Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Байкина Н.В. 1 Михелькевич В.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
В статье представлены материалы научных исследований по разработке и практической апробации компетентностно-модульной технологии формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела профессиональных информационно-аналитических компетенций (ПИАК) с использованием метода экспертных исследований. Путем привлечения в качестве экспертов специалистов таможенных предприятий была структурирована, оптимизирована и принята к реализации совокупность из трех обобщенных ПИАК. Целью исследования являются разработка и практическая реализация компетентностно-модульной технологии формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций. Компетентностно-модульная технология, являясь неотъемлемым и центральным элементом педагогической системы формирования у студентов информационно-аналитических компетенций, рассматривается в последовательно-преемственной взаимосвязи с другими элементами системы, которая для образного восприятия представлена в форме структурной схемы. Целостная технология формирования совокупности ПИАК условно разделена на три учебных модуля – М1(И), М2(А) и М3(НИ), которые формируют, соответственно, профессиональные информационно-аналитические компетенции ПК-01, ПК-02, ПК-03. Для установления эффективности функционирования и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования ПИАК были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. В экспериментах участвовали студенты 3–5-х курсов специальности «Таможенное дело» СамГТУ численностью 129 человек. Из этого контингента были образованы две группы: контрольная – обучение проходило по традиционной технологии, и экспериментальная – обучение проходило по инновационной компетентностно-модульной технологии. Констатирующий эксперимент проводился в начале 5-го семестра 3-го курса, т.е. до начала использования инновационной технологии формирования ПИАК, а формирующий эксперимент – в конце 9-го семестра 5-го курса. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов формирования ПИАК в контрольной и экспериментальной группах свидетельствует о существенном превосходстве качественных показателей у студентов экспериментальной группы и, таким образом, подтверждает высокую эффективность и целесообразность использования разработанной компетентностно-модульной технологии формирования у студентов ПИАК.
студенты
специалисты таможенного дела
информационно-аналитические компетенции
технология формирования
учебный модуль
1. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2016. 432 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17082015-n-850/ (дата обращения: 12.02.2021).
3. Русскова О.Б., Каламаева А.Р., Грузкова С.Ф. Оценивание результатов обучения в системе профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1(152). С. 134–139.
4. Байкина Н.В., Михелькевич В.Н. Управление процессом подготовки специалистов таможенного дела на основе компетентностного подхода // Мир педагогики и психологии. 2020. № 09(50). С. 23–32.
5. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н., Поршнева Е.Г. Методические подходы к повышению интенсивности обучения курсантов военного учебного центра // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2020. № 3(39). С. 93–96.
6. Лобанов П.П., Дроздова Н.В. Модульный подход в системе высшего профессионального образования основы структуризации и метапознания. Минск: РИВЦ, 2008. 84 с.
7. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль – конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2011. № 1(15). С. 83–88.
8. Кислякова О.П. Способы оценивания в компетентностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2(22). С. 77–79.
9. Приказ ФТС России от 31.07.2012 № 1535 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате ФТС России, в представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом и таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fts-rossii-ot-31072012-n-1535/
(дата обращения: 12.02.2021).

Кадровые службы таможенных предприятий и учреждений при приеме на работу выпускников вузов по специальности «Таможенное дело» предъявляют высокие требования к сформированности у претендентов профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств [1]. Эти требования работодателей нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 38.05.03 – Таможенное дело [2]. В этом стандарте содержится большой ряд профессиональных компетенций по различным видам деятельности специалистов таможенного дела, которые должны быть сформированы у студентов в процессе освоения ими основных образовательных программ. Из указанного стандарта мы отбираем 11 дефиниций профессиональных компетенций информационно-аналитической деятельности как более наукоемкие и востребованные таможенной службой. Большое число компетенций обусловлено тем, что они описывают не целостный результат готовности студентов выполнять тот или иной вид профессиональной деятельности, а лишь его какую-то часть, фрагмент. Однако такая фрагментность вызывает существенное возрастание трудозатрат на создание критериально-диагностического инструментария и затрат времени на проведение контрольно-измерительных процедур [3].

С целью минимизации трудозатрат и времени проведения контрольно-измерительных процедур по определению уровней сформированности профессиональных компетенций отобранная совокупность информационно-аналитических компетенций была переструктурирована в 3 с использованием метода экспертных исследований. Эксперты (81 человек) – высококвалифицированные специалисты таможенных предприятий и ведущие преподаватели вуза, обучающие студентов этого профиля, – оценивали важность отобранных компетенций и предложили свои обобщенные дефиниции этих компетенций. По результатам статистической обработки экспериментальных анкетных данных методом большинства была выявлена и принята к реализации совокупность, состоящая из 3 обобщенных информационно-аналитических компетенций:

– ПК-01 – владеет навыками использования информации в области таможенного дела, применяет информационные технологии с помощью методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли;

– ПК-02 – владеет навыками использования методов и методик анализа и прогнозирования, расчета показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности и поступления таможенных платежей в бюджет государства;

– ПК-03 – владеет навыками выполнения научного исследования по различным направлениям таможенной деятельности; владеет навыками ведения научной дискуссии и аргументирования полученных результатов в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях).

Процесс формирования информационно-аналитических компетенций осуществляется в педагогической системе, структурная схема которой представлена на рисунке. Из рисунка видно, что система состоит из 8 взаимосвязанных звеньев. Исходное звено 1 – целеполагание – определяет цель создания и эффективного функционирования педагогической системы: сформировать у студентов совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций (ПИАК).

missing image file

Структурная схема педагогической системы формирования у студентов совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций

Второе звено отражает процесс исследований по обоснованию содержания и структуры совокупности ПИАК [4].

Звено 3 отражает процесс и результаты исследований по обоснованию критериев оценивания и разработке диагностического инструментария контроля и измерения уровней сформированности ПИАК, а также обоснование требований к уровням сформированности у студентов ПИАК.

Звено 4 – это информационно-дидактическая база формирования совокупности ПИАК. Она синтезирована из содержания фрагментов и учебных элементов, заимствованных из учебников, учебных пособий, методических пособий по учебным дисциплинам профессионального цикла, которые вносят доминирующий вклад в формирование ПИАК, и структурно разделена на 3 учебных модуля таким образом, что модуль М1(И) формирует профессиональную информационно-аналитическую компетенцию ПК-01, учебный модуль М2(А) – профессиональную информационно-аналитическую компетенцию ПК-02, а модуль М3(НИ) – профессиональную информационно-аналитическую компетенцию ПК-03.

Пятое центральное звено системы – технология формирования совокупности ПИАК.

Проведенный аналитический обзор научных публикаций по проблеме формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций позволил выявить возникшее социально-дидактическое противоречие между назревшей потребностью в использовании компетентностно-модульной технологии для решения рассматриваемой проблемы и недостаточной разработанностью теоретико-методологических обоснованностей по ее использованию для разделения рассмотренной проблемы. Поэтому целью исследования явились разработка и практическая реализация компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций у студентов – будущих специалистов таможенного дела.

В процессе проведения исследований авторы опирались на основополагающие теоретико-методологические положения современной отечественной и зарубежной педагогической науки, использовали метод компаративных исследований, метод выявления эффективности технологии путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов, математические методы статистической обработки экспериментальных данных [1].

Компетентностно-модульная технология была выбрана для реализации с учетом ее существенных преимуществ по сравнению с другими образовательными технологиями аналогичного предназначения: она обеспечивает высокую интегральность обучения [5], высокую результативность в достижении поставленной цели [6], создает благоприятные условия для самоорганизуемой самостоятельной работы студентов [7]. Использованный нами подход к выбору типа образовательной технологии, по сути, представляет собой решение оптимизированной мини-максной задачи: максимум результата при минимальных информационных, временных материально-технических издержках [4].

Компетентностно-модульная технология формирования совокупности ПИАК – это конкретный ряд мыследеятельностных и тактильных операций и процедур по преобразованию знаний, приобретенных обучающимися в процессе изучения и освоения содержания информационного, аналитического и научно-исследовательского компонентов информационно-дидактической базы, в продукты/результаты имманентных им видов учебно-познавательной и профессиональной деятельности, т.е. в профессиональные компетенции. При этом целостная технология формирования совокупности ПИАК условно разделяется на три учебных модуля. При этом важно иметь в виду и учитывать, что процесс формирования ПИАК осуществляется в результате целенаправленного и многократного выполнения определенного вида учебно-познавательной деятельности. К таким видам деятельности относятся:

– решение студентами математических и технико-экономических задач, выполнение аналитических и расчетно-графических работ, выполнение лабораторных работ по учебным дисциплинам профессионального цикла;

– проектная деятельность по выполнению курсовых работ, учебных и реальных курсовых проектов;

– практическое выполнение информационно-поисковых, аналитических и научно-исследовательских работ во время прохождения производственных практик в таможенных организациях.

Определение уровней сформированности у студентов совокупности ПИАК производится опосредованно путем измерения уровней сформированности ее когнитивного, операционального и деятельностного компонентов [1, 8, 9]. С учетом этого были разработаны критерии сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов совокупности ПИАК и соответствующие им контрольно-измерительные тесты. Каждый тест содержит 10 контрольных вопросов, каждый из которых оценивается экспертом от 1 до 10 баллов. Итоговая 100-балльная шкала ранжируется на 3 уровня: от 100 до 90 – высокий уровень; от 89 до 75 – повышенный, от 74 до 55 – базовый (пороговый) уровень.

По полученным в результате тестирования экспериментальным данным уровней сформированности когнитивного (К), операционального (О) и деятельностного (Д) компонентов совокупности ПИАК вычисляется интегральное (И) численное значение уровня сформированности совокупности ПИАК по формуле:

И = ʆК + βО + ΥД,

где К, О, Д – уровни сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов;

ʆ, Υ, β – коэффициенты веса соответствующих компонентов в интегральной величине совокупности ПИАК.

Считая, что все компоненты совокупности ПИАК равноценны, численные значения коэффициентов веса равны ʆ = β = Υ = 0,33.

Звено 6 системы формирования ПИАК «процедуры контроля» отражает процесс тестирования студентов периодического мониторинга, а также на исходном этапе констатирующего и итоговом этапе формирующего экспериментов. В этом звене производится сравнение фактических уровней сформированности компетенций (Ф) с требуемым (Т). Если фактический уровень сформированности совокупности ПИАК у студента превышает требуемый пороговый уровень (Ф > Т), то достигнутая цель отражается в звене 7 (индекс «Да»). Если же фактический уровень сформированности совокупности ПИАК окажется ниже требуемого уровня (Ф < Т), то необходимо скорректировать свой учебный процесс (звено 8) либо дополнительно изучить содержание или углубить знания по соответствующим модулям информационно-дидактической базы или дополнительно освоить недостающие умения и навыки.

Для выявления эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в котором участвовали студенты 3–5-х курсов специальности «Таможенное дело» Самарского государственного технического университета. Респонденты численностью 129 человек были подразделены на две группы – контрольную, проходившую обучение по традиционной технологии, и экспериментальную, проходившую обучение по инновационной компетентностно-модульной технологии.

Констатирующий эксперимент проведен в начале 5-го семестра 3-го курса, т.е. до начала применения в экспериментальной группе инновационной технологии, примерно равны (70 %), результаты тестирования студентов обеих групп и априори ожидаемые низкие результаты сформированности ПИАК ниже порогового уровня – около 47 %, 23 % – на базовом (пороговом) уровне. В 9-м семестре 5-го курса был проведен итоговый формирующий эксперимент, который показал, что у 86 % студентов экспериментальной группы профессиональные информационно-аналитические компетенции сформированы на высоком и повышенном уровне, в то время как у студентов контрольной группы эти уровни сформированности были подтверждены у 33 % респондентов, что число студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности ПИАК, в 2,6 раз больше числа студентов контрольной группы с этим же уровнем сформированности, а также на повышенном уровне в 2,6 раз.

Эти экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о высокой эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций.

Выводы

1. Обоснована необходимая и минимально достаточная совокупность информационно-аналитических компетенций, которыми должны обладать студенты – будущие специалисты таможенного дела, состоящая из 3 обобщенных профессиональных компетенций – ПК-01, ПК-02, ПК-03.

2. Разработана и практически апробирована компетентностно-модульная технология формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела совокупности информационно-аналитических компетенций, которая представляет собой конечный ряд последовательно и преемственно реализуемых операций и процедур по преобразованию знаний, приобретенных студентами в процессе изучения и освоения содержания информационного, аналитического и научно-исследовательского компонентов информационно-дидактической базы, в продукты/результаты имманентных им видов учебно-познавательной и профессиональной деятельности. При этом целостная технология формирования совокупности информационно-аналитических компетенций условно подразделяется на 3 взаимосвязанных учебных модуля – М1(И), М2(А), М3(НИ), каждый из которых имеет свою локальную интегрированную цель, свое назначение и ценность.

3. Предложены критерии оценивания и диагностический инструментарий измерения уровней сформированности у студентов информационно-аналитических компетенций.

4. Проведенные констатирующий (в 5-м семестре 3-го курса) и формирующий (в 9-м семестре 5-го курса) эксперименты по определению уровней сформированности у студентов контрольной и экспериментальной групп информационно-аналитических компетенций подтвердили высокую эффективность и целесообразность использования разработанной компетентностно-модульной технологии формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций.


Библиографическая ссылка

Байкина Н.В., Михелькевич В.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2. – С. 106-110;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38502 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674