Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF CHILDREN’S ARTISTIC TALENT DEVELOPMENT

Skvortsova T.P. 1 Georgievskaya E.V. 1
1 Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education»
The problem of pedagogical diagnostics of development of artistic talent of children engaged in additional art education is actual at the present stage of development of additional education. Artistic giftedness is defined in this study as a wide range of prerequisites for artistic creativity. The first sensitive period for its manifestation is preschool and Junior school age, so at this stage it is important to determine the problem areas of the development of the child’s talent and build his individual trajectory of development, taking into account his abilities and needs, as well as taking into account the computerization and technological support of additional art education, which The components of children’s artistic talent and structural components of professional competence of teachers who teach children artistic types of creativity using information and communication technologies are highlighted. Components of children’s artistic talent: motivational, creative, cognitive, affective, operational. Structural components of professional competence of teachers: intellectual, motivational, emotional, volitional, subject-practical, existential spheres, the sphere of self-regulation and ICT competence in art education. Empirical data confirming the relationship between the development of children’s artistic talent and the characteristics of professional competence of the teacher are presented.
the development of children’s artistic talent by means of information technology
pedagogical diagnostics

Внедрение технологий в образовательное пространство детей влияет на интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие и в целом на развитие их личности [1, с. 25–36; 2]. Развитие одаренности как качественное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности [3], также изменяется в современной образовательной среде, неотъемлемой частью которой уже стали информационные технологии и виртуалистика [4]. Мы опираемся на определение художественной одаренности А.А. Мелик-Пашаева, понимая под этим феноменом широкий спектр предпосылок к художественному творчеству, его приблизительные возрастные границы которого простираются от 5–6 до 8–9 лет, так называемые сенситивные периоды художественного развития [5]. В педагогической практике художественного образования важное место отводится развитию операциональных навыков (техника рисования, качество и мастерство владения инструментом), в то время как остальные сферы художественной одаренности не находятся в поле зрения педагогов и, таким образом, неочевидны для наблюдения и поддержки в художественном развитии ребенка, а программы дополнительного художественного образования все больше ориентируются на общеразвивающий эффект от занятий, чем планомерное формирование исполнителя или развитие предпрофессиональных навыков в искусстве. Так возникает проблема педагогической диагностики художественной одаренности [6], поиск способов и методов оценки художественного творчества ребенка, осваивающего программу с использованием компьютерных технологий. Для поиска критериев наблюдения за развитием художественной одаренности мы обратились к исследованиям структуры данного феномена.

В исследованиях проблемы детской одаренности определяются разные компоненты ее структуры. В психолого-педагогической литературе выделены следующие компоненты одаренности, доступные для педагогического наблюдения: мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный [7–10]. Критерии проявления в художественной деятельности по данным компонентам могут быть достаточно легко наблюдаемы педагогом и определяются нами как особенности проявления того или иного качества в художественной деятельности, осуществляемой с помощью компьютерных технологий (например, ребенок пользуется музыкальными редакторами для преобразования своего напева; ребенок обращает внимание на эстетическую составляющую тех или иных цифровых художественных произведений и т.п.). Структурные составляющие профессиональной компетентности педагогов определены на основании исследований отечественных ученых [11]: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная сферы, сфера саморегуляции и ИКТ-компетентности в художественном образовании.

Отечественные и зарубежные исследователи определяют существование влияния личности педагога на формирование и развитие воспитанников [12–14], в связи с этим мы выдвинули гипотезу о наличии связи между аспектами профессиональной деятельности педагога дополнительного художественного образования, использующего в своей педагогической деятельности средства ИКТ, и развитием художественной одаренности его воспитанников. Обладая высокой мотивацией к творческому саморазвитию и развитию воспитанников, креативностью, педагогической рефлексией, умением использовать возможности компьютерных технологий для формирования предметных и личностных результатов воспитанников в художественном образовании, педагог дополнительного художественного образования может выступать экспертом в оценке тех или иных проявлений художественной одаренности ребенка и осуществлять педагогическую диагностику.

Цель исследования: разработка системы педагогической диагностики развития художественной одаренности детей, занимающихся творчеством, на основе применения средств ИКТ, возникла из проблемы педагогической диагностики художественной одаренности в современной информационной среде. Педагогическая диагностика, на наш взгляд, является более доступным методом оценки проявлений и достижений ребенка в той или иной художественной деятельности. Педагог в этом случае выступает главным экспертом, непосредственно влияющим на художественное развитие ребенка и выстраивающим его дальнейшую траекторию развития.

Материалы и методы исследования

Педагогическая диагностика художественной одаренности детей осуществлялась путем наблюдения и оценки педагогом тех или иных проявлений каждого компонента художественной одаренности ребенка (мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный), имеющего доступ к средствам ИКТ с целью художественного образования [15].

Самооценка профессиональной компетентности педагога (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер, сферы саморегуляции и ИКТ-компетентности в художественном образовании) проводилась параллельно с наблюдением за детьми.

Исследование проводилось на базе детской школы искусств Тверского региона и культурных центров и центров детского творчества Москвы. Предметами художественного образования были изобразительное искусство и музыка. Период обучения детей: от 4 месяцев до 3 лет. Диагностику проводили педагоги, долгое время преподающие дисциплину и применяющие в практике своей работы различные мультимедиасредства и компьютерные технологии, такие как презентации, программы для работы с изображением (Microsoft Paint, Adobe PhotoShop), электронные музыкальные инструменты, программы для записи и монтажа видео. В исследовании участвовали 25 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 4 педагога дополнительного художественного образования (музыка, изобразительное искусство). После обработки «сырых» баллов нами был проведен перевод баллов в стены методом линейной стандартизации, а результаты были разделены на три уровня: высокий, средний, низкий. Относительно уровней нами был произведен качественный и количественный (критерий Спирмена) анализ данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Субъективная оценка педагогом творческих проявлений в разных компонентах художественной деятельности воспитанников выполняла помимо диагностической еще и обучающую функцию. Педагоги стали обращать внимание на все компоненты развития художественной одаренности и уже для собственной индивидуальной работы с детьми отмечать средства информационных и коммуникационных технологий, которые могут помогать в процессе развития того или иного компонента каждого воспитанника. Так, например, педагог, преподающий детям музыку (опыт работы более 20 лет), в процессе наблюдения за обучающимся (возраст 7 лет, ходит в кружок 6 месяцев) констатировал для себя следующее: ребенок для своего возраста достаточно хорошо владеет приемами сьемки на камеру планшета выступления коллектива детей, обучающихся вместе с ним, быстро обучается новому и сохраняет к этой деятельности устойчивый интерес, однако интерес к игре на инструменте непостоянен, кроме того, мальчик не проявляет в достаточной мере эмпатию по отношению к коллективу, импульсивен на занятиях. Педагог сделал вывод о необходимости оказания помощи воспитаннику в преодолении его импульсивности и развитии сотрудничества через те виды деятельности, которые вызывают у ребенка больший интерес – аудио и видеосьемка, элементарный монтаж, индивидуальная исполнительская деятельность. В процессе самооценки педагог констатировал, что некоторые сферы его профессиональной деятельности ему бы хотелось еще развить и усовершенствовать в соответствии с быстроменяющейся информационной средой, которая, по его мнению, уже естественна для современного поколения детей. Например, для педагога важно усовершенствовать волевую сферу в плане педагогической целеустремленности, терпения и владения собой в педагогической деятельности, так как его воспитанники не всегда обладают достаточной произвольностью и развитыми волевыми качествами, чтобы продолжать обучение в моменты, когда сталкиваются с трудностями (заучивание нот, концертные выступления, планомерная монотонная работа по подготовке своей партии к выступлению и т.п.).

Результаты педагогического наблюдения представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что у всех обследуемых детей преобладает средний уровень проявления разных компонентов художественной одаренности. Отсутствие высокого уровня развития таких компонентов художественной одаренности, как «мотивационный», «когнитивный», «аффективный», «операционный» объясняется нами как естественная норма развития детей обследуемой группы. В силу своих возрастных и психологических особенностей дети не проявляли такие качества, как произвольность, рефлексию, высокий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями, хотя предпосылки к этому есть. Несмотря на начальный этап изучения дисциплины и невозможность владения инновационными технологиями на профессиональном уровне, дети показывают достаточно высокие баллы по такому компоненту, как «креативность», что говорит о сенситивности данного возраста к развитию одаренности и проявлениям творчества (это же подтверждается данными отечественных исследователей Д.Б. Богоявленской, А.А. Мелик-Пашаева и др.). При этом дети младшего школьного возраста закономерно проявляют более высокие показатели по развитию всех компонентов художественной одаренности, чем дети старшего дошкольного возраста. Эти данные, на наш взгляд, являются возрастной нормой. У младших школьников естественно более широкий спектр возможностей и навыков, а дошкольники только осваивают их. Это не отменяет широко распространенных взглядов на то, что ребенок именно в дошкольном возрасте должен познакомиться со многими видами художественной деятельности, а наоборот, подтверждает данную позицию многих родителей и педагогов о том, что для всестороннего развития детей необходимо предоставить ему максимально возможный ассортимент художественных видов деятельности.

Таблица 1

Диагностические данные о развитии компонентов художественной одаренности детей средствами информационных и коммуникационных технологий

Компонент развития художественной одаренности

Уровень проявления компонента художественной одаренности

Высокий

Средний

Низкий

Мотивационный

0 %

100 %

0 %

Креативный

24 %

72 %

4 %

Когнитивный

0 %

100 %

0 %

Аффективный

0 %

96 %

4 %

Операционный

0 %

92 %

8 %

Представляют интерес данные, полученные в процессе диагностики педагогов обследуемой группы детей. Соотнесем результаты оценки детей с результатами самооценки их педагогов. Результаты самооценки педагогов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Диагностические данные о развитии сфер компетентности педагога дополнительного художественного образования, работающего со средствами информационных и коммуникационных технологий

Сфера компетентности

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Интеллектуальная

75 %

25 %

0 %

Мотивационная

100 %

0 %

0 %

Эмоциональная

75 %

0 %

25 %

Волевая

50 %

50 %

0 %

Предметно-практическая

50 %

50 %

0 %

Экзистенциальная

75 %

25 %

0 %

Саморегуляции

25 %

75 %

0 %

ИКТ-компетентности

50 %

50 %

0 %

 

Из табл. 2 видно, что все педагоги нашей выборки достаточно высоко оценивают свои профессиональные качества и мотивированы на развитие одаренности своих воспитанников. В сфере ИКТ-компетентности педагоги оценивают себя на высоком и среднем уровне владения информационными и коммуникационными технологиями в преподавании изобразительного искусства и музыки. 25 % педагогов нашей выборки достаточно критично отнеслись к самооценке в эмоциональной сфере и оценили ее развитие как низкое, что побудило их к саморазвитию в данной области.

Мы провели количественный анализ данных о развитии мотивационного компонента детей и мотивационной сферы компетентности их педагогов и выявили наличие статистической связи. Коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0,942, что позволяет нам предположить наличие прямой связи между мотивацией педагога к развитию одаренности обучающегося и мотивацией самого ребенка к творческому развитию. Теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0,398, ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p < 0,05).

Выводы

Педагогическое наблюдение за развитием художественной одаренности в дополнительном образовании позволяет избежать сложного процесса согласования диагностических процедур с родителями воспитанников. Педагоги могут оценивать свой вклад в развитие и обучение ребенка не только по формальным показателям, например владение инструментом или оттачивание техники рисования, но и по другим проявлениям развития художественной одаренности: поддержка мотивации ребенка, развитие его креативности, умения донести до окружающих авторскую идею, раскрыть и реализовать ее. Педагог, осуществляя анализ поведенческих проявлений развития художественной одаренности воспитанника, может оперативно корректировать программу обучения, подобрать другие методы и приемы взаимодействия, выстроить задания в соответствии с определенным уровнем развития той или иной составляющей художественной одаренности ребенка.

Педагог, осуществляя экспертную оценку умениям и достижениям своих воспитанников, опираясь на критерии проявления художественной одаренности как на определенный показатель развития того или иного качества, может самостоятельно составлять психолого-педагогические рекомендации. Проектировать индивидуальную траекторию развития каждого конкретного ребенка в художественной деятельности с использованием средств информационных и коммуникационных технологий станет гораздо легче и эффективнее. Возможным станет индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности ребенка с учетом его интересов, потребностей и способностей в разных видах художественного творчества как отдельно, так и в интеграции друг с другом (создание мультимедиаопер, фильмов, мультфильмов, проектная деятельность по звукорежиссуре и т.п.). Таким образом, понимая структуру художественной одаренности и критерии ее развития, педагоги дополнительного художественного образования могут действовать сообща с учителями школы, которую посещает ребенок, с родителями и другими участниками образовательного процесса. Более точно можно будет выстроить индивидуальную траекторию развития личности каждого ребенка, опираясь на современные достижения науки и техники, внедряя в практику образовательного процесса современные информационные технологии.

Исследование выполнено в рамках проекта «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий». Номер для публикаций: 27.8719.2017/8.