Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В большинстве городов современной России городской автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха, в том числе на территории жилой застройки. Однако, в г. Краснодаре при ежегодном приросте в среднем не менее 20 тысяч автомашин и среднегодовом тренде роста их числа в +6,2%, результаты лабораторных наблюдений за уровнем атмосферных загрязнений за период 2004-2008 гг. свидетельствуют о неуклонном снижении комплексного показателя атмосферных загрязнений - индекса загрязнений атмосферы (ИЗА) с отрицательной тенденцией его среднегодового тренда -7,2%, что никак не отражает фактическое увеличение выбросов от автотранспорта. Это ставит проблему поиска других подходов к оценке этого вредного фактора.

Нами исследовалось влияние мощности автотранспортных магистралей на состояние здоровья учащихся 6-7-х классов средних общеобразовательных школ г. Краснодара по месту их проживания и обучения. С этой целью в ходе «пилотных» обследований и наблюдений, оценивалась мощность автопотоков на 43 автомагистралях: регистрировалось среднечасовое количество проезжающих грузовых автомашин, легковых автомашин, автобусов и микроавтобусов, электротранспортных средств (трамваев и троллейбусов - ЭТС), а также их общее количество и удаленность от места проживания и школ. Наблюдения за автотранспортом проводилось возле 24 школ в будние (учебные) дни в период с 8.00 до 14.00 в октябре 2008 г. На основании полученных результатов была составлена база данных о характере и структуре автопотока на 43 автомагистралях, которые учитывались при анализе показателей здоровья школьников, как по месту их проживания, так и по месту их обучения.

Состояние здоровья учащихся по месту жительства изучалось по результатам анкетирования их родителей с помощью модифицированного теста Г.А. Гончаровой с соавт. (1997), позволяющего количественно оценить (в баллах) частоту и силу проявлений нездоровья по 6 психоневрологическим синдромам
и 6 синдромам дисфункции основных соматических систем.

Самочувствие учащихся в школе оценивалось по результатам их анкетирования с помощью скрининг-теста, выявляющего жалобы на здоровье Н.А. Ананьевой с соавт. (1993), теста САН (самочувствие-активность-настроение - в баллах), а определялся уровень школьной тревожности (тоже в баллах) с помощью теста Филлипса.

Обработка материала проводилась в программе Statistica 6.0, где в модуле описательной статистики осуществлялся корреляционный анализ и t-тест для независимых выборок.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии достоверных коэффициентов взаимосвязи слабой и средней степени между показателями состояния здоровья учащихся 6-7-х классов и показателями мощности автопотоков вблизи мест их проживания. Так, выявлены достоверные коэффициенты прямой взаимосвязи между частотой и силой выраженности синдромов психического и соматического нездоровья и среднечасовым количеством в автопотоке легковых автомашин (от r=0,35 до r=0,33), автобусов и микроавтобусов (от r=0,34 до r=0,63). При этом наибольшее количество достоверных коэффициентов корреляции у показателей выраженности нездоровья школьников отмечено с индексом «удельной нагрузки», отражающим не только мощность автопотоков на магистралях, но и степень их удаленности от места проживания учащихся.

Выявлялись гендерные особенности в корреляционных связях показателей здоровья с фактором мощности автопотоков, особенно в отношении мощности потока электротранспортных средств (ЭТС). Так, у девочек отмечались прямые корреляции между числом ЭТС на магистралях, а у мальчиков - отрицательные, т.е. достоверные коэффициенты обратной связи.

Установлены прямые корреляции между плотностью автопотоков на магистралях близ места проживания школьников и частотой осложнений беременности, осложнений родов и частотой заболеваний на 1-м году жизни в анамнезе жизни обследованных учащихся.

Выявлены более высокие показатели школьной тревожности, пониженный уровень настроения и большая частота астено-вегетативных симптомов, отражающих повышенную степень психоэмоционального напряжения учащихся на уроках в школах с более высокими уровнями автопотоков на близ лежащих магистралях, по сравнению с учащимися, посещающими школы с меньшими плотностями автопотоков.

Все это может свидетельствовать о комплексном воздействии на организм школьников факторов химического загрязнения атмосферы и шума от автотранспортных магистралей и подтверждает возможность оценки влияния на здоровье детского населения фактора мощности автотранспортных магистралей расчетными методами.