Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Котькина Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
В ходе работы автор проанализировал психолого-педагогическую научную литературу и нормативно-правовые документы, регулирующие образовательный процесс в отношении формирования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, а также представил результаты проведенной диагностики. Особое внимание уделено анализу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральной общеобразовательной программы начального общего образования. Результаты исследования позволили выявить основные тенденции и подходы для формирования высокого уровня универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников с целью улучшения качества образования и обеспечения успешного развития младших школьников. В заключение статья предоставляет обобщенные выводы на основе проведенного анализа и диагностики, подчеркивая важность целенаправленной работы над формированием универсальных учебных регулятивных действий младших школьников. Эти выводы открывают перспективы для дальнейших исследований и улучшения педагогических подходов к обучению младших школьников, способствуя их успешному развитию в учебной среде. Обращение к научной литературе и нормативно-правовым документам в данном исследовании подчеркивает научную обоснованность и актуальность работы, что придает значимость ее результатам для педагогической практики и образовательной политики. Это открывает новые возможности для разработки методик и программ, способствующих развитию универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников и в конечном счете способствующих повышению общего уровня образования в стране. Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности».
универсальные учебные регулятивные действия
младшие школьники
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральная общеобразовательная программа начального общего образования
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: от 31.05.2021 г. № 286 // МИНОБРНАУКИ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https:// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 17.06.2023).
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018. 151 с.
3. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М.: Просвещение, 2014. 174 с.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.htm (дата обращения: 18.07.2023).
5. Радачинская Э.С. Педагогическое сопровождение младших школьников во внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 1 (41). С. 89–94.
6. Рябова Н.В., Котькина Е.А., Терлецкая О.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 4 (51). С. 74–79.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет универсальные учебные регулятивные действия (УУРД) как способности к самоорганизации (умению планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий); к самоконтролю (умению устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок) [1]. Поэтому УУРД в образовании обычно относятся к способностям и навыкам учащихся, которые позволяют им осуществлять самоорганизацию и самоконтроль своей учебной деятельности. Эти умения помогают учащимся ставить цели, планировать свою работу, контролировать процесс выполнения задач, давать оценку своим действиям и достижениям, а также уметь вводить необходимые корректирующие действия. Способность к самоорганизации предполагает умение эффективно организовывать свою деятельность, распределять время, устанавливать приоритеты, определять цель, задачи и определять план действий для достижения результата [1]. Самоконтроль относится к умению регулировать и контролировать свое поведение и учебном процессе. Это формирует способность следить за своими достижениями, оценивать свои действия и принимать ответственность за результаты. УУРД считаются важными компонентами образовательного процесса, поскольку они помогают учащимся стать более активными и самостоятельными участниками своего обучения.

Цель исследования – анализ действующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих необходимость формирования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников и характеристика практико-ориентированных основ и их результатов.

Материалы и методы исследования

В работе использованы методы анализа, обобщения, систематизации и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование УУРД является актуальной проблемой образования в младшем школьном возрасте и становится приоритетной задачей. Для младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится учебная, поэтому происходит активное усвоение опыта через знания, умения и навыки. Учебная деятельность обеспечивает младшему школьнику возможность для развития таких умений, как самоконтроль и самоорганизация. Эти умения младшего школьного возраста и являются составляющими УУРД. Длительное время проблема самоконтроля была предметом исследования психологической науки и связана с исследованием многих авторов (А.Я. Арет, Ю.К. Бабанский, М.И. Боришевский, А.З. Зак, Н.Н. Камышева и др.). А.Г. Асмолов в своих трудах определяет, что обучение такой способности, как самоконтроль, представлено перед педагогами начальных классов как одна из важных и значимых задач [2, с.112]. Еще одним важным УУРД является умение самоорганизации, которое очень подробно описано в трудах исследователей (В.П. Зинченко, П.К. Анохин, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов). Развитие способности к самоорганизации способствует повышению эффективности учебной деятельности, соответственно, улучшению учебных результатов [3, с. 56]. По результатам анализа нормативно-правовых документов следует сделать вывод что универсальные учебные регулятивные действия – это «…учебные знаково-символические средства, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования, направленные на овладение типами учебных действий, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания». Овладение УУРД младшими школьниками определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования [1], для оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков младших школьников Федеральная общеобразовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) предписывает использовать системы оценки через комплексный, уровневый и системно-деятельностный подходы. Относительно УУРД рекомендуется использование комплексного подхода, который предполагает оценку через проведение мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий; использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий [4]. Комплексный подход включает систему оценки образовательных достижений на начальной ступени образования, которая позволяет оценивать планируемые результаты (личностные, предметные и метапредметные). Система оценки, в свою очередь, предусматривает уровневый подход к содержанию, именно поэтому фиксирование, анализ и сравнение достижений необходимо для успешного продолжения образования и достигаемо большинством учащимися. Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов начального общего образования проводится в соответствии с пунктом 30.2 ФГОС НОО [4]. Итак, метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию [5].

В нашем исследовании особый интерес представляет оценка метапредметных результатов (УУРД), то есть оценка умения самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок) [6]. На основе анализа психолого-педагогической литературы (И.П. Подласый, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.А. Леонтьев, С.Т. Шацкий, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Лебедев, Н.В. Борисова и др.) нами был разработан и проведен педагогический эксперимент, который позволил выявить уровень сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников. С целью диагностики уровня сформированности УУРД младших школьников использовался разработанный нами электронный продукт «Диагностика универсальных учебных регулятивных действий младших школьников», представляющий комплекс заданий из 21 диагностирующего задания, которые в свою очередь представлены в двух блоках. Первый блок включает задания на диагностику уровня сформированности самоорганизации. Например, включена такая методика, как «Лабиринт» (Л.А. Венгер). Цель: выявление уровня сформированности самоорганизации младших школьников. Метод оценивания: индивидуальная работа. Инструкция: Учащемуся предлагается сесть за компьютер, дается задание проанализировать представленный перед ним материал, выстроить план действий и выполнить задание по нахождению верного пути в лабиринте. Критерии оценки: 2 балла – определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, выполнены действия для выполнения задания, либо не приступил к заданию; 1 балл – определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, не выполнены действия для выполнения задания; 0 баллов – не определена учебная задача на основе анализа представленного изображения, не выстроена логика для получения решения задачи, не выполнены действия для выполнения задания, либо не приступил к заданию. Второй блок включает задания на диагностику уровня сформированности самоконтроля младших школьников. Например, включена такая методика, как «Штриховка» (Е.В. Кирейчева). Цель: выявление уровня сформированности самоконтроля младших школьников. Метод оценивания: индивидуальная работа. Инструкция: Учащемуся предлагается сесть за компьютер, дается задание заштриховать силуэт машинки по образцу, части которой имеют разную штриховку (кабина заштрихована по горизонтали, колеса – по вертикали, окна – пунктиром). Критерии оценки: 2 балла – проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание выполнено идентично образцу; 1 балл – проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание не выполнено идентично образцу; 0 баллов – не проведен анализ данного образца с целью определения учебных действий, задание не выполнено идентично образцу.

В основу диагностического материала были заложены научные разработки разных авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.В. Репкин, В.Ф. Заика и др.) а также разработки в области диагностики метапредметных результатов начального общего образования по образовательной системе «Школа России» (М.И. Моро, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков и др.).

Для количественной обработки результатов нами были выделены три показателя:

– «0» – отказ от выполнения учебной задачи; выполнение учебной задачи не по инструкции;

– «1» – решение учебной задачи частично; наличие незначительных ошибок;

– «2» – правильное самостоятельное решение учебной задачи; выполнение по инструкции.

Полученные данные прошли обработку с помощью подсчета суммы и среднего значения. Для выявления общего уровня сформированности УУРД нами были определены средние значения сформированности УУРД следующим образом: 0–0,7 – низкий уровень развития УУРД; 0,8–1,7 – средний уровень развития УУРД; 1,8–2 – высокий уровень развития УУРД. Количественные данные заносились в индивидуальный протокол каждого участника.

Остановимся на характеристике результатов эксперимента, в ходе которого был выявлен уровень сформированности УУРД младших школьников. В нем приняли участие 164 школьника на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 8» в возрасте от 7 до 8 лет.

В ходе эксперимента 31 % обучающихся успешно справились с представленными диагностическими заданиями и показали высокий уровень сформированности УУРД, для которых было характерно проявить умение определять учебную задачу на основе анализа представленного изображения, выстраивать логику для получения решения задачи, выполнять действия для выявления неизвестного; устанавливать цель с учетом, составлять план и последовательность действий; проводить анализ учебной задачи, на основе его определять «модель» конечного результата, выполнять действия для выполнения задания; выполнять анализ с целью выполнения по образцу, в соответствии с ним выполнять действия для достижения результата с заданным образцом; проводить анализ учебной задачи, выполнять корректив в данной учебной задаче для достижения результата; проводить анализ учебных действий; со средним уровнем сформированности УУРД – 49 % испытуемых, для которых характерно умение понимать учебную задачу на основе анализа представленного изображения, выстроена логика для получения решения задачи, но допускаются ошибки при выполнении действий; определять цель с учетом конечного результата, но допускать ошибки в составлении плана и определения последовательности действий; проводить анализ учебной задачи, на основе его определена «модель» конечного результата, но допускать ошибки в действиях; проводить анализ данного образца с целью определения учебных действий, но выполнять задание не идентично образцу; с низким уровнем сформированности УУРД – 20 % испытуемых, для которых характерен отказ от выполнения заданий и действий по инструкции; неумение определять учебную задачу; выстраивать логику для получения решения задачи; устанавливать цель с учетом конечного результата; проводить анализ учебной задачи, на основе его определять «модель» конечного результата; проводить анализ данного образца с целью определения учебных действий. Результаты диагностики представлены на рисунке.

missing image file

Результаты выполнения диагностических заданий в ходе обследования универсальных учебных регулятивных действий младших школьников

Заключение

Результаты проведенного исследования указывают на несколько важных аспектов: во-первых, анализ нормативно-правовых документов позволяет получить обзор и понимание того, каким образом можно достичь высокого уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, также анализ помог выявить основные принципы, методы, требования и планируемые результаты, предъявляемые к процессу формирования универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников; во-вторых, для достижения высокого уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников важно зафиксировать их начальный уровень развития, а это означает не только определение текущих навыков и умений, но и осознание причин успеха или неудач в учебной деятельности, также важно научить детей корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок, именно поэтому необходимо провести диагностику и зафиксировать первоначальный уровень сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников; в-третьих, в рамках исследования был разработан электронный продукт под названием «Диагностика универсальных учебных регулятивных действий младших школьников», включающий в себя задания и методики для диагностики и оценки уровня сформированности универсальных учебных регулятивных действий младших школьников, который может быть использован педагогами начального общего образования, психологами для объективного измерения прогресса в развитии универсальных учебных регулятивных действий у младших школьников. Таким образом, анализ и результаты исследования подтверждают необходимость целенаправленной работы над формированием УУРД у младших школьников, что обеспечит эффективность их становления и развития.


Библиографическая ссылка

Котькина Е.А. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 8. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39745 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674