Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОРДИНАТОРОВ

Галянская Е.Г. 1 Гетман Н.А. 1 Котенко Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье анализируются исследования, посвященные гражданско-патриотическому воспитанию в высшем образовании. Проведенный анализ литературы показал, что вопросы гражданственности, гражданского общества отмечены в работах З.Я. Капустиной, А.М. Князева и др. Цель данной статьи заключается в изучении уровня сформированности гражданской позиции ординаторов медицинского вуза. Авторы подчеркивают, что качество образования определяется не только наличием профессиональных компетенций обучающихся, но и их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Рассматриваются критерии: деятельностный, эмоциональный и волевой, которые авторами определяются как основные компоненты гражданской позиции ординаторов. Данные компоненты проявляются в деятельности, содержание которой прописано в плане воспитательных мероприятий вуза. В статье авторы представили анкету, в которой отражены компоненты гражданской позиции: умение отстаивать свои интересы, принятие активного участия в жизни общества, собственное восприятие общества и мира в целом и т.д. В статье сделаны выводы, что лишь небольшая часть ординаторов медицинского вуза в деятельности проявляют свои патриотические качества, обладают высоким уровнем гражданской зрелости. Авторы осознают, что не все проблемы данной темы исчерпаны в рамках исследования. В связи с этим перспективной может быть разработка различных форм гражданско-патриотического воспитания ординаторов, актуализация воспитательных технологий и т.д. Теоретически обоснованное исследование гражданской позиции ординаторов и проведенное анкетирование является основанием для дальнейшего исследования данного вопроса.
воспитательный процесс в вузе
гражданское воспитание
критерии результативности воспитательного процесса
гражданская позиция
1. Стенографический отчёт о встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи с В.В. Путиным сентября 2012 года, 20:00, Краснодар // Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru (дата обращения: 04.09.2019).
2. Капустина З.Я. Российский человеческий потенциал: резервы роста // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19261 (дата обращения: 11.11.2019).
3. Князев А.М. Гражданственность личности: монография. [Электронный ресурс]. URL: https://prochtu.ru/text.php?avtor=354&kniga=4&f=html&p=view (дата обращения: 12.11.2019).
4. Погодин И.С., Гетман Н.А., Предейн Н.А. Оценка гражданской позиции у студентов медицинских вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7–2. С. 247–251.
5. Блинов В.И. Воспитание в профессиональном образовании: формирование конструктивной гражданской позиции в русле поликультурной модернизации. Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сб. научных статей Междунар. науч.-практ. конф., 22–23 октября 2015 г. / редкол.: С.И. Беленцов (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. 430 с. С. 16–19.
6. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20) С. 87–89.
7. Крымова Д.А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 29–32.
8. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология: электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231 (дата обращения: 25.10.2019).
9. Мирошина Т.А., Игонина Т.Б. Активизация деятельности студентов как условие формирования их гражданской позиции в вузе // Вестник КрасГАУ. 2013. № 10. С. 332–335.
10. Софронова А.Н., Аманбаева Л.И. Формирование самоорганизации студентов в балльно-рейтинговой системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 195–199. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770064.htm (дата обращения: 04.09.2019).
11. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» // Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 04.09.2019).

Происходящие в современном обществе перемены ставят на первый план задачу формирования у молодых людей активной жизненной позиции, ответственности перед обществом, гражданственности и патриотизма. Развитию этих качеств способствует, прежде всего, гражданско-патриотическое воспитание на всех ступенях получения образования. В нормативных документах, регламентирующих деятельность вузов, формирование гражданственности, уважение к правам и свободе человека, любви к Родине признается одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В своем выступлении на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин отметил, что «...от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» [1].

Критерии и уровни сформированности гражданской позиции ординаторов

Критерии и уровни сформированности гражданской позиции ординаторов

Высокий

Средний

Низкий

Деятельностный

Ординатор активно участвует в деятельности общественных организаций, организует волонтерское движение, умеет организовывать мероприятия гражданско-патриотической направленности

Ординатор имеет представление о деятельности общественных организаций, иногда участвует в волонтерском движении, участвует в мероприятиях гражданско-патриотической направленности

Ординатор обладает слабыми знаниями о деятельности общественных организаций, не принимает участие в волонтерском движении

Эмоциональный

У ординатора сформирована положительная мотивация к гражданско-патриотической деятельности. Проявляет активную позицию в овладении содержанием, формами и методами гражданско-патриотической деятельности

Ординатор не всегда адекватно оценивает свои гражданские качества, не проявляет достаточную активность в их развитии

У ординатора отсутствует потребность в самореализации своих гражданско-патриотических качеств

Волевой

Ординатор волевой, заинтересованный в своей деятельности человек с устойчивой гражданско-патриотической позицией, знающий основные способы построения толерантных отношений

Ординатор неокончательно сформировал основные волевые качества (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность)

Ординатор обладает некоторыми волевыми качествами, не способен найти взаимопонимание, не умеет наладить отношения в коллективе

Анализируя публикации по теме статьи, а именно вопросы гражданственности, гражданского общества, которые обозначены в работах З.Я. Капустиной (которая представляет гражданственность как ценность российской культуры), А.М. Князева (рассматривающего гражданственность как социокультурно обусловленное, интегративное качество личности) и др., нами была выявлена необходимость осмысления проблемы становления гражданской позиции ординаторов в системе медицинского последипломного образования [2, 3].

Цель исследования: определить, теоретически обосновать, практически исследовать уровень гражданской позиции ординаторов первого года обучения медицинского вуза.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют теоретические положения, раскрывающие основные подходы к изучению личности; философские положения о развитии гражданского общества и роли личности в нем; гуманистические идеи воспитания гражданина; теории профессионально-личностного развития обучающегося в системе образования.

По мнению ряда ученых, гражданская позиция – комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [4]. П.А. Баранов, В.И. Блинов рассматривают гражданскую позицию «…как доминантную сферу личностной характеристики, определяющую смысл, направленность поступков, сопричастность личности судьбе Отечества, процессу в целом» [5]. Мы определяем гражданскую позицию как интегративное качество личности (патриотизм, политическую культуру, нравственность, законопослушность, трудолюбие и социальную активность), а также как различные аспекты отношений (нравственных, духовных, правовых и т.д.) [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователи данной проблемы указывают на то, что современное гражданское общество в нашей стране развивается противоречиво. С одной стороны, ограничением для гражданского общества становится не всегда положительное влияние социокультурного пространства, изменения в уровне жизни людей, с другой стороны, на него воздействуют нестабильные ценностные ориентации, смена установок на социальную активность или пассивность [7].

Последипломное образование в медицинском вузе направлено на становление врачебной ментальности, т.е. формирование профессиональных компетенций выпускников, развитие их гражданской позиции, а развитие гражданской позиции оценивается с помощью изучения сформированности универсальных компетенций ординаторов, нравственности, включенности в общественную жизнь. Мы согласны с точкой зрения Н.А. Агеевой, что ментальность, является не врождённым феноменом, а социально приобретённым [8].

В своих исследованиях Т.А. Мирошина разработала показатели сформированности гражданской позиции студентов вуза [9, 10]. Проведенные на кафедре педагогики и психологии ДПО ОмГМУ теоретические исследования гражданской позиции ординаторов позволили разработать критерии ее сформированности [6]. Представленные критерии, а именно: деятельностный, эмоциональный и волевой, были нами определены как основные компоненты гражданской позиции ординаторов, которые наполняются деятельностью, а ее содержание отражается в плане воспитательных мероприятий (таблица).

Проведенное первичное наблюдение группы ординаторов из 16 человек (по специальности «Акушерство и гинекология»), собеседование с кураторами позволило установить сформированность гражданской позиции первокурсников. Данные наблюдения представлены на рисунке в процентном соотношении от общего количества ординаторов.

Первокурсники ординатуры не показали высокого уровня сформированности гражданской позиции. Готовность проявлять гражданскую позицию мы исследовали с помощью анализа представленных кураторами анкет. Это позволило запланировать мероприятия гражданско-патриотической направленности, которые решают профессионально значимую задачу формирования социальной (гражданской) позиции, то есть умения самостоятельно действовать в различных социальных ситуациях, развития коммуникативных способностей, что важно для врача или провизора [11].

Для выявления наличия гражданской позиции ординаторов была проведена анкета «Гражданственность и патриотизм».

Уважаемые ординаторы!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения мнения о вашей гражданской позиции. На каждый вопрос выбирается только один ответ.

Ваш пол:_______ Возраст:________ специальность___________

1. Что такое, по Вашему мнению, гражданская позиция? _________

2. Представьте ситуацию. В ординатуре настало время выбрать руководителя. У вас есть три варианта, каждый руководитель предлагает свою методику, какого преподавателя Вы предпочтете?

1) руководитель ординатуры, который будет формировать у Вас мотивацию, развивать гражданские качества, соответствующие потребностям, целям, вашим интересам как будущего врача;

2) руководитель ординатуры, который будет формировать чувства ответственности за судьбу Родины, чувства гражданского долга;

3) руководитель ординатуры, который будет вырабатывать эмоционально-волевую устойчивость.

3. Можно ли развить свою гражданскую позицию самостоятельно?

1) нет, с гражданской позицией рождаются;

2) да, гражданскую позицию можно развить, но только в практических ситуациях;

3) да, гражданскую позицию можно развить, как в практических ситуациях, так и с помощью специальных упражнений, тренингов и пр.

galyns1.wmf

Сформированность гражданской позиции

4. Должен ли преподаватель иметь активную гражданскую позицию?

1) нет, достаточно его статуса и прав преподавателя;

2) желательно, так как преподаватель подает пример;

3) да, без этого обучение неэффективно.

5. Участвуете ли вы в деятельности общественных организаций?

1) нет, это занимает слишком много времени;

2) хотелось бы, так как преподавателям нравятся активисты;

3) да, отдаюсь всей душой.

6. Готовы ли вы вести волонтерскую деятельность?

1) нет, это занимает слишком много времени;

2) хотелось бы, так как преподавателям нравятся волонтеры;

3) да, буду отдаваться всей душой.

7. В чем, на Ваш взгляд, заключается патриотизм?

1) чувства ответственности за судьбу Родины, чувства гражданского долга;

2) уважительное отношение к традициям представителей других национальностей, проживающих в стране;

3) благотворительная деятельность в пользу нуждающихся.

Анкетирование было проведено в ОмГМУ, охватило несколько групп ординаторов 1 курса в октябре – декабре 2018 г. Всего опрошено 225 ординаторов, что составляет более 70 % всех ординаторов первого года обучения.

На первый открытый вопрос: Что такое, по Вашему мнению, гражданская позиция? – ответили 100 % ординаторов. Анализируя наиболее повторяющиеся ответы, мы можем представить общую картину видения ординаторами этого понятия: «…гражданская позиция – это ответственность за судьбу своей страны», «…отношение человека как гражданина к политической, экономической и социальной политике своей страны» и т.д.

Второй вопрос: Представьте ситуацию. В ординатуре настало время выбрать руководителя...? В ответах ординаторов большинство (57 %) ответили, что выбрали бы куратора, который будет развивать у ординаторов мотивацию, развивать гражданские качества, соответствующие потребностям, целям, вашим интересам 43 % ординаторов ответили, что выбрали бы куратора, который будет вырабатывать эмоционально-волевую устойчивость.

Таким образом, мнение ординаторов 1 курса по поводу выбора куратора разделились практически поровну, возможно это связано с отсутствием заинтересованности в вопросе, так как кураторство в ординатуре развито недостаточно.

На третий вопрос: Можно ли развить свою гражданскую позицию самостоятельно? – 44 % респондентов ответили, что гражданскую позицию можно развить как в практических ситуациях, так и с помощью специальных упражнений, тренингов и пр. 56 % ординаторов считают, что гражданскую позицию можно развить, но только в практических ситуациях. Таким образом, практически 100 % опрошенных респондентов считают, гражданская позиция развивается в ходе образовательного процесса.

На вопрос: Должен ли преподаватель иметь активную гражданскую позицию? – 14 % обучающихся ответили, что, на их взгляд, обучение не будет эффективным, если преподаватель не имеет активной гражданской позиции. Остальные опрошенные не придали большого значения гражданской позиции преподавателя, считая, что это не влияет на качество занятий.

Отвечая на пятый вопрос, ординаторы высказали единодушное мнение, что участие в деятельности общественных организаций занимает слишком много времени и поэтому неприемлемо для них.

На вопрос: Готовы ли вы вести волонтерскую деятельность? – 14 % опрошенных ординаторов ответили, что готовы вести волонтерскую деятельность, будут отдаваться всей душой, 86 % ординаторов ответили, что не готовы вести волонтерскую деятельность, ведь это занимает слишком много времени.

На вопрос: В чем, на Ваш взгляд, заключается патриотизм? 100 % опрошенных ординаторов ответили, что патриотизм заключается в чувстве ответственности за судьбу Родины, понимании гражданского долга.

Выводы

Подводя итоги исследования, мы отмечаем, что лишь небольшая часть ординаторов медицинского вуза проявляют свои патриотические качества в деятельности, обладают высоким уровнем гражданской зрелости. На наш взгляд, гражданская позиция может проявляться у ординаторов в ходе реализации социальных проектов, общественно значимой деятельности, участия в волонтерских мероприятиях, что необходимо запланировать в воспитательных мероприятиях второго года обучения. Авторы осознают, что не все проблемы данной темы исчерпаны в рамках исследования. В связи с этим перспективной может быть разработка различных форм гражданско-патриотического воспитания ординаторов, актуализация воспитательных технологий при работе с ординаторами и т.д. Теоретически обоснованное исследование гражданской позиции ординаторов и проведенное анкетирование является основанием для дальнейшего исследования данного вопроса.


Библиографическая ссылка

Галянская Е.Г., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОРДИНАТОРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 146-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37781 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674