Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОДНОЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА)

Местникова А.Е. 1, 2 Сивцева И.А. 3 Андросова О.П. 4
1 МКУ «Улусное управление образования МР «Таттинский улус»
2 ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»
3 Администрация муниципального района «Таттинский улус»
4 Таттинский лицей имени А.Е. Мординова
В данной статье представлен опыт создания культурно-образовательного кластера в целях консолидации общественности муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) для сохранения и развития родного якутского языка, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формирования ценностного отношения к духовному наследию народа саха. Рассмотрены преимущества, цели, задачи, структура и основные направления деятельности, предложены перспективы дальнейшего развития кластера. Сделан вывод, что кластерный подход, предполагающий интеграцию традиционного и инновационного, в сочетании с теорией самоорганизации, а также с принципами, основанными на традиционных ценностях и идеях якутского национального эпоса олонхо, создает условия для функционального развития языка как социокультурного фактора, способствующего консолидации, интеграции и формированию этноязыковой идентичности. Успешный опыт деятельности Таттинского культурно-образовательного кластера «Таатта сайдар эйгэтэ», признанный в 2019 г. лучшей практикой совместной работы с общественностью по сохранению и развитию языков народов России по итогам Всероссийского конкурса лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие», может быть использован в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), а также других субъектов Российской Федерации.
родной язык
культурно-образовательный кластер
социальное партнерство
консолидация
Таттинский улус
1. Иванова Н.И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты: монография / отв. ред. П.А. Слепцов. М.: Языки народов мира, 2017. 260 с.
2. Иванова Н.И. Функциональный статус якутского языка в Республике Саха (Якутия) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. № 12. С. 182–187.
3. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо: монография. Киров: МЦНИП, 2013. 118 с.
4. Местникова А.Е. Общественные организации коренных народов как субъект языковой политики региона // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 55–57.
5. Гарипов Я.З. Проектное управление функциональным развитием языков: пример развития Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С. 246–251.
6. Сивцева И.А. Модель системы образования народа саха в учении кузнеца МандарУус // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ.Саха (Якутия), ФГБНУ «Ин-т нац. шк. респ. Саха (Якутия)»; [сост.: д.соц.н., к.псих.н., проф. У.А. Винокурова]. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. С. 267–276.
7. Арутюнова Е.М. Этнолингвистические противоречия в школьном образовании в российских республиках // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 4. C. 64–71. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6084.
8. Сборник лучших практик по итогам конкурса лучших практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». [Электронный ресурс]. URL: http://языкинародов.рф/docs/documents/Best_Practices_Collection.pdf (дата обращения: 17.03.2020).

Якутский язык, являющийся государственным языком Республики Саха (Якутия), в 2009 г. был включен в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., число владеющих якутским языком насчитывало 450 140 человек, при этом социолингвистические исследования 2019 г. выявили снижение уровня владения якутским языком [1; 2]. Основная проблема заключается в отсутствии якутской языковой среды, сфер использования родного языка у представителей нового поколения и в снижении социокультурных функций родного языка.

Культуротворческая деятельность (в особенности фольклор, устное народное творчество) и сфера духовного общения (традиции, обычаи, обряды, ритуалы) на сегодняшний день являются теми сферами, в которых сохранились родные языки, традиционное использование которых обусловлено самой функциональной спецификой, однако локальный характер данных сфер не в состоянии инициировать языковую динамику.

Для решения данной проблемы необходима совокупность мер сознательного воздействия на функционирование языка в обществе, создание условий для функционального развития языка как социокультурного фактора, способствующего консолидации, интеграции и формированию этноязыковой идентичности.

Таттинский улус, благодаря исторически обусловленной социокультурной и демографической ситуации, является одним из наиболее благополучных районов Якутии в плане сохранения общественных функций якутского языка по всем сферам использования. Однако для сохранения и устойчивого развития родного якутского языка в Таттинском районе необходимо было объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, включая общественные объединения.

Решение культурно-образовательных, социально-экономических проблем сохранения и развития родного языка и ценностей традиционной народной культуры инициировало в 2015 г. разработку и внедрение проекта Культурно-образовательного кластера «Таатта сайдар эйгэтэ» в муниципальном районе «Таттинский улус».

Цель исследования: изучение опыта создания культурно-образовательного кластера в целях консолидации общественности муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) для сохранения и развития родного якутского языка, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формирования ценностного отношения к духовному наследию народа саха.

Материалы и методы исследования

В работе использовались исторический, социокультурный и системный методологические подходы; методами исследования являются изучение и анализ научно-методических литературных источников, уставных документов и отчетов о деятельности культурно-образовательного кластера.

При разработке и внедрении проекта были избраны кластерный подход (М. Портер) в сочетании с теорией самоорганизации, а также с принципами, основанными на традиционных ценностях и идеях олонхо [3]: системность и целостность; единство и разнообразие, свобода и социальная ответственность; социокультурная интеграция и индивидуализация; синхронизация «прошлого и будущего» народа саха.

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущество создания культурно-образовательного кластера заключается в возможностях использования интеллектуальных, кадровых ресурсов, материально-технической базы, системы информационных технологий всех социальных партнеров для реализации Единого комплексного плана работы улуса по сохранению, развитию и популяризации родного языка и национальной культуры. Кластер с адекватной материальной базой, развитой системой информационных технологий и серьезным ресурсным потенциалом обеспечивает возможность консолидации и интеграции всех социальных институтов для разработки и реализации Единого комплексного плана работы улуса по сохранению, развитию и популяризации родного языка и национальной культуры.

Цель культурно-образовательного кластера: консолидация всей общественности муниципального района «Таттинский улус» для сохранения и развития родного языка, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формирования ценностного отношения к духовному наследию народа саха.

Задачи:

– создание условий для максимального развития способностей и творческого потенциала всего населения МР «Таттинский улус» и их самореализации в различных видах деятельности на родном языке, на основе традиционных ценностей народа саха;

– привлечение финансовых и интеллектуальных инвестиций в образовательную систему для подготовки школьников с высоким уровнем языковой компетенции владения родным языком;

– повышение качества самообразования для воспроизводства образовательной системы;

– повышение уровня жизни населения и качества услуг, предоставляемых на родном языке в культурно-образовательной сфере;

– этнокультурное и педагогическое взаимодействие семьи – детского сада – школы – социума в воспитании традиционных духовно-нравственных ценностей народа саха детей дошкольного и школьного возрастов;

– разработка основных образовательных программ детских организаций на принципах деятельностного подхода, практико-ориентированности и природосообразности;

– сочетание воспитательных методов народной и научной педагогик с наследственными (генетическими) факторами семьи, способствующих выявлению неявных форм знаний, которые тесно связаны с традиционной системой обучения и воспитания на родном языке, на основе традиционных ценностей народа саха;

– выявление и развитие одаренности детей, создание благоприятных условий, способствующих развитию задатков и способностей, раскрытию таланта каждого ребенка с малых лет, одним из важнейших условий которых является сохранение родной языковой среды.

Основой самоорганизации коренных народов, выражающейся в актуализации гражданских инициатив, должны стать осознание социальной ответственности за будущее родного языка, за судьбу своего народа, повышение личностной мотивации к изучению родных языков и культуры [4]. Социальные партнеры – участники объединены в восемь центров кластера:

1. Мандаркы?ата (общеобразовательные организации, общественные объединения народных мастеров, учреждения культуры, Харбалахский образовательный центр).

2. Экоситим (Станция юных натуралистов, экологическое объединение «ЭКОТаатта СИТИМ», общеобразовательные организации, общественные объединения, экологические клубы, лесхоз).

3. Агроситим (общеобразовательные организации, Управление сельского хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства, Якутская государственная сельскохозяйственная академия).

4. Педагогика олонхо (общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, общественные объединения, Дом народного творчества, территориальные общественные объединения (т??лбэ)).

4. Спорт и здоровье (ОО, ДОУ, ДЮСШ, Центральная районная больница, общественные организации и объединения).

5. Историко-гуманитарный центр (ОО, МБОУ, ДОУ, ДШИ, музеи, Таттинская центральная библиотечная система, Управление социальной защиты, общеобразовательные организации, общественные объединения).

6. Техноцентр (ОО, СПО, Таттинский дом творчества «Сатабыл», Центр занятости населения).

7. Администрация МР «Таттинский улус», Совет народных депутатов МР «Таттинский улус», Улусное управление образования, Улусное управление культуры и духовного развития.

Таким образом, на сегодня Таттинский культурно-образовательный кластер «Таатта сайдар эйгэтэ» («Пространство возможностей») объединяет все общественные организации улуса по различным направлениям: мастеров народного творчества, кузнецов, объединения старейшин, мужчин, женщин, отцов, бабушек, молодых матерей, молодежи; микрообъединения по скандинавской ходьбе; объединения олонхосутов; микросоциумы наслегов; сетевое объединение «Арылы Кустук», объединяющее коллективы детских садов и школ, работающих по педагогике олонхо; сетевое объединение агрошкол; все музеи улуса; все бюджетные учреждения образования и дополнительного образования. В работу кластера вовлечены администрации муниципальных образований и производственные коллективы.

Синхронизация деятельности участников кластера в один темпомир достигается в процессе реализации комплексного плана работы, который включает 12 направлений, представленных в долгосрочных конкретных проектах:

– образовательное: проект «Пять китов образования» / «??рэ?ириибиэстирэ?э»;

– культуротворческое: проект «Цвети и процветай, моя Таатта» / «??нэ, чэчирии тур, мин Тааттам»;

– инновационное: проект «Инновации: устойчивое развитие сельских территорий» / «Тыасирэ – са?асы?ыан – тирэхтээхсайдыы»;

– консолидирующее: проект «В единстве – сила» / «Т?мс??–т?лк?т?рд?»;

– интеграционное: проект «В единой культурной семье» / «Аан дойдуга – биир иллээх дьиэ кэргэнинэн»;

– здоровьесберегающее: проект «Мое здоровье в моих руках» / «Мин доруобуйам – мин илиибэр»;

– семейное: проект «Семья – зеркало наслега» / «Ыалтуруга – нэ?илиэксиэркилэтэ» и проект «Мужчина сотворен Творцом будущего» / «Эр ки?и – олохуйгутунтутарк???э»;

– историко-биографическое: проект «Выдающиеся личности народа саха» / «Саха саарыннара»;

– краеведческое: проект «Родной край – источник силы» / «Дойдубун билиим – ураты к??с»;

– профессионально ориентированное: проект «Человек ХХI века – творец мира» / «21 ?йэки?итин?лэкиэргэттин»;

– благотворительно-добровольческое: проект «Человек Айыы – творит добрые дела» / «Айыыки?итэа?ыныгас, к?нки?итэк?м?скэс».

Каждый из этих проектов реализуется на якутском языке, широкий спектр направлений охватывает практически все сферы деятельности сельского социума, позволяя комплексно решать проблемы расширения сфер использования родного языка, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формирования ценностного отношения к духовному наследию народа саха.

В целях сохранения и развития родного языка, популяризации ценностей традиционной народной культуры, формирования ценностного отношения к духовному наследию народов Якутии в Таттинском районе разработаны следующие меры:

1. Организация и функционирование Школы и Ассоциации «Олонхо», проведение ряда мероприятий и мастер-классов республиканского, всероссийского и международного уровней.

2. Создание интернет-библиотеки и виртуальных музеев Черкехского историко-мемориального музея и Ытык-Кюельского литературно-художественного музея-заповедника музея «Хадаайы».

3. Создание Виртуального музея Таттинского лицея имени А.Е. Мординова на якутском и русском языках.

4. Метод проектов позволяет организовать действия обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, личностно значимой и оформленной в виде конечного продукта.

5. Эффективное использование ИКТ, «облачных технологий» и различных интернет-площадок в процессе преподавания родного языка и литературы, способствующее формированию у обучающихся учебно-познавательных, информационных компетенций.

6. Проектные, исследовательские, дистанционные технологии способствуют созданию открытой языковой среды при изучении родной литературы, в условиях глобализации играют огромную роль в осознании детьми причастности к своему народу, в воспитании гордости за свой народ, родную культуру, традиции, обычаи [5].

7. Значимые достижения на научно-практических конференциях различного уровня доказывают эффективность кластерной работы, приоритетными факторами которой являются формирование предметных компетенций, повышение мотивации к изучению предмета и развитие личностных качеств, таких как целеустремленность, интеллект, эрудиция, коммуникабельность, мобильность.

8. Изучение произведений якутских писателей-классиков, истории и этнографии народа Саха повышает интерес к духовной культуре и способствует формированию общекультурных, информационных и коммуникативных компетенций.

9. Результативное участие в олимпиадах по якутскому языку и литературе связано с систематической, кропотливой работой по индивидуальной программе работы с одаренными детьми. В последнее время увеличилось число участников, призеров региональной олимпиады школ президентской сети округа Заречье и 3 тура Всероссийской олимпиады школьников (республиканский суперфинал).

Перспективы развития кластера:

1. Консолидирующая кластерная политика дает новый стимул к развитию языковой и социокультурной среды и расширению спектра участников, нацеленных на единую цель сохранении и развития родного языка и ценностей традиционной культуры.

2. Интеграция традиционного и инновационного открывает новые пути профессионального роста и выхода в мир высокообразованных, креативных Личностей, воспитанных на ценностях традиционной народной культуры и духовном наследии народа саха [6].

3. Сохранение целостности, устойчивости и открытости моделирования и конструирования опережающей жизненной программы подрастающего поколения, нацеленной на созидательные деяния во благо Родины.

4. Повышение уровня проводимых мероприятий до республиканского, всероссийского, международного уровней.

5. Развитие этнокультурного туризма в МР «Таттинский улус». В 2019 г. был проведен социологический опрос (метод: анкетирование, объем выборочной совокупности: 611 респондентов) с целью выявления основных направлений развития туризма в Татте.

6. Формирование неинституциональных форм образования. Создание творческих групп («воспитательных сообществ») в дошкольных учреждениях, не только из числа родителей и воспитателей, но и из числа бабушек и дедушек, создают наиболее комфортные условия для повседневной жизнедеятельности детей. Самоорганизация родителей вокруг возможности влиять на образование детей стала одной из заметных черт общественной активности вокруг языковой ситуации в национальных республиках РФ [7]. Есть вероятность предположения, что в дальнейшем такая форма деятельности будет способствовать зарождению и формированию неинституциональной формы образования, обеспечивая преемственность поколений, нацеленных на созидательные деяния во благо Родины.

Выводы

В 2019 г. по итогам Всероссийского конкурса лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» деятельность Таттинского культурно-образовательного кластера «Таатта сайдар эйгэтэ» признана лучшей практикой совместной работы с общественностью по сохранению и развитию языков народов России [8]. Таким образом, успешный опыт использования кластерного похода в сочетании с принципами, основанными на традиционных ценностях и идеях олонхо в сохранении и развитии родного языка и ценностей традиционной культуры, реализованный в Таттинском улусе, может быть использован в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Местникова А.Е., Сивцева И.А., Андросова О.П. РОДНОЙ ЯЗЫК КАК ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ ТАТТИНСКОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА) // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-1. – С. 125-129;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37985 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674