Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

PROFESSIONAL MOBILITY IN TECHNICAL SPECIALIST COMPETITIVENESS FORMING SYSTEM

Timoshchuk N.A. 1 Myakinkova S.N. 1
1 Samara State Technical University
В статье уделено внимание решению задачи формирования конкурентоспособности специалиста технического профиля, готового к изменению своей образовательной и профессиональной траектории в ответ на смену жизненных условий. Обосновывается важность формирования профессиональной мобильности и профессиональной компетентности как необходимых личностных структур с точки зрения обеспечения адаптации личности специалиста технического профиля к ситуации экономической и структурной неопределенности в обществе. Подтверждается значение сформированной профессиональной мобильности для реализации профессиональной устойчивости и самоактуализации. Рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность профессиональной компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности в структуре личности специалиста технического профиля. Обосновывается необходимость обеспечения подготовки конкурентоспособного выпускника как показателя конкурентоспособности вуза и качества профессионального образования. Конкурентоспособность выпускника технического вуза рассматривается как сложное личностное образование с двумя компонентами: профессиональной компетентностью и профессиональной мобильностью. Приводится конструктивная схема системы подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза. Определяется содержательное наполнение компонентов вышеназванной системы. Рассматривается роль образовательной политики государства и ее реализация в программно-целевом компоненте системы подготовки в вузе. Определяется особая роль инновационно-технологического компонента в системе. Обосновываются изменения процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности как структурно необходимого качества личности специалиста технического профиля для обеспечения его конкурентоспособности. Описаны возможности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»при формировании информационно-коммуникативной компетентности.
The attention is paid to the solution of the problem of technical specialist competitiveness formation, ready to change their educational and professional paths in response to changing living conditions. The importance of professional mobility formation and professional competence as necessary personal structures in terms of ensuring the adaptation of the person of technical profile specialization to the situation of economic and structural uncertainty in society is proved. The importance of professional mobility for the implementation of professional stability and self-actualization is confirmed. The interrelation and interdependence of professional competence, professional mobility, competitiveness in the structure of a technical specialist personality is considered. The necessity of training a competitive graduate as an indicator of the competitiveness of the University and the quality of professional education is proved. The competitiveness of a technical University graduate is considered as a complex personal education with two components: professional competence and professional mobility. A constructive scheme of the training system of technical University competitive graduate is given. The content filling of the components of the above-mentioned system is determined. The role of the state educational policy and its implementation in the program-target component of the training system at the University is considered. The special role of the innovation and technological component in the system is determined. The article substantiates the changes in the process of teaching social and humanitarian disciplines at the University in order to form information and communication competence as a structurally necessary quality of the personality of a technical specialist to ensure his competitiveness. The article describes the possibilities of teaching the discipline «Russian language and culture of speech» in the formation of information and communication competence.
technical profile specialist competitiveness
professional mobility
professional competence
metasubject educational result
system of preparation of the competitive expert of a technical profile
information and communicative competence

Высокая скорость и непрерывность социальных и экономических преобразований в начале XXI в. обусловили то, что конкурентоспособность становится важнейшей характеристикой для работника. Технологические инновации, оказывающие все более глубокое и сильное влияние на рынок труда, обусловливают критерии выбора профессиональной траектории. Обоснованный с точки зрения экономической востребованности и конкуренции на рынке труда выбор профессии может в короткий временной промежуток оказаться неактуальным.

Цель исследования: определить особую роль профессиональной мобильности в системе формирования конкурентоспособности специалиста технического профиля.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования является формирование профессиональной мобильности в системе подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование работодателей, студентов и выпускников технического вуза, организация и проведение эксперимента. Экспериментальная база исследования: студенты и выпускники факультета автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная ситуация на рынке труда привела к тому, что активная позиция самого работника играет решающую роль, так как «конкурентоспособная личность – это личность, для которой характерно стремление и способности к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами»[1, с. 67].

Исследователи определяют «конкурентоспособность специалиста-профессионала в общем виде … как интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. Конкурентоспособность определяется комплексом конкурентозначимых профессиональных и личностных качеств, индивидуальных способностей решения конкретных задач, вопросов, проблем и необходимых для этого профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций» [2].

Исследователи отмечают, что «конкурентоспособность молодого специалиста является, с одной стороны, фактором развития профессиональных и личностных качеств выпускника высшей школы в интересах современного общества, а с другой – показателем качества вузовской подготовки» [3].

При этом необходимо отметить, что формирование профессионального потенциала выпускника вуза «зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации» [4].

Конкурентоспособность выпускника технического вуза начинает рассматриваться как сложное личностное образование, так как «конкурентоспособный инженер должен обладать:

– во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;

– во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности» [5].

Формирование профессиональной компетентности достаточно глубоко рассматривается в профессиональной педагогике, в том числе формирование компетентности в процессе получения высшего технического образования. При этом вопросу формирования профессионально важных качеств конкурентоспособной личности выпускника технического вуза уделено недостаточное внимание. «Профессиональная успешность человека зависит не столько от его способности перемещаться с одного рабочего места на другое, из одной области профессиональной деятельности в другую, сколько от его умения активно и продуктивно реагировать на изменения профессиональной среды и профессиональной ситуации, что является ключевым фактором для его профессиональной устойчивости» [6].

«Это позволяет рассматривать профессиональную мобильность, прежде всего, с точки зрения возможности преодоления человеком внутренних психологических барьеров, препятствующих профессиональной самореализации, умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и культурную среду» [7].

В результате профессиональную мобильность исследователи определяют «как интегративное качество личности, объединяющее в себе сформированную внутреннюю потребность в профессиональном росте и профессиональной карьере специалиста, способности к профессиональной адаптации в результате смены профессионального поля деятельности и знаниевую основу профессионально-личностной компетентности как условия формирования профессиональной мобильности» [8].

Проведенный анализ литературных источников обосновывает мысль о том, что выпускник технического вуза не может считаться конкурентоспособным без сформированной профессиональной мобильности. Вся система подготовки бакалавра, магистра, специалиста в вузе должна быть построена с учетом этой взаимосвязи (рисунок).

timoh1.wmf

Конструктивная схема системы подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза

Программно-целевой компонент такой системы включает в себя нормативную документацию вуза: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, являющиеся документами общероссийского уровня, основные образовательные программы, учебные планы, программы учебных дисциплин, составляющие блок общевузовской документации. Кроме того, в этот компонент входят различные положения, регламенты, определяющие политику вуза по его развитию, а также стимулированию научно-исследовательской, творческой работы как преподавателей, так и обучающихся. Профессиональная мобильность как фактор конкурентоспособности выпускника формируется в течение всего срока обучения в вузе, то есть является метапредметным образовательным результатом. «Реализация метапредметного подхода в высшем профессиональном образовании способствует подготовке компетентного, квалифицированного бакалавра и специалиста такого уровня и профиля, который способен к продуктивной работе по специальности, готов к непрерывному профессиональному росту, социальной, культурной и профессиональной мобильности» [9].

Организационный компонент проявляется в структуре образовательного процесса, тех формах и методах, которые применяются в обучении студентов. Этот компонент характеризуется наибольшей степенью интеграции традиционных и инновационных процессов (дистанционных образовательных технологий, сетевой формы обучения). То, насколько заинтересовано руководство образовательного учреждения в использовании в учебном процессе интерактивных форм, проявляется в интенсификации учебного процесса, его практико-ориентированной направленности, позволяющей в дальнейшем студенту проявлять профессиональную мобильность, быть конкурентоспособным на рынке труда.

Динамический компонент системы включает в себя постоянно взаимодействующих субъектов образовательного пространства вуза – преподавателя и студента, а также изменяющееся под влиянием этого взаимодействия содержание образования. Схема отображает тесную взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса: невозможно определить, кто имеет более важную роль. Традиционно считается, что преподаватель обеспечивает качество подготовки студентов к профессиональной деятельности. Действительно, от него зависит, насколько наглядными и понятными, содержательными будут лекции, кроме того, именно преподаватель задает траекторию движения студента при изучении дисциплины – темы практических и лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения и выполнения. Но как бы ни распланировал работу преподаватель, результативность будет во многом зависеть от студента – его заинтересованности, уровня начальных знаний, когнитивных компетенций. Третий «субъект» динамического компонента системы зависим от преподавателя и студента, но и сам оказывает влияние. Компетентностный подход в образовании, переход на двухуровневую систему высшего образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов во многом поменяли содержание образования: регламентирован процент лекционных потоковых занятий, увеличено количество часов на самостоятельную работу студентов, достаточно сильно изменен состав дисциплин учебных планов.

Инновационно-технологический компонент играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности выпускника. Именно этот компонент включает в себя те инновации, которые должны стать основой высшего образования, особенно технического. Программа «5-100» основной задачей высшего технического образования ставит формирование выпускника, готового и способного создавать новые технологии начиная со времени обучения в вузе. «Цель Проекта 5–100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ» [10]. В процессе работы над междисциплинарными исследовательскими проектами студенты учатся не только решать поставленную задачу на стыке разных наук, но и осуществлять коммуникацию между различными исследовательскими группами, состав участников которых зачастую международный. Значит, необходимо быть готовым проявить и межкультурные коммуникативные способности. Инновационно-технологический компонент закладывает основу конкурентоспособности выпускника, так как работа с различными проектами в междисциплинарных и межкультурных группах позволяет снять психологический барьер перед инновациями, разработать и опробовать на практике личный алгоритм работы в нестандартных ситуациях, требующих решения нетиповых задач. Такой опыт, полученный на этапе получения образования, позволит в дальнейшем успешно действовать в самых разных, даже стрессовых, ситуациях в профессиональной деятельности.

Способность студента, а в дальнейшем выпускника вуза проанализировать, структурировать и систематизировать междисциплинарную научную информацию, успешно интегрироваться в поликультурную исследовательскую команду, при необходимости взять на себя руководство каким-либо этапом работы, подразумевается у профессионально компетентного специалиста. Но в условиях современного технического вуза это профессионально важное качество личности не формируется в процессе изучения дисциплин специализации. В такой ситуации становится оправданным системное преобразование преподавания дисциплин социально-гуманитарного профиля, направленного на формирование информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) [11], обеспечивающей проявление конкурентоспособности. Проведенное анкетирование работодателей, студентов и выпускников технического вуза (156 человек) показало, что в зависимости от этапа продвижения в профессии, отдельные компоненты компетентности приобретают особое значение. Для работодателя решающим является высокий уровень сформированности деятельностного компонента (мнение более 55 % опрошенных). Для выпускников важной становится сформированность оценочно-рефлексивного компонента ИКК, как способствующего эффективному самоопределению на этапе трудоустройства (60 % опрошенных). Для студентов же необходимым является формирование когнитивного компонента (45 % опрошенных), что вполне объяснимо с точки зрения успешности обучения в вузе.

В Самарском государственном техническом университете преподается дисциплина «Русский язык и культура речи», которая формирует у студентов способность рациональной работы с информацией, когда с минимальными затратами сил перерабатывается ее большой объем; готовность для выполнения профессиональных задач сформулировать цель сбора и анализа информации. Разные виды сжатия информации (составление плана, выделение тезисов, создание разных типов конспектов) помогают оптимизировать работу, сделать ее более эффективной. Способность осознать взаимосвязь ключевых понятий в контексте выполняемой междисциплинарной работы дает возможность развить системное мышление – готовность анализировать реализацию сложных процессов, работу механизмов или организаций. Способность в соответствии с законами логики структурировать подготавливаемый текст публичной речи, использовать приемы аргументации, а также активное применение способов наглядного представления (схемы, графики) информации обеспечивает формирование коммуникативной составляющей информационно-коммуникативной компетентности, овладение которой позволяет оптимизировать профессиональное взаимодействие. Готовность учитывать индивидуальные особенности коммуникантов, обусловленные принадлежностью к разным этническим, социальным группам, позволяет реализовать межкультурную составляющую коммуникативной компетенции. Способность определить свое место в команде, готовность взять на себя ответственность за результаты командной работы обеспечивает возможность управления проектами.

Заключение

В результате выполненного исследования создана модель системы подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза в виде конструктивной схемы, включающая программно-целевой, организационный, динамический и инновационно-технологический компоненты, описано их содержание. Обоснованы изменения процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности как структурно необходимого качества личности специалиста технического профиля для обеспечения его конкурентоспособности, на примере обучения дисциплине «Русский язык и культура речи». Интенсивность социально-культурных преобразований начала XXI в. предопределила то, что формирование конкурентоспособности и профессиональной мобильности (в качестве ее компонента) стало одной из приоритетных целей высшего технического образования.