Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Глазырина Е.Д. 2 Мустафина Р.М. 1 Плотникова И.В. 2 Чичерина Н.В. 2
1 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Современный специалист с высшим образованием, отвечающий требованиям рынка труда, должен владеть не только профессиональными знаниями и умениями, но и быть подготовленным для принятия мер по сокращению негативного влияния на окружающую среду отрасли. В статье показана модель формирования экологической компетентности студентов и системы ее реализации в учебном процессе высшего профессионального образования. С учетом принципов и задач экологического образования разработаны основные компоненты экологической компетентности студентов, такие как мотивационный, гностический, организационно-процессуальный, диверсификационный. По основным компонентам экологической компетентности разработаны критерии и показатели сформированности компонентов экологической компетентности студентов энергетических специальностей, а также содержание критериев. Приведены результаты экспериментальной проверки эффективности реализации компетентностной модели формирования экологической компетентности студентов.
высшее образование
экологическая компетентность
модель
учебный процесс
1. Базовый стандарт ГОСО РК 5. 04. 19–2008 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения». – Астана, 2008.
2. Декларация Рио-Де-Жанейро по окружающей среде и развитию // Всемирный саммит по устойчивому развитию: Основные итоговые документы / сост.: Б. Есекин, И. Даиров, А. Николаенко. – Алматы: РЭЦ ЦА, 2003, С.4-8.
3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Пфейфер Н.Э., Шкутина Л.А. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2005. – 228 с.
4. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ): сборник нормативно-производственных материалов / И.А. Абрашкина, О.В. Боев, Г.А. Воронова, А.В. Епихин, В.А. Жадан, А.В. Замятин, В.М. Лисицын, М.Г. Минин, Е.А. Муратова, Т.С. Петровская, И.А. Сафьянников, М.А. Соловьев, М.C. Таюрская, А.И. Чучалин, Е.Г. Язиков; под ред. А.И. Чучалина. – 4-е изд. с изм. и доп.; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 206 с.
5. Таранова Г.В. Формирование экологической культуры студентов // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 9. – С. 24–25.

Современное кризисное состояние экологии – это результат потребительского отношения человеческого сообщества к использованию природных ресурсов. Развитие мировой экономики на современном этапе носит в основном природоразрущающий характер и не отвечает принципам устойчивого развития.

Устойчивое (самоподдерживающееся) развитие – это осуществление всех видов деятельности общества в рамках, способствующих сохранению жизнеобеспечивающего состояния окружающего пространства, благодаря чему будет обеспечено существование будущих поколений. Для преодоления экологического кризиса необходимо формировать новый тип взаимоотношений общества и природной среды, обеспечивающий гармоничное развитие человека в окружающей среде при осознании им зависимости человека от состояния биосферы, что является абсолютной прерогативой образования и воспитания [2].

С учетом того, что энергетическая отрасль оказывает существенное влияние на экономическое благополучие любой страны, а доля негативного воздействия отрасли на окружающую среду доходит до 27 %, энергетическая политика любой страны должна быть направлена на решение трех тесно связанных друг с другом задач: надежность электроснабжения, конкурентоспособность и охрана окружающей среды. Современный специалист, отвечающий требованиям рынка труда устойчивого развития экономики, должен владеть не только профессиональными знаниями и умениями в технологических процессах энергетической отрасли (выработка, передача, распределение и потребление) [5].

Но, что особо важно на современном этапе, быть подготовленным к принятию мер по сокращению негативного влияния на окружающую среду этих процессов, чтобы минимизировать причиняемый ущерб природе в каждом конкретном случае. Следовательно, профессиональная деятельность специалиста любой сферы жизнедеятельности должна осуществляться на основе принципов рационального природопользования при учете всех экологических факторов и возможных последствий для природной среды. Поэтому структурные элементы образованности специалиста, выражающиеся в умениях [3]:

– адаптироваться в условиях профессиональной деятельности;

– проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность;

– строить межличностные деловые, профессиональные, социальные отношения и связи;

– личностно и профессионально самоорганизовываться;

– личностно и профессионально самореализовываться;

– продолжить свое профессиональное образование (основное и дополнительное);

необходимо дополнить новым элементом:

– умение осуществлять свою специально-профессиональную деятельность с учетом нормативных экологических требований, предъявляемых в соответствующей отрасли для обеспечения качественной жизнедеятельности общества при сохранении биологического равновесия окружающей среды, что является проявлением сформировавшейся в ходе обучения экологической культуры, составляющей общей и профессиональной культуры личности.

С учетом принципов и задач экологического образования были разработаны основные компоненты экологической компетентности студентов (мотивационный, гностический, организационно-процессуальный, диверсификационный).

Гностический компонент направлен на развитие способностей студентов приобретать и использовать знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности с учетом обеспечения требований экологической безопасности. Этот компонент определяет содержание образовательного процесса, направленного на формирование специалиста нового миропонимания, обладающего профессиональными знаниями, умениями, навыками с элементами решения проблем экологической направленности. Гностический компонент способствует накоплению информации, опыта, дополнительных знаний, благодаря чему специалист сумеет мобилизовать, актуализировать знания для приложения их в разрешении возникающих проблем экологического характера при исполнении должностных обязанностей. Таким образом, гностический компонент способствует не просто формированию абстрактных знаний, а направлен на развитие умений использовать знания для решения профессиональных задач и усвоения новых знаний

Организационно-процессуальный компонент экологической компетентности – это способность специалиста планировать и организовать работы по проведению экологических экспертизы и мониторинга, по итогам анализа результатов вырабатывать и осуществлять мероприятия по устранению выявленных недостатков и повышению уровня экологической безопасности. Этот компонент включает и способность специалиста участвовать в системе обучения, подготовки и переподготовки рабочих и служащих таким образом, чтобы выполнение основной работы на предприятии велось с учетом экологических нормативов. Кроме того, специалист должен уметь разрабатывать и внедрять нормативно-методическую документацию, обеспечивающую реализацию мер и мероприятий по приведению работы предприятия в соответствие с существующими экологическими нормами. Умения исследовать технологический процесс и оборудование на предмет соответствия экологическим требованиям, стимулировать трудовую деятельность по уменьшению негативного влияния на природу, осуществлять экологически ответственное проектирование, организовать свою работу и подчиненных по обеспечению экологических требований, ориентироваться в поиске необходимой информации и самообразовываться закладываются в основу организационно-процессуального компонента экологической компетентности.

Диверсификационный компонент экологической компетентности предполагает разностороннее развитие способностей, навыков и умений специалиста в области осуществления природоохранных мероприятий в изменяющихся условиях производства; а также студент должен выработать в процессе обучения способность вносить оптимальные решения из множества возможных при возникновении экологических проблем, видеть и проектировать различные варианты при планировании, организации производственных циклов.

Экологическая компетенция специалиста – социальное требование к экологической подготовке студентов вузов, необходимой для их эффективной работы в соответствующей выбранной профессии отрасли промышленности, направленной на осуществление принципов устойчивого развития, то есть обеспечение норм экологической безопасности, сохранения и восстановления биоразнообразия жизни на земле. Формируемая в учебном процессе экологическая компетентность специалиста проявляется в том, что он владеет соответствующей компетенцией, то есть готов использовать сформированные в процессе обучения и практической деятельности личностные качества, выражающиеся в знаниях, умениях, навыках, в работе по полученной в результате обучения в вузе профессии. При этом он должен быть обучен осуществлять профессиональную деятельность в соответствующей профессии отрасли производства таким образом, чтобы при выполнении работы на основании требований технологического процесса и должностных обязанностей соблюдались современные нормативные требования по степени допустимого влияния на окружающую среду.

С учетом результатов анализа и обоснования содержания каждого из четырех компонентов экологической компетентности студентов энергетических специальностей разработана компетентностная модель формирования экологической компетентности студентов (рисунок).

Эта модель исходит из социального заказа общества, определяющего цель профессионального обучения в рамках образования для устойчивого развития страны, в то же время на цель влияет и требуемый результат. При разработке модели были учтены принципы и задачи экологического образования студентов, педагогические условия формирования экологической компетентности, которые определяют содержание многоуровневого экологического образования, направленного на формирование компонент экологической компетентности студентов. Такая модель специалиста – это описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности для решения конкретных задач определенной сферы деятельности [1, 4].

Для диагностирования по четырем основным компонентам экологической компетентности студентов были разработаны критерии и показатели сформированности компонентов экологической компетентности студентов энергетических специальностей, а также содержание критериев.

pic_50.wmf

Модель формирования экологической компетентности студентов

Констатирующий эксперимент (исходный «срез») был проведен с целью определения исходного состояния сформированности экологической компетентности у студентов энергетических специальностей, при этом результаты экспертной оценки и самооценки практически не разнятся, что говорит в пользу объективности диагностики в пределах допустимой погрешности. Анализ данных диагностики исходного состояния сформированности экологической компетентности студентов энергетических специальностей по результатам констатирующего эксперимента свидетельствовал о низком уровне сформированности мотивационного, гностического, организационно-процессуального и диверсификационного компонентов исследуемой компетентности. Наименьший показатель отмечен по уровню сформированности диверсификационного компонента (низкий уровень у более чем половины студентов), это объясняется тем, по нашему мнению, что именно этот компонент требует развитого творческого потенциала личности, позволяющего разрабатывать несколько вариантов и делать выбор в пользу наиболее оптимального.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, подтвердили факт необходимости формирования экологической компетентности студентов технических вузов в ходе профессионального образовательного процесса.

По итогам анализа результатов трех экспериментов установлено, что в среднем высокий уровень по результатам экспертной оценки за годы внедрения разработанной педагогической модели возрос на 19,84 %, низкий сократился до 22,6 % против 57,1 % в начале исследования. Итоги самооценки следующие: высокий уровень увеличился на 20 % (от 8,7 до 28,7 %), низкий уровень составил 23,37 % против 56,7 % в исходном «срезе». Средний уровень сформированности экологической компетентности студентов энергетических специальностей составляет 48,3 % (экспертная оценка) и 47,9 % (самооценка).

Данные экспериментов, свидетельствуют, что в результате созданных педагогических условий по формированию экологической компетентности прослеживается положительная динамика повышения уровня сформированности исследуемого вида профессиональной компетентности студентов энергетических специальностей.

Позитивные результаты экспериментов подтверждают, что разработанная модель формирования экологической компетентности создает реальные условия для подготовки бакалавров со сформировавшейся экологической компетентностью, что позволит им быть востребованными на современном рынке труда, все в большей степени нуждающемся в специалистах, способных в своей профессиональной деятельности обеспечивать устойчивое развитие общества и экономики.


Библиографическая ссылка

Глазырина Е.Д., Мустафина Р.М., Плотникова И.В., Чичерина Н.В. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 89-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35781 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674