Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Рубеж двух тысячелетий оказался временем трансформации ведущих ориентиров саморазвития цивилизации. Современные исследователи оказались единодушны в признании качественно новых ценностей, присущих глобализирующемуся, постнеоклассическому, постмодернистическому, постиндустриальному (Д.Белл), технотронному (З. Бзежинский) «обществу обслуживания» (Р. Дарендорф) или «обществу знаний» (П. Дрюкер). Состояние постмодерна они называют новой эпохой «переоценки ценностей» и периодом их безостановочной смены.

Произошедший цивилизационный сдвиг актуализировал проблемы аксиологии (науки о ценностях) вновь дискутируются: вопросы возникновения и эволюции ценностей, иерархии и доминирования ценностных систем. Меняющееся образование в изменяющемся мире привело к пониманию необходимости выработки новой стратегии университетского образования в контексте глобализации. Выстрагивая стратегию необходимо обозначить базисные тенденции развития высшего образования в мировом сообществе. К тем , что одновременно являются и стратегическими ориентирами образования. Такими тенденциями в докладе ЮНЕСКО названы фундаментализация, интеграция, дифференциация, информатизация, аксиологизация.

На каждом этапе развития общества система образования претерпевает определенные изменения в соответствии с его потребностями, идеологией, ценностями. Кардинальные изменения в мировом сообществе обусловили возникновение новых приоритетов в сфере образования. В настоящее время ярко выражена тенденция к открытости, глобализации, преодолению барьеров между странами, народами.

Мир без границ открывает доступ к глобальному знанию, которым можно воспользоваться при условии владения знаниями иностранного языка.

Информатизация является яркой реальностью современного мира и одновременно выступает непреложным аксиологическим императивом университетского образования. Обращаясь к феномену информатизации следует подчеркнуть аксиологический её аспект. Компьютеры, Интернет, новые информационные технологии - объективны, но то с какими целями и помыслами обращается человек к работе с ними - субъективно. Студенчество стремительно ринулись навстречу технологиям, овладело ими и в связи с этим приобрело значительные преимущества перед преподавательским корпусом, перед людьми старшего поколения.

Студент, не владеющий компьютером, оказывается в ситуации информационного неравенства, становится личностно менее успешным, ущербным, обделенным. Университеты интенсивно формируют новую образовательную среду, оснащая учебный процесс новейшей техникой, радикально новыми информационными технологиями обучения. А студент стремится освоить это информационное пространство.

Аксиологическая сторона информатизации заключается в развитии субъективности студента в данном процессе. Это неминуемо выражается в повышении интереса к познанию, заинтересованности в овладении способами познания, возрастает познавательная самостоятельность, креативность, конкурентоспособность - что ведет к повышению качества профессиональной компетентности будущих специалистов и- выпускников университета.

Стремление к Европе без границ и произошедшие в связи с этим глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Перед объединяющимися странами встала проблема тесной экономической и политической интеграции при одновременном сохранении культурных традиций и национальных особенностей. Это, в свою очередь, отразилось на развитии концепции образования и воспитания в странах Европейского Сообщества.

Межкультурная коммуникация в связи с этим в настоящее время может быть также названа императивом университетского образования. Прежде всего, потому, что университетское образовательное пространство (континуум университета) не может быть монокультурным.

Накопленный человечеством фонд знаний - поликультурен. Каждая эпоха, ученые всех стран мира внесли определенную лепту в становление общей научной картины мира - это объективно.

В контексте глобализации новые открытия молниеносно становятся достоянием всего научного сообщества и быстро адаптируются на различных уровнях усвоения нового знания, новых практик. Транснациональные корпорации как порождение глобального мира, дифференцируя процессы производства и распределяя их по различным странам, создают особую ситуацию межкультурной бизнес коммуникации. Присвоение фундаментальных основ университетских знаний носит аксиологический характер.

Процесс коммуникации требует от человека не только знания иностранных языков, но и четких представлений о своеобразии ценностей и традиций, быта, особенностей культуры другого народа, другой страны. В этой связи особое значение приобретает идея диалога культур (Н.Н. Бахтин, В.С. Библер). Интерес к странам, носителям языка иноязычной культуре, уважение к стилю жизни, мышления, деятельности, умение строить взаимоотношения на креативной основе - главные характеристики межкультурной коммуникации. Человеческий фактор определяет её суть, «умение (искусство) жить с непохожими на тебя людьми» (А.Г. Асмолов).

Университетское образование может и должно готовить студентов к межкультурной коммуникации. Формирование толерантного самосознания в этом случае выступает аксиологическим ядром межкультурной коммуникации.

Таким образом, аксиологический императив университетского образования состоит в необходимости создания ситуации обретения студентами ценностей в диалоге разной и иноязычной культур. Сообщество выпускников университета не только воспроизводит, но и развивает соответствующие и новые культурные образцы. Необходимо подчеркнуть при этом, что выпускники университета - будущее культуры.

Демократизация общества помимо общепринятых характеристик предполагает еще и раскрепощение самого человека не только как производящего агента, но и как субъекта, принимающего решения, сознательно организующего деятельность, определяющего перспективы совершенствования своего образа жизни, приобщающегося таким образом с к судьбам других людей.

Изменение характера общественного развития усиливает внимание к резервам личностного потенциала. Самореализация, самоопределение личности в системе ценностей приобретает все большую значимость.

Образование является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии, в современном мире приобретает особую тенденцию - тенденцию аксиологизации.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиологизации - ведущей современной тенденции развития высшего образования и способу реализации аксиологического подхода в образовании, который оформился как ведущий методологический подход в педагогической науке.

Аксиологизация - компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, системообразующим элементом которых выступает человек как главная ценность.

Аксиологизация есть совокупность педагогических условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента.

Аксиологизация - это процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности - результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.

Аксиологизация - метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста.

Аксиологизация - это системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания.

Аксиологизация - органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры, которые раскрывают особенности каждой культуры, позволяя увидеть содержание диалога культур, благодаря тому, что система ценностей есть матрица культуры.

Для раскрытия закономерностей аксиологизации университетского образования необходимо рассмотреть как содержание, так и динамику процесса, развертывающегося как в пространстве, так и во времени.

Аксиологический потенциал личности - многоуровневое интегративное динамическое новообразование, характеризующееся наличием устойчивой иерархии ценностных ориентации, определяющих характер его будущей профессиональной деятельности, стремление и готовность к освоению ценностей культуры.

Таким образом, аксиологический подход способствует предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.

Работа представлена на III научную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» 3-10 сентября 2005г. Римини (Италия). Поступила в редакцию 01.08.2005 г.