Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

Формирование профессиональной культуры специалистов – дизайнеров методом практического эксперимента

Матвеева Т.В
 Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно - художественная деятельность. Определим сущность и понятие «дизайнерская деятельность». Обратимся к минимуму требований содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0524.00 - "Дизайн" Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования. Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства - и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и штучных изделий. Объектами профессиональной Деятельности специалиста дизайнера являются образцы промышленной продукции, средства транспорта, предметы культурно- бытового назначения, эстетические качества которых и их конкурентоспособность обеспечивается дизайн - проектированием, направленным на создание новых образцов промышленной продукции, на анализ основных закономерностей развития дизайна в теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах. Дизайнер по специальности 0524.00 в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую; производственно-управленческую.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет экспериментально - исследовательская сторона дизайнерской деятельности.

Дадим определение понятиям «эксперимент». ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат . experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - одна из форм эксперимента, проводится в специально подготовленном помещении (лаборатории) с целью максимально ограничить влияние возможных посторонних факторов. Лабораторный эксперимент - контролируемый эксперимент, в ходе которого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия. Исходя из характеристик структуры готовности к профессиональной деятельности и основных критериев сформированности, мы сможем определить место и роль практического эксперимента в формировании профессиональной культуры специалиста-дизайнера.

Структура профессиональной готовности к деятельности специалистов-дизайнеров включает четыре компонента: мотивационная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, креативная готовность.

Экспериментальность, на наш взгляд, является неотъемлемой частью двух последних перечисленных нами компонентов структуры, поэтому остановимся на их определении более подробно.

Практическая готовность предполагает наличие определенных профессиональных умений и навыков - когнитивных, коммуникативных, конструктивных и организаторских.

Креативная готовность проявляется в стремлении к самоопределению и творческой активности в профессиональной деятельности и наличии опыта творческой деятельности.

На основе представлений о сущности и структуре профессиональной готовности нами была разработана примерная профессиограмма специалиста, содержащая следующие компоненты:

  • профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста;
  • профессиональные знания; профессиональные умения; профессионально значимые личностные качества.

Содержательные характеристики структурных компонентов профессиограммы позволили нам выявить критерии и уровни сформированности готовности к данному виду деятельности. Основными критериями сформированности профессиональной готоности являются:

  1. мотивационная готовность: осознанное принятие ценностей профессиональной деятельности специалиста: намерения и склонности, связанные с избранной профессиональной деятельностью; преобладание в мотивационном комплексе мотивов, обеспечивающих эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности.
  2. теоретическая готовность: наличие профессиональных знаний, отражающих специфику социальной работы с военнослужащими вообще и в конкретном регионе, в частности; развитое профессиональное мышление, социальный интеллект, проявляющиеся в теоретической и практической деятельности.
  3. практическая готовность: степень сформированности когнитивных, коммуникативных, конструктивных и организационных умений.
  4. креативная готовность: признание значимости активной позиции в профессиональной деятельности, проявляющейся в самостоятельности, психологической и творческой активности в овладении профессиональными знаниями; наличие развитых творческих способностей и опыта применения их на практике.

Эксперимент в данной структуре среди критериев готовности занимает не ведущую позицию в формировании профессиональной культуры специалиста - дизайнера, но играет одну из главных функций. Данный вид деятельности способствует развитию креативного мышления, нестандартно подходить к решению проектных задач, находить, экспериментальным путем новые образцы искомых объектов. И самое главное, формирует ассоциативно-образное дизайнерское мышление.

По сути, с экспериментом студенты сталкиваются постоянно на всех дисциплинах художественного и специализированного циклов. Эксперимент - лежит в основе мотивации к любой деятельности специалистов - дизайнеров. Перед преподавателем стоит задача, научить студентов экспериментировать. Привить «дух эксперементатора». Экспериментальность может проявляться на разных стадиях формирования дизайн - образа:

  • при выборе темы, области изучаемого объекта;
  • при анализе объекта или интесующего явления. Как правило, в этом случае, студентами используется ассоциативно-образный сюжет;
  • при стилизации объекта, явления;
  • при передаче образа, посредством использования традиционных и нетрадиционных материалов.

Основой эксперимента на практических и лабораторных занятиях является использование авторской концепции решения той или иной художественно-проектной ситуации, поставленной задачи, а так же средств, которыми был получен результат. Объектом эксперимента является любой объект дизайнерской творческой деятельности, это могут быть проекты интерьеров, одежды, фронтальная и объемная декоративная композиция, и т.д.


Библиографическая ссылка

Матвеева Т.В Формирование профессиональной культуры специалистов – дизайнеров методом практического эксперимента // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 61-63;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24800 (дата обращения: 06.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074