Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕФЛЕКСИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Куцеева Е.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена проблеме повышения качества высшего педагогического образования на основе методологии рефлексивно-деятельностного подхода в организации обучения будущих педагогов. Создание рефлексивной образовательной среды обеспечивает активное формирование профессионального мышления, метакогнитивных умений и коммуникативной культуры студентов. В профессиональном образовании рефлексивная деятельность обучающихся содействует осознанию процесса и результатов профессионального развития. На современном этапе применение рефлексивных технологий осуществляется в процессе организации рефлексивного сопровождения целостного педагогического процесса. Описаны различные виды рефлексивных техник. Рефлексия используется при проведении различных учебных занятий в условиях применения традиционных и активных (интерактивных) педагогических технологий. Рефлексивная деятельность студентов в играх позволяет оценить их ролевое поведение: насколько оно грамотно, психологически и педагогически обосновано и целесообразно, может ли привести к успеху и т.д. В статье показана методика применения рефлексивных технологий в процессе организации имитационных и неимитационных игр. В условиях цифровизации образования появляются новые возможности и в использовании рефлексивных технологий. Это связано с применением в педагогическом процессе телерефлексии как способа визуализации рефлексивной практики обучающихся. Он основан на использовании аудио- и видеозаписей игрового взаимодействия обучающихся.
педагогический процесс
игровые технологии
рефлексивная образовательная среда
рефлексивное сопровождение
рефлексивная деятельность обучающихся
телерефлексия
1. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Информационные компьютерные технологии в образовании // Вестник ПГГПУ. 2013. Вып. 9. С. 59–63.
2. Ушева Т.Ф. Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2–2. С. 231–236.
3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002. 95 с.
4. Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Рефлексия – феномен сознания в педагогическом процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. № 1. С. 120–125.
5. Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Развитие перцептивно-рефлексивных процессов у обучающихся в дискуссии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 89–93.
6. Шибалов Е.Ю. Педагогические условия использования социально-моделирующих игр как средства социального воспитания студентов вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 4. С. 168–171.
7. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностные игры. Сборник текстов. М.: Наследие ММК, 2005. 320 с.
8. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241–252.
9. Заседатель В.С., Сербин В.А. Мобильное обучение в концепции современного образования // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4. С. 77–87.

В целевых ориентирах ФГОС ВО нового поколения (3++) приоритетная роль отводится актуализации личностного потенциала будущих специалистов, их всестороннему развитию и образованию. Самосознание составляет ядро личности, поэтому формирование профессиональной идентичности и Я-концепции представляет собой важную задачу высшей школы.

Реализация компетентностной парадигмы в вузовской подготовке педагогов предполагает внедрение новых технологий профессионального обучения, основанных на методологии рефлексивно-деятельностного подхода. Рефлексивная практика в системе педагогического образования нацелена, прежде всего, на формирование профессиональных компетенций и развитие личности будущих учителей.

Как соотнести обучение, его качество и результативность с рефлексией – внутренним процессом самопознания личности? Каковы их взаимосвязи и взаимовлияния? Рассмотрим возможности рефлексивной практики в повышении качества профессионального развития будущих учителей. Очевидно, что результаты обучения фиксируются в самосознании обучающегося. Лучше самого студента как субъекта профессионального познания и саморазвития оценить свои внутренние психологические состояния, процессы, качества, достижения не может никто. Адекватная самооценка этих изменений содействует саморегуляции дальнейшего профессионального становления и развития, позволяет увидеть перспективы овладения специальностью, а также зафиксировать неудачи, трудности, ошибки и скорректировать свою учебно-профессиональную деятельность. Иными словами, рефлексивная деятельность студентов помогает им учиться самостоятельно, осознанно, критически анализировать свой путь в профессию. В этом заключается главный развивающий потенциал рефлексии.

Обучение на основе рефлексивной деятельности обучающихся обеспечивает активное формирование метакогнитивных умений и коммуникативной культуры студентов. Рефлексивные умения являются важным структурным элементом коммуникативной компетентности личности. Эта компетенция позволяет специалисту успешно включаться в производственный коллектив, устанавливать благоприятные взаимоотношения с коллегами и работать в единой команде. Для представителей социономических профессий («человек – человек») коммуникабельность представляет собой важнейшее профессионально значимое личностное качество.

Рефлексивные умения личности – это умения самонаблюдения и самоанализа; умения объективно оценить свои знания, личностные качества; проанализировать свое общение с людьми; умение видеть себя глазами окружающих людей, объективно оценить их отношение; умение на основе знаний своих сильных и слабых сторон составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самосовершенствования и др.

Цель исследования заключается в обогащении теории и практики рефлексивно-деятельностного подхода при использовании активных методов обучения в педвузе, в частности в процессе применения игровых технологий.

Реализация развивающего потенциала рефлексии в значительной мере определяется созданием в вузе так называемой рефлексивной образовательной среды. При этом педагогический процесс предполагает организацию рефлексивного сопровождения обучающихся, понимаемого как возможность создания оптимальных условий для студентов по освоению образовательных программ [1]. По мнению Т.Ф. Ушевой, рефлексивное сопровождение в образовательном процессе реализует следующие идеи, которые могут выступать педагогическими условиями: субъектности, индивидуализации, диалогичности – и служить педагогическими условиями: субъектности, индивидуализации, диалогичности и метапредметности [2]. Идея субъектности предполагает активность студента в профессиональном становлении и развитии. Индивидуализация обучения основывается на построении индивидуальных образовательных программ, которые создаются на основе рефлексии и оценки обучающимися своих актуальных качеств, способностей и возможностей. Диалогичность в рефлексивной деятельности – это осуществление самопознания в процессе межличностного взаимодействия и коллективного осмысления процессов саморазвития. Реализация идеи метадеятельности в рефлексивной практике предполагает возможность всестороннего осмысления профессионализации и самопознания будущего специалиста как личности и профессионала в разнообразных видах деятельности (учебной, научной, коммуникативной и др.).

Объектом рефлексии являются гностическая сфера обучающихся, способности, интересы, мотивация, эмоционально-чувственная сфера, коммуникация, межличностное взаимодействие и др. Содержание рефлексии – это профессиональные знания будущих учителей, умения, навыки, педагогические способности, профессиональные интересы, ценностные ориентации, эмоциональные состояния, высшие чувства, речь, невербальное поведение и др.

Рефлексивная деятельность обучающихся может осуществляться на лекциях, практических занятиях, при подведении итогов производственной практики, в самостоятельной работе студентов, подготовке в защите ВКР и др. По форме проведения рефлексия может быть устной, письменной (эссе или мини-сочинения, например «Мое выступление на семинаре», «Мой вклад в общее дело на занятии» и т.д.), проходить в форме телерефлексии (с использованием видеозаписи). Она может осуществляться на разных этапах учебного занятия: в начале, в конце, в середине по завершении тех или иных видов (циклов) учебно-познавательной деятельности.

Рефлексивная деятельность может быть коллективной и индивидуальной. Первая организуется как самооценка и взаимооценка совместной деятельности студентов на учебных занятиях, с участием преподавателя (или без него), индивидуальная рефлексия – это самоанализ студента без участия других.

Сегодня рефлексивные технологии активно используются в школьном обучении. Творческие учителя посредством разнообразных рефлексивных техник успешно решают задачи повышения качества обучения и всестороннего развития личности школьников. Интересные по форме и содержанию, они могут быть использованы и в организации рефлексивной практики обучающихся в вузе: «Мини-сочинения», «Заверши предложение», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Цепочка пожеланий» и др. [3]. В них заключен самоанализ процесса, результата учебной деятельности школьников на уроке, а также атмосферы общей деятельности и межличностной коммуникации и др.

Значимый вклад в исследование рефлексивных технологий в системе вузовской подготовки педагогов внесли А.И. Алексеева, М.Н. Бурмистрова, Н.Б. Гребенникова, Н.А. Жукова, В.А. Метаева, М.Н. Прозорова, Т.Ф. Ушева, О.И. Федосеева и др.

В статье представлен опыт работы по применению рефлексивных технологий в подготовке будущих педагогов-дефектологов в Кубанском государственном университете (г. Краснодар). Выявлена высокая результативность применения рефлексивной практики обучающихся при проведении учебных занятий в форме дискуссий, диспутов, с использованием метода мозгового штурма [4, 5]. Представляется, что в рефлексивном сопровождении игровых технологий содержатся значительные возможности обогащения самопознания и самооценки обучающихся с точки зрения личностного и профессионального развития.

В высшей школе рефлексивные техники могут быть включены в структуру традиционных и активных (интерактивных) методов. Трудно переоценить роль игровых технологий в обучении человека: ребенка, школьника, взрослого. Игры стали широко использоваться и в системе профессионального образования. В них создаются условия для организации самопознания студента как субъекта социальных отношений, рефлексии собственных способностей и ограничений, определения зон личностного роста [6].

В высшей школе применяют имитационные и неимитационные игры. К первым относятся ролевые, деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций и др. Эти игры организуются как квазипрофессиональная деятельность обучающихся, в них воспроизводятся различные ситуации профессионального взаимодействия будущих специалистов. В играх развиваются профессиональное мышление студентов, педагогические способности, креативность и творческий подход к решению типичных и нетипичных педагогических ситуаций.

Неситуационные игровые технологии – это разнообразные интеллектуальные игры. Их цель – закрепление полученных профессиональных знаний, развитие умений применять их на практике.

Рассмотрим рефлексивное сопровождение ситуационных игр. В педагогике ролевые, деловые игры часто фокусируются вокруг проблем межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в типичных и нетипичных (конфликтных) ситуациях, при разрешении педагогических конфликтов, сложных ситуаций общения с родителями, коллегами, «трудными» школьниками.

И здесь объектом рефлексии является ролевое поведение участников игры: насколько оно психологически и педагогически обосновано и целесообразно, может ли привести к успеху, или, напротив, некорректно, ошибочно, может иметь негативные последствия. Студенты прежде всего оценивают грамотность и эффективность решения педагогических ситуаций, а также анализируют межличностное взаимодействие в игре (речь, невербальные средства общения участников).

В играх целесообразно сочетать рефлексию и телерефлексию. В процессе компьютеризации педагогического процесса вуза и активного внедрения информационно-коммуникационных технологий рефлексивная практика обучающихся совершенствуется, появляются новые возможности в оптимизации самопознания и взаимопознания будущих специалистов. Речь идет о телерефлексии – приеме визуализации рефлексивной деятельности. В нашей стране телерефлексия впервые была использована в организационно-деятельностных играх по методу Г.П. Щедровицкого [7]. Ее сущность заключается в использовании видеосъемки для получения видеоизображения и аудиозаписи субъекта рефлексии (рис. 1, 2). Последующая работа с видеоизображением рефлексивной деятельности студента активизирует процесс его мышления и самоанализа. Совершенствуются все виды рефлексии, так как обучающиеся анализируют собственную деятельность и взаимодействие на занятии с опорой на их наглядное отражение (зрительное, вербальное), могут увидеть себя со стороны. Как показывает практика, в ретроспективной рефлексии видеозаписи освежают память, позволяют вспомнить и более объемно увидеть картину учебного взаимодействия на занятии. Студенты подмечают важные мелочи, то, на что первоначально не обратили внимания. Появляется возможность без эмоций, более осмысленно проанализировать свою работу и общую деятельность, объективнее оценить себя и сделать правильные выводы.

missing image file

Рис. 1. Оборудование для телерефлексии ситуационной игры: 1 – экран, 2 – персональный компьютер преподавателя (ПК), 3 – видеокамера

missing image file

Рис. 2. Оборудование для телерефлексии неситуационной игры: 1 – экран, 2 – видеокамера, 3 – персональный компьютер преподавателя (ПК)

Видеозаписи игр осуществляются с помощью видеокамеры или планшетного компьютера, смартфона. Так как компьютерные технологии представляют собой необходимый образовательный инструмент в педагогике высшей школы, возникает вопрос о том, чтобы они стали портативными, более доступными и простыми в работе. Эта задача решается путем использования портативных и мобильных ИТ-устройств: мобильных телефонов, нетбуков, карманных и планшетных ПК и т.д. На современном этапе мобильное обучение ((м-обучение) – mobile learning (m-learning)) приобретает в системе образования все большую популярность и распространение [8, 9].

Рассмотрим этапы ролевой игры.

1-й этап. Вводное слово преподавателя-ведущего – 1 мин.

2-й этап (основной). Игра (ролевая, деловая) или разыгрывание отдельных педагогических ситуаций.

3-й этап (рефлексивный):

– устная рефлексия студентов-зрителей (2–3 человека);

– устная рефлексия студентов – участников игры;

– коллективная рефлексия занятия.

4-й этап. Завершение занятия. Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя.

На 4-м этапе преподаватель, анализируя процесс и результат игры, может использовать видеоматериал занятия, выводя его на экран, так как все этапы работы фиксируются с помощью камеры.

Студенты получают видеоматериал по завершении занятия. Он может быть использован для письменной ретроспективной рефлексии (написания эссе) в рамках самостоятельной работы.

Рассмотрим рефлексивные технологии при проведении неимитационных игр, например интеллектуальных. Наша практика показала, что интеллектуальные игры целесообразно организовывать как эклектику известных телевизионных игр: «Брейн-ринг», «Своя игра», КВН и др. Студенты под руководством преподавателя готовят вопросы, задания для игры, составляют кроссворды, подбирают наглядный материал и др.

Рефлексия и телерефлексия интеллектуальной игры осуществляются по аналогии с рефлексией ситуационных игр. Рассмотрим конкретные рефлексивные техники, которые используются в процессе анализа и самоанализа игрового взаимодействия. В конце занятия в процессе коллективного подведения итогов студентам предлагается одним словом оценить игру, ее содержание, эмоциональный отклик и отношение к ней (рефлексивная техника «Назови одним словом») в устной или письменной форме. Приведем примеры использования этой техники при подведении итогов интеллектуальной игры по теме «Психология младшего школьника» (дисциплина «Возрастная психология», 2-й курс). Студенты дали следующие определения: «азарт», «интерес», «знания», «ответственность», «стратегия», «веселье», «сплоченность», «увлекательно», «соперничество», «обида», «любопытство», «соревнование», «интересно», «активность», «счастье», «несправедливость».

Приведем примеры обобщенных оценок этой игры, которые студенты показали в рефлексивной технике «Заверши предложение». Обучающимся было предложено закончить предложение «В игре я…». Из письменных высказываний студентов: «В игре я заполнила пробелы новыми знаниями», «… я узнала много нового», «… я отлично провела время, это было очень интересно, мы были объединены общей целью – победить», «…я сосредоточена, расцениваю как вызов – надо победить», «… я переживала за свою команду, присутствовал дух соперничества. Осознавала свои слабые и сильные стороны», «… я всегда принимаю участие с удовольствием. Было интересно узнать новую информацию», «… я почувствовала прилив эмоций, желание одержать победу», «… я чувствовала себя прекрасно, потому что это была работа в команде. Было желание выучить больше материала, чтобы наша команда заняла первое место», «… я учусь контактировать с людьми», «… я проявляю свои умственные способности и могу узнать что-то новое», «… я узнаю новое, игра – это всегда интересно, но, если нужно дать быстрый ответ, не успеваю в связи с личностными особенностями. Это грустно. Но в любом случае в игре благодаря эмоциям информацию запоминаю лучше». Таким образом, студенты отмечают, что в играх как в интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной деятельности успешно усваиваются знания по теме, заполняются пробелы в учебном материале, формируются коммуникативные умения и навыки, осознаются достоинства и недостатки в профессиональном саморазвитии.

Без сомнения, рефлексивная практика обучающихся помогает преподавателю оценить успешность проведенных занятий, осмыслить положительное, проанализировать недостатки.

Выводы

Применение рефлексивных технологий в педагогическом вузе обусловлено актуализацией компетентностной парадигмы в профессиональной подготовке будущих учителей. Рефлексивное сопровождение учебно-профессиональной деятельности обучающихся предполагает создание особых педагогических условий, обеспечивающих реализацию идей субъектности, индивидуализации, диалогичности и метапредметности.

Нацеленность педвуза на формирование рефлексивных умений и в целом рефлексивной деятельности обучающихся содействует развитию у будущих педагогов позиции субъекта, способного управлять своим профессиональным развитием.

В рефлексивном сопровождении целесообразно применять разнообразные виды технологии и техники рефлексии. Их использование зависит от основных форм и методов проведения учебных занятий. В играх рефлексивная практика содействует повышению учебной мотивации студентов, а также развитию осознанности, критичности и творческого подхода в учебно-профессиональной деятельности. Использование телерефлексии усиливает объективность в самооценке студентов и реалистичность в определении зон личностного роста и развития.

Представляется, что логическим продолжением представленного исследования будет разработка методических рекомендаций по использованию рефлексивных технологий в вузовской подготовке будущих педагогов. Требуют дальнейшего изучения вопросы организации коллективной рефлексии на учебных занятиях, определения эффективности устной и письменной рефлексии, самопознания с применением телерефлексии. Несомненный интерес представляет проблема профессиональной и личностной готовности преподавателя к осуществлению рефлексивного сопровождения образования будущих учителей.


Библиографическая ссылка

Куцеева Е.Л. РЕФЛЕКСИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 173-178;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38635 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674