Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELING THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Bicheva I.B. 1 Kovchegova M.B. 1 Gorshenina N.M. 1 Samokhvalova N.V. 1 Simonova Yu.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
1068 KB
The article provides a theoretical analysis of the concept of «pedagogical competence of parents». The importance of its development in parents raising young children is substantiated as an actual direction of the professional activity of preschool teachers. The authors highlight the components of this type of competence (value-semantic and motivational, cognitive-content, communicative-activity, reflexive-evaluative), give their characteristics, determine high (optimal), average (acceptable), low (critical) levels of formation. In accordance with the purpose of the study, a model of its development is proposed, based on the provisions of the axiological, personality-activity and competence approaches. The pedagogical conditions for its implementation have been determined. The activities of the School for Young Parents are substantiated. The tasks, principles, main content lines of its work are formulated. The authors emphasize that when designing the content of the work of the School for Young Parents, it is important to think over the forms and methods of theoretical and practical training, including general (universal) topics and individual (invariant) ones, taking into account the needs of specific parents in raising a child. It is shown that the development of the pedagogical competence of parents must be carried out systematically and consistently, which is achieved by the joint efforts of teachers and parents at various stages of interaction. The theoretical and methodological provisions given in the article require their experimental approbation in the conditions of a preschool educational organization.
preschool educational organization
development of pedagogical competence of parents
education of children at an early age
interaction
model
«school for young parents»

Одним из актуальных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективность такого взаимодействия во многом обусловлена характером мотивов к сотрудничеству его участников, имеющимися у них психолого-педагогическими знаниями и умениями, особенностями общекультурного и личностного развития. Кроме того, усиление роли семьи в воспитании и развитии ребенка, переход на компетентностные основы отражает требования ФГОС ДО и вызывает ряд преобразований при организации процесса взаимодействия в условиях различных форм работы [1, 2]. На необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки и сопровождения родителей в повышении их компетентности в решении оздоровительных, образовательных и развивающих задач указывается во всех комплексных программах дошкольного образования. Однако, как показывают наши исследования, в ДОО педагоги «сталкиваются с достаточно низкой компетентностью родительского поведения и уровнем педагогической культуры родителей, что часто приводит к недопониманию во взаимоотношениях» [3, с. 44]. Это проявляется в необоснованно завышенных требованиях со стороны родителей к профессиональной деятельности педагогов, в неумении родителей применять педагогически обоснованные методы и приемы воспитания ребенка и др. В то же время и планируемые педагогами формы и методы работы с родителями не в полной мере соответствуют современным подходам к организации сотрудничества с родителями как активными субъектами и партнерами. С одной стороны, программа ДОО и рабочие программы педагогов включают необходимые разделы по организации взаимодействия с родителями. С другой стороны, педагоги в достаточно общем виде определяют понятие «педагогическая компетентность родителей», затрудняясь выделить содержательные и процессуальные основы для ее развития. Отмечаются проблемы в изучении воспитательного потенциала семьи, разработке конкретных педагогических рекомендаций, привлечении родителей к обсуждению и планированию совместных образовательных мероприятий.

Рассмотренные обстоятельства актуализируют необходимость теоретического осмысления понятия «педагогическая компетентность родителей» (далее – ПКР).

Анализ научных публикаций свидетельствует, что единого определения исследуемого понятия не выработано. Выделим некоторые положения ученых, имеющие значение для нашего исследования:

- во-первых, ПКР раскрывается с позиции интегративного подхода. В.В. Селиной подчеркивается взаимосвязь «когнитивного, операционально-технологического и эмоционально-личностного компонентов в системе взаимодействия «родитель – ребенок» [4, с. 68];

- во-вторых, акцентируется важность сформированности индивидуально-личностных качеств родителей. Н.Е. Татаринцевой и К.О. Гречишниковой обосновывается их значение в выполнении «родительских функций», способности быстро и эффективно адаптироваться к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям жизни [5, с. 98];

- в-третьих, подчеркивается необходимость формирования у родителей определенных знаний, опыта, а также развития способностей и умений: «целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности» [6, с. 103]. О.В. Прозументик и Н.А. Зорина под ПКР понимают «готовность» и характеризуют такие ее проявления, как оперативность и уверенность в принятии воспитательных решений «в условиях конкретных типичных и нестандартных ситуаций взаимодействия с ребенком на основе общей осведомленности в вопросах развития и воспитания ребенка, его понимания и принятия, личностных педагогических установок и опыта» [7, с. 103].

Вышеизложенное позволяет определить ПКР как результат их личностного развития, готовность проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка.

Для детей раннего возраста взаимодействие воспитывающих взрослых особенно значимо, поскольку именно этот период отличается сущностными приобретениями ребенка: происходит становление его личности, расширяется индивидуальный и социальный опыт и др. Поэтому формирование у родителей педагогической компетентности является актуальным направлением профессиональной деятельности педагогов ДОО, работающих с детьми данного возрастного этапа.

Цель исследования – разработать модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста в условиях ДОО.

Материалы и методы исследования

Проведены анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Контент-анализ публикаций по исследуемой проблеме позволяет выделить и охарактеризовать следующие компоненты ПКР, воспитывающих детей раннего возраста: ценностно-смысловые и мотивационные, когнитивно-содержательные, коммуникативно-деятельностные и рефлексивно-оценочные.

Ценностно-смысловой и мотивационный компонент характеризуется осознанием функции родительства; сформированностью установки на постоянное самообразование в области педагогики и психологии детей раннего возраста; положительно направленным эмоционально-ценностным отношением к ребенку, процессу его развития и воспитания.

Когнитивно-содержательный компонент выражается в сформированности необходимых и достаточных знаний в области педагогики и психологии раннего возраста; педагогической образованности, воспитанности, ответственности, непрерывности самообразования и саморазвития.

Коммуникативно-деятельностный компонент характеризуется опытом восприятия, понимания и применения психолого-педагогических знаний в процессе взаимодействия с ребенком; умением применять в практической деятельности эффективные приемы педагогического воздействия, обеспечивая эмоциональное благополучие ребенка в разных видах деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент отражает объективность самооценки достигнутых результатов в воспитании и развитии своего ребенка; понимание соответствия между имеющимися представлениями и способами деятельности с детьми в области педагогики и психологии раннего возраста с нормативно требуемыми.

Для оценки сформированности предлагаемых компонентов нами предлагается три уровня:

- высокий (оптимальный) уровень: характеризуется системным и постоянным проявлением всех показателей;

- средний (допустимый) уровень: выражается во фрагментарном проявлении показателей, чаще всего, в знакомых ситуациях;

- низкий (критический) уровень: отмечается отсутствие большинства показателей или их частичная сформированность.

В процессе диагностики целесообразно изучение таких вопросов, как:

- преобладающие мотивы отношения родителей к ребенку, способность понимать и сопереживать ребенку, обеспечивая эмоционально-положительный контакт и чувство защищенности (ценностно-смысловой и мотивационный компонент);

- знания родителями психофизиологических особенностей и педагогических закономерностей, способов взаимодействия с ребенком раннего возраста (когнитивно-содержательный компонент);

- характер общения и взаимодействия с ребенком, умение организовывать совместную деятельность на принципах сотрудничества, устанавливать доверительные отношения (коммуникативно-деятельностный компонент);

- умение оценивать личностные преобразования ребенка, его достижения, трудности, выявлять причину (рефлексивно-оценочный компонент).

Таким образом, сформированность предлагаемых компонентов, с одной стороны, обусловлена имеющимся индивидуальным опытом родителей в воспитании своего ребенка, способностью применять в процессе взаимодействия с ним необходимые знания. С другой стороны, обеспечивается пониманием значимости ценностного отношения к ребенку и готовностью применять соответствующие раннему возрасту способы взаимодействия в разных видах деятельности.

Вышеизложенное позволяет предложить модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста в условиях ДОО (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста, в условиях ДОО

Методологическим основанием модели приняты аксиологический, личностно-деятельностный, компетентностный подходы, отражающие гуманистические идеи и современные тенденции развития системы дошкольного образования. Приоритетными принципами нами выделяются такие принципы, как направленность на семейные ценности, открытость субъект-субъектных отношений, индивидуализация и дифференциация и др. Учет данных принципов позволяет обеспечить преемственные связи между семейным воспитанием и профессиональной деятельностью педагогов, конструктивный и непрерывный характер взаимодействия педагогов с родителями, согласованный выбор наиболее успешных методов и приемов воздействия на конкретного ребенка.

Подчеркнем, что реализация предлагаемых в модели педагогических условий обеспечивается использованием активных и диалоговых форм и методов взаимодействия [8, 9]. Это позволяет на более высоком уровне выстраивать процесс сотрудничества, повышая ответственность каждого участника, усиливает степень доверия родителей к профессиональной деятельности педагогов, способствует изменению позиции родителей «наблюдатель» на позицию «деятель».

«Школа молодых родителей» рассматривается нами как одна из эффективных форм целенаправленного развития ПКР. Ее деятельность основывается на партнерских отношениях как в процессе информационного обмена между родителями и педагогами, так и при выработке единых подходов к развитию и воспитанию детей.

При проектировании содержания работы «Школы молодых родителей» важно продумывать формы и методы теоретической и практической подготовки, активно включая средства ИКТ-технологий (видеолекции, вебинары и др.) и встречи с узкими специалистами (психологом, врачом и др.). Сочетая разнообразные формы и методы работы с родителями, педагог может намного результативнее решать задачи по развитию ПКР.

Теоретическая подготовка реализуется в форме информационного и психолого-педагогического просвещения (лекториев, изучения и обсуждения специальной литературы, бесед, консультаций (индивидуальных и групповых).

Практическая подготовка обеспечивается включением тренинговых упражнений по овладению навыками эффективной коммуникации, практико-ориентированными заданиями по проблемным вопросам воспитания и развития ребенка, проведением практикумов по обмену опытом семейного воспитания, участием родителей в оформлении выставок для детей и др.

По результатам изучения различных тем проводится саморефлексия родителей.

Тематическое содержание «Школы молодых родителей», с одной стороны, должно быть универсально, поскольку отражает общие вопросы педагогики и психологии раннего возраста (например, организация процесса адаптации ребенка, установление правильного режима дня в этот период, роль игрушки в развитии ребенка и др.). В то же время наличие индивидуальных потребностей родителей и вопросов по воспитанию конкретного ребенка обуславливает разработку инвариантного содержания. Поэтому важно в достаточном количестве предусматривать индивидуальные формы его представления, определяя удобное время и режим работы (дистанционный или при непосредственной встрече).

Процесс развития ПКР необходимо осуществлять системно и последовательно, что достигается совместными усилиями педагогов и родителей на различных этапах взаимодействия (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Этапы развития ПКР

В целом каждый этап развития ПКР направлен на решение конкретных задач и предполагает соответствующие формы и методы работы педагогов с родителями. Важной особенностью поэтапного развития ПКР является организация профессионально направленного и личностно-ориентированного взаимодействия.

Заключение

В статье представлено теоретическое и методическое осмысление проблемы развития ПКР, к основополагающим характеристикам которой можно отнести знание возрастных и психофизиологических особенностей ребенка, умение понимать и принимать его как ценность, создавать условия для развития самостоятельности в разных видах деятельности, прежде всего, предметно-манипулятивной деятельности, ведущей в этом возрасте, способность к эмоциональной близости с ребенком и осознание собственной ответственности за достижение воспитательных и развивающих результатов.

В раннем возрасте положительно направленное взаимодействие воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) становится одним из важных факторов приобщения ребенка к новым социальным условиям, от которого зависит успешность/неуспешность его индивидуально-личностного, психофизиологического развития.

Приведенные в статье теоретические и методические положения требуют их экспериментальной апробации в условиях ДОО. Считаем необходимым проведение диагностики уровня сформированности компонентов ПКР и разработку по ее результатам программы «Школы молодых родителей».