Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ВЛИЯНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Серых Л.В. 1 Бучек А.А. 1
1 Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»
Проблема социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности приобретает особую актуальность, поскольку у старших дошкольников часто наблюдается эмоциональный дискомфорт, беспомощность, безынициативность в отношениях с младшими детьми. Целью нашего исследования стало изучение влияния социометрического статуса старших дошкольников на организацию разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности. Использованы методы теоретического анализа, наблюдения, обобщения, социометрическая методика «Краски в подарок» (по Л.С. Римашевской); структурированное наблюдение за свободным взаимодействием дошкольников (по Л.Н. Волошиной), методы математической статистики: U-критерий Манна – Уитни. В исследовании принимали участие 86 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Белгородской области. Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в образовательной практике недостаточно учитывается социометрический статус старших дошкольников в организации разновозрастного двигательно-игрового взаимодействия. Результаты диагностики показали, дети с высоким социометрическим статусом (60,5 %) проявляют потребность передавать свой двигательно-игровой опыт младшему ребенку; умение планировать совместные двигательные действия в игре; умение организовывать двигательно-игровую деятельность с оборудованием (мяч, обруч и т.д.). Дети с низким социометрическим статусом (39,5 %) испытывают проблемы в организации взаимодействия с младшими, не принимают в качестве партнеров для игр, не проявляют положительное эмоциональное отношение, заботу и внимание. При проектировании взаимодействия старших и младших дошкольников педагогу необходимо ориентироваться на социометрический статус старших дошкольников с целью позитивной социализации детей в двигательно-игровой деятельности.
социализация
дошкольники
социометрический статус
игра
физическое развитие
разновозрастное взаимодействие
1. Гусельцева М.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2016. 319 с.
2. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Содержание и критерии социализации современных дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 79–83.
3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 3-е изд. М.: Линка-Пресс, 2015. 208 с.
4. Житная И.В., Лосева И.И. Позитивная социализация ребенка: источники и риски // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 40–53.
5. Berris R., Miller E. How Design of the Physical Environment impacts on Early learning: Educators’ and parents’ perspectives. Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36(4). P. 102–110.
6. Teixeira Costa H.J., Abelairas-Gomez C., Arufe-Giráldez V., Pazos Couto J.M., Barcala-Furelos R. Influence of a physical education plan on psychomotor development profiles of preschool children. J. Hum. Sport Exerc. 2015. Vol. 10 (1). P. 126–140.
7. Скобелева Н.А., Фомичева Е.Ю. Позитивная социализация воспитанников дошкольной образовательной организации // Нижегородское образование, Нижегородский институт развития образования. 2019. № 1. С. 51–56.
8. Чумакова И.В. Партнерская деятельность педагога и ребенка как условие позитивной социализации // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. № 1. С. 44–46.
9. Якобсон С.Г. Проблемы межвозрастного общения детей // Ребенок в детском саду. 2003. № 2. С. 17–20.
10. Волошина Л.Н., Исаенко Ю.М., Курилова Т.В. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе. Волгоград: Учитель, 2012. 91 с.
11. Серых Л.В., Кондаков В.Л., Волошина Л.Н. Алгоритм конструирования и реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30117 (дата обращения: 21.11.2020).
12. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007. 112 с.

Дошкольный возраст – это период накопления психических новообразований, освоения социального пространства, интенсивного физического роста. В контексте исследования проблем современного детства особый интерес вызывает процесс целенаправленной позитивной социализации дошкольников.

М.С. Гусельцева, рассматривая позитивную социализацию как процесс, обращает внимание на нарастание её структурной сложности: «с одной стороны, происходит расширение и углубление внутреннего мира человека, а с другой – возрастает активность, эффективность и значимость индивидуума в текущем социокультурном пространстве» [1, с. 9]. Многие исследователи (В.А. Петровский, Е.О. Смирнова, В.Т. Кудрявцев) отмечали важность взаимодействия детей и взрослых в процессе социализации. Изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, отмечали, что основы совместной деятельности формируются именно в период дошкольного детства [2]. Н.А. Короткова отмечала особую значимость игры и родственных ей видов детской деятельности в процессе социализации старших дошкольников [3]. Ребенок старшего дошкольного возраста способен к самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками в двигательной деятельности [4].

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими у детей старшего дошкольного возраста выражается в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников или взрослых, вовлечения их в общение и совместную деятельность; в стремлении активно общаться, играть, дружить; в эмоциональной чувствительности к отношению сверстников; в оценивании поступков, действий, состояний сверстников с позиции соответствия правилам и нормам. Само общение становится более сложным, многоплановым, эмоционально-выразительным, что находит свое проявление в подвижных и спортивных играх.

В младшем дошкольном возрасте разнообразие двигательной сферы ребенка проявляется в игре и свободных движениях. В возрасте трех – четырех лет дети стремятся к общению со взрослыми и старшими детьми, являющимися для них источниками познания и информации. В двигательно-игровой деятельности старший дошкольник выступает для младших привлекательным партнером и образцом для подражания. Старшие дошкольники видят в младшем товарища по игре, готового к эмоциональному практическому взаимодействию и принятию определенных норм и правил.

Все указанные особенности старших и младших дошкольников создают реальную основу для позитивной социализации и развития взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.

Зарубежные ученые R. Berris и E. Miller, H.J. Teixeira Costa, C. Abelairas-Gomez, V. Arufe-Giraldez, J.M. Pazos Couto и R. Barcala-Furelos указывали на то, что дошкольный возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка [5, 6]. Игровая и другие виды деятельности требуют от детей большей активности, самостоятельности, разнообразия и точности движений на каждом возрастном этапе. Возрастающие физические возможности составляют благоприятную основу для становления личности ребенка в двигательно-игровой деятельности.

В педагогических исследованиях накоплен значительный объем научной информации о значимости позитивной социализации [7, 8]. Проблеме развития разновозрастного взаимодействия и взаимообучения посвящены труды известного отечественного психолога С.Г. Якобсон [9]. Она подчеркивала, что опыт игровой деятельности передавался из поколения в поколение в детском сообществе. Дошкольные образовательные организации имеют возможность использовать разновозрастное взаимодействие дошкольников с целью социализации детей в двигательно-игровой деятельности.

Л.Н. Волошина разработала технологию организации разновозрастного взаимодействия старших и младших дошкольников на игровых физкультурных занятиях [10]. При этом автор отмечает, что организация взаимодействия детей раннего возраста – проблема очень сложная. Не все старшие дошкольники готовы выступить организаторами двигательно-игровой деятельности младших. Многие дети испытывают неуверенность в своих возможностях, не готовы к общению с младшими, испытывают затруднения в использовании способов передачи двигательно-игрового опыта. У таких детей отсутствует интерес к взаимодействию с младшими, и как результат – они не проявляют интерес и активность в совместной двигательно-игровой деятельности.

На наш взгляд, в современной образовательной практике недостаточно используется социализирующий ресурс совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников. А ведь для ребенка становится важен выбор партнера для игры и совместной деятельности, который определяется не только дружескими взаимоотношениями, но и иными качествами сверстника – двигательными, организаторскими, лидерскими. Очевидно, в организации разновозрастного взаимодействия необходимо учитывать социометрический статус старших дошкольников, чтобы получить положительный результат.

Одним из резервов качественного внедрения технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности [11] в деятельность дошкольных образовательных является изучение влияния социометрического статуса старших дошкольников на организацию разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение влияния социометрического статуса старших дошкольников на организацию разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности.

Материалы и методы исследования

Используемые в статье данные были получены в результате теоретического анализа и обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых; диагностики 86 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Белгородской области. База исследования: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 56 «Солнышко», МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 «Гномик» (г. Белгород), МБДОУ детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка», МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок», МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик», (г. Губкин Белгородской области).

В исследовании были использованы следующие методики: социометрическая методика «Краски в подарок» [12]; структурированное наблюдение за свободным взаимодействием дошкольников (по Л.Н. Волошиной).

По результатам социометрического исследования «Краски в подарок» дети были разделены на две группы: 60,5 % (52) детей составили группу популярных, получивших 3 и более выбора, 39,5 % (34) старших дошкольников выборки – непопулярные (получившие 2 и менее выбора).

Структурированное наблюдение за свободным взаимодействием «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников с младшими детьми в двигательно-игровой деятельности осуществлялось по критериям, показателям и авторским методикам, представленным в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты диагностики по критерию «Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности» свидетельствуют, что 90,4 % (47) «популярных» дошкольников продемонстрировали оптимальный уровень (рисунок). Они с интересом включились в подвижную игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», продемонстрировали умение договариваться с младшими; умение планировать совместные двигательные действия в игре; умение организовывать двигательно-игровую деятельность с оборудованием (мяч, обруч и т.д.). Кроме того, проявили положительное эмоциональное отношение в структуре «старший – младший». 9,6 % (5) детей по данному критерию проявили допустимый уровень инициативности. Дошкольники достаточно быстро выполнили задание и не стремились к совместной игре с младшими.

В исследовании выявлено, что в двигательно-игровом взаимодействии «популярные» дошкольники проявляли высокую инициативность, положительно относились к младшему ребенку, ориентировались на сотрудничество в играх.

В отношении «непопулярных» детей оптимальный и достаточный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности проявился у 38,2 % (13) и 41,2 % (14) дошкольников соответственно. Недостаточный уровень характеризует 20,6 % (7) старших дошкольников. «Непопулярные» дети больше демонстрируют отрицательное отношение к младшим, отсутствие интереса к игре и общению; недостаточно проявляют инициативу в двигательно-игровой деятельности; недостаточно проявляют умение договариваться с младшими, планировать совместные двигательные действия; дошкольники в основном копировали движения других детей, не использовали предложенное оборудование (мяч, обруч и т.д.).

Структурированное наблюдение за свободным взаимодействием «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников с младшими детьми в двигательно-игровой деятельности

Критерий

Показатель

Методика

Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности

- степень инициативности в двигательно-игровой деятельности;

- степень продуктивности двигательно-игрового взаимодействия;

- эмоциональное отношение к младшим

Наблюдение за взаимодействием в подвижных играх старших дошкольников с разным социометрическим статусом с младшими (с использованием игрового спортивного оборудования)

(модифицированная методика Л.Н. Волошиной для оценки уровня разновозрастного взаимодействия)

 

Ser1.wmf

Результаты по критерию «Умение «популярных» и «непопулярных» дошкольников организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности»

Для изучения статистической значимости различий показателей, представленных данных по критерию «Умение старших дошкольников с разным социометрическим статусом организовать взаимодействие с младшими в двигательно-игровой деятельности» двух сравниваемых групп («популярные»/«непопулярные» старшие дошкольники) при заданном количестве участников, по U-критерию Манна – Уитни, были выдвинуты две гипотезы: гипотеза H0 о том, что нет различия между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности, и гипотеза H1 – о наличии различий между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности. Статистическая обработка результатов наблюдений по U-критерию Манна – Уитни двух групп дошкольников с разным социометрическим статусом (52 «популярных» и 34 «непопулярных» старших дошкольника), вычислялась по следующей формуле:

Uэмп = (N1*N2) + serih01.wmf – Tх,

N1 – количество испытуемых в первой выборке, N2 – количество испытуемых во второй выборке, Тх – большая из ранговых сумм, Nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

При ранжировании наблюдений (значений) «популярных» старших дошкольников общая сумма рангов составила 2771,5, а при ранжировании наблюдений (значений) «непопулярных» составила 969,5. Для вычисления эмпирического значения берем большую из ранговых сумм двух групп «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников, которое равно Тх = 2771,5.

Uэмп = (52*34) + serih02.wmf – 2771,5 = 374,5.

Определение критического значения для соответствующих N1 и N2 (N1 = 52 и N2 = 34) показало, что

Uкр = serih03.wmf.

Ser2.wmf

Полученное эмпирическое значение Uэмп (374,5) находится в зоне значимости.

Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p < 0,05), если Uэмп ≤ U0,05 , и тем более достоверными (p < 0,01), если Uэмп ≤ U0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что если Uэмп < Uкр, то принимается гипотеза H1, следовательно, можно говорить о наличии различий между группами «популярных» и «непопулярных» старших дошкольников при организации взаимодействия с младшими в двигательно-игровой деятельности (p < 0,01).

Полученные результаты убеждают нас в необходимости внесения корректив в технологию социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности с учетом социометрического статуса старших дошкольников.

Заключение

Проектирование технологии социализации дошкольников должно осуществляться с учетом возможностей двигательно-игрового взаимодействия детей старшего и младшего возраста.

Дети с высоким социометрическим статусом (60,5 % (52) дошкольников, из них 90,4 % (47) – оптимальный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности, 9,6 % (5) – допустимый уровень) проявляют потребность передать свой двигательно-игровой опыт младшему ребенку; умение планировать совместные двигательные действия в игре; умение организовывать двигательно-игровую деятельность с оборудованием (мяч, обруч и т.д.).

Дети с низким социометрическим статусом (39,5 % (34) дошкольников, из них 38,2 % (13) – оптимальный уровень взаимодействия с младшим в двигательно-игровой деятельности, 41,2 % (14) детей – достаточный уровень, 20,6 % (7) – недостаточный уровень) испытывают проблемы в организации взаимодействия с младшим, не принимают в качестве партнера для игр, не проявляют положительное эмоциональное отношение, заботу и внимание.

При проектировании взаимодействия старших и младших дошкольников педагогу необходимо ориентироваться на социометрический статус старших дошкольников с целью позитивной социализации старших детей в двигательно-игровой деятельности, что в результате будет способствовать активному усвоению всеми дошкольниками двигательно-игрового опыта, создаст условия для радостных эмоциональных переживаний и развития игрового пространства детства.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Бучек А.А. ВЛИЯНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 222-226;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=38437 (дата обращения: 20.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074