Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Бельская Е.Я. 1 Пономарчук Н.Р. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Модернизация высшего профессионального образования повлекла за собой необходимость определенных изменений в оценке качества подготовки выпускаемых вузами специалистов, бакалавров. Всовременной системе образования предъявляются высокие требования к развитию профессиональных и универсальных компетенций у студентов. Встатье рассмотрена программа академической и социальной адаптации первокурсников, реализуемая в Томском политехническом университете. Представлено описание программы, состоящей из информационного, академического и социально-психологического блоков. Особое внимание уделено психологическим тренингам социально-психологического блока. Исследована роль интерактивных методов обучения, на примере реализации программы академической и социальной адаптации первокурсников в развитии компетенций, влияющих на адаптацию студентов. Сделаны выводы о важной роли использования активных методов обучения на часах куратора, реализуемых Институтом кураторов Томского политехнического университета.
куратор
институт кураторов
активные методы обучения
компетенции
1. Бельская Е.Я., Старцева Е.В. Опыт кураторской деятельности в повышении адаптации первокурсников Томского политехнического университета// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5; URL: http://www.science-education.ru/128-22269 (дата обращения: 20.11.2015).
2. Бельская Е.Я. Электронное методическое сопровождение работы куратора в томском политехническом университете// Современные проблемы науки и образования: научный журнал. – 2015. – №3. – С.366.
3. Иванова В.С., Мертинс К.В. Активные методы обучения в дисциплине «Профессиональная подготовка на английском языке» как важная cоставляющая CDIO подхода (на примере подготовки выпускников по направлению 12.03.01 «Приборостроение»)// Инженерное образование: электронный научный журнал/ Ассоциация инженерного образования России (АИОР). – 2014. – №16. – С. 110–113.
4. Иванова В.С., Мертинс К.В. Формирование социальной ответственности выпускников инженерных вузов// Приволжский научный вестник. – 2015. – №4–2 (44). – С. 44–48.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005. – С. 357.
6. Лавриненко С.В. Контекстно-компетентностный подход к кураторской деятельности в исследовательском университете// Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30марта 2013г., Томск/ Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А.И.Чучалин [и др.]. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – С. 360–361.
7. Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов// В мире научных открытий. – 2014. – №3 (51). – С. 278–282.
8. Раточка Л.А., Петухова О.В., Пешковская А., Синдеева Н.Б., Солодовникова О.М. Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов: методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – 27 с.
9. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского ТПУ (Стандарт ООП ТПУ): сборник нормативно-производственных материалов/ под ред. А.И. Чучалина (4-е изд. с изм. и доп.). – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 204 с.
10. Старцева Е.В. Роль куратора в успешной адаптации студентов-первокурсников (на примере группы 5А13 ЭНИН ТПУ// Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 3–6апреля 2012г./ Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). – Томск: Изд-во ТПУ, 2012. –С. 349.

В настоящее время обществом предъявляются высокие требования не только к необходимости реализации в системе высшего образования компетентностного и личностно-ориентированного подходов, но и определенных изменений в качестве подготовки и формирования у выпускника как профессиональных, так и личностных компетенций. ФГОС высшего профессионального образования нового поколения опирается на общие профессиональные и универсальные компетенции, включающие в себя ценностное отношение к себе, другим, профессии, умение самостоятельно мыслить, быть готовым к реальным жизненным ситуациям [9].

В.С.Иванова и К.В.Мертинс отмечают, что «…современная ориентация образования на формирование компетенций в результате создания определенных условий помогает проявить интеллектуальную, познавательную и активную жизненную и профессиональную позицию, выразить свою индивидуальность в качестве субъекта обучения». Выполнением творческих и проблемных заданий обеспечивается большая коммуникация студентов как с преподавателем, так и между собой. Все вышеперечисленное достигается при использовании в работе преподавателя активных методов обучения [3, 4].

Так как есть большая необходимость в интерактивных методах обучения, в частности в применении тренинговых технологий, то важным введением в обучение первокурсников в Томском политехническом университете (ТПУ) явилась программа академической и социальной адаптации первокурсников (далее Академическая программа, Программа), требующая совместной работы куратора и психолога. Поэтому цель нашей работы обосновать актуальность введения психологических тренингов в работу кураторов студенческих групп с помощью Академической программы.

Цели проведения тренингов

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и основной образовательной программы (ООП) в ТПУ у куратора академической группы есть возможности развития профессиональных и универсальных компетенций с помощью формирования социокультурной среды, создания условий, необходимых для социализации личности. Куратором академической группы используются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как ролевые игры, психологические тренинги и групповые дискуссии во время проведения «Часа куратора» и всочетании с внеаудиторной работой (экскурсии на предприятия, в музеи ТПУ и города Томска; участие в корпоративных мероприятиях и встречи с представителями профильных предприятий; встречи с представителями государственных и общественных организаций, проведение мастер-классов приглашенными специалистами) происходит формирование и развитие профессиональных и универсальных компетенций студентов [2, 10].

По мнению С.В.Лавриненко, «…кураторская деятельность в технических вузах может служить базой формирования высокого уровня подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых не только в социально-личностной, но и впрофессиональной деятельности» [6].

Развитие профессиональных компетенций у первокурсников не является такой уж сложной задачей. Так как именно куратор чаще других преподавателей работает с учебной группой вне рамок привычной учебной деятельности, в которой сложно использовать традиционные методы обучения, а использование только педагогической беседы не приносит эффекта, то интерактивные методы в вузовском обучении в работе куратора становятся все более востребованными. Сих помощью в ходе проведения психологических тренингов на «Часах куратора» реализуется поддержка формирования общих и профессиональных компетенций [7].

Каждый куратор знает, что для эффективной работы с группой эффективнее применять групповые методы, к которым относятся тренинги.

Значительным дополнением к плану работы куратора стал проект, организованный и реализуемый Томским политехническим университетом, – «Академическая и социальная адаптация студента-первокурсника». Цель – предоставить студенту инструментарий для быстрой ориентации и успешной адаптации в среде университета. Адаптационная программа включает в себя информационный, академический и социально-психологический блоки.

В свою очередь, информационный блок включает в себя «Справочник первокурсника» и Website. Академический блок состоит из семинаров: «Электронные сервисы и учебный процесс в ТПУ (с2015г.), «Техники работы с информацией», «Публичное выступление», «Облачные технологии в творческих проектах» (с2015г.). Социально-психологический блок состоит из психологических тренингов, реализуемых на «Часах куратора» с помощью Института кураторов ТПУ: «Знакомство», «Создание коллектива», «Целеполагание», «Тайм-менеджмент», «Познай себя», «Стресс-менеджмент», «Поведение в конфликте», «Сессия на отлично», помогающие студентам подготовиться и адаптироваться к новой студенческой жизни.

Большой вклад в работу куратора вносят психологи Центра социальной работы ТПУ (ЦСР), прикрепленные к подразделениям, проводя в рамках «Часа куратора» различные психологические тренинги из Академической программы [1].

В русском языке термин «тренинг» (от англ. – train, training) имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка. Всловаре по педагогике «тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении» [5].

В тренинге студент более эффективно усваивает новые знания и получает больше информации за счет интерактива, когда он сразу, по ходу получения информации может задать вопросы, выразить свое мнение, закрепить полученные знания на практике, отработать новые умения и навыки, познать себя и окружающий мир. Основой процесса познания в тренинге является активная позиция участника и приобретение им собственного опыта.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому студент должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. Вформировании благоприятного психологического климата студенческой группы важную роль играет как куратор, так и психолог, обладающие умением вести коммуникативный тренинг. Ведущий тренинга может ближе познакомить ребят друг с другом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания [8].

Рассмотрим некоторые тренинги и цели их проведения:

-целью психологического тренинга «Создание коллектива в студенческой группе» является создание первичного коллектива в студенческой группе. Создание коллектива влияет на скорость адаптации студентов, закладывает основу успешной учебной и социальной деятельности, что в свою очередь опосредованно влияет на повышение психологического возраста студентов;

-целью психологического тренинга «Тайм-менеджмент» является умение пользоваться технологиями, позволяющими использовать время в соответствии с личными целями и ценностями;

-целью психологического тренинга «Сотрудничество в конфликте» является не только понимание природы конфликта, но и формирование и отработка навыков и умений общения, разрешение и профилактика конфликтов с разными группами окружающих людей.

Основным критерием для оценки успеха тренинга являются результаты тренинга – изменения, произошедшие в самих студентах, прошедших это обучение:

-Каким образом участники изменились в процессе тренинга?

-Что они стали понимать иначе?

-В чем изменились их установки или отношение к чему-либо?

-Какие новые навыки они приобрели?

-Готовы ли они применять приобретенные навыки на практике?

-Что будет происходить по-другому в их рабочей обстановке?

-Есть ли у них желание участвовать в подобных тренингах в будущем?

Компоненты тренинга взаимосвязаны таким образом, что они создают систему в классическом смысле слова. Любой компонент влияет на каждый другой и находится под влиянием всех остальных. Успешный тренинг всегда основан на сознательности, гибкости и творческом подходе ведущего (в нашем случае как куратора, так и психолога), умеющего преломить любую сценарную программу через призму собственного опыта, своего мировоззрения [8]. Врезультате проведения тренингов студент должен почувствовать положительные эмоции в общении со сверстниками, что облегчит его адаптацию к вузу и поможет выбрать тип собственного поведения.

Результаты анкетирования студентов

Результаты электронного опроса «Мнение студентов Энергетического института (ЭНИН) ТПУ о кураторской работе», проведенного в декабре 2014г. среди студентов первых (70 %) и вторых (30 %) курсов (всего 224человека), подтвердили, что модель совместной, скоординированной работы кураторов и психологов Центра социальной работы показывает хорошие результаты. Студенты оценили на «отлично» и «хорошо»: помощь при адаптации в вузе – 75 %; приобщение к нормам и ценностям ТПУ – 73 %; помощь в самореализации – 74 %; помощь в развитии универсальных компетенций – 86 %; помощь в развитии профессиональных компетенций – 58 %; помощь в определении образовательной траектории – 79 %.

Опрос, проведённый среди студентов 1курса очной формы обучения в 2015году (количество опрошенных – 863чел., 51,5 % от общего числа первокурсников), показал, что:

-86 % студентов считают Академическую программу интересным, полезным и необходимым инструментом для своей успешной академической деятельности;

-7 % студентов считают Академическую программу интересной, но недостаточной и желают включить такие тренинги, как «Техника успешных переговоров», «Самомотивация» и т.д.;

-5 % студентов хотели бы увеличить количество часов для семинара «Облачные технологии в творческих проектах»;

-2 % студентов затруднились ответить.

Выводы

Такой интерактивный метод обучения и развития, как психологические тренинги, является активным средством социально-деятельностной коммуникации, способствующей формированию профессиональных и универсальных компетенций, повышающей адаптацию личности к процессу обучения в вузе. Полученные результаты свидетельствуют, что реализация программы академической и социальной адаптации первокурсников в Томском политехническом университете кураторами и психологами Центра социальной работы обеспечивает:

-начало формирования и развития профессиональных и универсальных компетенций;

-формирование условий для адаптации первокурсников к новому окружению, структуре, содержанию и требованиям вуза;

-повышение адаптации первокурсников;

-успешную академическую деятельность студентов;

-формирование условий для самореализации и определения образовательной траектории студента.

Интерактивный метод, такой как психологические тренинги, используемые в вузовском обучении в ЭНИН ТПУ, является важным звеном в развитии профессиональных и универсальных компетенций первокурсников. Кураторы и психологи, как ведущие тренинги в академических группах первого курса ЭНИН ТПУ, играют важную роль в формировании условий для адаптации первокурсников к новому окружению, структуре, содержанию и требованиям вуза. Психологический тренинг позволяет повысить активность и направленность личности в общении с людьми, а также повышает уровень развития группы как социально-психологического объекта.


Библиографическая ссылка

Бельская Е.Я., Пономарчук Н.Р. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 298-301;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35620 (дата обращения: 21.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074