Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В ФОРМАТЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ»

Краева Н.В. 1 Макарова В.И. 1 Бабикова И.В. 1 Плаксина Н.Ю. 1 Плаксин В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Перед преподавателем медицинского вуза стоит сложная задача – обеспечить высокое качество теоретических знаний, широкий спектр практических умений и профессиональных навыков будущих участковых педиатров в условиях дефицита аудиторных часов, а также поддерживать достаточно высокий уровень мотивации студентов на протяжении длительного периода изучения профильной дисциплины. Использование печатной рабочей тетради в педагогическом процессе способствует самостоятельному осмыслению студентами учебного материала и закреплению полученных теоретических знаний через имитацию практической деятельности. В статье представлен опыт применения учебного пособия для формирования компетенций участкового педиатра в ходе освоения модуля «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия». Структура каждого занятия в рабочей тетради включает в себя: актуальность темы; перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент; теоретическую и практическую часть, а также тестовые задания для самоконтроля. Во время самостоятельной работы при подготовке к практическому занятию обучающиеся выполняют небольшие контрольные задания теоретической части с признаками опорного конспекта. Например, написать определения терминов по соответствующей теме, заполнить таблицу «Группы риска новорожденных и детей раннего возраста», сформулировать алгоритм действий участкового педиатра при осмотре ребенка перед прививкой. Практическую часть каждого занятия студенты заполняют под контролем преподавателя во время аудиторных часов в процессе решения индивидуальных ситуационных задач, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Данная форма обучения студентов 5 курса педиатрического факультета прошла апробацию в течение трех лет и получила положительные отзывы не только со стороны преподавателей и студентов, но и руководителей производственной практикой. Одним из значимых результатов коллектив авторов считает появление у студентов педиатрического факультета уверенности в вопросах правильного оформления медицинской документации в различных профессиональных ситуациях.
поликлиническая и неотложная педиатрия
студенты
медицинский вуз
компетенции
врач-педиатр участковый
педиатрия
учебное пособие
рабочая тетрадь
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71423024/ (дата обращения: 21.10.2019).
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71859808/paragraph/1:1 (дата обращения: 21.10.2019).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» // Российская газета. 19 апреля 2017 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 года № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/16191?items=1&page=1 (дата обращения: 21.10.2019).
5. Макарова В.И., Краева Н.В., Бабикова И.В., Плаксина Н.Ю. Способ освоения компетенций при изучении дисциплины «поликлиническая и неотложная педиатрия» в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28788 (дата обращения: 21.10.2019).
6. Кильдиярова Р.Р., Макарова В.И. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 472 с.
7. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / Под ред. А.С. Калмыковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 896 с.

Учитывая требования современного законодательства в области образования [1, 2] и здравоохранения [3], необходимость использования компетентностного подхода в обучении студентов медицинского вуза [4], сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии разработали способ освоения дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» для студентов пятого курса педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета [5]. Одной из составляющей представленного инструмента является учебное пособие в формате рабочей тетради для организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Использование рабочей тетради при обучении студентов медицинского вуза обусловлено оптимальным сочетанием информационного содержания с возможностью формирования компетенций через моделирование профессиональных ситуаций.

В настоящее время выпускники педиатрического факультета после прохождения обязательной аккредитации могут работать врачом-участковым педиатром в детской поликлинике. Перед преподавателем медицинского вуза стоит сложная задача – обеспечить высокое качество теоретических знаний, широкий спектр практических умений и профессиональных навыков будущих участковых педиатров в условиях дефицита аудиторных часов, а также поддерживать достаточно высокий уровень мотивации студентов на протяжении длительного периода изучения профильной дисциплины.

Цель исследования: одновременное повышение эффективности усвоения студентами теоретического материала и формирование компетенций, входящих в перечень трудовых функций профессионального стандарта врача-педиатра участкового [3], с помощью такой формы обучения, как учебное пособие в формате рабочей тетради.

Материалы и методы исследования

Основой исследования являлись нормативные документы, регулирующие ежедневную практическую деятельность участкового педиатра, а также актуальный Федеральный государственный образовательный стандарт [4], учебная литература по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» [6, 7]. К методам исследования относим: анализ перечисленных материалов исследования, приведение в соответствие содержания практического занятия компетенциям будущей профессии и учебному плану освоения дисциплины, актуализацию рабочей программы дисциплины, разработку методического оформления каждого практического занятия по модулю «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» для студентов 5 курса педиатрического факультета.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящей статье авторы представляют рабочую тетрадь для изучения модуля «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия». В течение 9 семестра студенты педиатрического факультета изучают следующие темы:

– организация амбулаторно-поликлинической помощи детям (структура, принципы работы поликлиники, нормативные акты, медицинская документация);

– комплексная оценка здоровья;

– группы риска новорожденного и детей грудного возраста;

– наблюдение за новорожденным ребенком на педиатрическом участке;

– диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ МЗ РФ 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска;

– профилактика управляемых инфекций. Национальный календарь прививок (Приказ МЗ РФ № 125);

– особенности вакцинации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Работа иммунобиологической комиссии. Индивидуальный график вакцинации.

– нежелательные реакции и поствакцинальные осложнения. Работа с мифами и аргументами родителей против вакцинации;

– организация медицинского наблюдения за детьми в детских образовательных учреждениях (направление, адаптация, определение школьной зрелости, порядок проведения профилактических осмотров);

– итоговое занятие.

Рабочая тетрадь в печатном виде являясь частью учебно-методического комплекса дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия», выполняет широкий спектр задач:

– структурирование объемного и сложного для запоминания материала дисциплины;

– повышение эффективности учебного процесса за счет индивидуализации;

– представление учебной информации в компактной форме (признаки опорного конспекта);

– формирование мотивации к тщательной подготовке перед практическим занятием;

– формирование у обучающихся навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий;

– побуждение обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом;

– формирование навыка заполнения медицинской документации в различных профессиональных ситуациях.

В результате изучения модуля «Здоровый ребенок» дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» студент получает следующие навыки:

– навык расчета основных показателей эффективности работы участкового педиатра;

– навык проведения комплексной оценки здоровья;

– навык определения группы риска новорожденного и планирования профилактических мероприятий с учетом направленности группы риска;

– навык оформления первичного патронажа к новорожденному с планом наблюдения до года;

– навык оформления эпикриза новорожденного;

– навык осмотра детей различных возрастных групп; навык оформления эпикризов в различные декретированные сроки;

– навык заполнения бланка согласия/отказа на проведение вакцинопрофилактики;

– навык работы с возражениями относительно иммунопрофилактики;

– навык оформления медицинской документации при проведении вакцинации;

– навык оформления эпикриза на иммунобиологическую комиссию;

– навык составления плана профилактических прививок для ребенка с медицинским отводом по различным причинам;

– навык дифференциального диагноза нежелательной реакции и поствакцинального осложнения;

– навык заполнения медицинских документов для ребенка, поступающего в детское образовательное учреждение;

– навык составления плана профилактических и оздоровительных мероприятий для ребенка, поступающего в детское образовательное учреждение;

– навык оценки скрининг-тестов при массовых обследованиях детей в детском образовательном учреждении.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов заключается в изучении актуальности темы, перечня знаний, умений, навыков, материалов, размещенных в электронной образовательной среде Moodle, рекомендованных преподавателем разделов учебной литературы и заполнение информационно-теоретической части рабочей тетради перед каждым практическим занятием. Теоретическая часть учебного пособия систематизирована, приведена в соответствие с рабочей программой, учебным планом и требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретную часть будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Например, при подготовке к практическому занятию по теме «Диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ № 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска» студент после изучения учебных материалов должен выполнить следующие контрольные задания:

– перечислить физкультурные группы и дать их краткую характеристику;

– заполнить таблицу со сроками консультаций специалистов, лабораторных и инструментальных исследований согласно Приказу МЗ РФ № 514н;

– заполнить таблицу с рекомендациями для детей раннего возраста по режиму кормлений и продолжительности сна;

– написать сроки введения прикормов;

– заполнить графы с рекомендациями по гигиеническому воспитанию для ребенка первого, второго полугодий жизни и в возрасте старше одного года;

– заполнить таблицу с рекомендациями по массажу и гимнастике для ребенка первого года жизни;

– сформулировать краткие рекомендации для родителей по воспитательным воздействиям для детей в возрасте до трех лет.

Преподаватель начинает практическое занятие с просмотра рабочей тетради для проверки факта её заполнения, блиц-опроса или тестового контроля для определения уровня знаний теоретического материала каждого студента, разъяснения нюансов изучаемой темы для увеличения вероятности успешного самостоятельного поиска учащимися путей и вариантов решения поставленной учебно-профессиональной ситуационной задачи.

Затем обучающиеся от преподавателя получают чёткую инструкцию с особенностями заполнения медицинской документации в профессиональных ситуациях, разбираемых в рамках конкретной темы практического занятия, и условие клинической ситуационной задачи, моделирующей ежедневную практическую деятельность участкового педиатра.

Например, во время практического занятия по теме «диспансерное наблюдение здорового ребенка (Приказ № 514н). Особенности наблюдения детей раннего возраста в соответствии с группой риска» студент получает ситуационную задачу в виде выписки из роддома новорожденного с новыми вводными данными дальнейшего развития клинической ситуации. Практическая часть рабочей тетради представлена страницами истории развития ребенка (рисунок), которые необходимо заполнить участковому педиатру с учетом условий клинической задачи и оформить осмотры в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев. А также необходимо написать эпикриз для ребенка в возрасте одного года с обязательным анализом реализации риска развития заболевания и осмотр ребенка в 2 и 3 года. Преподаватель обращает внимание на правильность оформления записей в шаблоне истории развития ребенка, соблюдение требований Приказа МЗ РФ № 514н в части сроков консультаций специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, наличие профилактических мероприятий с учетом направленности групп риска, а также полноту рекомендаций студента-педиатра по режиму дня, массажу, гигиеническому воспитанию, гимнастике, питанию (сроки введения прикормов) и воспитательным воздействиям для развития определенных навыков с учетом возраста ребенка. Особенности оформления записей при вакцинации мы разбираем в последующих практических занятиях, посвященных вопросам иммунопрофилактики. Таким образом, успешное освоение дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» с помощью рабочей тетради реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

В разделе приложений учебного пособия в формате рабочей тетради представлены:

– вопросы к курсовому экзамену по поликлинической и неотложной педиатрии для студентов 6 курса (модуль «Здоровый ребенок»);

– схема оформления дородового патронажа;

– таблица подсчета факторов риска новорожденных и детей грудного возраста;

– схема оформления первичного патронажа к новорожденному;

– схема оформления эпикриза на новорожденного ребенка (в 1 месяц);

– схема оформления осмотра в декретированные сроки;

– схема оформления эпикриза в декретированные сроки;

– схема эпикриза на ребенка, оформляемого в дошкольное образовательное учреждение;

– прогностическая таблица для определения риска срыва адаптации у детей раннего возраста;

– прогностическая таблица для определения исхода адаптации у дошкольников при поступлении в детский сад;

– эталоны ответов к тестовым заданиям.

При апробации представленного инструмента формирования компетенций участкового педиатра мы ожидаемо столкнулись с проблемой плагиата теоретической части рабочей тетради, которую студенты должны заполнять во время внеаудиторной подготовки к практическому занятию. Для решения этой проблемы мы используем ряд мероприятий: беседа преподавателя о значении самостоятельного заполнения информационной части рабочей тетради и ценности аналитической работы с учебной литературой; устный блиц-опрос, в ходе которого каждому студенту преподаватель задаёт несколько вопросов, не требующих развернутого ответа; банк разнообразных ситуационных клинических задач по каждой теме. В этом случае, если обучающийся невнимательно изучил теоретический материал, а информационную часть рабочей тетради списал, то решение профессионально ориентированных задач на оформление медицинской документации или определение тактики участкового педиатра становится невозможным.

kraev1.tif

Фрагмент рабочей тетради по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»: поле для оформления осмотра участковым педиатром здорового ребенка в декретированные сроки

Рабочая тетрадь соответствует требованиям, применяемым к учебным пособиям, прошла внутреннюю и внешнюю рецензию, успешную апробацию в течение трех лет, бумажная версия ежегодно обновляется и дополняется с учетом рекомендаций от преподавателей и студентов, использующих её в процессе обучения или освоения дисциплины.

Таким образом, учебное пособие в формате рабочей тетради способствует выходу студентов на уровень осознанной компетентности, совмещая в себе информационную часть, которую студент заполняет самостоятельно с помощью рекомендованной преподавателем учебной литературы, и часть для текущего контроля умений и знаний студентов с помощью решения учебно-познавательной задачи во время аудиторных часов.

Заключение

Дидактической ценностью представленного учебного пособия в формате рабочей тетради является ориентация на действенное усвоение теоретических знаний и формирование компетенций врача-педиатра участкового. Выполнение практико-ориентированных заданий нацелено на закрепление полученных теоретических знаний через моделирование практической деятельности. Представленный способ использования учебного пособия в формате рабочей тетради в процессе преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» позволил создать комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что, безусловно, сделало процесс обучения наиболее продуктивным.


Библиографическая ссылка

Краева Н.В., Макарова В.И., Бабикова И.В., Плаксина Н.Ю., Плаксин В.А. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В ФОРМАТЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 179-183;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37787 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674