Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

DEFINITION OF INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF MUSICPEDAGOGY

Vorfolomeyeva O.V. 1
1 West-Kazakhstan State University named after M. Utemisov
Для наиболее точного и полного понимания процессов, происходящих в современном высшем музыкальном образовании начала XXI века, необходимо изучение структуры, свойств и характеристик стремительно развивающейся образовательной среды. Проведен обзор и анализ научно-исследовательской литературы, выявлена достаточно высокая степень изученности вопроса в рамках общей педагогики и педагогики высшей школы, однако нами обнаружено отсутствие разработок по теме информационно-образовательной среды в системе высшего музыкального образования. Использование составного понятия «информационно-образовательная среда» – в музыкальной педагогике явление новое, его применение требует пояснений и уточнений как в каждой из его составляющих, так и в целом. Нами введено определение информационно-образовательной среды в контекст музыкальной педагогики. С учетом приоритетов общечеловеческих и культурных ценностей сформулировано понятие «музыкальная информационно-образовательная среда».
For the most accurate and complete understanding of the processes taking place in today’s music education beginning of XXI century, it is necessary to study the structure, properties and characteristics of the rapidly evolving educational environment. Been reviewed and analysis of the literature identified a degree of scrutiny of the issue within the framework of the high school pedagogy. We found the absence of scientific and methodological developments relating to information and educational environment in higher music education. Using the composite notion of «information-educational environment» in music pedagogy is a new phenomenon, its use requires explanations and clarifications in each of its parts and as a whole.We have introduced and clarified the definition of educational environment in the context of musical pedagogy. Given the priority of human and cultural values, formulated the concept of «musical information and educational environment».
musical environment
musical educational environment
music information and educational environment
music pedagogy

В начале XXI века в жизнедеятельности человека достаточно четко обнаруживается стремительно развивающееся образовательное пространство, основами которого является музыкальная культура, музыкальное искусство. В сочетании с революционным научно-техническим прогрессом социума, в условиях увеличивающегося потока информации и усовершенствования электронных технологий в высшем музыкальном образовании, возникают проблемные области между традиционными и нестандартными (фактически уникальными) для каждого отдельного педагога формами и методами обучения музыканта-исполнителя. Если ранее источником получения профессиональной музыкально-образовательной информации был тщательно планируемый и организованный учебный процесс, квалифицированный педагог в его стабильном местоположении (страна, город, вуз, аудитория), то в XXI веке электронные технологии максимально раздвигают эти границы. Процесс получения профессиональной информации выходит за рамки четко структурированного, научно и методологически обоснованного источника, учебного процесса вуза искусств. Появляется мультивариантность, высочайшая степень свободы выбора для педагога и студента. Обучающийся и педагог, являясь субъектами открытой системы, которой, по сути, является информационно-образовательная среда, получая информацию извне, возвращается в диалог учебного процесса (субъект-субъект) в уже измененном состоянии. В данных условиях, на передний план современной музыкальной педагогики выдвигается задача внедрения и научно обоснованного определения музыкальной информационно-образовательной среды, её структуры, свойств и характеристик.

Разработка актуальной темы информационно-образовательной среды в контексте музыкальной педагогики высшей школы выявила необходимость изучения научно-исследовательских трудов, посвященных проблемам совершенствования высшего образования в России, Казахстане, постсоветском и мировом пространстве, исследований структуры и характеристик информации, информационно-образовательной среды и образовательного пространства вуза. Однако следует отметить отсутствие научных и методологических разработок по теме информационно-образовательной среды в системе высшего музыкального образования. Таким образом, использование составного понятия «информационно-образовательная среда» – в музыкальной педагогике явление новое, и его применение требует пояснений и уточнений как в каждой из его составляющих, так и в целом.

Среда. Применительно к теме музыкально-педагогического исследования, обращаясь к определению Ожегова С.И. «среда», мы обнаруживаем три важных фактора. Ожегов С.И. дает определение среды, связанной с социальным аспектом: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь»; «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»[10]. На основе данного определения, в контексте музыкально-педагогического исследования, мы можем выделить значимые для нас качественные характеристики среды. Они могут быть рассмотрены нами:

а) в пространственно-временном расположении, прежде всего, как окружающие условия процесса обучения;

б) в системном качестве, которое рассматривается нами как общность этих условий процесса обучения;

в) в социальном аспекте, как совокупности людей, связанных общностью условий среды.

В трудах Выготского Л.С. среда выступает как источник развития форм и свойств деятельности [4]. Черник Б.П. рассматривает среду как социальную зону активности, развития и деятельности и дает следующее определение: среда – это «окружающее человека социальное пространство (в целом – как макросреда, в конкретном смысле – как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [13].

На основании следующего определения мы можем сделать вывод о характере взаимоотношений, поведения и свойств объектов и субъектов внешней среды, а значит, определение её границ и отличительных свойств по отношению к внутренней среде. «Среда (внешняя среда) – совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы» [9]. Следует отметить тот факт, что Новиков А.М. часто обращается к понятию среды в связи с использованием педагогических терминов: адаптация-приспособленность системы к факторам среды, анализ взаимоотношения личности со средой; деятельность- компоненты деятельности, условия деятельности, мотивы, целеполагание, саморегуляция в условиях среды; идеал, как форма направленности личности; личностно ориентированный подход, как концепция образования. Принципиально изменяется взаимодействие обу чающихся и педагогов. Они становятся субъектами процесса обучения; соотношение внешней, внутренней среды и понятия системы, где «основные особенности систем – целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели»; я-концепция [9]. Эти позиции мы обозначили как важные, в связи с тем, что они непосредственным образом включены в систему высшего музыкального образования и являются составляющимипроцесса обучения музыканта-исполнителя: среда-личность, среда-деятельность, среда-образовательная система, среда-содержание образовательных программ, форм и методов обучения. Данные позиции позволили определить траекторию данного исследования и стали для нас опорными. На основании определений вышеуказанных авторов (Ожегов С.И., Выготский Л.С., Новиков А.М., Черник Б.П.), понятие «среда» в рамках музыкально-педагогического исследования может быть уточнено нами как:

– социальная система, а поскольку любую социальную систему невозможно обособить от закономерностей исторического развития, справедливо будет считать социальную систему как исторически развивающуюся систему;

– источник развития свойств человека и форм его деятельности, включающей факторы пространственно-временного расположения. Следовательно, в рамках педагогического исследования мы можем уточнить определение. Среда –это развивающаяся социально-историческая система, одновременно являющаяся источником развития свойств человека и форм его деятельности.

Образовательная среда. Обращаясь к результатам научных исследований Бережновой Л.Н., Коротенкова Ю.Г., Новикова А.М., учебным и научным материалам, мы обнаружили, что понятие образовательной среды широко использовано в работах ученых, в самых разнообразных областях образования и педагогики. Так, Черник Б.П. дает следующее определение: «Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [11]. На основании уточненного выше определения среды, образовательная среда – это не просто развивающаяся социально-историческая система, но и часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и их элементов. Поскольку любая социальная система содержит элементы, субъекты и процессы, мы опускаем использование в определении этих составляющих.

По мнению Новикова А.М., «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Автор определяет главные критерии, характерные именно для образовательной среды: «наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) обучающегося и его личностной свободы (или зависимости)» [9]. В данном определении обращает на себя внимание фактор наличия условий формирования личности, что может быть рассмотрено нами в следующем контексте: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и условий формирования личности. А.М. Новиков отмечает довольно близкое отношение двух понятий «среда» и «пространство», но не рассматривает их как синонимы. Говоря о пространстве, ученый выделяет, прежде всего, порядок расположения и «набор» связанных между собой условий, которые оказывают влияние на человека, где «пространство может существовать и независимо от него». Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом» [9].

По мнению Бережновой Л.Н., образовательная среда – это «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [3].

Наше уточненное определение не противоречит и определению Коротенкова Ю.Г.: «Образовательная среда-совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой». В содержании данного понятия также раскрыты компоненты образовательной среды: «Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами». По справедливому мнению автора, в основе образовательной среды лежит весь спектр социокультурных ресурсов общества «поскольку они самым прямым образом создают условия образования и оказывают влияние на учебно-образовательные процессы» [4]. В этой связи закономерным будет уточнение нашего определения: образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности.

Информационная среда. Информационно-образовательная среда. В систематизированном исследовании Новикова А.М. мы наблюдаем довольно частое обращение к термину «информационная среда». Так, под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов образовательной системы [9].

В работе Е. Остроумовой справедливо отмечается, что единого подхода к пониманию термина «информационная образовательная среда» применительно к вузу пока не сформировалось. Ученый предлагает использовать следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций»[11]. В исследовании Коротенкова Ю.Г. [6] рассмотрена многоуровневая иерархия ресурсов информационной образовательной среды, в основе которой лежат формообразующая и содержательная структура педагогической системы; системы информационно-образовательных, электронных и методических ресурсов «имеющих образовательное значение»; ресурсы общей образовательной среды, главным образом познавательные, социокультурные ресурсы медиа-среды. Целесообразным на наш взгляд, является выявление автором уровневой организации по типу, строению и содержанию образовательной среды, таким образом выделены: общая образовательная среда, предметная образовательная среда, среда учреждения (в нашем случае – вуза искусств), личная образовательная среда. Таким образом, применяя данную схему к нашему исследованию, мы можем конкретизировать позицию, что в музыкальной информационно-образовательной среде музыкант-исполнитель является субъектом и носителем взаимодействия общей, предметной, личной среды и среды учреждения (вуза искусств). В целом, для характеристики информационно-образовательной среды в области музыкальной педагогики вуза искусств, такой подход в иерархии уровней можно считать оправданным. И.Б. Государев рассматривает информационно-образовательную среду вуза как подсистему научной образовательной среды и дает следующее определение: «информационно-образовательная среда вуза – педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций» [5]. Данное определение достаточно полно отражает структуру и специфику информационно-образовательной среды, ограниченной пространственными рамками вуза. Соответственно уточняя уровневую организацию информационно-образовательной среды по типу, строению и содержанию, выделяет её как среду учреждения (в нашем случае, мы уточняем её как среду вуза искусств), и совершенно справедливо она включена автором в структуру общей информационно-образовательной и научной среды.

В определении казахстанских ученых Абельдина Ж.К., Таурбаева Ж.Р. важно построение информационно-образовательной среды на «общей методологической основе», что может быть рассмотрено нами в качестве базового принципа: «Информационно-образовательная среда, представляющая собой часть информационного и образовательного пространства, созданная на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий» [2].

Исследования в области структуры научно-образовательной среды вуза характеризуются существенным разнообразием в подходах к трактовке данного понятия. Систематический анализ исследований, выполненных Ю.А. Комаровой и Е.И. Бражник [7], позволяет позиционировать научно-образовательную среду вуза как «систему материальных, духовно-эстетических, эмоциональных и физических условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Данное определение может играть существенную роль в связи с применением этой трактовки для теоретической модели образовательной среды музыкальной педагогики и вуза искусств, где система духовно-эстетических, эмоциональных, материальных и физических условий формирования личности музыканта-исполнителя является основополагающей.

Некоторые ученые отождествляют понятие «среда» и понятие «система». В позиции А.А. Андреева правомерно допущено использование понятия «среда» и «система» в сфере образования как идентичных: «Понятие ИОС в нашем осмыслении идентично понятию система и, с нашей точки зрения, его использование в сфере образования можно допустить в метафорическом аспекте» [1]. Обоснованы Андреевым А.А. и варианты рассмотрения информационной образовательной среды как педагогической системы: «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента». Отсюда вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационной образовательной среды в аспекте условий обу чения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия «педагогическая система» как теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.

Модельный закон международного информационного обмена содержит следующую формулировку понятия «информационная среда»: «Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» [8]. В данной формулировке присутствует область деятельности субъекта, где информация функционирует в рамках ограниченного отрезка времени, прежде всего, в настоящем времени, там, где она создается. Не рассматривается сфера воспроизведения, репродукции и передачи уже созданных информационных ценностей, данный процесс явно заканчивается потреблением информации, как смысловым итогом. В нашем понимании, в определении отсутствует категория традиционных причинно-следственных связей, идентичных евразийской культуре. Однако важным является определение информационной среды как сферы деятельности субъектов. Таким образом, важным для музыкально-педагогического исследования будет определение информационной среды как сферы деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей. В рамках нашей темы – ценностей музыкальной культуры, а значит: информационная среда музыкальной культуры – сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры.

В научных источниках, систематизирующих основы информационного общества, понятие «информационная среда» рассмотрена как: «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» [10]. Данное определение связано, в первую очередь, с техническими аспектами информатизации общества, которые хотя и влияют на преобразование системных уровней, но в нашем исследовании будут рассматриваться как имеющие второстепенное значение. Таким образом, информационная среда музыкальной культуры (далее – музыкальная информационная среда) – это сфера деятельности субъектов, совокупность технических и программных средств, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных, в том числе информационных ценностей музыкальной культуры.

Значительный вклад в развитие информационной компоненты музыкального искусства и темы нашего исследования вносит позиция Полозова С.П., работы которого непосредственно связаны с характеристикой информационной сферы музыкальной культуры. Так, он характеризует «информационное поле музыкальной культуры», которое является «достоянием некоторого сообщества людей». Не рассматривая понятия «поле» и «среда» как синонимы, отметим их в качестве примера соприкосновения информационного пространства и наследия музыкальной культуры в русле междисциплинарного исследования [12], которые в свою очередь могут быть определяющими для научного анализа, педагогической характеристики и выявления структурных особенностей музыкальной информационно-образовательной среды.

Подводя итог исследования, на основе уточненных определений «среда» и «информация» в контексте музыкально-педагогического исследования мы конкретизировали определение: информационная среда музыкальной культуры – это сфера деятельности субъектов, где происходит сохранение, репродукция, передача традиционных информационных ценностей музыкальной культуры. Путем дифференцированного анализа, а затем синтеза составляющих, дано определение: музыкальная информационно-образовательная среда – это развивающаяся социально-историческая система, часть социокультурного пространства, сфера деятельности субъектов, источником развития которой выступает взаимодействие образовательных систем и ресурсов (факторов, условий, возможностей) формирования личности музыканта-исполнителя, совокупность средств сохранения, репродукции, передачи традиционных ценностей музыкальной культуры. Вполне закономерным следствием рассмотрения нами информационно-образовательной среды в аспекте обучения музыканта-исполнителя становится позиционирование классического понятия музыкальной педагогической системыкак теоретической основы музыкальной информационно-образовательной среды.