Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Югова М.А. 1 Югова Е.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева»
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Актуальность статьи обусловлена тем, что проблема психоэмоционального комфорта на занятиях как элемента здоровьесберегающей образовательной среды практически не изучена в педагогическом сообществе. Цель статьи заключается в рассмотрении и обосновании вышеуказанной проблемы и определении оптимальных направлений ее решения. Основными задачами являются анализ имеющегося опыта в области создания психоэмоционального комфорта как элемента здоровьесберегающей образовательной среды и оценка восприятия современным студенчеством исследуемой проблемы. Научная новизна работы заключается в рассмотрении психоэмоционального комфорта на учебных занятиях как элемента здоровьесбережения обучающихся, обоснована необходимость выделения психоэмоционального фактора, способствующего сохранению здоровья в процессе обучения. Авторы раскрывают содержание понятий: «психоэмоциональный комфорт», «здоровье», «здоровьесберегающая образовательная среда» и указывают на односторонность восприятия проблемы и декларативное отношение к ней. В статье анализируются результаты анкетного опроса, демонстрирующие понимание понятия «здоровье», и отношение студентов к психоэмоциональной составляющей учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов анкетирования позволил подтвердить положение о том, что ключевым фактором создания комфортного психологического климата на занятиях выступает идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях студентов и преподавателя. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут применяться для эффективного планирования и организации учебных занятий и внеучебных мероприятий в высших учебных заведениях.
психоэмоциональный комфорт
здоровьесберегающая образовательная среда
образовательная технология
интерактивные методы
самореализация
1. Гильмеева Р.Х., Камалеева А.Р., Кац А.С. Генезис когнитивной парадигмы образования. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. 239 с.
2. Аббасова Л.И. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательной организации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11(177). С. 3-7.
3. Мысина Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов здоровьесберегающей образовательной среде: дис. … док. пед. наук. Тула, 2011. 433 с.
4. Торкаченко Ю.В. Культура здоровья педагога как условие и возможность реализации здоровьесберегающего поведения в образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 19–33.
5. Прекина Т.А. Здоровьесберегающие технологические процессы в образовании: проблемы и эффективность применения // Дневник науки. 2019. № 4(28). С. 27.
6. Тарасова Л.Е. Психологическая комфортность образовательной среды вуза и ее взаимосвязь с адаптацией // Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Саратов, 19–20 октября 2017 г.). Саратов: Перо, 2017. С. 297–302.
7. Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10(74). С. 51–56.
8. Сечкина Е.Е. Психоэмоциональный комфорт воспитанников дошкольных образовательных учреждений как одно из важнейших условий здоровьесберегающего образовательного процесса // Экономика и социум. 2019. № 2(57). С. 279–280.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
10. Воробьев Н.Е. Гуманистические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания // Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1(14). С. 71–75.
11. Максимюк Е.В. Источники психологического и эмоционального дискомфорта обучающихся и методические способы их преодоления // Вестник Самарского Государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19, № 3. С. 49–64.
12. Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. М.: Проспект, 2015. 128 с.
13. Югова М.А., Югова Е.А. Применение интерактивных методов при обучении иностранному языку в ситуации неопределенности // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31022 (дата обращения: 24.07.2023). DOI: 10.17513/spno.31022

Проблема здоровьесбережения в образовательном пространстве в условиях постоянно изменяющихся требований к образовательному процессу, активного внедрения цифровых технологий, экстремальности различных ситуаций, отрицательной динамики в области экологической обстановки является одной из актуальных. При этом обращает на себя внимание односторонность в теоретической и методологической разработке этого вопроса: крайне мало внимания уделяется такой стороне вопроса, как психоэмоциональный фактор, влияющий на создание условий, способствующих сохранению здоровья в процессе обучения.

Современная когнитивная парадигма образования с позиции гуманитарных измерений выстраивается на основе ряда метапринципов, одним из которых является природосообразностъ. «Природосообразность в образовании предполагает учет законов окружающей природы и внутренней природы человека, гармонии в образовательном процессе. В гуманитарном контексте речь идет о проектировании здорового, “экологичного” образовательного процесса, нацеленного на формирование состояния физического и психологического комфорта обучающегося, потребности его духовного и интеллектуального развития в период активно происходящего процесса социализации» [1, с. 46].

Понятие «здоровьесберегающая образовательная среда» имеет различные трактовки [2, 3], но отметим, что исследователи выделяют такие общие существенные признаки здоровьесберегающей образовательной среды, как направленность на сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья обучающихся в процессе их обучения, поддержание условий, способствующих становлению и самореализации личности через взаимодействие со средой. Здоровьесберегающая среда реализуется через применение здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, при этом считаем, что элемент здоровьесбережения включается в любую образовательную технологию, где применяются природосообразные психолого-педагогические подходы, приемы, методы, обеспечивающие решение возникающих проблем. Выделяют, как правило, следующие здоровьесберегающие технологии: организационно-педагогические, задачей которых являются организация и регулирование учебно-воспитательного процесса, направленного на профилактику дезадаптационных состояний, гиподинамии, переутомления; психолого-педагогические, которые структурируют и упорядочивают непосредственную работу преподавателя с обучающимися (в том числе психолого-педагогическое сопровождение всех структур образовательного процесса); учебно-воспитательные, которые нацелены на формирование и совершенствование культуры здоровья, а также на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В связи с тем, что медицина в современных условиях не справляется с задачами профилактики и превентивной деятельности, для достижения качества индивидуального здоровья на первое место выходит вопрос о формировании целого комплекса характеристик, имеющих личностную направленность, обеспечивающую осмысленное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. Основная деятельность здесь будет принадлежать педагогам. Соответственно, возникает необходимость в высоком уровне их подготовки в данном направлении и психологической готовности заниматься этим видом деятельности. Проведенные среди педагогических работников и студентов педагогических вузов исследования показывают недостаточный уровень их мотивации на поддержание на соответствующем уровне качества индивидуального здоровья и низкую мотивацию на коррекцию сложившейся ситуации [4]. Возможно, это объясняется тем, что отмечается тенденция снижения общего уровня культуры здоровья в целом в России, нежелания взять на себя ответственность за здоровье самостоятельно [5].

Для снижения рисков описанных выше процессов, как правило, стараются предоставить и получить большее количество информации по этому направлению, что приводит к явлениям «забалтывания» вопросов профилактики здоровья. Это объясняется известным психолого-педагогическим феноменом: при обсуждении какой-либо темы, описывании различных вариантов развития событий снимается определенная доля накопившегося напряжения, существующего из-за возникшей ситуации. Как результат – уменьшается озабоченность, то есть реальная работа для решения возникшей ситуации заменяется простыми разговорами и рассуждениями на данную тематику. Сама ситуация не разрешается, поскольку только рассуждениями и размышлениями задача не решается. Планируя работу по укреплению и сохранению индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, необходимо учитывать и наличие описанного феномена, стараясь не подменять реальную работу разговорами и многочисленными беседами.

Цель исследования – рассмотреть феномен психоэмоционального комфорта на занятиях в вузе как элемент здоровьесберегающей образовательной среды и обозначить оптимальные направления его создания и поддержания.

Материалы и методы исследования

В статье используются теоретические методы исследования, включающие анализ и систематизацию психолого-педагогической литературы, нормативных документов, и обобщение педагогического опыта. Эмпирические методы, применяемые в исследовании, включают наблюдение и анкетирование. Анкета состоит из 7 вопросов, позволяющих определить наличие рассматриваемой проблемы и отношение студентов к ней.

Результаты исследования и их обсуждение

Государственным приоритетом в образовании являются поддержание и сохранение здоровья обучающегося, что находит отражение в достаточно большом количестве принятых стратегических государственных документов: Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе «Развитие образования на 2018–2030 годы», Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного, общего и профессионального образования и других законодательных актах. Представленные документы направлены на решение имеющихся трудностей в сфере сохранения культуры здоровья как компонента общей культуры у всех участников образования: родителей, обучающихся, педагогов. Конечной (идеальной) целью является формирование готовности человека к поддержанию, сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей, насколько это возможно в конкретной для каждого ситуации; планирование и создание внутренней среды образовательного учреждения, направленной на развитие здоровья и безопасности обучающихся; создание условий, обеспечивающих снижение рисков заболеваемости обучающихся.

Авторы хотели бы отметить, что интерес к проблеме самого понятия «здоровье», а также разработка проблемы здоровьесбережения приводят к сужению понятия «здоровье», так как для проведения массовых исследований необходимо прийти к единому его пониманию в научной среде. Условно принято использовать определение, предлагаемое уставом Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [5]. В реальной педагогической деятельности часто встречается использование определения понятия здоровья через ощущение физической составляющей без учета социально-психологического и духовно-нравственного компонента. Соответственно, все еще важной задачей является деятельность по включению этих аспектов в программы педагогической профилактики и рассмотрению здоровья как многогранного понятия.

Значимым для нашего исследования является восприятие понятия «здоровье» самими обучающимися. Этот вопрос практически не поднимается при рассмотрении этой дефиниции. В анкетировании приняли участие 120 студентов, обучающихся на первых курсах двух вузов: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева». Так, результаты анкетирования показали, что 95% обучающихся согласны с утверждением, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 5% опрошенных считают, что здоровье – это просто отсутствие боли в организме человека. Данное понимание содержания понятия свидетельствует о «здоровьесберегающей» зрелости большей части респондентов. Показательно, что будущие представители не только педагогической, но и юридической профессии демонстрируют наличие знаний в этом вопросе.

Учитывая актуальные ФГОСы в области образования, профессиональные стандарты, отражающие актуальные представления о здоровьесбережении как о всестороннем развитии обучающегося с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья, можно полагать, что в основе выбора здоровьесберегающих технологий в процессе обучения должна находиться психологическая составляющая понятия «здоровье». Элементами здоровьесберегающей структуры можно считать различные стороны образовательного процесса, интегрально отражающие его и сами по себе являющиеся системами. Важным и актуальным является формирование в каждом учебном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей созданию и поддержанию психоэмоционального комфорта в учебной и внеучебной деятельности.

Создание психоэмоционального комфорта на занятиях в студенческом коллективе является важным условием, способствующим не только сохранению здоровья в процессе обучения, но и адаптации к образовательной среде (если речь идет о студентах первого курса), поддержанию мотивации к учебной и внеучебной деятельности у студентов старших курсов [6]. Психоэмоциональный комфорт – это «состояние уверенности, спокойствия, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги» [7, 8]. На занятиях это проявляется через высокую эмоциональную культуру как преподавателей, так и студентов и связано с межличностными взаимоотношениями в коллективе, поэтому основные слагаемые благоприятного психологического климата образовательной среды включают в себя упорядоченные и стабильные отношения внутри коллектива (группы) между всеми участниками и по отношению к отдельному его представителю; к общему делу; лидеру коллектива, а также к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, и каждого члена в группе к самому себе.

Карл Роджерс, создатель гуманистической психологии, указывает на связь между эффективностью и качеством образовательного процесса и психоэмоциональным комфортом его участников [9]. По его мнению, взаимоотношения между участниками образовательного процесса играют ключевую роль в созревании личности и создании благоприятного и стимулирующего окружения для ее развития. В современном мире, где происходят постоянные изменения, преподавание должно быть источником поддержки и содействия осознанному обучению, а не просто передачей информации. Фасилитация, по мнению ученого, заключается в «облегчении и одновременно стимулировании процесса учения для учащегося, т.е. создании интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, атмосферы психологической и педагогической поддержки» [10]. Такой подход является проявлением нового мышления и не может быть достигнут просто путем изменения учебных программ и использования новейших технических средств обучения.

Исследование факторов, влияющих на психоэмоциональный комфорт на занятиях, позволяет за счет выявления здоровьесберегающей компоненты способствовать раскрытию когнитивного потенциала обучающихся, активировать познавательную деятельность и успешное усвоение материала, а также повышать результативность и качество образовательного процесса [11].

Следует отметить, что межличностные отношения в академической среде, основанные на взаимоуважении и создающие психоэмоционально комфортную среду для погружения в процесс познания, имеют достаточно долгую историю и корнями уходят в эпоху появления первых европейских университетов, когда «появилась особая этика отношений между студентами и профессорами, основанная на взаимном уважении и стремлении к знаниям. Во время учебы постепенно сглаживалась классовая и сословная рознь …» [12, с. 22].

Часто преподаватель односторонне воспринимает студентов, сосредоточившись на технической стороне проведения занятия и на студенте как объекте, получающем знания: правильность/неправильность ответов, контроль выполнения заданий и исправление допускаемых студентами ошибок, успешность/неуспешность в достижении учебных результатов. Тем не менее, создавая на занятиях условия, способствующие раскрытию личностного потенциала студентов и позволяющие транслировать себя как личность, делиться своим уникальным индивидуальным опытом чувств, ощущений и мыслей, выражать свою позицию по социально или этически значимым вопросам, преподаватель получает возможность создать симметричные субъект-субъектные отношения, порождающие психологическую безопасность, позитивное отношение к учебе, доверие и уважение к себе как к ученику и к преподавателю как партнеру. К таким педагогическим условиям можно отнести применение личностно-ориентированных образовательных технологий – интерактивных методов, нацеленных на сотрудничество и диалог: ролевых игр, дискуссий, дебатов, круглых столов, работы в парах и микрогруппах и т.п. [13].

Проведенное авторами статьи анкетирование студентов подтверждает вышеобозначенные положения. Анализ результатов выявил полное единодушие в отношении двух вопросов, связанных с влиянием психоэмоционального комфорта на занятиях на качество и результативность учебного процесса и на достижение личных учебных результатов. 100% респондентов ответили «Да» на эти вопросы.

Ответы на вопрос: «Испытываете ли Вы психоэмоциональный дискомфорт при знакомстве с новым предметом или преподавателем?» – распределились следующим образом. Больше половины студентов (58,1%) не испытывают дискомфорта, треть (32,3%) ответили, что есть психоэмоциональный дискомфорт в новом для них окружении, оставшиеся ответы (9,7%) – ответы «иногда» или «смотря с каким предметом/преподавателем».

Следующий вопрос: «Что является источником психологического дискомфорта?» – дает возможность определить, какие факторы способствуют созданию психоэмоционального дискомфорта на занятиях. Ответы распределились следующим образом: нехватка у студента знаний по предмету – 52,9%, личные качества преподавателя – 41,3%, внутренние барьеры – 5,8%.

Ответы на вопрос: «Что может помочь устранить психоэмоциональные барьеры на занятии?» – подсказывают, какие направления педагогической деятельности могут влиять на создание здоровьесберегающей образовательной среды и способствовать сохранению на занятиях психоэмоционального равновесия обучающихся: ясная перспектива (четко обозначенные план работы и требования) – 17%; методические рекомендации по освоению материала (в случае возникновения потребности самостоятельного освоения) – 13%; обратная связь с педагогом с помощью современных цифровых технологий (учебные порталы, мессенджеры) с целью получения дополнительных консультаций, комментариев к работе – 20%; применение интерактивных методов на занятиях: ролевых игр, дискуссий – 20%; сотрудничество и диалог во взаимоотношениях студентов и преподавателя – 30%.

Заключение

Организация здоровьесберегающей образовательной среды каждого конкретного учебного заведения имеет преобладающее значение в современных условиях. Психоэмоциональный комфорт, выступающий одним из базовых компонентов такой среды, оказывает непосредственное влияние на качество и результаты учения и преподавания, положительно влияя на личностные учебные достижения, самовыражение и самоутверждение участников образовательного процесса. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что студенты 1-го курса имеют адекватное понимание содержания понятия «здоровье» и видят зависимость между психоэмоциональным комфортом на занятиях и качеством, результативностью учебного процесса и достижением личных результатов. Осознанное восприятие смыслоообразующих понятий педагогики здоровьсбережения позволяет, основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах анкетного опроса, заключить, что психоэмоциональный климат определяется через гуманистическую природосообразную направленность эмоционально-поведенческого пространства учебного заведения и рациональную организацию образовательного процесса, содействующую самореализации его субъектов.

Одним из оптимальных направлений по решению этой проблемы может быть рекомендация рационализации планирования и организации учебных занятий и внеучебных мероприятий в высших учебных заведениях, направленных на сохранение индивидуального здоровья участников образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Югова М.А., Югова Е.А. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 227-231;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39721 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674