Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гетман Н.А. 1, 2 Котенко Е.Н. 1, 2 Гейнц И.В. 2 Котенко А.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Современные реалии пандемии коронавируса во всем мире изменили отношение человека к себе и своему месту в этом мире. Одним из ответов общества на вызов мирового масштаба стала волонтерская деятельность. Возросшая значимость волонтерской деятельности в период пандемии привела нас к необходимости подготовить преподавателей к сопровождению и поддержке волонтеров вуза. В статье анализируются формы взаимодействия преподавателей вуза со студентами для формирования их готовности к организации волонтерской деятельности. Обосновывается идея необходимости внедрения в курсы повышения квалификации преподавателей модуля «Сопровождение волонтерской деятельности обучающихся». Авторы выделяют этапы обучения по модулю, акцентируют внимание на том, что освоение данного модуля позволяет получить новый, по своей сути, результат профессиональной педагогической деятельности слушателей курсов повышения квалификации. Теоретическая и практическая значимость статьи состоит в изучении состояния проблемы выстраивания взаимодействия преподавателей и студентов в современных условиях пандемии. Проанализированы итоги анкетирования слушателей курсов, авторами сделаны выводы о том, что волонтерство является одним из способов оптимизации организации воспитательного процесса в вузе, повышения квалификации и позволяет рассмотреть личность преподавателя как субъекта деятельности, активно участвующего в процессе собственного профессионального развития.
волонтерское движение
преподаватель вуза
формы обучения
инновационная деятельность
модульная программа
повышение квалификации
профессионально-педагогическая компетентность
модуль
1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
2. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.10.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 20.10.2020).
3. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4180/4184 (дата обращения: 24.10.2020).
4. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Педагогические условия формирования инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/15-2/16-21.pdf (дата обращения: 24.10.2020).
5. Гридина В.В., Макарова Н.С. Студенческое волонтерское движение как один из подходов к решению воспитательных задач в современном вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.altstu.ru/disser/conferenc/2010/02/pdf/075gridina.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
6. Сайт ОмГМУ. [Электронный ресурс]. URL: http://omsk-osma.ru/vneuchebnaya-i-social-naya-rabota/upravlenie-po-molodezhnoy-politike-i-social-nomu-razvitiyu (дата обращения: 20.10.2020).
7. Савчук Павел «Волонтеры-медики». [Электронный ресурс]. URL: https://omsk.aif.ru/health (дата обращения: 12.10.2020).
8. Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_volunteers (дата обращения: 21.10.2020).
9. Добровольческая деятельность, волонтерство как важные составляющие при формировании компетенций будущих специалистов». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/dobrovolcheskaya-deyatelnost-volonterstvo-kak-vazhnie-sostavlyayuschie-pri-formirovanii-kompetenciy-buduschih-specialistov-2111549.html (дата обращения: 20.10.2020).

Функции, которые выполняет непрерывное профессиональное образование, а именно: профессиональная, социальная, личностная функции – обеспечивают «…формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности» [1]. Они позволяют «….дополнять и обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах» [1].

Социально-экономические реформы в высшем образовании поставили задачу воспитания нового поколения, способного успешно осуществлять преобразования в интересах общества и государства, что потребовало усиления роли воспитания в высших учебных заведениях. В Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.10.2020) обозначены основные цели добровольческой (волонтерской) деятельности, под которой понимается «…добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг» [2]. Одной из приоритетных целей волонтерского движения, представленных в законе, является «…содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности» [2].

В медицинском образовании происходят еще более сложные процессы: реформирование, постепенный переход на непрерывное медицинское образование, оптимизация подготовки кадров в послевузовский период. Все это приводит к необходимости организации качественного профессионального воспитания будущих врачей. Духовно-нравственное воспитание относится к ведущему направлению профессионального воспитания. На необходимость поиска оптимальных путей духовно-нравственного воспитания указывают и нормативные документы, определяющие перспективы высшего медицинского образования. Сейчас сложилась ситуация, когда в вузе работает большое количество специалистов, у которых высокий уровень специальных знаний, но как преподаватели (педагоги) эти специалисты не владеют современным педагогическим инструментарием в области воспитания в полной мере. В силу этого актуализируется проблема подготовки преподавателей в системе повышения квалификации посредством специально созданных модульных программ по педагогике и психологии в области воспитания.

Цель исследования состоит в определении оптимальных форм взаимодействия преподавателей, кураторов групп со студентами в медицинских вузах по организации волонтерского движения. Актуальность нашего исследования определяется потребностью высшей школы в нахождении современных форм организации воспитательной работы в вузе, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных кадров.

Материалы и методы исследования

В научной литературе проблемы организации духовно-нравственного воспитания в вузах рассматриваются широко и подробно. Они поднимались в работах отечественных социологов и психологов. Зарубежные ученые рассматривали проблему воспитания личности через исследование ее активности в основных видах социальной и духовной деятельности, через анализ активной роли личности в ее взаимоотношениях с окружающей средой [3]. Одним из педагогических условий обеспечения успешности воспитательного процесса ученые определяют «…учет личной заинтересованности сотрудников в необходимости заниматься новым видом деятельности. Для реализации данного условия необходима оценка показателя «возможность и желание работать в новых условиях» [4]. Нами была применена совокупность принципов и способов построения теоретической и практической деятельности в системе повышения квалификации, которые базируются на системном и компетентностном подходах. Использованы теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка); статистические (методы математической статистики).

Перед нами возник вопрос, какие именно компоненты педагогической деятельности преподавателя способствуют оптимальной организации волонтерского движения в воспитательной среде вуза и каким образом должна быть выстроена система повышения квалификации преподавателей в этой области?

Результаты исследования и их обсуждение

Воспитание будущих врачей, как всякая педагогическая деятельность, имеет цели и задачи, т.е. это целенаправленный процесс, поэтому для качественного его осуществления необходимо определить задачи профессионального воспитания будущих врачей, что позволит формировать представление о целях, содержании и организации воспитательных процессов вуза. Содержание всякой воспитательной деятельности составляет приобщение к ценностным основам. Современное понимание категории «ценность» и использование ее в гуманитарной науке основывается на трудах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, Б.И. Додонова, М.С. Кагана, Н.С. Розова, В.П. Тугаринова и др. В этих работах заложены основы решения главной задачи воспитания – формирования будущего врача в вузе через систему ценностей. Профессиональное воспитание будущего врача должно быть направлено на присвоение им ценностей медицинского корпуса, профессиональную социализацию, постоянно возрастающие требования к его личностным качествам со стороны медицинско-профессиональной деятельности.

Особенность организации воспитания в медицинском вузе состоит в том, что после окончания вуза дается клятва Российского врача. Это задает перечень обязанностей врача. То есть студент медицинского вуза с первых дней обучения должен вести себя в соответствии с принятыми в медицинском сообществе правилами, нравственными нормами и др. Все это ставит задачу организации профессионального воспитания.

Рассматривая роль воспитания в подготовке будущего врача, мы, соглашаясь с В.В. Гридиной и Н.С. Макаровой, считаем, что развитие волонтерского движения в вузах может стать «…эффективным способом организации воспитательного процесса в студенческой среде» [5]. Оказывая помощь нуждающимся в ней людям, студент «…проявляется как личность, как человек, способный влиять на окружающий его мир. Наблюдая за людьми, которые не в состоянии обойтись без помощи окружающих, они сами начинают задумываться о ценности жизни» [5]. На современном этапе развития образования новые смыслы приобретают такие понятия, как «ценность», «жизнь», «духовность». Преобладание материального над духовным, в последнее время ставшее приоритетным, в условиях пандемии показало свою несостоятельность. «Видя плоды своей деятельности, молодые люди осознают, что духовные ценности порой более значимы, чем ценности материальные, и получают настоящее моральное удовлетворение от собственной работы. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской деятельности студентов» [5].

Помимо федеральных государственных образовательных стандартов на содержание и цели воспитания в медицинском вузе оказывает влияние клиническая составляющая, современная доктрина здравоохранения, клятва врача, устав вуза. Кроме того, важным фактором влияния на воспитательную составляющую в вузе оказывает эпидемиологическая ситуация в мире. Организацией воспитательного процесса в вузе занимаются как специально созданные структуры (Управление по молодежной политике и социальному развитию, целью деятельности которого является создание условий для разностороннего развития личности обучающихся, для развития профессионально значимых качеств у будущих врачей/специалистов. Основные задачи управления: совершенствование воспитательного компонента учебного процесса и внеучебной деятельности вуза; организация деятельности волонтерских, творческих и спортивных объединений ОмГМУ; организация мероприятий, направленных на развитие общей культуры и оздоровление обучающихся; организация работы по профилактике правонарушений, экстремизма и антиобщественного поведения; организация размещения обучающихся в студенческих общежитиях; обеспечение информационной политики ОмГМУ, включая поддержку студенческих СМИ; организация научно-исследовательской работы по созданию истории ОмГМУ), так и сами преподаватели [6].

Современные реалии пандемии коронавируса во всем мире изменили отношение человека к себе и своему месту в этом мире. Одним из ответов общества на вызов мирового масштаба стала волонтерская деятельность. Возросшая значимость волонтерской деятельности в период пандемии привела нас к необходимости подготовить преподавателей к сопровождению и поддержке волонтеров вуза. В программу повышения квалификации преподавателей вуза, организованной в весенний семестр 2020 г., был включен модуль «Сопровождение волонтерской деятельности обучающихся», рассчитанный на 16 ч. В рамках модуля преподавателям предоставлялись методики оценки морально-этических качеств волонтеров, разъяснялись критерии, позволяющие отслеживать динамику проявления данных качеств, даны методические рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса, нацеленного на их развитие. Проведен тренинг. На нем преподаватели могли опробовать приемы, упражнения, которые можно использовать в образовательном процессе со студентами.

Практика Омского государственного медицинского университета в организации волонтерской деятельности носит не только медицинский, но и немедицинский характер. «Волонтерское сообщество не может оставаться в стороне перед теми вызовами, которые происходят в нашей стране. Оно очень гибко быстро реагирует… в ситуации распространения коронавирусной инфекции [7].

Для исследования проблемы поиска оптимальных форм взаимодействия преподавателей, кураторов групп со студентами в вузах по организации волонтерского движения нами был разработан инструментарий, проведено исследование в вузе. Преподавателям, прошедшим курсовую подготовку по модулю «Сопровождение волонтерской деятельности обучающихся» (30 человек), была предложена анкета, в которой изучалось их отношение к волонтерской деятельности, готовность сопровождать данный вид деятельности студентов в период пандемии и уровень компетентности в этом виде деятельности.

Анкета

«Волонтерство как социальный феномен современного российского общества»

Здравствуйте! Уважаемые преподаватели! Просим Вас ответить на несколько вопросов, информация будет использована в научных целях.

1. Укажите Ваш основной вид деятельности________________

2. Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?________________

3. Как Вы считаете, насколько эффективно волонтерство в России?___________________

4. Занимались ли Вы волонтерской деятельностью, когда были студентом /работали?_____________________

5. Что, на Ваш взгляд, является решающим фактором при принятии решения стать волонтером?_________________________________________

6. Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере? (не более трех ответов) _________________________________________________

7. Готовы ли Вы участвовать в организации волонтерских отрядов медицинской(иной___________) направленности?______________

8. Какие наиболее оптимальные формы взаимодействия со студентами-волонтерами Вы видите?________________

Из полученных данных следует, что из числа респондентов, которые обучались на курсах повышения квалификации, только 33 % считают, что волонтерское движение неэффективно. Положительное влияние волонтерской деятельности на формирование студентов как будущих медиков- специалистов отмечают 64 % опрошенных, отрицательное – 3 %. Уровень готовности преподавателей к сопровождению волонтерской деятельности оценивают как высокий 57 %, средний – 33 %, низкий – 6 %, затрудняются дать ответ – 3 % респондентов. При выявлении преподавателями наиболее эффективных форм взаимодействия со студентами, желающими стать волонтерами, были названы: тренинг (67 % указали на его высокую эффективность); проектная деятельность (100 %); информационно-коммуникационное взаимодействие: чат, блог, форум и т.д. (100 %).

Прошедшие курсовую подготовку преподаватели разработали курс «Дистанционные образовательные технологии», к реализации которого привлекли студентов-волонтеров, оказывающих преподавателям университета поддержку в организации онлайн-обучения в информационно-образовательной среде вуза. Это волонтерское движение получило название «IT-волонтерство» [8].

При переходе университета на дистанционное обучение около 25 % преподавателей, не владеющих в совершенстве информационными технологиями, испытали трудности технического и методического характера. Студенты, как «аборигены» информационного общества, достаточно компетентны в работе таких сервисов, как Zoom, Discord, Big-blue-button и т.д., и без проблем осуществляют поддержку преподавателей в освоении нового софта. В условиях второй волны пандемии в обучении дистанционным технологиям приняли участие 298 преподавателей 62 кафедр вуза и 27 студентов, «цифровых волонтеров» Омского государственного медицинского университета.

Волонтеры провели с преподавателями занятия, содержание которых было утверждено учебным управлением университета. Рассмотрены следующие темы: а) практика вузов по поддержке волонтерского движения в период пандемии – 2 ч; б) мессенджер – Discord как основное средство организации коммуникаций в команде, Zoom, Big-blue-button – сервисы для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения – 6 ч; в) практические занятия волонтеров с преподавателями, не владеющими современными информационными технологиями – 8 ч, «Организация работы в цифровой образовательной среде медицинского вуза средствами программ Zoom, Discord, Big-blue-button».

Список волонтеров и график занятий обновляется постоянно на портале университета. Преподаватели имеют возможность выбрать удобное для занятий время и место проведения (6 баз для проведения занятий). По окончании курса преподаватели получают удостоверение о повышении квалификации (16 ч).

Выводы

Распространение коронавирусной инфекции в нашей стране показало значимость волонтерского движения. Мобилизация сил студентов и преподавателей в данной ситуации представила важность готовности и знаний в области волонтерства. Предоставление не только медицинской, но и интеллектуально-организационной помощи преподавателям в области IT-технологий стало важной составляющей работы студентов-волонтеров. При этом студенты фактически развивают свои профессиональные навыки в области коммуникации, консультирования, расширяют свой профессиональный опыт. Кроме того, несмотря на то, что работа волонтёров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтёрства. Сами студенты, занимающиеся бесплатной добровольческой деятельностью, отмечают, что волонтерство способствует их личностному росту, развитию профессиональных навыков, которые обязательно пригодятся в жизни, приобретению опыта и повышению самооценки [9].

Одной из наиболее значимых практик студентов-волонтеров в нашем вузе стала поддержка преподавателей в решении вопросов освоения современных инструментов дистанционного онлайн-обучения.

Приобретенный в этой экстремальной ситуации опыт позволил массово овладеть современными IT-технологиями практически всем преподавателям вуза.

Заключение

В ходе исследования установлено, что в современных условиях волонтерство является одним из востребованных видов деятельности студентов. Преподаватели, с одной стороны, готовы сопровождать данную деятельность, а с другой – активно принимают помощь студентов, при этом активно участвуя в процессе собственного профессионального развития. На основании ответов слушателей мы сделали вывод, что полученый опыт окажет значительное влияние на развитие волонтерской практики в будущем.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Гейнц И.В., Котенко А.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 130-134;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38351 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674