Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЦВЕТО-ТОНОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5–6 КЛАССАХ

Полынская И.Н. 1 Швец П.М. 1
1 ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет
В статье рассматривается методика обучения цвето-тоновым отношениям в процессе изображения натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5–6-х классах. Цель статьи состоит в разработке комплекса методических рекомендаций, направленных на эффективное обучение учащихся 5–6-х классов целостному восприятию и воспроизведению тоновых и цветовых отношений в живописи натюрморта. Задача: разработать комплекс методических рекомендаций, способствующих эффективному восприятию и воспроизведению цвето-тоновых отношений, поиску оптимальных условий формирования цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры у школьников 5–6-х классов. Гипотезой исследования явилось предположение, что для успешного формирования цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры у школьников 5–6-х классов необходимо сопроводить учебный процесс целостным комплексом методических рекомендаций, включающих цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к заданиям и упражнениям; обеспечить необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Методы исследования определились характером решаемых задач и экспериментальной проверкой гипотезы: применялись репродуктивный метод, метод проблемного изложения, словесно-наглядный метод, целенаправленное наблюдение за процессом работы школьников над живописью натюрморта.
цвето-тоновые отношения
живопись
натюрморт
школьники
процесс обучения
изобразительное искусство
гуашь
акварель
1. Петрова Н.С., Депсамес Л.П., Артемьева Ю.Ю. Методика развития фантазии и воображения на занятиях по живописи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–4. С. 77–81.
2. Юшкова А.Д., Овсянникова О.А. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 417–426.
3. Полынская И.Н. Формирование пластических представлений художественного образа на занятиях по прикладной композиции посредством бумагопластики в школе искусств // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. С. 215–219.
4. Бялик В.М. Николай Крымов. М.: Белый город, 2001. 48 с.
5. Швец П.М., Полынская И.Н. К вопросу о проблеме обучения цвето-тоновым отношениям живописи натюрморта в общеобразовательной школе 5–6 классах // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции / Научный редактор: Д.А. Погонышев. 2020. С. 341–344.
6. Полынская И.Н., Федорович А.В. К вопросу о формировании художественно-образного мышления студентов художественных вузов // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 29–34.
7. Писаренко С.А. Методические особенности организации наглядного показа на занятиях по рисунку и живописи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 5. С. 79–84.
8. Ткачева Л.В. Обучение учащихся начальных классов основам цветоведения в системе внеурочной деятельности // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / Отв. редактор Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2020. С. 155–157.
9. Нагоричная М.Р. Проектирование образовательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей конференции / Отв. редактор Д.А. Погонышев, 2019. С. 233–236.

На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает художественное образование учащихся. Быстрое развитие информационных и компьютерных технологий, их глобальный характер приводят к тому, что школьники отходят от культурных, национальных и художественных ценностей. В подобных условиях изобразительное искусство становится средством обогащения духовно-нравственного мира учеников.

Усовершенствование системы образования, повышение эффективности художественного и эстетического воспитания и обучения школьников проходят с использованием активных методов и организационных форм учебной работы, которые обеспечивают развитие многих положительных качеств и способностей учащихся с помощью изобразительного искусства. «Современные технологии обучения, описанные в учебных программах по изобразительному искусству, оказывают сильное влияние на всестороннее развитие» [1, с. 78].

В методику преподавания изобразительного искусства большой вклад внесли российские художники-педагоги А.А. Унковский, Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.П. Крымов, Н.Н. Волков, Г.В. Беда и др. Данной проблеме посвящено немало трудов, однако ряд вопросов не подверглись пока достаточно глубокому и всестороннему изучению.

Изобразительное искусство как учебный предмет в общеобразовательной школе не является одним из основных предметов, вместе с тем представляется очень важным, поскольку включает в себя знания об окружающем мире. «К сожалению, иногда в общеобразовательных учебных заведениях пренебрегают уроками изобразительного искусства в угоду других, более «нужных» дисциплин, по которым проводится единый государственный экзамен» [2, с. 420]. На уроках изобразительного искусства школьники осваивают основы живописи, что имеет большое значение в их эстетическом воспитании и художественном образовании. Формирование у учащихся умений видеть в окружающем мире разнообразие форм и цвета, восприятия и воспроизведения прекрасного во всех его проявлениях, содействие развитию художественных способностей, эстетического вкуса – главная задача. «Эти составляющие развития личности очень важны для художественно-творческого становления учащихся» [3, с. 215].

Как показывает многолетняя практика преподавания живописи на уроках изобразительного искусства, одной из основных проблем, с которой сталкиваются учащиеся, является восприятие светотональных и цветовых отношений при наблюдении и изображении натуры. Восприятие цвета и тона в повседневной жизни значительно отличается от профессионального воспроизведения в живописных работах художников. Из-за недостатка учебно-методических материалов восприятия цвета и тона у школьников страдает качество обучения основам живописи на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Над проблемой цвето-тоновых отношений трудились многие художники, в ходе их работы давно было замечено, что в природе несравненно больше яркости и чистоты цвета, и порой краскам на палитре не хватает сил и насыщенности передать эти отношения. Известные живописцы всегда последовательно проводили мысль о том, что, только работая отношениями, можно овладеть живописным мастерством. Художник и педагог Н.П. Крымов писал: «Цвет появляется в сочетаниях, живописных отношениях... Если живописные отношения неверны, то самые чистые краски могут смотреться мазней» [4, с. 5]. Сущность живописи заключается в целостности восприятия натуры, которая определяется цвето-тоновыми отношениями.

Значительный вклад в исследование природы цвета внесли Р. Адаме, Р. Арнхейм, Г.Л. Гельмгольц, И.В. Гете, И. Иттен, И. Ньютон, В. Оствальд, Я.Э. Пуркине, Б.М. Теплов и др. Этой теме посвящен ряд диссертационных исследований, проблемой цвето-тоновых отношений занимались многие художники: В.А. Басманов, Ю.П. Шашков, Н.М. Старикова и др.

Несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, ее теоретическое обоснование не раскрыто в полной мере, методическое обеспечение практически отсутствует. В основном все разработки были направлены на профессиональное обучение художников, студентов высших учебных заведений, колледжей. Однако редко встречаются практические разработки, которые бы содействовали включению цвето-тоновых отношений живописи натюрморта в практику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Формирование целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений в живописи натюрморта закладывается на начальном этапе обучения живописи натюрморта и проходит через весь процесс обучения изобразительному искусству. «В работах учащихся достаточно отчетливо должен проявляться приобретенный за время обучения художественных вкус, выражающийся в размещении рисунка на листе, в характере линии, в подборе и кладке цвета» [5, с. 343]. У школьников 5–6-х классов уже имеется постоянное восприятие цвета, которое значительно отличается от профессионального воспроизведения, обусловленного живописными задачами.

В современной методике обучения изобразительному искусству уделяется достаточное внимание обучению живописи, но в процессе преподавания возникают проблемы, связанные с недостаточностью у школьников теоретических знаний и практических умений основ цветовосприятия. В связи с этим методика обучения должна строиться на классических способах работы красочными материалами, поэтапном разборе каждого метода и приема работы с использованием произведений мастеров живописи как наглядного примера. «В процессе преподавания изобразительного искусства необходимо на деле решать задачи художественного развития. Не просто изучать основы предмета, а постигать его эмоциональную, эстетико-художественную сторону» [6, с. 33].

Цель данной работы заключается в разработке экспериментальной методики обучения цвето-тоновым отношениям в живописи натюрморта в 5–6-х классах, которая включает в себя теоретическое и методическое обоснование. В работе проводится обзор различных методов и приемов обучения цвето-тоновым отношениям живописи натюрморта, направленных на повышение эффективности обучения цвето-тоновым отношениям школьников 5–6-х классов в процессе изучения натюрморта на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

– изучить и проанализировать учебную литературу и методические пособия, работы художников;

– разработать основные критерии оценки восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов;

– разработать методические рекомендации, способствующие эффективности восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений при изображении натюрморта с натуры;

– найти оптимальные условия, способствующие совершенствованию навыков воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта.

Материалы и методы исследования

Методы исследования:

1) анализ учебной литературы по педагогике, искусствознанию, психологии, методике и теории преподавании живописи натюрморта, анализ программ по изобразительному искусству;

2) анализ произведений живописи натюрморта;

3) анализ учебных работ школьников по живописи натюрморта в процессе экспериментального исследования.

Для определения уровня практических умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов были разработаны основные критерии оценки. Данные критерии позволяют определить умения учащихся передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта, дают возможность объективно провести анализ поставленной проблемы и сделать выводы по всем этапам педагогического исследования (поисково-констатирующий и формирующий этапы эксперимента) (табл. 1).

Таблица 1

Основные критерии оценки восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов

Позиции

Низкий уровень («3»)

Средний уровень («4»)

Высокий уровень («5»)

Композиционное решение натюрморта

– присутствуют существенные ошибки, допущенные при компоновке;

– рисунок сдвинут в один из краев листа (вниз, влево, вправо);

– изображение мелкое

– небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке

– выполнена грамотная компоновка в листе;

– присутствует композиционный центр

Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов

– конструктивное построение «вялое»;

– в работе допущены ошибки при конструктивном построении предметов;

– частично отсутствуют линии построения;

– форма предмета не передана или передана с ошибками

– имеются неточности в выполнении конструктивного рисунка предметов;

– линии рисунка неуверенные, неточные либо частично отсутствуют;

– присутствуют незначительные неточности характера формы

– конструктивное строение предметов выполнено верно;

– точный и аккуратно выполненный рисунок;

– простроены все конструктивные видимые и невидимые линии;

– форма предметов передана точно

Тоновые отношения предметов натюрморта

– нет тонального разбора;

– неправильное ведение работы в тоне (работа в тоне «недотянута» либо перетемнена («замучена»))

– присутствуют незначительные неточности в тоновом соотношении предметов

– соблюдено тоновое соотношение;

– тоновые отношения среди предметов найдены верно

Цветовые отношения предметов натюрморта

– цвет предметов не угадан;

– отсутствует цветовое взаимодействие предметов и фона

– незначительные недочеты в цветовом решении

– цветовая организация целостна и гармонична

Окончание табл. 1

Позиции

Низкий уровень («3»)

Средний уровень («4»)

Высокий уровень («5»)

Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта

– грубые ошибки в цвето-тональных отношениях;

– серьезные ошибки в колористическом и тоновом решении;

– цвет и тон не взаимодействуют;

– «перечерненность» тонов в тени и слишком высветленные рефлексы

– незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;

– работа немного «недотянута» в тоне либо «перетянута»

– свободное владение тоном, передачей цвета;

– переданы тональные и цветовые отношения с учетом световоздушной среды;

– соблюдена последовательность ведения работы

Технические приемы при рисовании акварельными красками

– неумелое использование технических приемов работы;

– работа «замучена», слишком много плотных, непрозрачных слоев;

– бумага местами затерта;

– использовалось мало воды, акварель сухая;

– использование открытых цветов

– грамотное использование приемов работы акварельными красками, но есть незначительные ошибки в исполнении;

– некоторая небрежность

– грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник;

– прозрачность красок и чистота цвета;

– размывка и потеки;

– передана цельность постановки;

Технические приемы при рисовании гуашевыми красками

– слишком много воды;

– красочный слой тонкий, просвечивающий;

– слишком толстый слой краски, работа осыпается;

– работа «разбелена»

– в некоторых местах мазки просвечивают из-под верхнего слоя;

– присутствуют незначительные ошибки в применении

– выразительные мазки, по форме предметов;

– умеренная густота материала и толщина красочного слоя

Передача объема предметов натюрморта

– объем предметов передан неубедительно, предметы плоские;

– неточность тоновых отношений

– есть неточности в передаче объема

– объем предметов натюрморта передан достаточно выразительно

Завершенность работы

– работа в большей степени не завершена

– в работе остались незаконченные участки

– работа полностью завершена

Результаты исследования и их обсуждение

Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31 города Нижневартовска. Данный этап эксперимента преследовал цель – определить уровень умений школьников передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5–6-х классах.

На данном этапе эксперимента школьникам предлагалось изобразить с натуры красками несложный натюрморт с бытовыми предметами. Анализ работ учащихся 5–6-х классов показал, что уровень умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта сформирован недостаточно. Данные показатели представлены в табл. 2 «Анализ живописных этюдов школьников констатирующего этапа эксперимента».

Таблица 2

Анализ живописных этюдов школьников констатирующего этапа эксперимента

Позиции

5-й класс (23 ученика)

6-й класс (25 учеников)

уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1. Композиционное решение натюрморта

15 %

49 %

36 %

12 %

52 %

36 %

2. Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов

20 %

41 %

39 %

18 %

42 %

40 %

3. Тоновые отношения предметов натюрморта

39 %

42 %

19 %

38 %

41 %

21 %

4. Цветовые отношения предметов натюрморта

41 %

43 %

16 %

40 %

47 %

13 %

5. Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта

42 %

45 %

13 %

40 %

46 %

14 %

6. Технические приемы при рисовании акварельными красками

38 %

43 %

19 %

35 %

44 %

21 %

7. Технические приемы при рисовании гуашевыми красками

34 %

39 %

27 %

30 %

43 %

27 %

8. Передача объема предметов натюрморта

29 %

48 %

23 %

25 %

51 %

24 %

9. Завершенность работы

21 %

52 %

27 %

18 %

52 %

30 %

Из показателей табл. 2 видно, что в 5-й позиции «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта» в 5-м классе низкий уровень составил 42 %, средний – 45 %, высокий – 13 %. В 6-м классе показатели практически остались неизменными: низкий уровень этой же позиции составил 40 %, средний – 46 %, высокий – 14 %. Низкие показатели можно наблюдать и в позициях 3 «Тоновые отношения предметов натюрморта» и 4 «Цветовые отношения предметов натюрморта».

Анализ работ школьников 5–6-х классов позволил выявить у них существенные проблемы целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений в живописи натюрморта с натуры.

Для решения данной проблемы была разработана методика обучения передаче цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры, включающая приемы, способы, средства обучения, которая применялась на формирующем этапе эксперимента.

Ниже представлен методический комплекс специальных заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Методический комплекс специальных заданий и упражнений по живописи натюрморта формирующего этапа педагогического эксперимента

п/п

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

5-й класс

1

«Дрожит осенний лист»

Изобразить натюрморт с осенним букетом. Рисование с натуры акварельными красками в теплых, сближенных тонах:

– научить находить живописные оттенки, свойственные колориту осенних листьев;

– развить у учащихся восприятие цветовой гармонии

1 час

2

«Крестьянский стол»

Изобразить натюрморт из бытовых предметов акварельными красками в технике гризайль:

– обучить выполнению тональной проработки формы в соответствии с законами светотени

1 час

3

«Когда прилетают снегири»

Изобразить натюрморт с чучелом птицы (снегиря). Рисование с натуры гуашевыми красками:

– научить анализировать цветовые явления (изменение цвета в тени и на свету, изменение в пространстве)

1 час

4

«Яблочный аромат»

Изобразить натюрморт с яблоками. Рисование с натуры акварельными красками:

– обучить передаче цвето-тоновых отношений элементов натюрморта с фоном

1 час

6-й класс

1

«Прозрачный натюрморт»

Изобразить натюрморт из группы предметов (стеклянные сосуды разных форм и цветов) и драпировок в холодной цветовой гамме. Рисование с натуры бытовых предметов акварельными красками:

– развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи

1 час

2

«Вороний день»

Сделать наброски кистью чучела птицы вороны в разных положениях. Рисование с натуры гуашью:

– научить видеть цвет и тон в зависимости от освещения

1 час

3

«Рождественская звезда»

Изобразить рождественский натюрморт гуашевыми красками:

– формировать умение создавать объем предметов с помощью живописных средств;

– углубить способности восприятия цвета и цветовой гармонии

1 час

4

«Мы рисуем инструменты»

Изобразить с натуры натюрморт гуашевыми красками из группы предметов (столярных, слесарных, строительных инструментов):

– продолжить развивать анализ формы, пропорций, конструкций;

– научить передаче цвето-тоновых отношений в натюрморте

1 час

Предлагаемый методический комплекс, помимо заданий и упражнений, включает цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к занятиям; обеспечение необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Для того чтобы повысить эффективность целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений, умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры, использовались следующие методы: репродуктивный, метод проблемного изложения, словесно-наглядный, где акцент делался на практический показ и подробное словесное объяснение педагогом приемов и способов ведения работы над живописным изображением. «Наиболее часто фронтальный наглядный показ осуществляется на ранних этапах обучения изобразительной грамоте» [7, с. 81].

Методический комплекс прошел апробацию на учащихся 5–6-х классов. Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента показал, что уровень практических умений в передаче цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры на каждом этапе формирующего эксперимента постепенно повышался.

Рассмотрим таблицу сравнительного анализа результатов формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 4).

Таблица 4

Анализ живописных этюдов школьников формирующего этапа эксперимента

Позиции

5-й класс (23 ученика)

6-й класс (25 учеников)

уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1. Композиционное решение натюрморта

13 %

51 %

36 %

10 %

52 %

38 %

2. Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов

17 %

42 %

41 %

15 %

40 %

45 %

3. Тоновые отношения предметов натюрморта

33 %

44 %

23 %

31 %

42 %

27 %

4. Цветовые отношения предметов натюрморта

38 %

41 %

21 %

34 %

46 %

20 %

5. Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта

35 %

44 %

21 %

31 %

46 %

23 %

6. Технические приемы при рисовании акварельными красками

32 %

45 %

23 %

29 %

47 %

24 %

7. Технические приемы при рисовании гуашевыми красками

29 %

41 %

30 %

26 %

41 %

33 %

8. Передача объема предметов натюрморта

26 %

47 %

27 %

21 %

50 %

29 %

9. Завершенность работы

18 %

49 %

33 %

14 %

49 %

37 %

Рассматривая показатели табл. 4, можно отметить стабильный рост всех позиций формирующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим этапом. Например, на констатирующем этапе эксперимента в 5-й позиции «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта» в 5-м классе низкий уровень составил 42 %, тогда как на формирующем он составил 35 %, средний уровень составил 44 %, а вот высокий уровень вырос на 8 % и составил 21 %, на констатирующем этапе эта позиция была всего 13 %. В 6-м классе показатели по всем параметрам также показали положительную динамику. Снова рассмотрим 5-ю позицию «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта»: низкий уровень составил 31 %, средний – 46 %, высокий уровень вырос на 9 % и составил 23 %, на констатирующем этапе эта позиция составила 14 %.

Итак, повышение роста показателей можно проследить по всем позициям от 5-го класса к 6-му классу.

Выводы

Анализ работ школьников 5–6-х классов на формирующем этапе исследования позволил сделать вывод о том, что представленный в статье комплекс методических рекомендаций способствует решению проблемы целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений, развитию умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры и оказывает положительное влияние на качество обучения. «Эта деятельность развивает художественные умения, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие» [8, с. 155]. Можно сделать выводы: умения учащихся 5–6-х классов передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта с натуры значительно выросли. «Таким образом, обучающиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества» [9, с. 234].

Можно констатировать, что поставленные задачи педагогического эксперимента были решены, разработанный методический комплекс содействовал успешному и плодотворному усвоению учениками умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н., Швец П.М. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЦВЕТО-ТОНОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5–6 КЛАССАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 218-224;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38643 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674