Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Куликов Н.М. 1
1 Чайковский филиал ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В статье рассматриваются социально-психологические представления молодежи о личности педагога-новатора в условиях трансформации современного общества. На основе анализа различных теоретических подходов к личностным и профессиональным качествам педагога-новатора исследуются представления старшеклассников о личностных и профессиональных качествах педагогов-победителей национального проекта «Образование», рассматриваются критерии, по которым, на взгляд старшеклассников, выбирались победители национального проекта «Образование», а также пожелания старшеклассников победителям национального проекта «Образование». Среди наиболее значимых для детей качеств и черт личности выделяются такие как понимание, отзывчивость и трудолюбие педагога, тогда как среди профессиональных качеств лидируют целеустремленность и ответственность. Среди главных критериев выбора победителей национального проекта «Образование» были определены стаж работы, знание своего дела, умение обобщить опыт работы. Исследование также показало необходимость распространения инновационных идей педагогов-новаторов.
педагог-новатор
победители национального проекта «Образование»
представления молодежи
личностные и профессиональные качества педагога-новатора
1. Андреева Е.В. Учитель как главный ресурс развития XXI столетия // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 3. – С. 30–35.
2. Жарова Т.Ю. Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе / Т.Ю. Жарова, Н.М. Куликов, М.А. Ехлакова // Дискуссия. – 2015. – № 1. – С. 127–131.
3. Кондракова С.О. Обобщенная модель успеха педагогов-новаторов // Научные итоги: достижения, проекты, гипотезы: строительство и архитектура, педагогика и психология, экономика и бухучет, информационные технологии, мировоззрение, естествознание, юриспруденция: сб. науч. докл. XIX-й межд. научно-практ. конф. – Минеральные Воды, 2014. – 186 с. – С. 80–85.
4. Куликов Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Челябинск, 2000. – С. 6.
5. Куликов Н.М. Сформированность эмоционально-волевой сферы как ресурс личностного развития юных спортсменов / Н.М. Куликов, Т.Ю. Жарова, Л.К. Шушкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-19656 (дата обращения: 10.06.2015).
6. Куликов Н.М., Мухамитянов Ф.Д. Социально-психологические аспекты социализации студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Н.М. Куликов, Ф.Д. Мухамитянов // Теория и практика физической культуры и спорта. – 2015. – № 10. – С. 34.
7. Купалов Г.С. Учитель как субъект инновационной деятельности // Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С. 61–62.
8. Мухин М.Л. О составляющих гуманистической направленности методического поиска учителей-новаторов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 93–95.
9. Саутова Т.А. Современный учитель: личность и профессиональная деятельность // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 3. – С. 244–246.
10. Яблонская Т.Н. Перспективы как стратегии качества педагогической подготовки будущих учителей-филологов // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2012. – № 2. – С. 99–102.

Качество образования тесно связано с качеством работы педагога. В условиях трансформации современного общества требования к профессиональным и личностным качествам педагога возрастают многократно, чтобы соответствовать развивающимся запросам общества. Так, Т.А. Саутова справедливо указывает, что «общество, как и прежде, нуждается в специалистах, творческих, неординарных личностях, способных осваивать новшества» [9].

Г.С. Купалов, рассматривая учителя как продукт инновационной деятельности, считает, что «инновации в системе образования – продукт научной деятельности, нацеленной на подготовку молодого человека к самостоятельной жизни в условиях рыночных отношений». Значима в этой работе роль учителей-новаторов, которые создают новые условия взаимоотношений в педагогическом коллективе, меняют отношения «учитель-ученик», формируют инновационный потенциал социально-педагогических технологий образовательной деятельности [7].

Обновление структуры и содержания педагогического образования должно быть направлено на формирование у педагогов умения приобретать знания и, что особенно важно, стремление их использовать. По мнению Т.Н. Яблонской, «сегодня нужны не столько знания сами по себе, сколько способность будущих учителей применять их на практике с целью получения проектируемых результатов педагогического труда [10].

Современного педагога можно рассматривать как связующее звено в социально-экономическом процессе. В своей работе Е.В. Андреева определяет профессиональные черты современного конкурентоспособного учителя, рассматривает компоненты педагогического мастерства и предлагает структурную модель педагогического мастерства и творчества учителя [1]. На формирование обобщенной модели успеха педагогов-новаторов направлена также работа С.О. Кондраковой [3]. Необходимо развивать феномен гуманизации образования, выявлять основные аспекты гуманистической направленности методического поиска учителей-новаторов, считает М.Л. Мухин [8].

С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Образование», целью которого является поддержка талантливых и результативных педагогов страны.

Мы поставили перед собой задачу выяснить, какими личностными и профессиональными качествами, по мнению учеников, должен обладать современный успешный педагог в условиях трансформации современного общества чтобы эффективно формировать необходимые личностные качества будущего успешного человека, стремящегося к саморазвитию и совершенствованию, способного сопереживать окружающим, быть индивидуальностью и соответствовать социально-нравственным требованиям [2, 4, 5, 6].

Исследование осуществлялось в 2013–2014 годах в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Чайковского муниципального района.

В исследовании приняли участие старшеклассники общеобразовательных школ города и района, регулярно посещающие заседания городского дискуссионного клуба, воспитанники учреждений дополнительного образования детей (Районная детско-юношеская спортивная школа), первокурсники ЧФ ПНИПУ. Респонденты – в возрасте 16–18 лет:

130 человек – участники дискуссионного клуба (общеобразовательные школы с. Сосново, с. Альняш, пгт. Марковский, с. Фоки, Гимназии № 4, 10, ; юные спортсмены – 52 человека). Всего в исследовании приняли участие 182 чел.

Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Каким я представляю себе победителя национального проекта «Образование»? (как человека).

2. Каким я представляю себе победителя национального проекта «Образование»? (как педагога).

3. По каким критериям, на Ваш взгляд, выбирались победители национального проекта «Образование»?

4. Что бы вы хотели пожелать победителям?

5. С каким образом у Вас ассоциируется победитель национального проекта «Образование»?

Опрошенные могли выбрать один или несколько из предложенных ответов или предложить свой вариант на поставленный вопрос.

На вопрос «Каким я представляю себе победителя национального проекта «Образование» (как человека)?» были предложены такие варианты ответов, как: «Понимающий детей», «Отзывчивый», «Трудолюбивый», «Обладающий чувством юмора», «Требовательный». В результате опроса получены следующие ответы, расположенные по мере убывания значимости (рис. 1).

Более всего старшеклассники хотят ощущать от педагогов понимание (71 %), которое, видимо, пока недостаточно проявляется в повседневной педагогической практике. Практически равные отклики получили качества отзывчивости и трудолюбия, на которые указали 65 и 64 % респондентов соответственно. Чувство юмора ценят в учителях 57 % опрошенных. Менее всего подростки хотят видеть педагога требовательным (49 % опрошенных), что можно объяснить субъективными ощущениями страха перед ответственностью за порученное дело и возможным отрицательным результатом выполненной работы. Здесь важно также отметить такое мнение, что требовательность учителя должна быть не только к ученикам, но прежде всего к самому себе, так как только тогда учитель является настоящим педагогом.

Несмотря на то что, по распространенному мнению, личностные качества в педагогической деятельности нельзя отделить от профессиональных, респонденты не полностью разделяют качества, которые можно отнести к личности победителей национального проекта «Образование» как к человеку и как педагогу (рис. 2). Практически все опрошенные выбрали варианты ответов из предложенных в анкете и не указали собственных.

pic_120.wmf

Рис. 1. Представления старшеклассников о личности победителя национального проекта «Образование» (как человека)

pic_121.wmf

Рис. 2. Представления старшеклассников о личности победителя национального проекта «Образование» (как педагога)

Абсолютное число опрошенных (93 %) считают, что педагог должен быть целеустремленным и ответственным (89 %), так как только такой учитель может добиться успеха вместе со своими учениками. 84 и 77 % старшеклассников отметили такие важные качества успешного педагога, как образованность и эрудированность. Высокий профессионализм, выражающийся в практическом умении реализовать вышеперечисленные качества, выделяют как важный показатель 75 % старшеклассников.

Высокий уровень представлений старшеклассников о личности победителя национального проекта «Образование» как педагога позволяет говорить о требовательности старшеклассников к профессиональным показателям деятельности современного учителя.

Данное утверждение получило отражение в ответах старшеклассников на вопрос «По каким критериям, на ваш взгляд, выбирались победители национального проекта «Образование»?» (рис. 3).

pic_122.wmf

Рис. 3. Представления старшеклассников о критериях выбора победителей национального проекта «Образование»

По мнению опрошенных старшеклассников, победителями национального проекта «Образование», как правило, становятся только преподаватели с большим стажем работы. Дальше примерно одинаковые результаты получились по таким критериям как «Знание своего дела» (73 %), «Умение обобщить опыт работы» (72 %), «Высокие результаты работы» (69 %). «Количество отличников в классах», по мнению опрошенных, является наименее значимым критерием (51 %). Незначительное число ответов получили также такие варианты, как: организаторские и коммуникативные навыки, педагогический такт и мастерство преподавания предмета. Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что старшеклассники в своих ответах опирались на полученный учебный опыт и участие в различных мероприятиях, в том числе в конкурсе «Учитель года», различные педагогические мастер-классы, на которых опрошенные могут наглядно сравнить как мастерство учителя, так и внешние стороны подачи учебного материала.

На вопрос «Что бы вы хотели пожелать победителям национального проекта «Образование»?» предлагались такие варианты ответов, как: «Здоровье», «Поделитесь опытом», «Прилежные ученики», «Успех в карьере», «Творческий рост». Анализируя предпочтения старшеклассников при ответе на данный вопрос, прежде всего, следует выделить желание опрошенных учеников, чтобы успешные преподаватели сохраняли и передавали огромный накопленный творческий опыт педагогической деятельности своим коллегам (рис. 4). Опыт успешного учителя в данном контексте выступает в роли определенной духовной ценности или вдохновляющего примера, который следует преумножать и передавать остальным.

Пожелание «поделитесь опытом» высказали 81,5 % опрошенных старшеклассников. «Успехов в карьере» желают учителям 79 % респондентов. 62 % старшеклассников хотят, чтобы у учителей были прилежные ученики. «Здоровья» и «творческого роста» пожелали учителям 60,5 и 58 % опрошенных. С творческими успехами перекликаются такие пожелания, как: «творческих перспектив», «постоянной работы над собой», «поиска новых идей», «профессионального развития», «творческого долголетия».

На вопрос: «С каким образом у Вас ассоциируется победитель национального проекта «Образование»?» опрошенные старшеклассники дали следующие ответы (рис. 5).

pic_123.wmf

Рис. 4. Пожелания старшеклассников победителям национального проекта «Образование»

pic_124.wmf

Рис. 5. Ассоциации старшеклассников с образом победителя национального проекта «Образование»

Большинство опрошенных сравнивают педагогов с умной книгой (56 %), из которой они могут получить нужные им знания. Остальные ответы распределились примерно поровну от 39 до 33 %, что позволяет сделать вывод о том, что ученики прежде всего видят в учителе источник новых знаний, человека, к которому всегда можно обратиться за советом, помощью.

Выводы

В современном обществе, по мнению респондентов, по-прежнему лучшими становятся те педагоги, кто учит умом и сердцем, кто обладает мудростью, кто чувствует время, кто замечает в каждом ученике искру таланта и к кому можно подойти с любой проблемой. Современный педагог должен постоянно совершенствоваться, быть активным и творческим, находится в постоянном педагогическом поиске для формирования настоящего человека, понимающего и развивающегося.


Библиографическая ссылка

Куликов Н.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 151-155;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36492 (дата обращения: 24.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252