Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Сигитова Л.И. 1
1 ФБГОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Статья посвящена поиску решений проблем образования в условиях системной трансформации современного общества. В ее начале дается краткий анализ системы подготовки магистров психолого-педагогического образования, формулируются предположения о тенденциях дальнейшего развития высшего образования в России, определяются наиболее востребованные направления в психолого-педагогическом образовании. В качестве примера в работе рассматриваются основное содержание и формы подготовки магистров по основной профессиональной образовательной программе высшего образования «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», которая учитывает требования профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью выпускника. Описывается опыт использования дистанционных форм обучения в разработке и реализации новой программы, построенной на принципах инновационности, системности, доступности. Содержание программы позволит эффективно формировать у магистрантов ценностное отношение к безопасному социальному взаимодействию, умение осуществлять обучение и в дальнейшем свою психолого-педагогическую деятельность в дистанционной форме. Автор предлагает обновить содержание существующих программ в соответствии с новыми социально-политическими условиями, расширить применение дистанционных форм обучения на разных ступенях образования. Применение представленных содержания и форм позволит значительно повысить доступность современного высшего образования на ступени магистратуры, что впоследствии окажет влияние на качество образования в целом.
высшее образование
психолого-педагогическое образование
дистанционное обучение
магистратура
система
содержание
форма
1. Жарикова Л.И. Ценностное отношение будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию: проблемы и перспективы: монография. Барнаул: БГПУ, 2008. 209 с.
2. Кузьминов Я. Образование и технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/27/03/2020/5e7cd7799a79471ed230b774?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https?%3A?%2F?%2Fyandex.ru?%2Fnews (дата обращения: 15.05.2020).
3. Сигитова Л.И. Ценностные восприятия студентов при выборе программ обучения в магистратуре // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 202–206.
4. Центр по работе с абитуриентами Алтайского государственного педагогического университета: официальный сайт. Барнаул. Обновляется в течение суток. [Электронный ресурс]. URL: https://pricom.altspu.ru (дата обращения: 19.05.2020).
5. Абрамова С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 200 с.
6. Марченко И.П. Стратегия и тактика в организации деятельности магистратуры // Инновации в образовании. 2013. № 8. C. 25–34.
7. Попова Р.И. Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1. С. 122–124.

В связи с современными социально-политическими изменениями глобального масштаба на наших глазах происходит трансформация образования в целом и высшего образования в частности. Кризис образования, продолжающийся более пятидесяти лет, наконец, получил вектор своего дальнейшего развития. В нашей стране вялотекущая борьба традиционного и развивающего обучения в кратчайшие сроки привела к смене парадигм.

Очевидно, что некоторые элементы системы традиционного образования еще долгое время будут сохранять свою значимость, не давая разрушиться системе образования. Ряд противоречий, связанных с вхождением России в Болонский процесс, теряют свою актуальность:

– осмысление и обобщение зарубежного опыта преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, внедрение этого опыта в России идет полным ходом;

– высшее и постдипломное образование стало более доступным, и вхождение России в мировое образовательное пространство уже происходит и принесет свои плоды в недалеком будущем [1].

В связи с этими и другими условиями система высшего образования получает большие возможности для изменения содержания образования в сторону актуальности и развития новых форм обучения.

Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов в интервью каналу РБК заявляет: «Новые методы при всей своей эффективности с порога отвергались или игнорировались традиционалистами, а традиционалистов в образовании большинство. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже не вернется в традиционное состояние» [2].

Необходимо отметить, что часть высших учебных заведений уже решали проблему новых форм и содержания, учитывая тенденции развития образования в мире, разрабатывая новые актуальные направления и программы, широко внедряя дистанционные формы обучения. Увидеть это можно на примере опыта подготовки магистров психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете.

Для дальнейшего развития системы образования и усовершенствования дистанционной формы обучения необходимы анализ профессиональной востребованности выпускника обществом и государством, учет его образовательных интересов, формирование у будущего магистра ценностного отношения к непрерывному образованию в условиях системной трансформации современного общества.

Результаты исследования будут востребованы в системе подготовки магистров различных направлений, могут учитываться в разработке и внедрении новых направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

В ходе предыдущих исследований мы выявили, какие ценности лежат в основе восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре, и пришли к выводу, что главными ценностями у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. Но предпочтения менялись в зависимости от направления обучения [3]. Сведения указаны в табл. 1.

Для определения наиболее востребованных программ педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете проводится ежегодный мониторинг среди студентов бакалавриата старших курсов. Подтверждением востребованности определенных программ магистратуры является высокий конкурс при поступлении (размещается на сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ») [4].

Результаты исследования и их обсуждение

На подготовительном этапе была поставлена задача – определить наиболее востребованные программы педагогического и психолого-педагогического образования в Алтайском государственном педагогическом университете. На сайте приемной комиссии ФБГОУ ВО «АлтГПУ» до 2017 г. были размещены результаты ежегодного мониторинга программ магистратуры: каковы конкурс, число поступающих на одно место, какое место занимает это направление среди других реализуемых в университете [4]. Сведения указаны в табл. 2.

Таблица 1

Зависимость выбора респондентом ценности образования от направления обучения

№ п/п

Вариант ответа

% от ответов

Направление обучения

1

Качество обучения

80 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

2

Бесплатное обучение

70 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

3

Престижность будущей профессии

62 %

Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление

4

Невысокая стоимость обучения

60 %

Юридическое, экономическое, психолого-педагогическое, медицинское, техническое

5

Престижность вуза

54 %

Дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление

 

Таблица 2

Конкурс среди абитуриентов магистратуры по психолого-педагогическому образованию

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Кол-во на одно место

6

13,46

20,25

13,42

14

Рейтинговое место

1

2

1

3

2

 

Таблица 3

Рейтинг направлений обучения в магистратуре среди абитуриентов Института психологии и педагогики

№ п/п

Вариант ответа

Кол-во в %

1

Психология

30

2

Психологическое консультирование

20

3

Специальная психология и педагогика

16,6

4

Социальная психология и педагогика

13,3

5

Начальное образование

13,3

6

Затрудняюсь ответить

6,8

 

Из табл. 2 видно, что психолого-педагогическое направление является традиционно востребованным у абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ». В последующие годы (2018–2019 гг.) конкурс на психолого-педагогическое направление оставался неизменно высоким.

Для подтверждения гипотезы: психолого-педагогическое направление магистерских программ востребовано абитуриентами – в 2018 г. был проведен опрос абитуриентов ФБГОУ ВО «АлтГПУ», поступающих на программы магистратуры Института психологии и педагогики. Из 250 абитуриентов случайным образом были отобраны 30 человек, которым был задан и проанализирован вопрос: «По каким программам магистратуры Вы хотели бы обучаться?» Вопрос не предполагал вариантов ответа, требовалось, чтобы респонденты сформулировали направление самостоятельно. В итоге ответы респондентов были сгруппированы по направлениям. Сведения указаны в табл. 3.

Анализ полученных данных, результаты наблюдения автора в качестве председателя экзаменационной комиссии по приему в магистратуру ИПиП ФБГОУ ВО «АлтГПУ» (2015–2019 гг.) позволяют констатировать большую заинтересованность выпускников бакалавриата в поступлении на программы магистратуры, связанные с психолого-педагогическим образованием.

Выявленные тенденции в сфере психолого-педагогического образования показали необходимость разработки и внедрения новой программы магистратуры, отвечающей запросам личности и общества. Кроме психолого-педагогической направленности, новая программа магистратуры призвана решать глобальную проблему – безопасность жизнедеятельности человека, безопасность его социального взаимодействия. Интересным является тот факт, что название программы «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», ее миссия были определены в 2019 г., но актуальны они и в современных условиях.

Выпускники магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» будут готовы к выполнению ряда видов профессиональной деятельности: преподавательской, консультативной, научно-исследовательской, социально-педагогической, организационно-воспитательной. Должности, которые будут занимать выпускники магистратуры: социальный педагог; социальный работник; психолог; педагог-психолог; медиатор; психолог-консультант; организатор безопасной среды и др. Поэтому местами трудоустройства могут быть учреждения образования любого уровня (дошкольные организации, школы, колледжи, вузы); органы управления образованием; учреждения социальной направленности, социальные службы (центры социальной защиты и др.); организации по оказанию психологической помощи (консультанты, медиаторы), частные организации (кабинеты психолога); правоохранительные органы (инспекции по делам несовершеннолетних, полиция, специальные подразделения, воспитательные колонии и т.д.); предприятия, где работа сотрудников подразумевает наличие психологических, эмоциональных нагрузок. Исходя из высокого уровня подготовки магистр может занимать не только базовые должности, но и руководящие посты.

Отличительной чертой магистратуры является ее эксклюзивность на рынке образовательных услуг, сходными с ней являются лишь программы «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена), «Психология безопасности в образовании» (Московский городской психолого-педагогический университет) [5].

Прогнозирование, выработка стратегии обеспечения безопасности человека в социальном взаимодействии являются актуальнейшими проблемами, направленными на сохранение здоровья субъектов образовательного процесса, профилактику травматизма и обеспечение повышения производительности труда. Для этого в образовании необходимы специалисты с повышенным уровнем подготовки, который реализуется в процессе освоения магистерской программы, поскольку уровень подготовки бакалавров недостаточен для решения указанных проблем на современном этапе развития общества [6].

Основной целью открытия магистерской программы служит подготовка квалифицированных кадров для разработки и реализации инновационных проектов в сфере образования и безопасности. Кроме этого, можно выделить следующие цели магистерской программы:

– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в области формирования безопасного будущего;

– подготовка высококвалифицированных работников-магистров и повышение уровня их конкурентоспособности на рынке труда;

– подготовка высококвалифицированных специалистов для средних школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, органов социальной защиты;

– развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных) и профессиональных компетенций по направлению подготовки в соответствии с потребностями рынка труда [7].

Большая часть предлагаемых курсов имеет эксклюзивный характер и разработана специально для данной магистерской программы. Каждый курс опирается на достижения современной ноксологии (науки прогнозирования наиболее вероятных опасностей) и педагогики (технологии формирования навыков безопасной жизнедеятельности), обеспечен необходимой литературой и другими источниками важной информации. Тематика проблем, рассматриваемых в рамках дисциплин, входящих в магистерскую программу, может быть использована для проведения дальнейших исследований в области формирования навыков безопасной жизнедеятельности.

Для разработки и осуществления поставленной задачи была создана рабочая группа. Принципами реализации дорожной карты (для рабочей группы – техническим заданием) стали следующие.

1. Все дисциплины и практики должны вестись в дистанционной форме на платформе СДО Moodle АлтГПУ.

2. Обязательно проведение в ходе образовательного процесса лекций в формате вебинаров.

3. Обязательно выставление в СДО Moodle полного комплекта материалов дисциплин и практик.

4. Необходимо сопровождение обучения с фиксацией хода образовательного процесса и выставлением оценок в онлайн-журнале.

5. Защита ВКР проходит в очном формате или дистанционно (по желанию студентов – с их письменного заявления).

6. Первая (установочная) сессия проходит в очном формате.

7. Решение о формате последующих установочных сессии в начале учебного года принимает руководитель ОПОП.

Рабочая группа придерживалась четкого плана: разработка учебного плана, определение кадрового обеспечения ОПОП; согласование кадрового состава; разработка методического обеспечения (РПД, ФОСы, материалы к занятиям); обучение преподавателей дистанционным формам обучения (осуществлялось посредством курсов ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Отделом цифрового обучения ФБГОУ ВО «АлтГПУ»); утверждение ОПОП на Ученом совете АлтГПУ; представление полного пакета материалов для дистанционного обучения.

Принципы, этапы подготовки программы были реализованы раньше намеченного срока в связи с переходом вуза на дистанционное обучение. Таким образом, актуальность выбранной формы обучения подтвердилась не только в рамках подготовки программы магистратуры «Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии», но и в стране, и в мире.

Магистратура является одним из этапов непрерывного образования и для выпускников бакалавриата – новой ступенью, раскрывающей перспективу дальнейшей научной работы, получения более глубоких знаний. Через обучение в магистратуре возможна самореализация в науке, профессиональной деятельности. Необходимо отметить: если поступление в вуз не всегда является осознанным актом, то решение продолжить обучение в магистратуре – индивидуальный, продуманный, самостоятельный шаг, обучение в магистратуре не только решает общие задачи, но и удовлетворяет разные индивидуальные потребности обучающихся. Процессы, происходящие в мире и в системе высшего образования, потребовали изменения не только форм, но и содержания.

Выводы

1. Психолого-педагогическая безопасность человека в социальном взаимодействии занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей.

2. Проблемы высшего образования в условиях системной трансформации современного общества требуют разработки и применения инновационных форм обучения и пересмотра содержания образовательных программ.

3. Необходимо дальнейшее исследование ценностных восприятий студентами программ обучения в магистратуре с точки зрения их взаимосвязи с новыми условиями жизни и социального взаимодействия.


Библиографическая ссылка

Сигитова Л.И. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 369-373;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38118 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674