Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Елагина В.С. 1 Михайлова Т.А. 1 Черная Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Актуальность исследования обусловлена потребностью в качественном обучении будущих педагогов, которые должны быть не только высокообразованными специалистами, но и эрудированными, творческими, инициативными личностями, готовыми к решению педагогических задач в нестандартных ситуациях, иметь развитое логическое и творческое мышление. В связи с этим одной из задач обучения студентов является активизация их мыслительной деятельности, развитие познавательной самостоятельности. Цель исследования заключается в определении способов активизации мыслительной деятельности студентов, развития их познавательной самостоятельности в процессе обучения в педагогическом вузе. В исследовании использовалась система взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов. В статье рассмотрены сущностные характеристики основных мыслительных операций, владение которыми позволяет обучающимся качественно усваивать теоретический материал, развивать интеллектуальные умения и навыки. В качестве способов активизации мыслительной деятельности авторы статьи рассматривают поэтапную методику решения педагогических задач, использование совокупности проблемных вопросов и творческих заданий, установление межпредметных связей при формировании педагогических знаний на учебных занятиях, требующих переноса знаний из одной дисциплины на предмет изучения другой, что способствует развитию познавательных интересов, активизации деятельности и самостоятельности студентов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательном процессе, ориентированном на формирование важного профессионального качества будущего педагога – познавательной самостоятельности средствами активизации мыслительной деятельности.
познавательная самостоятельность
активность
мыслительные операции
деятельность
решение педагогических задач
подготовка студентов
межпредметные связи
1. Веряскина А.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза: этапы, принципы, формы // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях / отв. ред. Г.В. Гуляев, 2018. С. 209–212.
2. Мирошниченко И.Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы // Мир педагогики и психологии. 2020. № 06 (47). URL: https://scipress.ru/ pedagogy/articles/razvitie-samostoyatelnosti-studentov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-pedagogicheskie-podkhody.html (дата обращения: 20.10.2023).
3. Иванова А.В., Скрябина А.Г., Дарбасова Л.А. Познавательная самостоятельность как психолого-педагогическая проблема в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С.140–142.
4. Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С.53–56.
5. Чернова Г.В. К вопросу о становлении понятия «познавательная самостоятельность» в педагогике // NovaInfo, 2018. № 86. С. 201-204.
6. Берберян Э.С. Овладение мыслительными операциями учащимися на примере программ начального образования // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Том 17, № 4. С. 167–179.
7. Абубакирова М. И. Активизация мышления студентов вуза при обучении информационному поиску: методологический подход динамического обучения // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 6–11.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в качественной подготовке будущих педагогов, которые приобретают различные специальности. Одной из задач обучения студентов является развитие их интеллектуальных умений, свободное владение которыми обеспечивает высокие результаты обучающихся во время обучения в вузе и самообразовательной деятельности после его окончания, поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение студентов.

Проблема развития мыслительной деятельности обучающихся нашла отражение в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других.

Различные аспекты развития познавательной активности обучающихся, самостоятельности как способности принимать ответственные решения педагогических задач, стоящих перед учителем, исследовались А.Н. Веряскиной [1], И.Н. Мирошниченко [2], А.В. Ивановой, А.Г. Скрябиной, Л.А. Дарбасовой [3], Ш.А. Стамкуловой, Н.А. Каргапольцевой [4], Г.В. Черновой [5] и др.

Нельзя не согласиться с мнением Э.С. Берберян, что степень овладения мыслительными операциями, выступающими как обобщенные способы решения задач, определяет развитие индивида в целом [6]. Поэтому развитие мышления студента, умений использовать интеллектуальные умения в профессиональной деятельности является не только актуальным направлением организации образовательного процесса в вузе, но и необходимым условием развития самостоятельности и педагогических способностей будущего педагога.

Активная мыслительная деятельность студентов невозможна без систематической и целенаправленной работы по развитию у них интеллектуальных умений, использования различных методы и приемов обучения (методы проблемного и проектного обучения, аналитическая работа со схемами, таблицами, решение психолого-педагогических задач и ситуаций, выполнение научных исследований и экспериментальной работы и др.). Большую роль в обучении играет организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, качественное выполнение которой требует от обучающихся не только сформированных познавательных и интеллектуальных умений, но и личностных качеств: инициативности, самостоятельности, целеустремленности, напряжения умственных сил.

Цель исследования заключается в определении способов активизации мыслительной деятельности студентов, развития их познавательной самостоятельности в процессе обучения в педагогическом вузе.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовалась система взаимосвязанных теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение) и эмпирических (наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта) методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил авторам статьи раскрыть сущностные характеристики основных мыслительных операций, владение которыми позволяет обучающимся качественно усваивать теоретический материал, развивать интеллектуальные умения и навыки. В качестве способов активизации мыслительной деятельности авторы рассматривают поэтапную методику решения педагогических задач, использование совокупности проблемных вопросов и творческих заданий, установление межпредметных связей при формировании педагогических знаний на учебных занятиях, требующих переноса знаний из одной дисциплины на предмет изучения другой, что способствует развитию познавательных интересов, активности и самостоятельности студентов.

В психолого-педагогической литературе понятие «мыслительные операции» рассматривают как психические действия, выполнение которых необходимо для осознанного решения задач разного уровня значимости и сложности. В познавательной деятельности они выполняют, прежде всего, операционные функции, направленные на осуществление практического действия, переходящего в сферу теоретического мышления. Вторая не менее важная функция заключается в способности регулировать мыслительный процесс, вносить своевременные коррективы для достижения поставленных целей.

Мыслительные процессы проявляются в деятельности, направленной на разрешение различных задач. В любой задаче имеется определенная цель, которая соотносится с заданным ее условием. Решение задачи начинается с проблемы или вопроса, с противоречия, с удивления или недоумения.

Единицей мыслительного процесса является операция (анализ, синтез, обобщение, систематизация, конкретизация, абстрагирование, сравнение), формирование которой развивает мышление как наивысшую способность человека познавать окружающий мир. Каждая из них выполняет определенные функции.

Так, анализ позволяет разделить предмет или явление на составляющие их элементы, а синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, раскрывая существенные связи и отношения между элементами, тем самым анализ дополняет синтез, взаимодействуя и взаимно обусловливая друг друга. Анализ и синтез способствуют определению связей между элементами, признаков целого.

Другой важной мыслительной операцией является сравнение, которое благодаря сопоставлению свойств предметов или явлений позволяет выявить их сходные и отличительные признаки, свойства. Выявляя сходство и различия между предметами или явлениями, сравнение позволяет перейти к их классификации.

Особое значение в формировании логических понятий и разработке теоретических знаний имеет абстрагирование, благодаря которому появляется возможность выделить какую-нибудь одну существенную сторону явления или предмета.

Одной из существенных сторон мыслительной деятельности являются обобщения, функция которых заключается в определении существенных свойств отдельного предмета или явления и перенос их на целый класс (группу) сходных предметов или явлений. В результате этого формулируется вывод, который распространяется на каждый отдельный предмет или явление данного класса, и класса в целом. Таким образом, осуществляется переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Следствием развития умений обобщать являются способности к умозаключению, логическому рассуждению, осознанному пониманию приобретаемых знаний и умений.

Безусловно, перечисленные выше мыслительные операции чрезвычайно важны для самостоятельной деятельности обучающихся, так как, с одной стороны, в процессе учебной работы они развиваются и совершенствуются, а с другой – выступают необходимым условием решения познавательных задач. По мнению психологов, у обучающихся необходимо развивать как эмпирическое обобщение, которое осуществляется путем сравнения чувственно воспринимаемых признаков и выявления общих, так и теоретическое, основанное на глубоком анализе объектов, выделении общих и существенных признаков с помощью анализа и абстрагирования.

В процессе освоения учебной программы обучающимся приходится не только выполнять задания по обобщению знаний, способствующих формированию у них обобщенных и абстрактных знаний, но устанавливать связь общего с частным. Осуществление перехода от общего к частному с целью установления их соответствия существенному называется конкретизацией. Таким образом, движение мысли от анализа и синтеза к абстрагированию и обобщению, а от обобщения к конкретизации представляет собой процесс, в котором отражается связь общего с единичным.

Анализ имеет большое значение для развития умений обобщать, то есть выявлять существенные свойства. Тщательно выполненный анализ дает обучающимся возможность овладеть общим методом решения целого класса задач. Развитие умений обобщать, то есть находить существенные признаки изучаемых объектов (явлений), следует рассматривать как один из эффективных способов формирования теоретического мышления.

Рассматривая способы развития творческого (инновационного) мышления, М.И. Абубакирова подчеркивает, что подготовка специалиста на современном этапе модернизации высшего образования должна быть ориентирована не на накопление большого объема знаний, а на развитие творческой личности, способной принимать самостоятельные решения в постоянно изменяющихся условиях образовательного процесса [7].

Эффективным средством овладения студентами системой научных знаний является решение педагогических задач, способствующее актуализации, систематизации и воспроизведению ранее усвоенных знаний, поиску и усвоению новых, неизвестных им ранее способов решения задачи. Решение задач стимулирует мышление обучающихся, сближает учебную деятельность с научным поиском, знакомит их с методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит студентов к их будущей практической деятельности.

В процессе изучения педагогических дисциплин студенты решают задачи разного уровня сложности, направленности и содержания, что требует от них высокого умственного напряжения, аргументации и рассуждения, мобилизации волевых качеств, хорошо развитых интеллектуальных умений, таких как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, сформированных умений применять эти операции при выполнении самостоятельной работы. Процесс решения задач вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес и мотивацию к изучаемой дисциплине, развивает творческие способности будущих педагогов.

Решение задачи начинается с формулирования вопроса. Этот этап наиболее сложный, так как обучающимся необходимо определить противоречивость проблемной ситуации, описанной в задаче, сформулировать противоречия и затем вопрос, требующий осознанного принятия решения. На этом этапе необходимо выделить исходные, известные данные, которые необходимы и достаточны для нахождения ответа на вопрос.

На следующем этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и анализируют их. Именно вариативность, многообразие гипотез позволяет с различных сторон рассмотреть проблему и найти правильный путь решения. Этот этап очень важен, так как предопределяет шаги будущей деятельности, предвосхищает возможные результаты. Опыт выдвижения гипотез имеет большое значение для развития прогнозирующей функции мышления. На следующем этапе решения обучающиеся осуществляют проверку выдвинутых гипотез, для чего могут потребоваться дополнительные сведения для уточнения условия или привлечения дополнительной информации, переформулирования вопроса.

В зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся решение задачи может осуществляться с использованием ориентировочной основы действий первого типа, или обучающиеся используют знакомый им или предложенный преподавателем алгоритм выполнения действий, при этом используется ориентировочная основа действий второго типа, или обучающиеся предлагают свой вариант решения задачи, то есть используют ориентировочную основу действий третьего типа. Третий подход к решению мыслительной задачи является наиболее продуктивным и свидетельствует о высоком уровне развития мышления, сформированности умений широко использовать умения составлять собственный алгоритм действий, необходимых для достижения поставленной цели.

На завершающем этапе решения целесообразна организация проверки полученных результатов, переосмысление содержания задачи, проверка вывода о подтверждении гипотезы и эффективности альтернативного способа достижения цели. При этом усилия обучающихся направлены на определение значения задачи для практической деятельности, влияния ее результатов на качество и эффективность обучения. Проверка результатов позволяет студенту обнаружить новые, еще не решенные задачи. Именно на этом этапе проявляются творческие способности обучающихся. На лекциях и семинарских занятиях следует стимулировать студентов к обсуждению педагогических задач и ситуаций, требующих использования таких приемов, как выдвижение неверных суждений, использование заведомо неправильной информации, допущение преднамеренных понятийных ошибок, тем самым повышая активность студентов к внимательному слушанию лектора, включение в спор, дискуссию с целью обмена взглядами, мнением, собственным опытом.

Одним из способов активизации мыслительной деятельности является использование системы интеллектуальных заданий, которые обучающиеся выполняют в ходе лекционного или семинарского занятия самостоятельно. В качестве таких заданий им можно предложить составить кластер на ключевое понятие, самостоятельно сформулировать определение нового термина, заполнить сравнительную таблицу, определить противоречия в рассматриваемой педагогической проблеме и др. Перечисленные виды заданий позволяют актуализировать имеющиеся у студентов знания, обратиться к их жизненному опыту, привлечь сведения из других дисциплин. Безусловно, большей продуктивностью обладают вопросы дискуссионного или проблемного характера, ответы на которые предполагают самостоятельный поиск информации для их обсуждения.

Эффективным способом активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях или в процессе самостоятельной внеаудиторной работы, на наш взгляд, являются межпредметные связи. Установление связей между учебными дисциплинами психолого-педагогического цикла способствует развитию логического мышления и творческих способностей, формированию интеллектуальных умений, созданию условий для формирования научного мировоззрения, понимания глубоких содержательно-процессуальных взаимосвязей психологии, педагогики и методики преподавания конкретных предметов, единства восприятия целостного образовательного процесса как педагогической системы. Познавательная необходимость в установлении межпредметных связей с целью объяснения педагогических процессов или явлений включает студентов в интегративные виды деятельности, осуществление которых возможно при сформированности умений осуществлять перенос знаний из одной дисциплины на предмет изучения другой, что, в свою очередь, формирует у обучающихся потребность комплексно подходить к решению педагогических задач или ситуаций.

Широкое использование в вузе интегративных форм учебных занятий, организация исследовательской деятельности студентов по проблемам комплексного характера, решение задач, требующих привлечения знаний смежных предметов, способствуют развитию интеллектуальных умений (анализ, синтез, моделирование возможных простых и сложных ассоциаций, абстрагирования, обобщения и др.), требуют напряжения памяти, воображения. В результате развивается теоретическое мышление, приобретаются навыки обобщенного познания, направленного на рассуждение, построение гипотез, экспериментальной проверки достоверности новых знаний и умений.

С целью изучения уровня владения студентами мыслительными операциями, умениями устанавливать межпредметные связи в рамках формирующего эксперимента были проведены контрольные мероприятия, на которых обучающимся предлагались педагогические задачи, познавательные задания, проблемные ситуации и вопросы. В исследовании участвовали две группы студентов. В одной группе занятия велись традиционно, без целенаправленного использования задач и заданий, содержание которых предполагало развитие мыслительных операций, в другой группе занятия проводились с использованием разработанной поэтапной методики развития мышления студентов и умений осуществлять межпредметные связи, участвовать в обсуждении проблемных вопросов и дискуссиях.

Результаты контрольных мероприятий позволили авторам сделать следующие выводы: более 60% обучающихся первой группы испытывали значительные затруднения в проведении анализа, обобщения, установлении причинно-следственных связей, использовании и переносе знаний из смежных дисциплин. Студенты второй группы увереннее приступали к выполнению таких заданий, проявляя больше самостоятельности в выборе способа решения задач и демонстрируя достаточно высокий уровень владения интеллектуальными умениями, умениями устанавливать межпредметные связи и т.д. Более 80% обучающихся второй группы выполнили предложенные задания правильно, показав при этом 87,5% качественной успеваемости по дисциплине «Педагогика». Таким образом, результаты промежуточного этапа педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности выбранной методики формирования мыслительной активности обучающихся.

Заключение

Результаты теоретического и практического исследования показывают, что одним из средств развития познавательной самостоятельности студентов как важного профессионально-педагогического качества выступает активизация их мыслительной деятельности. Применение в процессе обучения педагогических задач, проблемных вопросов требует от студентов не только механического воспроизведения знаний, усвоенных на занятиях или в процессе самостоятельной работы, но и творческого применения знаний. Целесообразно использовать вопросы, которые формируют у обучающихся умения анализировать, обобщать, строить умозаключения. Не менее эффективным способом активизации познавательной деятельности, развития теоретического мышления является использование межпредметных связей в процессе изучения педагогических дисциплин.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Михайлова Т.А., Черная Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 119-123;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39831 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674