Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Белогорская Л.В. 1
1 ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
Данная статья посвящена проблеме развития политического сознания российской молодежи. Показано, что необходимым условием построения и функционирования развитого демократического общества в России является наличие политически активных граждан этого общества, и в первую очередь политическую активность должно проявлять молодое поколение граждан, олицетворяющее собой будущее нашего общества. При этом, в соответствии с психологическим подходом, именно наличие сознания позволяет осуществлять постановку целей и задач любой активности, принимать участие в деятельности, в том числе политической; усваивать ценности и нормы общества, вырабатывать собственные взгляды и убеждения в целом и политические в частности. Отмечается, что самым сензитивным возрастом для развития политического сознания является возраст 18–25 лет, так как он характеризуется стабилизацией характера, усилением сознательных мотивов поведения, активной социализацией человека как будущего «деятеля» и наивысшей социальной активностью. Проведен анализ работ, посвященных исследованию проблем современного состояния политического сознания российской молодежи, и выявлено, что в отечественной науке до настоящего времени не выделены условия развития политического сознания молодежи. На основе анализа и обобщения данных ряда исследований развития сознания выявлены условия развития политического сознания молодежи.
политическая культура
политическое сознание
программа развития политического сознания
1. Бунаков М.Ю., Гуляев Н.С. Политическая культура как часть общей культуры и элемент политической системы // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2012. № 3 (16). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41456713_58242013.pdf (дата обращения 30.01.2020).
2. Балахонский В.В. Политическая культура и политическое сознание // Политология: учебное пособие. СПб., 2018. С. 77–84.
3. Бровченко М.И. Формирование политического сознания молодежи в вузе // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2016. № 9 (9). С. 9–16.
4. Косых О.И., Казакова Е.О. Особенности формирования политического сознания российской молодежи // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности: материалы VII международной научно-практической конференции. 2017. С. 84–89.
5. Нэдик С.В. Высшее образование как фактор формирования регионального политического сознания молодежи // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 3. С. 225–227.
6. Зубок Ю.А., Сорокин А.В. Институциональные и саморегуляционные механизмы формирования политического сознания молодежи // Наука. Культура. Общество. 2010. № 1. С. 18–29.
7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 С.
9. Плюснина М.А., Салиенко Е.Д. Актуальность развития морального сознания в современном обществе // Приоритеты педагогики и современного образования. 2018. С. 284–286.
10. Абдуразакова Д.М., Сулейманова М.Р. Технологии развития толерантного сознания молодежи // Аспирант. 2017. № 9 (35). С. 27–29.
11. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. К. 1. М.: Владос, 1999. 920 с.
12. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
13. Ходько А.Ф. Технология реализации практико- ориентированной модели развития нравственного сознания студентов в образовательном процессе // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2015. № 3. С. 39–46.
14. Иванов А.В. Педагогика сознания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2019. 394 с.

Необходимым условием построения и функционирования развитого демократического общества в России является наличие политически активных граждан этого общества. И в первую очередь политическую активность должно проявлять молодое поколение граждан, олицетворяющее собой будущее нашего общества. Поэтому от того, какие условия для ее развития будут созданы, зависит в том числе сохранение и обеспечение воспроизводства политических ценностей социума.

Интерес к политике, способность и возможность выполнения индивидом своих гражданских и политических функций возникает в ходе политической социализации человека, когда в процессе усвоения политических ценностей и норм общества вырабатываются собственные взгляды и убеждения, приобретается опыт политического участия, формируется политическая культура.

При этом ряд исследователей (Л.А. Липская, И.Г. Долинина и др.) считают, что формирование политической культуры подрастающего поколения должно стать специально организованным процессом, иначе она будет формироваться стихийно и в недостаточной степени.

Под политической культурой мы понимаем «совокупность политических ценностей, ориентаций и установок отдельных членов политической системы, равно как социальных групп и наций относительно данной системы, её элементов и собственной роли гражданина в системе, формирующихся в процессе их специфической политической социализации и определяющих их политическое поведение» [1].

Важным структурным компонентом политической культуры является политическое сознание.

В соответствии с психологическим подходом именно наличие сознания позволяет осуществлять постановку целей и задач любой активности, принимать участие в деятельности, в том числе политической; усваивать ценности и нормы общества, вырабатывать собственные взгляды и убеждения в целом и политические в частности.

Политическое сознание – это «одна из важнейших форм общественного сознания, представляющая собой сложнейший синтез общественно востребованных, закрепленных и реализующихся в практической политической деятельности социальных субъектов результатов идеального отражения феноменов и процессов политической реальности» [2].

Ряд ученых начинали исследование проблем современного состояния политического сознания молодежи: рассматривали основные подходы к его формированию [3], выявляли факторы, определяющие ход процесса его формирования [4], анализировали основные аспекты [5] и механизмы формирования политического сознания молодежи [6].

Таким образом, в отечественной науке сложилась практика исследования процесса именно формирования политического сознания, в то время как, на наш взгляд, в педагогических исследованиях целесообразнее использовать термин «развитие», так как он отражает связь с процессом обучения и воспитания, в то время как «формирование» подразумевает влияние не только специально организованных, педагогических, но и стихийных воздействий на личность – экономических, экологических, социальных и других явлений [7].

Ряд ученых (М.А. Плюснина, Д.М. Абдуразакова, Р.С. Немов, А.В. Иванов и др.) исследовали проблемы развития сознания, но до настоящего времени в отечественной науке не выявлены условия развития политического сознания молодежи.

То есть педагогический аспект проблемы развития политического сознания молодежи в настоящее время недостаточно изучен и требует дальнейших исследований.

В связи с этим существует объективная необходимость выявления основных условий развития политического сознания молодежи.

Материалы и методы исследования

На наш взгляд, самым сензитивным возрастом для развития политического сознания является возраст 18–25 лет (период обучения в вузе), так как он относится к социально-демографической группе «молодежь» и характеризуется активной перестройкой мыслительных функций, когда происходит процесс «устойчиво концептуальной социализации… вырабатываются устойчивые свойства личности» [8].

Ряд исследователей (Л.Д. Столяренко, И.А. Зимняя и др.), выделяя психологические особенности данного периода, отмечают, что в этом возрасте:

1) происходит стабилизация характера;

2) наблюдается пик интеллектуальных возмож- ностей;

3) усиливаются сознательные мотивы поведения;

4) развивается смелость, решительность, способность к увлечению;

5) происходит овладение набором социальных ролей взрослого человека;

6) осуществляется активная социализация человека как будущего «деятеля»;

7) отмечается наивысшая социальная активность;

8) гармонично сочетаются интеллектуальная и социальная зрелость.

Педагогический подход к проблеме развития политического сознания молодежи должен учитывать указанные тенденции.

Проведя анализ ряда научных работ по исследованию проблем развития сознания [9–11], мы выявили, что развитие сознания происходит в ходе:

1) образовательной деятельности, усвоения универсальных учебных действий и компетенций [9];

2) коллективной творческой деятельности [10];

3) деятельности по усвоению и воспроизведению базовых оснований культуры, формированию высоких моральных качеств [11].

То есть основным условием развития сознания является участие в деятельности.

Под условием мы понимаем обстоятельства, обуславливающие появление и развитие того и иного процесса [12].

Эти обстоятельства могут быть описаны и целенаправленно созданы.

Обобщив данные ряда исследований [11–14], мы пришли к выводу, что основным условием развития политического сознания молодежи является участие молодого поколения в следующих видах деятельности:

1) образовательная;

2) коммуникативно-творческая;

3) творческая социально-политическая;

4) волонтерская.

Образовательная деятельность включает в себя социально-политическое просвещение молодежи через использование активных методов обучения, направленных на развитие социальной и гражданской активности.

Могут использоваться такие методы: метод проектов, деловые и ролевые игры, «круглый стол» и др.

Например, использование метода проектов позволяет развивать познавательные и творческие навыки обучающихся, создает условия формирования самостоятельной, активной, ответственной личности.

В основе метода проектов лежит идея направленности деятельности студента на результат, получаемый при решении какой-то конкретной социально значимой проблемы. В ходе работы над проектом студенты отрабатывают умение самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Данный метод позволяет создавать адекватную обучающую среду, вовлекать студента в активный познавательный процесс, создает возможности для сотрудничества.

Деловая игра имитирует различные аспекты социального взаимодействия.

В деловых играх моделируются реальные жизненные ситуации, что позволяет студентам проживать разные социальные роли.

Игровые ситуации используются при усвоении новых знаний, способствуют развитию чувства соперничества, конкуренции; представляют собой самостоятельную деятельность участников группы по моделированию различных ситуаций и отношений, что дает опыт переживания определенной роли.

Они формируют умение вести полемику, отстаивать свою точку зрения, позволяют приобретать навык адаптации к условиям среды, находить оптимальные решения.

В «круглом столе» могут принять участие представители органов государственной власти, которые расскажут о своей личной профессиональной самореализации и вместе со студентами обсудят приоритетные направления работы в области политического просвещения молодежи, с учетом государственной и региональной специфики проблем.

Это способствует обогащению политических знаний студентов, формирует положительное отношение к политике и готовность принимать активное участие в политической деятельности.

Коммуникативно-творческая деятельность может быть реализована в работе дискуссионного клуба, деятельность которого ориентирована на выявление и решение посильных социально значимых проблем.

Применение дискуссионных методов позволяет студентам излагать и учиться отстаивать собственную позицию по проблемному вопросу. Отсутствие заранее известного, готового правильного ответа побуждает обучающихся к самопознанию, реализации своего творческого потенциала.

Участие в работе дискуссионного клуба означает возможность высказать свою точку зрения по проблемным вопросам, выработать совместное решение. В ходе такого открытого общения формируется позитивная интеллектуальная среда, сопоставляются позиции, происходит обмен мнениями.

Членом совета клуба может стать любой студент, желающий активно участвовать в дискуссиях и брать на себя определенную организационную работу.

Структура заседаний клуба строится на модели равного партнерства, когда каждый участник клуба может попробовать свои силы и в роли докладчика, и в роли дискуссанта, и в роли модератора, что позволяет задействовать весь творческий потенциал участников.

Творческая социально-политическая деятельность осуществляется через реализацию молодежных общественных инициатив.

Например, могут быть разработаны и проведены в жизнь проекты по развитию толерантного сознания студентов.

Цель такого проекта – в адаптации к жизни в поликультурном и полиэтническом мире, признание прав на существование самобытных культур, неконфликтность. Формирование установок толерантного сознания, убежденности в возможности не просто существования разных точек зрения, культур, конфессий, но и их равноценности собственным взглядам – есть неотделимое условие процесса становления гражданского общества.

Толерантность является важнейшей социальной ценностью и позволяет строить взаимоотношения с обществом на принципах гуманизма и интернационализма, обеспечивает диалог между людьми, предотвращает межкультурные и межнациональные конфликты.

С целью решения этой задачи могут быть реализованы различные проекты, в ходе которых происходит обучение студентов основам социального проектирования как выражения собственной активной позиции в общественной жизни.

Могут быть разработаны проекты создания открытого информационного пространства через установление связей со студенческим активом других вузов.

Этот ресурс будет востребован для обмена опытом коммуникативно-творческой, волонтерской, социально-политической деятельности студентов разных вузов.

В сети могут быть размещены работы студентов, подготовленные в рамках участия в тех или иных конкурсах и проектах, представлены фотографии и фрагменты фильмов исторической, социальной и военно-политической направленности.

Кроме того, вуз может осуществлять сотрудничество с различными общественными организациями через проведение встреч с деятелями политики, культуры и просто интересными личностями, занимающимися изучением насущных социально-политических проблем социума. В ходе таких встреч будет формироваться ценностное отношение студентов к общественно-политическим проблемам, развиваться мировоззрение и социально ценные качества личности.

Примерами разработки и реализации проектов, основанных на сотрудничестве вуза с общественными организациями, может быть участие студентов в различных молодежных движениях. Это позволит обучающимся вуза проявить собственную социальную активность и овладеть новыми способами взаимодействия с разными социальными группами.

Волонтерская деятельность подразумевает оказание безвозмездной помощи всем нуждающимся в ней.

В трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, поэтому молодому поколению необходимо прививать чувство добровольческой взаимопомощи независимо от приобретаемой профессии.

Принимая участие в волонтерских проектах, студенты удовлетворяют потребность в общении, творчестве, самореализации, приобретении социального опыта и ощущении своей значимости.

Поэтому волонтерство – это не только общественно полезная деятельность, но и эффективное средство воспитания, социализации и самореализации студентов.

Кроме того, добровольчество выступает одной из форм гражданской активности, так как участие в волонтерстве подразумевает высокую готовность включения в коллективные объединения, поддержания массовых инициатив.

Волонтеры проводят благотворительные и социальные акции, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты (вручение поздравительных открыток одиноким пожилым людям, организация культурно-досуговых мероприятий для детей-инвалидов, оказание социально-бытовых услуг ветеранам Великой Отечественной войны, благоустройство общественных территорий, шефство над детским домом, организация занятий по компьютерной грамотности среди пожилых людей и т.д.).

Результаты исследования и их обсуждение

Участие молодежи в указанных видах деятельности будет способствовать становлению личности, имеющей собственную гражданскую позицию, самостоятельной, инициативной, принимающей активное участие в социально-политической деятельности общества, и обеспечит условия развития политического сознания студентов.

Выводы

Таким образом, решением проблемы развития политического сознания молодежи может стать активное участие молодого поколения в образовательной, коммуникативно-творческой, социально-политической и волонтерской деятельности.

Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных программ развития политического сознания российской молодежи.


Библиографическая ссылка

Белогорская Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 129-132;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37953 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674