Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

THE MODULAR STRUCTURE CURRICULUM IN PHYSICAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION

Volkova K.R. 1 Razzhivin O.A. 1
1 Elabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University
В статье представлены результаты разработки модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» для бакалавров по всем направлениям педагогического образования. Новизной модуля, отличающей его от традиционных программ обучения, является проектирование программы «от планируемых образовательных результатов», а также в личностно ориентированном подходе при разработке и конструировании комплекса общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих. Модуль направлен на формирование компетенций, обеспечивающих студенту готовность к реализации трудовых действий обучения, воспитания и развития. Описаны образовательные результаты и дескрипторы согласно трудовым действиям освоения модуля. Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Практико-ориентированный характер модуля обусловливает его состав из учебных событий, в том числе организацию и проведение комплекса общеразвивающих упражнений и его анализ, подвижных игр, эстафет; аттестационных – сдачу контрольных нормативов по легкой атлетике, общей физической подготовке и технических элементов баскетбола и волейбола, что в совокупности определяет личностное и профессиональное становление студента.
The article presents the results of the module «Formation of bases of physical culture and the conservation of personal health and the health of others» for bachelors in all areas of teacher education. The novelty of the module, which distinguishes it from the traditional training programs is to design a program «on the planned educational outcomes», as well as student-centered approach in the design and construction of complex general developmental exercises to maintain and strengthen personal health and the health of others. The module is aimed at the formation of competencies to ensure student readiness for the implementation of labor action training and development. We describe the results of educational and labor activities in accordance with the descriptors module development. The implementation of the module is based on a practice-oriented, activity and student-centered approaches. Practice-oriented nature of the module makes it part of the training events, including the organization and conduct of complex general developmental exercises and analysis, mobile games, relay races; certification – Deposit benchmarking athletics, physical fitness and technical elements of basketball and volleyball, which together determine the personal and professional development of the student.
modular training
physical training
higher education
teacher education
practice-oriented approach

Модернизация педагогических программ в условиях внедрения федерального государственного стандарта нового поколения подразумевает переход к модульной системе обучения. «Каждый модуль оказывается комплексной практико-теоретической единицей, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога» [2]. Содержание модуля концентрирует в себе разделы, определяющие готовность будущих педагогов к выполнению профессионально- трудовых действий.

Профессиональный стандарт педагога формирует «необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов» [1].

В рамках настоящей научной работы изложены материалы примерной программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» как самостоятельного базового раздела при профессиональной подготовке бакалавра по всем направлениям педагогического образования. Модуль направлен на формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих, а именно способности к обеспечению охраны жизни и здоровья, способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность, способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся, способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Важное место физической культуры как части общей культуры человека и средства сохранения и укрепления здоровья неоспоримо. «Благодаря воспитанию должного уровня физической культуры происходит перестройка внутреннего отношения личности к здоровому образу жизни, формируется психофизическая готовность к работе, происходит осознание своей пригодности к профессиональной деятельности» [3, с. 987].

Цель освоения модуля – формирование у обучающихся способности к обеспечению здорового образа личной жизни и жизни окружающих (ТДО.3, ТДВ.10, ТДР.9).

Задачи:

– формирование у обучающихся способности к обеспечению охраны жизни и здоровья;

– формирование способности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность;

– способность использовать современные методы и технологии в области физической культуры в саморазвитии обучающихся;

– способность осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие физического здоровья у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Новизна данного модуля заключается:

– в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»;

– в личностно ориентированном подходе при разработке и конструировании комплекса общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате освоения содержания модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» у студента формируются компетенции, обеспечивающие его готовность к реализации следующих трудовых действий на базовом уровне (табл. 1).

Таблица 1

Результаты овладения трудовыми действиями

Трудовые действия

Образовательный результат

Дескрипторы

ТДО.3. Участие в реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни, сохранения личного здоровья и здоровья окружающих.

– владеет представлениями о содержании физической подготовки, здоровом образе жизни;

– владеет методами, приемами, средствами, технологиями физической культуры и здорового образа жизни;

– владеет приемами оказания первой медицинской помощи при полученной травме.

ТДВ.10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Опыт творческого использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

– демонстрирует понимание роли и значения личного здоровья и здоровья окружающих;

– демонстрирует способность создавать и конструировать комплексы общеразвивающих упражнений для сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих.

ТДР.9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Применяет формы, методы, приемы и средства физической культуры с целью организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в классе или коллективе трудящихся.

демонстрирует:

– умение осуществлять оптимальный выбор методов, приемов и средств физической культуры исходя из половозрастных особенностей контингента;

– умение использовать методы, приемы и средства физической культуры с учетом поставленных задач физкультурно-оздоровительных мероприятий (личных или групповых).

Продолжительность освоения программы модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих» в соответствии со стандартом ФГОС ВО – 400 часов.

Всего на освоение программы модуля предусмотрено обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 400 часов, в том числе: лекции – 36 ч (9 %), практико-ориентированные занятия (практические занятия) – 364 ч (91 %) (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план модуля

№ п/п

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Лекции

Контроль знаний, физподготовки

Практические

занятия

1

Мероприятие «Олимпиада здоровья».

2

   

2

2

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Социально-биологические основы физической культуры.

4

4

   

3

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Туризм как форма физической активности.

2

2

   

4

Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

2

2

   

5

Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

2

2

   

6

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2

2

   

7

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

4

4

   

8

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

4

4

   

9

Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра.

2

2

   

10

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

2

2

   

11

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.

4

4

   

12

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

4

   

13

Учебное событие «Спортивный брейн-ринг».

2

 

2

 

14

Вводное событие – «Час здоровья».

Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

118

 

6

112

15

Вводное событие – «Час здоровья».

Гимнастика. ОФП. Техника безопасности на занятиях по гимнастике и ОФП.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

60

 

6

54

16

Вводное событие – «Час здоровья».

Игровые виды спорта (волейбол, баскетбол). Техника безопасности на занятиях по волейболу и баскетболу.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

120

 

12

108

17

Вводное событие – «Час здоровья».

Лыжная подготовка. Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Завершающее событие – спортивный конкурс «Быстрее, выше, сильнее!».

60

 

6

54

18

Итоговое учебное событие по модулю – туристический поход. Техника безопасности.

6

   

6

 

ИТОГО

400

32

32

334

Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из учебных событий, в том числе организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений и его анализ, подвижных игр, эстафет; аттестационных – сдача контрольных нормативов по легкой атлетике, общей физической подготовке и технических элементов баскетбола и волейбола.

Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб, студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него (рисунок).

volk1.wmf

Циклы реализации модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих»

Вход в модуль начинается с учебного события «Олимпиада здоровья», направленного на мотивацию к здоровому образу жизни обучающихся. Далее следует приобретение теоретических знаний, завершающейся учебным событием «Спортивный брейн-ринг», которое позволяет определить уровень полученных знаний, необходимых для профессионально-прикладной подготовки студента.

Следующим этапом движения по модулю является вводное занятие «Час здоровья», на котором согласно специфике раздела будет определяться степень физической подготовленности: легкая атлетика – Индекс Руфье и бег на 30 метров; гимнастика, ОФП – сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши) и в упоре от скамейки (девушки), приседание на одной ноге без опоры (юноши) и с опорой о стену (девушки), подтягивание (юноши), подтягивание из положения в висе лежа (девушки), поднос прямых ног в висе (юноши), подъем и опускание туловища из положения лежа (девушки); спортивные игры – выполнение игровых комбинаций и подач; лыжная подготовка – индекс Руфье. Далее следуют занятия, направленные на формирование физических качеств, укрепление здоровья и становление личностных качеств посредством систематических посещений занятий. Каждый раздел заканчивается учебным событием «Быстрее, выше, сильнее», на котором проходит сдача контрольных нормативов.

Прохождение по модулю позволяет обеспечить целостное представление студентов о важности физической культуры в повседневной жизни, о необходимости знаний в области физической культуры и сохранения личного здоровья и здоровья окружающих. Кроме того, при освоении модуля формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять физическую подготовку с учетом половозрастных особенностей. В рамках учебных разделов модуля происходит последовательное формирование всесторонне развитой личности (физическая подготовленность, физическое, психическое и нравственное здоровье).

Заключение

Образовательная система выступает определенным «живым организмом», который нуждается в регулярном обновлении, что заключается в поиске новых форм и содержания учебных занятий. Результаты модуля «Формирование основ физической культуры и деятельности по сохранению личного здоровья и здоровья окружающих», описанные в данной работе, направлены на обеспечение физического саморазвития и самосовершенствования студента как будущего педагога и гражданина, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.