Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Болпонова А.Б. 1
1 Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики
В данной статье поднимается проблема обучения профессиональных государственных служащих, которые получают образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». Цель исследования – через методику обучения дисциплине «Анализ государственной политики» показать реализацию концепции компетентностного подхода в области профессиональных дисциплин в системе высшего образования. В качестве профессиональной дисциплины выступает государственное управление. Цель исследования определила решение следующих задач: продемонстрировать методику преподавания дисциплины, ознакомить с результатами исследования, научить магистрантов транслировать социальную модель лидера на собственную модель профессиональной и социальной деятельности. Новизна исследования заключается в апробированной методологии – контент-анализ интервью государственных деятелей и политиков КР, которые баллотировались на должность Президента КР в 2017 г. Также впервые публикуются результаты опроса, проведенного среди магистрантов данного направления за последние три года. В результате исследования автор пришел к подтверждению выставленной гипотезы, что результатом обучения и воспитания должна быть не совокупность компетенций, а способность магистранта вуза самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях. Также автор убедился, что используемая методика обучения дала возможность максимально раскрыть поставленные задачи.
компетентностный подход
компетенция
формирование качеств социального лидера
контент-анализ
типы компетентностного подхода: профессиональный
социальный
индивидуально-личностный
кандидаты в Президенты КР
1. Мокрова А., Трубникова К. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Педагогические науки. 26.07.2018. № 14. [Электронный ресурс]. URL: http://novaum.ru/public/p814 (дата обращения: 10.04.2021).
2. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учебник. М.: Аспект Пресс, 2011. C. 176–188.
3. Михайлов Г. «Нужно менять себя под законы»: кандидат в президенты Киргизии Темир Сариев. Бывший премьер Киргизии о большой ошибке Атамбаева и перспективах развития страны. 4 октября 2017 // ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2329883.html (дата обращения: 20.02.2021).
4. Михайлов Г. «Нам предстоит упорная борьба»: кандидат в президенты Киргизии Бабанов. Политик обещает «изменить Киргизию к лучшему, а не зарабатывать на ней». 9 октября 2017 // ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2331539.html (дата обращения: 20.02.2021).
5. Михайлов Г. «Киргизия стоит на грани катастрофы»: кандидат в президенты Уметалиева. Единственная женщина-кандидат о борьбе «за крепкую семью, сильную страну и незыблемость устоев». 9 октября 2017 // ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2331534.html (дата обращения: 20.02.2021).
6. Михайлов Г. «Причина коррупции в нас самих»: кандидат в президенты Киргизии Масадыков. Зачем претендент на пост главы государства вложил все накопления в агитацию? 3 октября 2017 // ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2329305.html (дата обращения: 20.02.2021).

На наш взгляд, сегодня наиболее актуальной является проблема обучения и воспитания молодых лидеров страны, будущих профессиональных государственных служащих. Специализированные вузы Кыргызской Республики, которые выпускают специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление», слабо ориентированы на реализацию концепции компетентностного подхода в процессе обучения будущих специалистов. Этому способствуют следующие факторы: 1) образовательные программы недостаточно уделяют внимание воспитанию ключевых и мобильных компетенций у государственных служащих; 2) при определении классических целей урока, в силу насыщенности учебной программы обучения, сжатости учебных недель обучения, приоритет больше остается за образовательной и развивающей задачами, меньше всего уделяется внимание воспитательной цели; 3) в силу специфики вуза профессиональных педагогов, которые могли бы выделять воспитательные цели урока при обучении магистрантов, достаточно мало; 4) традиционное обучение строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений магистрантов, а на типы поведения и отношений, необходимых для профессиональной трудовой деятельности магистранта, педагогами не выделяется достаточного времени; 5) традиционные методы обучения и воспитания, используемые преподавателями при подготовке профессиональных государственных служащих, устарели и требуют пересмотра собственной позиции в учебной деятельности. Необходимо максимально приблизить деятельность магистранта к его практической деятельности.

В силу упомянутых факторов принижения компетентностного подхода обучения магистрантов хотелось бы продемонстрировать методику обучения в области профессионального образования на примере дисциплины «Анализ государственной политики», читаемой на втором курсе обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Цель исследования – через методику обучения дисциплины «Анализ государственной политики» показать реализацию концепции компетентностного подхода в области профессиональных дисциплин в системе высшего образования. В данном случае в качестве профессиональной дисциплины выступает государственное управление. Цель исследования определила решение следующих задач: продемонстрировать методику преподавания дисциплины, ознакомить с результатами исследования, научить и воспитать магистрантов транслировать социальную модель лидера на собственную модель профессиональной и социальной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для основной гипотезы были взяты утверждения российских исследователей, что главным результатом компетентностного подхода в профессиональном образовании является не совокупность компетенций, а способность магистранта вуза самостоятельно действовать и принимать решения в различных ситуациях [1]. В качестве материала для исследования были использованы ряд количественных методов: от контент-анализа текстов выступлений политических лидеров (кейсы) до оценки результатов опроса магистрантов как результата реализации компетентностного подхода в процессе обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

1 этап. На данном этапе методики обучения группа магистрантов была поделена на четыре подгруппы, по количеству изучаемых кейсов. В качестве метода анализа был использован контент-анализ текста выступлений кандидатов в Президенты Кыргызской Республики, которые были интервьюированы российским журналистом Г. Михайловым и опубликованы в 2017 г. [2; с. 176–188]. В данном случае методика проведения предполагает, что магистранты сообща занимаются изучением текста, обсуждают, делятся мнениями, распределяют полномочия между собой, общие суждения вносят в таблицу. На первом этапе из поставленных целей урока больше реализуются его познавательные цели: происходит организация усвоения нового материала, обучение новому способу действий, совершенствование и расширение известных знаний. А также развивающие цели урока, которые включают факторы умений анализировать и сравнивать, строить доказательства, графически оформлять результаты деятельности. Здесь раскрывается индивидуальность и творческий потенциал магистранта.

На первом этапе была проведена эмпирическая выборка материалов для анализа: были подобраны интервью кандидатов в Президенты КР накануне выборов 2017 г. [3]. Представленные кандидаты в Президенты КР продолжают профессиональную деятельность политика, государственного служащего в настоящее время. Многие магистранты направления «ГМУ» работают под их руководством. На наш взгляд, выборка была очень тщательно подобрана, так как: 1) представленные кандидаты были интервьюированы независимым российским журналистом, что максимально исключило заинтересованность местных (кыргызских) СМИ, социальных сетей в агитации предвыборной программы кандидатов и популяризации их деятельности [4]; 2) будущим кандидатам были заданы одинаковые вопросы, что намного улучшает подлинность полученных данных контент-анализа [5]. Однако, на наш взгляд, нельзя не упомянуть и о рисках, некоторого искажения в полученных данных: 1) в организационных процедурах проведения интервью: вопросы опроса были заранее высланы кандидатам в письменном виде и, соответственно, так же были отосланы полученные ответы. В процедурах опроса была исключена невербальная часть взаимодействия журналиста и интервьюируемого; 2) на вопросы для кандидатов могли ответить спичрайтеры, политтехнологи; 3) в вопросах журналиста и ответах кандидатах прослеживается устаревшее название страны и народа, которые часто используют российские СМИ – «Киргизия», «киргизстанцы», что говорит о возможной обработке поступивших текстов российскими журналистами [6].

В первом блоке первого этапа проводился анализ текста интервью каждого кандидата. В сформированном списке категорий анализа, по которым осуществлялся замер, условно данные категории были разделены на три блока: 1) «Политик», 2) «Патриот», 3) «Лидер». В первом блоке «Политик» в качестве категорий были выставлены пять вопросов, которые были направлены на понимание изложенной мысли кандидата как политика: 1) какие актуальные общественные проблемы затронул кандидат (перечислить); 2) какие альтернативные позиции по отношению к вышеуказанным проблемам кандидат указал, выделил; 3) какие имена политиков, названия политических партий и организаций кандидат упомянул; 4) на какие целевые группы ориентировался кандидат? (кандидаты/партии/организации, в гендерном отношении, в социальном отношении; (перечислить); 5) какие упоминает тенденции мировой политики, международных отношений государств. В качестве единицы анализа были использованы баллы от 1 до 5, где большее число показывает больше весомости действий интервьюера, влияния на принятие решений, предлагаемых идей. Во втором блоке первого этапа «Патриот» в качестве единицы анализа были выставлены сигнальные слова на заданную тему. Наша задача заключалась в количественном подсчете частоты упоминания представленных слов: патриот, Отчизна, Родина, гордость, честь, достоинство, страна, человек, Кыргызстан (КР), любовь, гордость, гимн, герой, защитник, государство, нация, народ, город, жизнь, земля, защита, преданность, верный, убежденный. Для облегчения количественного подсчета были использованы встроенные функции программы «Word». В третьем блоке «Лидер» в качестве категорий анализа выступили компоненты лидерских качеств: 1) мотивационный (уверенность в себе, потребность в достижении цели, стремление к самоутверждению и самореализации); 2) эмоционально-волевой (уравновешенность, эмоционально-положительное самочувствие, наличие волевых качеств); 3) личностный (влияние на других, оригинальное, творческое мышление, коммуникативные и организаторские способности); 4) деловой (умение принимать правильное решение в непредвиденных ситуациях, готовность брать на себя ответственность, знания, умения и навыки организаторской работы). Данный этап исследования включил в себя результаты мониторинга работ магистрантов, где их задача заключалась 1) на основе прочитанного текста материалов интервьюеров выделить и оценить личностные качества представленных четверых политических лидеров, 2) построить собственную модель личностных качеств идеального социального политика. Шкала оценивания от 1 до 5 баллов. Возрастной ценз магистрантов охватывает от 23 до 36 лет. На третьем этапе исследования был проведен количественный и качественный анализ полученных данных с последующим подведением результата.

В результате проведенного контент-анализа по первому блоку «Политик» мы получили следующие результаты: как наиболее успешный политик, который предложил новые и действенные идеи решения по проблемным вопросам развития Кыргызстана, выдвинулся политик О. Бабанов (рис. 1). Программа политика была ориентирована на широкий спектр электората, групп поддержки. Больший акцент в развитии внешней политики он поставил на углубленное развитие отношений с Российской Федерацией в рамках ЕАЭС и с центральноазиатскими странами. Частота упоминания «Россия» в тексте выступления – 7 раз, «ЕАЭС» – 5 раз. Если сравнить с другими политиками, то в среднем слова «Россия», «ЕАЭС» у них упоминаются по одному разу. УО. Бабанова достаточно хорошо были представлены аргументированные факты, ссылки на цифровые данные по каждому вопросу журналиста. Что касается других политиков, то спектр предлагаемых решений на проблематику и количество целевых групп выступают достаточно узкой направленности, что отображает рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Результаты контент-анализа текста выступлений политиков по первому блоку «Политик»

missing image file

Рис. 2. Результаты контент-анализа текста выступлений политиков по второму блоку «Патриот»

missing image file

Рис. 3. Результаты характеристики личностных качеств кандидатов по блоку «Лидер»

Второй этап контент-анализа проводился на основе количественного анализа сигнальных слов, близких к понятию «Патриот, патриотизм» (блок 2). Количественный результат показал, что из всех упомянутых 224 слов по блоку «Патриот» – 9 слов из выборки не были упомянуты: патриот, Отчизна, гордость, гимн, герой, преданность (преданный), достоинство (достоин). Слова, которые часто были использованы кандидатами: страна(ы) – 38, Кыргызстан (Киргизия) – 37, государство (государственный) – 28, язык – 28, народ (народный) – 19. В процентном соотношении упоминание слов вышеупомянутыми политиками выглядит следующим образом: если рассматривать качественную характеристику анализа, то более 60-80 % предложенных слов никто из представленных лидеров не употребил. Однако если опираться на количественные данные, то лидирующие позиции в блоке «Патриот» занял О. Бабанов, в интервью которого менее 50 % заняли ключевые слова выборки. С большим отрывом от него заняли позиции Т. Уметалиева, Т. Масадыков, Т. Сариев (рис. 2). В целом в тексте интервью четырех политиков больше всего были употреблены слова, идентифицирующие «Патриота» как носителя и гаранта национальных ценностей своей «страны», «Кыргызстана», «языка».

В результате третьего этапа контент-анализа, где необходимо было дать характеристику личностным качествам представленных кандидатов через призму видения магистрантов (действующие государственные служащие КР) мы получили следующие данные: два кандидата О. Бабанов и Т. Сариев набрали соответственно 51,6 и 50,7 баллов. Политики Т. Уметалиева и Т. Масадыков – 35,6 и 31,1 баллов. Указываются средние показатели (рис. 3).

Результаты опроса магистрантов

2 этап. На втором этапе методики обучения магистрантам индивидуально были розданы листы опроса магистрантов о создании характеристик лидерских качеств политика, который послужил бы объектом для подражания. На втором этапе методики обучения выявляются больше воспитательные цели урока: на сформированных навыках коллективного общения и представления о политике происходит проецирование его образа на собственное представление, происходит воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности на государственной службе, коллективе. В синтезе с другими целями урока магистрант оценивает в себе личностные и деловые качества: требовательность, принципиальность, критичность, самообладание, смелость, самоотверженность, чувство товарищества, оптимизм, дружелюбие, формируется общая культура поведения у магистрантов.

Представленные результаты опроса магистрантов направления «ГМУ» в количестве 251 чел. из 18 групп (исследование охватило 3 года, с 2017 по 2020 г.) показало: для формирования качеств социального лидера у государственных служащих КР также актуализируются профессиональные качества и деловые качества (рис. 4). Также надо отметить, что согласно ниже представленной схеме выделенные деловые качества лидера актуализируются в период выборов Президента КР (выборы состоялись в 2017 г., 2021 г., сопровождались активной выраженной позицией оппонентов – Прим. автора) (рис. 4).

missing image file

Рис. 4. Результаты опроса магистрантов о модели социального лидера Кыргызстана. 2017–2020 гг. (выборка из 251 чел.)

Подведем итоги. Для реализации концепции компетентностного подхода в области государственного управления магистранту необходимо получить:

1. Профессиональную компетентность: включает высокую эффективность профессиональной деятельности, управленческие способности, наличие новаторского и креативного подходов при принятии решений, использующих инновационные подходы и технологии, оперирующих методами научного прогнозирования, умение принимать правильное решение в непредвиденных и кризисных ситуациях. Во внешней политике политик должен придерживаться моновекторной политики, иметь постоянных партнеров, но при этом иметь политическую волю при отстаивании национальных интересов.

2. Социальную компетенцию: умение коммуницировать и сотрудничать с окружающими, обладать коллективным интеллектом, готовность брать на себя ответственность за свои поступки перед обществом.

3. Индивидуально-личностную компетенцию: быть честным, уравновешенным, уверенным, волевым, харизматичным, с устойчивым мотивационным стремлением.

4. Используемая наглядная методика обучения дисциплине «Анализ государственной политики» раскрыла поставленные цели: необходимо тщательно подбирать и использовать специфические методики обучения и воспитания с учетом профессиональной дисциплины и темы урока. Как мы видим, результатом обучения и воспитания должна быть не совокупность компетенций, а способность магистранта вуза самостоятельно действовать в различных ситуациях и принимать решения.


Библиографическая ссылка

Болпонова А.Б. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 130-135;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38627 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674