Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ОБУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Филоненко Е.И. 1 Щекалева М.А. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В настоящее время методика практико-ориентированного обучения во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) при подготовке студентов позволяет наиболее качественно осваивать учебный материал. В статье рассмотрен опыт обучения поэтапного выполнения дизайн-проекта студентами кафедры дизайна и технологий направления «Дизайн». Необходимость в обучении студентов формированию безопасной среды придомовых территорий связана с «ускорением» образа жизни людей, недостаточным благоустройством территорий общего пользования и высокими темпами автомобилизации населения. Обучение студентов поэтапной разработке дизайн-проекта по формированию безопасной среды в проектировании придомовых территорий на примере городов Приморского края стало целью данной статьи. В процессе обучения студенты, опираясь на теоритические и практические знания, способны решать поставленные задачи, развивать логическое и творческое мышление, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно приобретать дополнительные знания и умения. На основе выявленных проблем определены главные приемы организации многофункциональной комфортной придомовой территории. Предложены пути создания безопасной среды, а именно: варианты организации парковок личного автотранспорта; разделение зон детских площадок по возрастным группам и формирование комфортной среды для пожилых жителей и лиц с ограниченными возможностями передвижения. Все предложенные решения выполнены поэтапно и последовательно, направлены на развитие безопасной среды и эстетической привлекательности придомовых территорий.
придомовые территории
безопасная среда
комфортность
доступность
экология
эстетическая привлекательность
озеленение
1. Зерщикова Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т.II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 79–82. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/295/ (дата обращения: 13.08.2019).
2. Жиркова А.А., Неустроева А.Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 160–163. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770054.htm (дата обращения: 13.08.2019).
3. Горшкова О.О. Возможности практико-модульного обучения в формировании исследовательских компетенций студентов технических вузов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28495 (дата обращения: 29.08.2019).
4. Полякова Я.С. Компетентностный подход в образовании: состояние, проблемы и перспективы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013. № 2 (6). С. 111–116.
5. Тихонова Н.С., Седляров О.И. Экологические составляющие благоустройства городской среды, улучшающие качество жизни // Актуальные проблемы инклюзии: качество жизни, безбарьерная среда, образование без границ: сборник научных публикаций. М.: МГУДТ, 2016. 165 с.
6. Фомина В.Ф. Современные проблемы комфортной жилой среды // Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции: материалы Международной научной конференции (4–5 октября, 2017 г.) Екатеринбург: Изд-во УрГАХУ «Архитектон», 2017. С. 123–126.

Образовательный процесс на кафедре дизайна и технологий во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий города и края. Отсутствие благоустройства городов – одна из наиболее серьёзных проблем, которая охватывает почти все населённые пункты нашей страны. Понимая сложность данного вопроса Правительство России с фракцией «Единая Россия» выступили с инициативой создать общефедеральную программу благоустройства городов России, которая охватила бы территорию всей страны. Президент России назвал вопрос благоустройства городов одним из приоритетных направлений работы Правительства страны. В целях создания условий для системного роста качества и комфорта городской среды в конце 2016 г. на всей территории России под руководством Минстроя стартовал проект «Формирование комфортной городской среды». Основной целью проекта является благоустройство всех населённых пунктов страны с обязательным учётом мнений граждан. Приморский край не остался в стороне. Губернаторский проект «1000 дворов» перерос в краевую программу – «Благоустройство территорий муниципальных образований Приморского края».

Цель исследования: обучение студентов поэтапной разработке дизайн-проекта по формированию безопасной среды придомовых территорий многоквартирных домов для комфортных бытовых условий жителей, их отдыха и развлечений. Обоснование важности каждого этапа на стадии разработки и дальнейшей реализации проекта в жизнь.

Материалы и методы исследования

Объект исследования – это реальные придомовые территории многоквартирных жилых домов городов Приморского края. Методом исследования является поэтапная разработка дизайн-проекта по формированию безопасной среды придомовых территорий, одобренная заказчиком и представителями ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Результаты исследования и их обсуждение

Создание дизайн-продукта на основе материала, моделирующего будущую деятельность дизайнера, формирует у студентов креативное мышление, творческий подход к проектированию и помогает приобретать профессиональные теоретические и практические навыки.

Работа над дизайн-проектом включает в себя ряд этапов и общих требований проектирования, с которыми преподаватель знакомит студентов на первом вводном занятии. На основе полученной информации, обучающиеся выбирают объект для разработки самостоятельно или по рекомендации преподавателя. Первый этап работы предполагает знакомство с объектом проектирования, который осуществляется во время самостоятельных часов, предусмотренных учебным планом, при этом по необходимости поддерживается связь с преподавателем для решения возникших вопросов. На этом этапе проводятся: фотофиксация и необходимые замеры, а также, изучение нормативных документов и аналогов. Проведение студентами исследований и анализа существующих ситуаций раскрывает «…обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений» [1, с. 80]. Изучая и анализируя собранный материал, студенты выявляют степень безопасности и комфорта выбранного объекта. Придомовая территория – это комфортная и безопасная территория, предназначенная для повседневного отдыха жителей, которая является важной частью благоустройства жилых кварталов и микрорайонов. «Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя комфортно и, соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию…» [2, с. 160].

Следующим этапом работы является формирование авторской концепции, на основе собранного и проанализированного студентами материала. Утверждение идей, их оценка и критика, проходит во время занятий, формами которых являются круглые столы или дискуссии. Участники круглых столов или дискуссий – это студенты, защищающие свои идеи, преподаватели, представители заказчика и ТСЖ. Во время таких занятий создается динамичная, открытая среда образовательного пространства.

Третьим этапом проектирования является разработка схемы функционального зонирования придомовой территории, которая отражает авторскую концепцию. Многофункциональная комфортная среда придомовых территорий – это детские, спортивные и хозяйственные площадки, зоны для выгула собак, парковки для личного автотранспорта, пешеходные дорожки, пандусы и зеленые зоны. Размещение площадок общего пользования различного назначения зависит от демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории определяются территориальными нормами или правилами застройки. На этом этапе преподаватель рассказывает и обосновывает необходимость и важность функционального зонирования пространства для дальнейшей работы над дизайн-проектом, на основе существующих удачных и неудачных практических разработок, жизненных ситуаций и нормативных требований. На основе полученной информации студенты предлагают варианты схем для организации выбранного пространства, обосновывая их и выбирая наиболее интересный и значимый вариант. Окончательный вариант обязательно согласовывается с представителями заказчика и ТСЖ.

Четвертым этапом разработки проектной идеи является детальная проработка каждой зоны. И. при необходимости, авторы проектов снова посещают выбранную территорию, на месте «проигрывая» предлагаемый вариант концепции. Каждый этап дизайн-проекта сопровождается небольшой лекцией, на которой преподаватель рассказывает необходимые требования организации пространства и демонстрирует визуальный ряд аналогов, существующих и проектных решений. «…информационно-рецептивные методы используются на первоначальных этапах, далее неоднократное применение методов в сходной ситуации позволяет студентам усваивать способы деятельности, способствуя формированию совершенных умений и навыков, после чего формируется опыт творческой деятельности» [3]. Для более глубокого погружения в тему студентам предлагается подготовить презентации.

Современная придомовая территория должна удовлетворять потребности различных групп жильцов дома. Состав придомовой территории со временем меняется. В настоящее время жители многоквартирных домов практически не пользуются площадками для сушки белья, для выбивания ковров, но у населения возрастает потребность в парковках. Стремление к созданию безопасной среды придомовых территорий связано с высокими темпами автомобилизации городов. Автовладельцы – одна из категорий жильцов многоквартирного дома, и их интересы тоже необходимо учитывать. В результате изучения данной проблемы, опираясь на педагогический опыт преподавателя, студенты переносят полученные знания и умения на решение той или иной ситуации. Новые жилые кварталы уже проектируются таким образом, чтобы получить «двор без машин»: пространство замкнутой конфигурации, окружённое домами, куда разрешён проезд только для спецтехники (рис. 1). В этом варианте парковки и стоянки личного автотранспорта выносятся за пределы этого пространства, попасть на внутреннюю территорию на личном автомобиле практически невозможно. И так как Владивосток расположен на сопках, такой вариант организации автопарковки наиболее жизнеспособный. В таком дворе могут играть дети, не беспокоясь, что из-за угла может выехать машина; заниматься активными видами досуга взрослые. В районах сложившейся застройки городов Приморского края часто встречаются вытянутые вдоль домов открытые придомовые территории. В этом случае организовать полностью свободное от машин пространство невозможно, но можно минимизировать контакт людей и автомобилей (рис. 2).

fil1a.tif

Рис. 1. Пространство замкнутой конфигурации – «двор без машин»

fil2.tif

Рис. 2. Открытая придомовая территория, вытянутая вдоль домов

Третьим вариантом обустройства мест для хранения личного автотранспорта является организация экологических парковок, которые сейчас набирают популярность (рис. 6). Технология устройства таких парковок позволяет сохранить красивый зеленый газон и при этом значительно укрепить грунт на автостоянках грузового и легкового транспорта, на подъездных дорогах к гаражам, при благоустройстве придомовых территорий. «Устройство экологических парковок позволяет полностью или частично заменить скучный вид асфальтированных или мощеных площадок, а также газонов, пришедшие в негодность из-за несанкционированной парковки на зеленый газон» [4, с. 165]. Каждый из вариантов решений автопарковок, предложенных и изученных студентами, находят свое применение при функциональном зонировании разрабатываемых придомовых территорий согласно сложившейся ситуации.

Чем больше на придомовой территории выделено зон различного назначения, тем больше жильцов смогут рассматривать двор как место для досуга, а не только как место транзита от дома до остановки или стоянки. Организация функциональных зон разрабатываемых студентами территорий опирается на знания эргономики и антропометрии человека, полученные в процессе обучения. В учебном процессе преподавателем варьируются формы практических занятий. Проведение коллоквиумов помогает преподавателю проверить качество пройденного ранее материала и выявить недостатки, чтобы устранить и избежать проблем в дальнейшем обучении. Придомовая территория имеет игровые площадки для разных возрастных групп детей, спортивные площадки для всех категорий населения, места для коллективного и уединённого отдыха и общения. Студентами выявляются и применяются в работе современные тенденции при организации детских площадок для разных возрастов, когда обустраивается несколько игровых пространств, чтобы малыши не попадали в зону подвижных игр детей старшего возраста (рис. 1–2). Учитывая сложный рельеф города Владивостока, когда придомовая территория размещается в двух или трех уровнях, его можно использовать как дополнительную полезную площадь в организации благоустройства площадок для отдыха (рис. 3). На склонах удобно размещать горки и скалодромы. Скалодромы могут предназначаться не только для детей и подростков, но и для досуга взрослых, дополняя спортивную площадку. Создавать современные, многофункциональные тренажерные комплексы в дворовом пространстве – значит максимально удовлетворять потребности детей и их родителей в занятиях спортом и активным семейным отдыхом (рис. 4).

fil3.tif

Рис. 3. Использование рельефа в благоустройстве – скалодром на детской площадке

fil4.tif

Рис. 4. Придомовая территория – многофункциональный тренажерный комплекс

Существующий рельеф местности или созданный искусственно можно использовать для организации мест для общения «тет-а-тет» или мест для небольшой компании. А общее открытое пространство можно использовать для большой группы людей (собраний жильцов и иных массовых внутридомовых мероприятий). Разработка мест для общения зависит от площади и конфигурации выбранной территории, поэтому студентам необходимо выехать на разрабатываемую территорию и, включив пространственное воображение, предложить объект, соответствующий заданному пространству и утвержденной авторской концепции. Для эстетической привлекательности придомовых территорий разрабатываются малые формы и объёмно-пространственные композиции, выполненные из натуральных или экологически чистых материалов. Творческий характер деятельности преподавателя стимулирует формирование эстетических навыков студентов. Преподаватель, имеющий глубокие и разносторонние познания, помогает в поиске новых образов, связанных с утвержденной дизайн-концепцией. «В данной ситуации важно проводить дискуссии по спорным вопросам, сталкивать противоположные точки зрения, подвергать сомнению общепринятые, привычные мнения, разрушать стереотипы, шаблоны» [5, с. 115].

На каждом этапе работы над дизайн-проектом существующей территории, студенты создают безопасную эстетически привлекательную среду, удобную и доступную для всех групп населения. Общество, которое заботится о нуждах людей с ограниченными возможностями передвижения, считается современным и цивилизованным обществом. Поэтому создание безбарьерной среды при разработке любого пространства – важный акцент при объяснении студентам задания на проектирование. В этом им помогает комплекс полученных теоретических и практических знаний и умений по адаптации любого пространства для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями передвижения. Основу доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должен составлять безбарьерный каркас территории, обеспечивающий условия для основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей, отдыха, занятия спортом и др. Пешеходные дорожки и места отдыха проектируются таким образом, чтобы они были доступны и безопасны для маломобильных людей. Доступность зон придомовой территории обеспечивается достаточной шириной пешеходных путей, наличием пандусов и поручней на лестничных маршах (рис. 5).

fil5.tif

Рис. 5. Входная группа для людей с ограниченными возможностями

fil6.tif

Рис. 6. Экопарковка

Важную роль в функциональном зонировании играет озеленение. «С помощью озеленения можно создать неограниченное многообразие цветовых оттенков, изменяющихся во времени и пространстве. Зелень в любое время года оказывает на человека умиротворяющее действие» [6, с. 126]. Этап разработки зеленых зон придомовой территории дополняется интерактивными экскурсиями, на которых преподаватели совместно со студентами затрагивают вопросы композиции, колористики и частично ландшафтного дизайна. Все разработанные решения принимаются с учетом климатических условий, ориентации на местности, характера рельефа выбранного пространства. «Зеленые насаждения можно использовать для очищения городской пыли и газов. Образованию пыли существенно препятствует даже газон. Запыленность среди зеленых насаждений в 2–3 раза меньше, чем среди застройки» [6, с. 126]. Растительность не только улучшает климатические характеристики придомовых территорий, снижает влияние шума и степень загазованности воздуха, но и оказывает благоприятное эстетическое воздействие. Зелёный цвет успокаивает, снижает нервную возбудимость, восстанавливает эмоциональную стабильность, что очень важно в современном урбанизированном обществе.

Заключение

Практико-ориентированное обучение дает возможность студентам наиболее качественно осваивать учебный материал и осуществлять поиск вариантов новых креативных решений для будущей профессиональной деятельности, опираясь на опыт преподавателя. Полученные во время обучения теоретические знания, практические умения, опыт работы с заказчиком позволят студентам грамотно решать проектные задачи для достижения поставленных целей. Результаты обучения студентов формированию безопасной среды придомовых территорий многоквартирных домов позволяют сделать вывод о том, что достаточно эффективно поэтапное выполнение дизайн-проекта. Последовательное применение теоретических знаний и практического опыта, полученных студентами на занятиях и самостоятельно, формирует фундаментальные знания будущего специалиста, целесообразность функционального зонирования придомовой территории с учетом действующих норм и правил, положенных в основу профессиональной деятельности дизайнера для создания безопасной среды придомового пространства многоквартирного дома. И важным является то, что многолетний опыт и знания преподавателя, совмещенные со знаниями, полученными студентами самостоятельно, формируют практические навыки, моделирующие будущую профессиональную деятельность дизайнера среды.


Библиографическая ссылка

Филоненко Е.И., Щекалева М.А. ОБУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 180-185;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37720 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074