Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ КУРСАНТОВ СИСТЕМЫ ВУЗОВ МВД

Литвинов А.В. 1 Князев К.С. 1 Личман А.В. 1 Корыц С.И. 1 Чичин С.В. 2
1 ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России»
2 Филиал ФГКВОУ ВО «ВА МТО им. Генерала армии А.В. Хрулева»
Статья посвящена проблеме подготовки курсантов системы МВД в рамках изучения дисциплины «Автомобильная подготовка». Раскрывается специфика преподавания дисциплины в настоящее время. Обозначены проблемы реализации компетентностного и деятельностного подходов к обучению дисциплине «Автомобильная подготовка». Отмечается актуальность подготовки курсантов при изучении дисциплины, как основы их личной безопасности и безопасности других участников дорожного движения, в качестве элемента формирования правового сознания выпускника и будущего сотрудника полиции, в качестве средства формирования практических умений и навыков управления автомобилем при выполнении служебных заданий, поддержания имиджа и престижа полиции. Рассмотрен опыт подготовки водителей транспортных средств в таких странах, как Германия, Австрия, Канада, США, Новая Зеландия, Великобритания, которые успешно используют двух- или трехфазную системы подготовки, благодаря чему им удается снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 20–30?%. Проанализированы рекомендации ряда авторов по совершенствованию подготовки сотрудников силовых ведомств навыкам безаварийного управления транспортными средствами, формирования транспортной и правовой культуры. Предлагается использование зарубежного опыта подготовки водителей транспортных средств при обучении курсантов дисциплине «Автомобильная подготовка», что в силу специфики учебных заведений системы МВД может принести хорошие результаты. Внедрение тестирования в области знаний Правил дорожного движения и практических навыков управления транспортными средствами позволит осуществить постоянный контроль готовности курсанта к управлению транспортным средством.
автомобильная подготовка
методика обучения
зарубежный опыт
перспективы преподавания
деятельностный подход
1. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 26 марта 2020 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 (дата обращения: 09.04.2020).
2. Чибаков А.С. Формирование понятийных и образных представлений при изучении основ законодательства в сфере дорожного движения // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4–1. С. 191–195.
3. Яшина Л.И. Внедрение инноваций как способ обеспечения качества образования студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4–1. С. 202–206.
4. Брутян В.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя юридических специальностей вузов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4–2. С. 314–318.
5. Ахмедьянова Г.Ф. Инвариантность качеств выпускника в процессе его профессионального становления // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С. 65–69.
6. Котенкова И.Н., Сенин И.С. Использование различных методик обучения вождению при подготовке водителей категории «В» в автошколах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2013. № 2. С. 82–93.
7. Николаева Р.В. Повышение безопасности и культуры вождения молодых водителей // Вестник НЦБЖД. 2015. № 4 (26). С. 39–44.
8. Пущина С.И. Обеспечение безопасных условий для начинающих водителей, остановки и стоянки ТС (зарубежный опыт) // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5 (52). С. 224–230.
9. Казаченок В.В. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 33–40.
10. Павлова И.А. Педагогические аспекты формирования дорожно-транспортной культуры у курсантов и слушателей вузов МВД России // Инновационные технологии в образовании и науке: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 10 сентября 2017 г.). Чебоксары: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 151–155.
11. Иванова С.В., Янгирова З.З. Сравнительный анализ динамики и перспектив формирования правового сознания студентов юридического и технического вузов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 156–160.
12. Лобарев С.Ю. Двухфазная система подготовки водителей. Проблемы и перспективы // Семинар «О мерах повышения безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования (2018–2023 годы: сборник докладов (Москва, 2017 г.). М.: Изд-во Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), 2017. С. 92–97.
13. Майоров В.А., Севрюгин В.Е. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. № 4. С. 766–776.
14. Растяпин Ю.В. Методика проведения практических занятий по автомобильной подготовке (из опыта кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России) // Правовая идея. 2013. № 3.
С. 42–45.
15. Иноценко В.А., Степкин А.В. Современное состояние и направления развития автомобильной подготовки в системе МВД России // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 24 апреля 2014 г.). Краснодар: Изд-во Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2014. С. 65–69.

Автомобильная подготовка, как дисциплина в вузах системы МВД России, долгое время оставалась неотъемлемой частью обучения и воспитания сотрудников милиции, а в настоящее время является одной из сопутствующих учебному процессу дисциплин по подготовке сотрудников полиции. Дисциплина формирует у курсантов теоретические знания, способствующие анализу, правильному толкованию и применению правовых норм, регулирующих отношения в области дорожного движения с целью их применения в качестве мер по предупреждению и разбору аварийных ситуаций на автомобильных дорогах, пропаганды безопасности дорожного движения, а также знаний устройства и принципа работы автомобиля, умений выполнения основных действий для осуществления ежедневного технического обслуживания автомобиля.

Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний и практических навыков, связанных с применением правил дорожного движения, а также использования основных понятий и терминов, отдельных положений для выполнения оперативно-служебных задач в объеме должностных обязанностей сотрудников полиции.

Отведенное на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка» время составляет 34 академических часа аудиторных занятий, из которых 20 часов – лекционные занятия, 14 часов – практические занятия. Структура дисциплины такова, что 80 % курса отводится на изучение Правил дорожного движения, по одному занятию на изучение конструкции автомобиля и осуществление технического обслуживания легкового автомобиля. Безусловно, в рамках текущего объема аудиторных часов, запланированного на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка», сформировать специалиста в области безопасности дорожного движения, в области тактики и техники управления транспортным средством в различных условиях, в области базовой подготовки по устройству автомобиля и его техническому обслуживанию не представляется возможным. В результате изучения дисциплины курсанты осваивают Правила дорожного движения [1], знакомятся с устройством автомобиля и перечнем работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля.

Цель исследования: формирование системы знаний для будущих сотрудников полиции в области безопасности дорожного движения путем совершенствования программы подготовки по дисциплине «Автомобильная подготовка» с учетом специфики правоохранительной деятельности.

Материалы и методы исследования

При изучении основных разделов дисциплины «Автомобильная подготовка» используются следующие методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства, представленные в таблице.

Методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства для изучения дисциплины «Автомобильная подготовка»

Методические приемы

Технические средства обучения

Дидактические средства

Метод опроса – в форме построения диалога между преподавателем и курсантами с целью проверки теоретических знаний и формирования умений применять эти знания при решении ситуационных задач

Электрифицированные стенды для изучения светофорной сигнализации; порядка действий участников дорожного движения на участках дорог с различной конфигурацией перекрестков

Наглядные плакаты с типичными ситуациями, возникающими в процессе дорожного движения; с дорожными знаками и разметкой; порядком действий при ДТП

Методы проблемного обучения – стимулирование курсантов к изучению поставленных в рамках занятий проблем в области безопасности дорожного движения

Видеоролики с ДТП и аварийными ситуациями, поясняющие последствия нарушений ПДД

Федеральные законы и нормативно-правовые акты в области безопасности дорожного движения

Групповой метод – самостоятельное составление курсантами подборки видеофрагментов с нарушениями ПДД с указанием нарушенного пункта ПДД, наказания согласно КоАП за пункта ПДД, наказания согласно КоАП за нарушение данного пункта, а также правильных действий водителя

Видеоролики с нарушениями ПДД с видеорегистратора преподавателя для дополнительного вовлечения курсантов в учебный процесс с целью формирований умений по применению ранее полученных знаний в области ПДД

Учебники и учебные пособия, конспекты лекций по безопасной эксплуатации и устройству автомобиля

Плакаты для изучения систем автомобиля: питания, зажигания, масляной, тормозной

Двигатель автомобиля в разрезе

Легковой автомобиль для изучения устройства автомобиля и перечня работ по ежедневному обслуживанию автомобиля

Ситуационные и междисциплинарные методы – разбор судебной практики в рамках санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях

Тестирование на компьютерах в программной среде «Нева-2016»

Подводя итог обзору используемых методов и средств обучения, реализуемых при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка», преподавательский состав использует положения теории деятельностного подхода, при котором объем полученной теоретической информации проверяется в рамках наблюдения, моделирования и анализа практических ситуаций, связанных с безопасностью дорожного движения, с помощью используемых дидактических средств. В то же время несомненным в ходе реализации дисциплины является использование компетентностного подхода на основе приобретения междисциплинарных знаний, представления образовательного процесса в виде интегративной целостности [1, 2]. Междисциплинарность знаний проявляется в использовании при обучении юридических, технических, медицинских и психологических положений, каждое из которых является неотъемлемой частью при подготовке будущего специалиста в области правоохранительной деятельности [3–5].

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках эксперимента, по итогам пройденного курса «Автомобильная подготовка» среди курсантов был проведен анонимный опрос с целью выявления замечаний и предложений по совершенствованию процесса обучения. В результате опроса более 400 курсантов получено около 120 предложений.

При всех плюсах, которые возможно получить от усвоения материала за счет применения указанных методов, технических средств обучения и дидактических материалов, научиться в полной мере применять эти знания без практической составляющей все же не представляется возможным. Так как именно в процессе эксплуатации автомобиля, адаптации молодого водителя к изменяющейся дорожной ситуации формируются навыки в применении теоретических знаний. Отражение результатов указанного опроса представлено в виде линейчатой диаграммы на рисунке.

litvin1.wmf

Предложения курсантов для совершенствования процесса изучения курса «Автомобильная подготовка»

Сложно не согласиться с теми предложениями, которые были высказаны курсантами в результате опроса. Ведь всё то, что они не получили в рамках изучения курса «Автомобильная подготовка» в высшем учебном заведении, придется восполнять в автошколах [6]. Здесь стоит отметить, что компенсировать представленные на рисунке предложения автошколы смогут частично. Все дело в том, что процесс подготовки в автошколе в основном сводится к заучиванию экзаменационных билетов для успешной сдачи теоретической части, а также к выполнению практических упражнений на автодроме и в городских условиях по тому же принципу. При отработке практических действий в условиях города, наблюдается программирование обучающегося на конкретный участок, где планируется проведение экзамена в ГИБДД, инструкторы избегают сложных перекрестков, выбирают заведомо низкие скорости и т.д. Таким образом, на то, чтобы овладеть даже базовыми навыками, необходимыми для уверенного управления автомобилем, водителю может понадобиться много времени, не говоря уже о том, что будущий сотрудник полиции должен быть подготовлен для действий в служебных ситуациях, обладать навыками контраварийной подготовки и базовыми навыками при возникновении неисправностей в пути следования. Неутешительным фактором является также статистика дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей, которая свидетельствует, что на их долю приходится от 20 до 30 % ДТП [7, 8]. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подготовка сотрудников полиции должна осуществляться в особых условиях, под особым контролем и с должным уровнем качества подготовки.

Следуя вышесказанному междисциплинарному подходу, необходимо усилить работу по подготовке курсантов с целью формирования их правового сознания. Задача – создание ответственного и образцового участника во всех аспектах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе для формирования позитивного образа сотрудника полиции. Так, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, граждане считают, что нарушения правил дорожного движения наиболее характерны для представителей силовых ведомств [9]. На основании полученных сведений можно заключить, что особое внимание необходимо уделять молодому поколению, закладывая знания не только в области законодательства, навыков управления автомобилем, но и культуры вождения [9–11].

Учитывая, что мировая статистика по безопасности дорожного движения складывается для нашей страны по сравнению с европейскими странами не настолько оптимистично, интересным считаем рассмотрение зарубежного опыта подготовки молодых водителей.

Особенности подготовки водителей в Германии. Обязательное вождение в темное время суток и на скоростном автобане. Вождение в местах наибольшей концентрации дорожно-транспортных происшествий. Использование временного удостоверения в течение двух лет с целью подтверждения полученных навыков безопасного управления автомобилем при отсутствии серьезных нарушений правил дорожного движения [12].

В таких зарубежных странах, как Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Великобритания, повышение надежности водителя осуществляется за счет эффективно работающей системы ступенчатой выдачи водительских удостоверений (GLP) [13]. Поэтапное обучение с выдачей водительских удостоверений различных прав: начальные, ограниченные, полные. Отмечается, что используемые за рубежом технологии подготовки молодых водителей позволили снизить количество ДТП на 30–35 %.

В результате проведенного обзора источников [10, 14, 15], в которых ставится задача решения проблемы подготовки молодых водителей, в том числе для силовых ведомств, проведен анализ предложений авторов по совершенствованию системы подготовки водителей транспортных средств, основные из которых выделим тезисно:

1. Контраварийная подготовка или контраварийное вождение.

2. Практическая направленность образовательных программ.

3. Психологическое тестирование на различных этапах обучения.

4. Пропаганда безопасности дорожного движения.

5. Междисциплинарный комплексный подход в обучении.

Заключение

Помимо предложений, приведенных коллегами в их работах, на наш взгляд, требуется учесть еще некоторые аспекты, которые бы поспособствовали повышению эффективности образовательного процесса по курсу «Автомобильная подготовка»:

1. Обеспечение практической составляющей процесса обучения путем организации занятий по вождению.

2. Увеличение количества часов практических занятий на освоение курса «Автомобильная подготовка».

3. Поддержание знаний в области безопасности дорожного движения путем проведения ежегодного тестирования курсантов, по аналогии со сдачей нормативов по физической и огневой подготовке.

4. Изучение автопарка, стоящего на вооружении системы МВД.

5. Выдача водительских удостоверений с учетом зарубежного опыта: начиная с первого курса теоретического обучения, далее переходя на практическое вождение под руководством инструктора на закрытой площадке, получение навыков контраварийного вождения с последующим получением опыта в условиях города на условиях «временных» водительских удостоверений и т.д.

Реализация обеспечения безопасности дорожного движения как одной из приоритетных стратегических задач страны определяется правильно выстроенной системой образования, которое бы воспитывало хорошо информированных, мотивированных и мыслящих специалистов, понимающих всю ответственность, которую они берут на себя перед обществом при управлении транспортным средством. Безопасность участников дорожного движения, а также повышение престижа и имиджа сотрудников полиции – всё это может быть достигнуто при формировании и реализации концепции в обучении «сотрудник полиции – образцовый участник дорожного движения».


Библиографическая ссылка

Литвинов А.В., Князев К.С., Личман А.В., Корыц С.И., Чичин С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ КУРСАНТОВ СИСТЕМЫ ВУЗОВ МВД // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 295-299;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38013 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674