Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Маслова Е.С. Злобина О.Ю. Хамидулина С.С. Никитина Т.Е. Домбровская М.А.
 Здоровье общества всегда было одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на каждом этапе ее развития. Общественное здоровье определяется ВОЗ как «состояние физического, психического и социального благополучия». Социальные, культурные, нравственные и образовательные факторы влияют на возникновение и распространение многих заболеваний. Однако и распространенность определенной группы заболеваний может становиться важной общественной проблемой. Приоритет в области здоровьесберегающих технологий для молодежи отдается профилактической медицине, одним из звеньев которой являются различные образовательные программы в области охраны здоровья .

Образование трактуется, как возникновение, формирование или создание чего-либо; процесс получения систематизированных знаний, обучение, просвещение. Функции образования не ограничиваются рамками преподавательской деятельности в системе начального, среднего и высшего образования, а включают в себя более широкий круг понятий. Таким образом, новыми технологиями в образовании могут стать программы, ориентированные на решение медико-социальных проблем молодежи и реализуемые с участием заинтересованных социальных и профессиональных медицинских организаций.

Основаниями для реализации здоровьесберегающих программ для молодежи являлись:

  • эпидемиологическая обстановка в обслуживаемой территории, регионе
  • анализ структуры заболеваемости подростков
  • профилактическая направленность деятельности учреждения
  • наличие кадров, способных решать и участвовать в реализации данной программы
  • взаимодействие с органами исполнительной власти с учетом междисциплинарного подхода к данной проблеме

Нами также учитывалось, что программа должна быть целостной и могла учитывать все аспекты данной проблемы, культуральной, учитывать субкультуры в которых а реализуется; и развивающейся (по мере ее реализации необходим мониторинг и внесение корректив).

Важным этапами проведения образовательной программы в области охраны здоровья являлись установление контактов с департаментами здравоохранения и образования для поддержки и определения возможных вариантов взаимодействия.

Составление образовательной программы включало следующие подходы:

  • определение социальной значимости проблемы
  • предварительный опрос целевой группы, ставящий целью определить ее заинтересованность и отношение к данной проблеме
  • планирование соответствующих мероприятий
  • мониторинг реализации программы
  • внесение коррекции в реализацию программы

Примером реализации программы может служить опыт создания и проведения мероприятий в рамках деятельности центра «Медико-социальной реабилитации молодежи» на базе МУЗ Поликлиника №1 г. Иркутска. Основной целью данного центра является объединение усилий различных организаций, специалистов для решения социально-значимых проблем в области охраны здоровья подростков и учащихся.

В поликлинике обслуживаются 6700 обучающихся подростков и студентов. Это учащиеся начального и среднего профобразования, а так же студенты Иркутских ВУЗов. Гарантированная бесплатная медицинская помощь, оказываемая подросткам, является одним из основных медицинских приоритетов. В поликлинике разработаны и утверждены основные медицинские стандарты ее оказания, выполняются городские целевые комплексные программы по важнейшим видам медицинского обеспечения молодежи.

Анализ заболеваемости обучающихся подростков находится под пристальным вниманием медиков, так как состояние их здоровья продолжает ухудшаться. Имеется тенденция к росту заболеваемости практически по всем классам болезней, особенно по заболеваниям костно-мышечной системы, болезням мочеполовой и нервной системы. В связи с интенсификацией учебного процесса, особенно в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии, колледжи), подростков регистрируются повышение артериального давления, неврозоподобные реакции, нарушения сна, гиподинамия. В результате значительное число подростков имеет множество хронических заболеваний. Поколение 1987-1989 годов рождения имеет высокую заболеваемость и болезненность, на каждого подростка приходится 2-3 заболевания, такие как миопия, диффузное увеличение щитовидной железы, плоскостопие, сколиоз, и др. Среди подростков продолжается рост социально-обусловленных заболеваний, в том числе алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, туберкулеза. Причинами формирования вредных привычек и столь многочисленных расстройств психического и физического здоровья в большом числе случаев являются социально-бытовые факторы, отягощенная наследственность, неблагоприятные экологические воздействия, несвоевременная медико-психологическая и педагогическая коррекция.

Из 6700 подростков обслуживаемых поликлиникой №1 995 (15%) имеют социально-обусловленные заболевания. Весомую долю в структуре социально-значимых заболеваний у обучающихся составляют заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП). Анализ структуры социально-значимых заболеваний у обучающихся определил тему первого семинара в рамках реализации программы как «Профилактика инфекций, передающихся половым путем».

 Первый этап подготовки и проведения семинара включал определение целевой группы. Ею являлись учащиеся в возрасте от 14 до 20 лет, что соответствует подростковому/переходному периоду. Данный выбор был определен статистическими показателями, свидетельствующими о том, что именно в этой группе высока распространенность ЗППП. Также учитывались социально-психологические особенности группы: несформированность личной жизненной позиции, отсутствие информированности подростков по вопросам осложнений ЗППП. Поводом к проведению семинара служило и то обстоятельство, что процент реализации целей и задач уже действующих программ полового воспитания до сих пор остается низким

Презентация первого семинара «Медико-социальное значение заболеваний, передающихся половым путем» состоялась в рамках выставки «СИБЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2003», в дальнейшем , в течение года семинар проведен на базе 10 учреждений системы начального профобразования, в 5 колледжах и в 4 Иркутских ВУЗах. Семинар проводился с участием врачей терапевтов, ревматологов, психологов, акушеров-гинекологов, дерматовенерологов. С различных позиций на семинаре рассматривались вопросы диагностики, клиники, лечения и профилактики мочеполовой инфекции. Для обучающихся были прочитаны лекции, проведено анонимное анкетирование, и в заключении студенты имели возможность получить консультации специалистов.

В семинаре приняло участие 4000 подростков. Актуальность и значимость тематики семинара показали результаты анкетирования подростков. На вопрос: «Являлась ли информация, полученная на семинаре для Вас новой?» - 88% подростков ответили положительно. На вопрос: «Откуда Вы получаете информацию о мочеполовой инфекции и вопросах ее профилактики?» - 15 % опрошенных ответило «от медицинских работников», и 80% получает информацию от сверстников. Это еще раз подчеркивает необходимость проведения медицинских образовательных семинаров для молодежи.

Результатом эффективности проведения семинара явился прирост заболеваемости по болезням, передающимся половым путем, который по данным поликлиники №1 г. Иркутска в 2003 году составил 9 %. Своевременная диагностика мочеполовой инфекции, результативность проводимой терапии, осведомленность подростков по вопросам профилактики ЗППП, в конечном итоге, снизят рост заболеваемости и предотвратят развитие серьезных осложнений.

Таким образом, сочетание мультидисциплинарного подхода и объединения усилий общественно активных людей позволит найти наиболее успешное решение проблем профилактики, ранней диагностики, своевременного лечения социально-значимых заболеваний подростков и благотворно повлияет на решение проблем в области охраны здоровья молодежи.


Библиографическая ссылка

Маслова Е.С., Злобина О.Ю., Хамидулина С.С., Никитина Т.Е., Домбровская М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 2. – С. 106-107;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=21674 (дата обращения: 17.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252