при решении педагогических задач; совместном обсуждении и составлении планов фронтальных, групповых и индивидуальных занятий по формированию готовности к СБО и др. (например, педагоги, воспитатели, специалисты проводили совместные сюжетно-ролевые игры социально-бытового характера, создавая первоначальный замысел, как средство формирования готовности к СБО; обговаривали темы игр, намечали сюжеты, определяли роли и игровые атрибуты, необходимые средства и методы). Каждый педагог не только преследовал общую цель, но и реализовывал специфику своей деятельности, акцентируя внимание на познавательном, личностном, речевом развитии детей. Успешное формирование готовности к СБО старших дошкольников возможно только при наличии, во-первых, тесной взаимосвязи и преемственности в работе всех педагогических работников; во-вторых, единства требований, предъявляемых ими к детям.

Итак, значимым условием эффективного формирования готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании является целенаправленное взаимодействие субъектов дополнительного образования, организованное через включение ребенка в диалог со специалистами; важно вовлекать в данное взаимодействие и родителей, выступающих главными помощниками воспитателей, педагогов и специалистов, работающих в центре.

Заключение

Таким образом, реализация вышеуказанного содержания работы по формированию готовности к СБО обеспечила расширение, обогащение представлениями, знаниями, умениями социально-бытовой направленности. Вовлечение детей в работу кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» способствовало формированию интереса к социально-бытовой деятельности, мотивированному включению в реализацию действий и операций, соответствующих различным ее видам, а также познанию социально-бытовой среды, что послужило основой становления и развития социально-бытовой деятельности. В процессе формирования готовности важно соблюдение этапности (подробная характеристика этапов представлена выше). Показало свою эффективность применение индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, различных методов (сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские игры и др.) и средств (презентации, плакаты, игрушки и др.). Значимой составляющей процесса формирования готовности явилось вовлечение детей во взаимодействие с командой педагогов, обеспечивающих формирование знаний и умений социально-бытовой направленности, включение дошкольников в ролевое поведение, соответствующее выполнению той или иной социально-бытовой деятельности. В целом внедрение описанных в статье материалов в практику работы Центра продленного дня благоприятно воздействовало на формирование готовности к СБО, что дало старшему дошкольнику возможность быть самостоятельным, решительным, инициативным и в дальнейшем успешно социализироваться в обществе.