Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Овчинникова Е.Л. 1 Гетман Н.А. 1, 2 Котенко Е.Н. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается практика использования разных моделей электронного обучения с применением дистанционных технологий в образовательном процессе медицинского вуза в условиях распространения коронавирусной инфекции. Представлены некоторые аспекты модернизации (пересмотра) традиционных методов и форм обучения, приемов взаимодействия с обучающимися, пересмотра учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ЭОИС, технических информационно-коммуникационных навыков. Оцениваются результаты освоения дистанционного обучения, которое проводилось на образовательном портале с использованием встроенных функций и сервисов, а также очных онлайн-занятий на платформе ZOOM. Описано использование наиболее передовой модели дистанционного обучения – обучения с преподавателем. К достоинствам этой модели авторами были отнесены: полное включение студента в процесс обучения, живое онлайн-общение обучающихся и преподавателя; самостоятельная работа на образовательном портале. В статье подробно описаны этапы проведения занятий, включая контроль процесса обучения и оценивание, которые проводились преподавателем (за исключением тестовых заданий). Выявлены достоинства предложенной модели дистанционного обучения, которыми являются: психологически комфортная среда; постоянная связь с преподавателем посредством системы чатов (консультирование нон-стоп); более гибкое планирование и использование времени по сравнению с аудиторным обучением; доступность демонстрации наглядных материалов (индивидуализированность). В статье показаны пути наиболее эффективного использования дистанционных технологий с помощью образовательной платформы ZOOM. На основе анализа педагогической деятельности предложены механизмы реализации данной модели обучения, что актуально в современных условиях пандемии.
электронная информационно-образовательная среда
дистанционное обучение
образовательные технологии
образовательный портал
комфортная среда
1. Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 376−378.
2. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
3. Агранович М., Дренёва А. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 134–149.
4. Любимов И. Влияние пандемии COVID-19 на развитие онлайн-образования // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9(111). С. 151–153.
5. Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 136–146.
6. Шатуновский В.Л.,Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9(87). Ч. 1 С. 53–55.
7. Балашова Е.С., Мальцева С.М. К вопросу о преимуществах и последствиях массового введения дистанционного образования в высшей школе // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 126–135.
8. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2(31). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
9. Кухаренко Е.В., Шапорева А.В., Копнова О.Л, Григоренко О.В. Проектирование модели дистанционного обучения в современном образовательном пространстве // Актуальные вопросы образования. 2020. № 3. С. 43–46.
10. Симакова Т.А., Карпова Г.С. Исследование типологических особенностей адаптированности студентов к обучению в условиях самоизоляции // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 92–102.

Одной из инновационных технологий в современном образовательном пространстве становится дистанционное обучение, позволяющее максимально повысить качество образовательного процесса, сделать его более доступным и удобным для большинства категорий обучающихся [1].

Весь 2020 г. прошел в условиях строгих ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции; в первую очередь, ограничения были введены в высших образовательных учреждениях. Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19 [2].

Омский государственный медицинский университет (ОмГМУ) в течение нескольких лет практиковал разные модели электронного обучения с применением дистанционных технологий, как среди обучающихся на специалитете и в ординатуре, так и при подготовке кадров высшей квалификации в последипломном образовании. В ОмГМУ сформирована электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) на платформе СДО (Система дистанционного обучения) Moodle (в переводе с английского – «модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда»). Это наиболее популярная платформа, которая сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения, при этом СДО Moodle достаточна проста в использовании. Поэтому полный переход на дистанционное обучение студентов в период пандемии не прервал учебный процесс, а по многим направлениям и не снизил качество обучения.

В то же время надо отметить, что это совершенно новая реальность, которая требует модернизации (пересмотра) некоторых традиционных методов и форм обучения, новых приемов взаимодействия с обучающимися, пересмотра учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ЭИОС, технических информационно-коммуникационных навыков.

Цель исследования заключается в определении подходов к повышению эффективности дистанционного обучения в ЭИОС, что, в свою очередь, требует решения следующих задач:

– отработать алгоритм полного дистанционного обучения студентов медико-профилактического факультета на примере дисциплины «Защита прав потребителей»;

– провести анализ форм, методов и приемов обучения в условиях электронно-информационной образовательной среды с использованием дистанционных технологий: определить «плюсы» и «минусы»;

– сформулировать предложения по повышению эффективности дистанционного обучения.

Материалы и методы исследования

В научной литературе в настоящее время имеется немало публикаций, посвященных анализу проведения занятий в дистанционном формате для студентов высшей школы в период пандемии [1–3]. В различных источниках отмечается, что «…ценность онлайн-образования сегодня крайне велика, прежде всего, потому, что полностью заблокирована его традиционная альтернатива». Однако авторы также отмечают, что «…недостатки онлайн-образования слишком серьезны, чтобы им стоило заменять традиционное обучение» [4, 5]. Электронные ресурсы, используемые в образовательном процессе, обеспечивают доступ каждому обучающемуся (студенту) к своему контенту в любое время из любой точки доступа. Традиционно ресурсы предоставляются в виде интернет(web)-сайтов, в виде вебинаров, теле- и видеоконференций и т.д. [6]. Многие авторы в своих работах подробно рассмотрели и даже классифицировали достоинства и недостатки этого вида обучения [7]. Однако пока очень мало предложено решений по совершенствованию процесса дистанционного обучения [8]. В связи с последним утверждением мы в данном исследовании попытались начать дискуссию о способах повышения качества образования в ЭИОС, которое, несомненно, по некоторым направлениям пока недостаточно эффективно.

Проведен педагогический эксперимент по использованию дистанционных образовательных технологий в период строгих ограничительных мероприятий (самоизоляции). Разработан учебно-методический комплекс для ЭИОС по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета, включающий в себя 11 практических занятий по 4 академических часа с единой структурой, итоговый семинар и промежуточную аттестацию в виде экзамена. Обучалось 6 групп по 10–12 человек, всего 72 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

Знание основ законодательства в сфере защиты прав потребителей необходимо специалисту медико-профилактического дела для выполнения одной из основных профессиональных задач по организации и обеспечению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Дистанционное обучение проводилось на образовательном портале с использованием встроенных функций и сервисов, а также проводились очные онлайн-занятия на платформе ZOOM. Алгоритм проведения занятий был однотипным для всех 11 занятий и усложнялся по мере прохождения курса (рисунок).

missing image file

Алгоритм проведения практических занятий по дисциплине «Защита прав потребителей» для студентов 4-го курса медико-профилактического факультета в режиме дистанционного обучения

Нами было определено, что преподаватель, использующий дистанционную форму обучения, должен принять для себя следующие требования:

– базой эффективного обучения будет свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность студентов по овладению компетенциями, описание и примеры реализации которых должны быть изложены в специальных учебных текстах, доступных каждому обучающемуся в любое время;

– учебные материалы для дистанционного изучения, созданные по интернет-мультимедиатехнологиям и размещенные в виде web-сайтов на серверах Интернета, могут оптимально обеспечить каждому из обучающихся доступ к курсам [6].

Оценивание знаний, умений и практических навыков проводилось преподавателем исходя из результатов выполнения самостоятельной работы (задание 1), в ходе непосредственного онлайн-общения со студентами в ZOOM и оценивания наличия у обучающихся навыков и способностей к анализу и обобщению материала, умения логически мыслить и рассуждать, применять правовые нормы к конкретным практическим ситуациям.

Профессиональные ситуации предлагалось решать непосредственно на занятии с последующим обсуждением вариантов решений. Выполнение самостоятельной работы оценивалось индивидуально в заочном режиме, но с подробным указанием ошибок студента, а в последующем сопровождалось общим разбором результатов в ZOOM. Тестовые задания оценивались в автоматическом режиме.

Итоговое занятие проводилось в виде семинара с предварительной подготовкой студентами рефератов и презентаций по предложенным темам и последующими выступлениями и обсуждениями докладов. На семинары приглашались специалисты практических служб и организаций с целью участия в обсуждении докладов с практико-ориентированной точки зрения.

Использована наиболее передовая модель дистанционного обучения – обучение с преподавателем. К достоинствам этой модели были отнесены: полное включение студента в процесс обучения, живое онлайн-общение студентов и преподавателя; самостоятельная работа на образовательном портале. Контроль процесса обучения и оценивание проводились преподавателем (за исключением тестовых заданий). Такая модель считается наиболее эффективной, в отличие от полностью автоматизированной модели (без участия преподавателя) [9].

В ходе обучения использовались все традиционные методы, формы и приемы обучения в той или иной степени: информативные, репродуктивные, продуктивные, за исключением лабораторных практикумов с использованием лабораторного оборудования. Наиболее эффективными при дистанционном обучении, на наш взгляд, являются продуктивные методы обучения.

По результатам проведения нашего исследования (а по сути – педагогического эксперимента) нами были определены следующие достоинства предложенной модели дистанционного обучения:

– психологически комфортная среда;

– постоянная связь с преподавателем посредством системы чатов (консультирование нон-стоп);

– более гибкое планирование и использование времени по сравнению с аудиторным обучением;

– доступность демонстрации наглядных материалов (индивидуализированность).

Ряд авторов дополняют этот список такими преимуществами, как: экономия материальных ресурсов; снижение финансовой нагрузки на университеты; возможность более массового вовлечения студентов в учебный процесс, особенно при лекционных занятиях; возможность консультироваться у разных преподавателей; обеспечение непрерывного учебного процесса [5, 7].

В качестве недостатков (сложностей) нами были диагностированы следующие:

– работа преподавателя усложнилась, поскольку практически обучение было индивидуальным;

– отмечались пониженная мотивация и творческая активность у студентов;

– недостаток невербального общения сказывался на силе убеждения, качестве смыслового понимания и корректной психологической оценке студентов;

– студенты предпочитали работать не с предложенными информационными материалами, а просто «гуглить» в ходе оценивания их знаний;

– фиксировался масштабный плагиат: студенты оперативно создавали информационный фонд правильных ответов для общего доступа; возникла проблема контролируемости;

– имело место техническое, технологическое и пользовательское неравенство как внутри студенческого сообщества, так и между студентами и преподавателями.

В научной литературе большинство авторов обращают внимание на то, что на настоящем этапе недостатков все-таки больше, чем достоинств, и многие указывают на одни и те же проблемы [5, 9]. В то же время мало кто указывает на проблемы контролируемости образовательного процесса в таких условиях и значимости невербального общения.

Проблема контролируемости усугубляется разной цифровой культурой у разных поколений, представителями которых, как правило, являются студенты и их преподаватели. В дистанционном режиме обучения трудно отключить гаджеты, чего иногда требуют преподаватели при традиционном контроле знаний студентов.

Студенты – представители цифрового поколения – в основном способны к параллельной обработке различных информационных потоков, высокой скорости обработки информации и принятия решений с использованием самых современных электронных сервисов. И в данном случае преподавателям приходится не только ориентироваться на наличие у студентов фактических знаний, понятий, классификаций, но, прежде всего, оценивать умение применять полученные достоверные знания (не важно, каким способом) к конкретным практическим ситуациям, а также оценивать аналитические, синтетические, творческие способности студента, т.е. качество самого мыслительного процесса.

Невербальное общение, т.е. общение без слов с помощью жестов, мимики, выступает как значимый компонент педагогического общения. Сложности, связанные с отсутствием невербального общения (или его недостатком), на наш взгляд, ухудшают качество восприятия материала студентами, они чаще отвлекаются, труднее удержать их внимание, как результат – учебный материал усваивается хуже. Важной частью в невербальной коммуникации являются осознанность восприятия и понимание переданной информации участниками общения.

Снижение мотивации и творческой активности студентов при дистанционном обучении, отмеченные нами, подтверждаются другими исследователями [10]. Социологическое исследование Т.А. Симаковой с соавторами 425 студентов свидетельствует о понижении мотивации обучения у 34 % обучающихся; в 38 % случаев они чувствуют снижение ценности высшего образования при переходе на дистанционное обучение; почти 43 % студентов не понимают, что влияет на успех их обучения в дистанционном режиме.

Таким образом, опыт дистанционного обучения в высшей школе в условиях строгих ограничительных мер свидетельствует о необходимости ускоренного комплексного развития дистанционных образовательных технологий с учетом анализа возникающих технических, методологических, педагогических, психологических, социальных и материально-финансовых проблем.

Выводы

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что технологии дистанционного обучения, встроенные в образовательный процесс, предоставляют обучающимся широкие возможности, выводя образовательный процесс на качественно новый уровень, который соответствует требованиям современного социума. Мы признаем, что очная форма сдачи экзаменов и зачетов в медицинском вузе является необходимым требованием для устранения недостатков дистанционных форм обучения.

На наш взгляд, совершенствование дистанционного образования должно включать:

– акцент на индивидуальный подход к обучению студентов с целью сохранения качества высшего медико-профилактического образования, что, в свою очередь, потребует формирования для студентов индивидуальных образовательных маршрутов;

– усиление роли продуктивных, интерактивных форм и методов обучения (творческих заданий, анализа профессиональных ситуаций, ролевых игр; лекций – пресс-конференций и т.п.), что будет способствовать максимальному вовлечению студентов в учебный процесс, компенсировать недостаток живого общения, развивать у обучающихся мыслительный процесс и коммуникативные навыки;

– масштабную разработку интерактивных симуляционных тренажеров в ЭОИС с целью развития практических навыков;

– активное взаимодействие и привлечение в учебный дистанционный процесс специалистов практических служб и организаций; их участие в совместных онлайн-занятиях, семинарах, лекциях, конференциях;

– проработку мероприятий, направленных на действенный контроль результативности и эффективности обучения, повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов за счет индивидуализации заданий, их постоянного обновления, грамотной технической работы с ЭОИС;

– учет успеваемости при проведении промежуточной аттестации в течение всего курса обучения по дисциплине.


Библиографическая ссылка

Овчинникова Е.Л., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2. – С. 194-198;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38517 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674