Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕВИАНТНЫХ ДЕТЕЙ

Легконогих А.Н. 1 Басина Н.И. 1 Головко Т.Г. 2 Вахрушева Е.Ю. 1 Дзюба Е.А. 1
1 Донской государственный технический университет
2 Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Цель статьи – определить направления использования компьютерных технологий в воспитании девиантных детей, выделить приоритетные из них и обосновать важность интегрированного взаимодействия таких субъектов воспитательного процесса, как дети, родители и преподаватели. Девиантность в настоящее время имеет множество характеристик и может рассматриваться в контексте социальных, медицинских и, в частности, психолого-педагогических и других наук, но сущность ее фактически остается неизменной для общества и всех субъектов, с которыми сталкиваются девиантные дети – от родителей до учителей. Авторское утверждение основано на том, что девиантность детей – это приобретенное «отклонение» от общепринятых правил и норм поведения, в то же время это воздействие внешних и внутренних факторов от условий воспитания ребенка, социальной среды до искажения проблемы его физического, психического, социального и нравственного развития. На каждом этапе формирования девиантного поведения ребенка существует определенный вектор, который способствует и/или усиливает девиантность. Эмпирические исследования позволили выделить особенности восприятия детской девиантности сотрудников образовательной сферы в разных образовательных учреждениях, на разных этапах развития как детей, так и девиантного поведения и разработать концепцию учебно-методического комплекса с использованием современных компьютерных технологий для нивелирования конфликта между всеми участниками этого процесса. Статья является прикладной и ее результаты могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных, школьных и высших учебных заведений.
девиантность ребенка
компьютерные технологии
интегрированное взаимодействие
образовательный процесс
учебно-методический комплекс
1. Blake J., Christodoulou D., James C., Hassey N., Hendrick C., H. Sahlgren G. Annual research digest 2016-2017: evidence on uses of technology in education. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://learningportal.iiep.unesco.org/en/library/annual-research-digest-2016-2017-evidence-on-uses-of-technology-ineducation (дата обращения: 10.03.2019).
2. Особенности девиантного поведения детей и подростков. [Электронный ресурс]. URL: https://psycho4you.ru/lichnost/emocii/deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov (дата обращения: 14.08.2019).
3. Девиантное поведение у детей: причины, признаки и психолого-педагогическое сопровождение. [Электронный ресурс]. URL: http://depressio.ru/drugie-bolezni/rasstroystva-lichnosti/395-deviantnoe-povedenie-detej.html (дата обращения: 12.08.2019).
4. Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические признаки // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14. С. 44–50.
5. Смирнова Т.С. Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 654–657.
6. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 4. С. 493–503.
7. Дорохова И.А., Трифонова Н.Р. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань, 2014. С. 79–82.
8. Полубнева М.В. Научно-исследовательский проект «Компьютерная зависимость детей и подростков». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskiy-proekt-kompyuternaya-zavisimost-detey-i-podrostkov-1758855.html (дата обращения: 15.08.2019).
9. Безпалова А.Г., Легконогих А.Н. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе: компетентностный подход // Человеческий капитал. 2019. № 5 (125). С. 133–140.

Актуальность детской девиантности является самым распространенным изучаемым вопросом педагогики и психологии, однако не только эти науки заинтересованы в том, чтобы выделить факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей в возрасте, который уже не является дошкольным, но еще не перешел грань подросткового. Так, принято считать, что девиантности в большей степени подвержены подростки, так как подростковый эгоизм, максимализм усиливается, неравномерность распределения социальных, материальных, культурных и других благ наиболее ощутима и дети, не обладая опытом и навыками жизнеустройства, подвержены формированию нестандартного отношения к данным социальным явлениям, что в конечном итоге переходит в девиантное поведение.

Однако авторские наблюдения позволяют утверждать, что детская девиантность становится сегодня намного «моложе», т.е. дети уже в раннем возрасте, из-за влияния определенных внешних факторов, могут переходить или перенимать девиантное поведение.

Множество публикаций отечественных и зарубежных авторов посвящено проблеме девиантного поведения, в которых уделяется внимание окружающей (социальной) среде, как упоминалось, все более влияющей на формирование детской девиантности. Так, представляют интерес статьи Т.С. Смирновой, Ю.В. Масловой, И.А. Дороховой, Н.Р. Трифоновой – они нашли отражение в нашем исследовании.

Мониторинг информации выделил Ежегодный исследовательский сборник CfEE, в котором ведущие зарубежные исследователи и ученые анализируют большой массив данных вторичных исследований за последний учебный год по использованию компьютерных технологий в образовании на примере разных стран [1].

Отмечается, что компьютерная зависимость и возможность перевести ее в полезную форму работы с гаджетами и интернетом из-за отсутствия такого опыта работы у педагогов, также является сегодня актуальной проблемой образовательного процесса во всех формах обучения ребенка.

Таким образом, детская девиантность – это явление современного временного и технологического периода, связанное, прежде всего, с отсутствием опыта, навыков и компетенций у всех участников воспитательно-образовательного процесса в нивелировании негативных последствий зависимости от компьютерных технологий и возможности перевода этой «зависимости» в положительное русло познания, обучения и получения полезных навыков работы для детей.

Характер девиантности, рассматриваемой с позиции авторов в контексте данного исследования, таков, что грани между девиантным поведением и недевиантным нестабильны и некатегоричны. Здесь важно понимать, что в определенных общественных, педагогических, медицинских кругах считается «девиантностью». Целью ставится выделить те критерии, которые закладываются в понятие «детская девиантность» с точки зрения практиков, непосредственно работающих с детьми в возрасте от 4 до 19 лет, провести исследование связующих субъектов воспитательно-образовательного процесса и выработать подходы к разрешению проблемы.

Материалы и методы исследования

Автором был проведен опрос сотрудников образовательной сферы, в том числе воспитателей детских садов, учителей средней образовательной школы и представителей профессорско-преподавательского состава Донского государственного технического университета.

Опросы проводились в период с марта по июнь 2019 г., результаты обрабатывались автором на базе университета ДГТУ кафедра «Социальная работа». Общее количество опрошенных – 402, из них воспитатели детских садов 34 %, учителя 37 %, педагоги вуза (29 %) с опытом работы более 10 лет, средний возраст опрошенных – 38,8 лет. Инструмент опроса – анкета, которая заполнялась индивидуально респондентом под руководством авторов исследования, также анкета рассылалась по контактам в мобильных сетях.

Основные вопросы анкеты: «Что вы понимаете под девиантностью детей?», «Как влияет на развитие ребенка и его социальное восприятие зависимость от интернета и гаджетов?», «Какой инструментарий компьютерных технологий можно применять для нивелирования проблемы зависимости от виртуализации ребенка?», «Какие компьютерные технологии вы используете при работе с девиантными детьми?».

Опрос сотрудников детских садов г. Ростова-на-Дону показал, что воспитатели младших групп в качестве девиантности детей воспринимают любые отклонения от традиционно принятых норм поведения в обществе, в том числе 10 % – агрессивность к другим детям, 25 % – гиперактивность, неусидчивость, невнимательность, неприятие обучения и т.п., 27 % – высокую эмоциональность, плач, топот ногами, истерику и пр., необучаемость, отсутствие физической готовности, непонимание игр, квестов и т.п. – 38 %.

Воспитатели старших групп фактически согласны с первой группой, но добавили – порча имущества, мелкое воровство – 17 %, нанесение телесного вреда одногруппникам, агрессия ко всем и в том числе к родителям – 45 %, излишнее и нестандартное привлечение внимания – 38 %.

Опрос учителей ростовских школ в начальных классах средней образовательной школы: агрессивность по отношению ко всем – 35 %, углубленность в гаджеты – 29 %, неприятие обучения – 17 %, постоянное привлечение внимания и «патологическое лидерство» – 12 %, нервозность, психоз, спонтанность в поведении, неусидчивость и т.п. – 7 %.

Критерии детской девиантности, по мнению учителей старших классов, распределились так: погружение в гаджеты – 43 %, агрессия по отношению ко всем и ко всему, в том числе драки, насилие над одноклассниками – 34 %, неприятие обучения, норм и правил поведения в школе, обществе – 12 %, отрицание важности чужого мнения, личности учителя – 11 %.

Нами был проведен опрос преподавателей первых курсов некоторых факультетов Донского государственного технического университета. При этом выделялось, что девиантное поведение подростков не старше 19 лет – это погружение в гаджеты и неприятие реального общения, обучения, преподавателей, родителей и пр. – 49 %.

Исходя из мнения опрошенных, сделан вывод, что только на начальной стадии обучения детей в возрасте от 3 до 6 лет используются компьютерные технологии как средство игр, познания, развлечений и пр. В школах этот процесс усиливается большим объемом задаваемых упражнений, которые только усугубляют неприятие подростков к обучению, «излишнему над ними насилию» со стороны учителей, школы и родителей. В университете ситуация кардинально меняется, и студенты более заинтересованы в использовании компьютерных технологий в целях образования, самопознания, общения, получения дополнительной образовательной информации, повышения своего профессионализма, навыков и умений.

Однако соотношение использования компьютерных технологий на разных стадиях образовательного процесса неоднозначно. Так, в детских садах – 12 %, связано с тем, что эти заведения на региональном уровне недостаточно оснащены технически. В школах ситуация немногим лучше и доступность интернета, компьютерных классов позволяет увеличить пользование интернетом, компьютеров и пр. В данном случае использование компьютерных технологий увеличилось до 31 %. Что касается вуза, в котором проходил опрос, то проникновение компьютерных технологий намного выше в силу статуса высшего учебного заведения в образовательном пространстве – 76 %.

Использование компьютерных технологий в работе с девиантностью студентов, напротив, очень низкое. Обосновывают преподаватели это тем, что возраст студентов – вполне самостоятельных людей – уже не поддается корректировке и достаточно сложно выработать новый инструментарий, способный перевести зависимость от гаджетов, социальных сетей и интернета, – в образовательное русло.

Так, в отношении корректировки девиантного поведения детей в детских садах работают психологи – 87 %, в школах работают учителя в совокупности с родителями – 12 %, очень редко психологи – 4 %, в вузах – преподаватели – 11 %, а психологи, как выявлено, отсутствуют, родители также не привлекаются. При этом именно в высших учебных заведениях нет прямых программ или положений о работе с девиантными подростками (студентами). Замкнутость, антисоциализация, зависимость от гаджетов и т.п. – не воспринимаются в отношении студентов девиантностью. Сегодня такое явление воспринимается как нормальное, так как большинство молодежи уже давно живет в виртуальном мире.

Общая часть молодежи в возрасте от 10 до 19 лет не считают свое поведение нестандартным или отклоняющимся от общепринятых норм. Как упоминалось, это исходит не только от внешнего влияния, но и окружающей внутренней среды, т.е. от родителей, которые не уделяют подросткам должного внимания, от референтных групп, где все построено на ложных стереотипах поведения, лидерстве, излишнем потребительстве и пр.

Обобщая ответы на вопрос: «Какие компьютерные технологии вы используете при работе с девиантными детьми?», где подразумевались все возрастные группы детей в нашем исследовании, были получены следующие ответы (при это каждый вариант компьютерных технологий принят за 100 процентов): Интернет и его образовательные ресурсы – 10 % (детский сад), 44 % (средняя школа), 46 % (вуз); мультимедийные продукты используются в основном в вузе – 79 %; в пользу специализированных образовательных программ, тренингов, игр, квестов и пр. 18 % показал детский сад, 31 % – школа, 51 % – вуз. Помимо всего используются чаты с родителями – детский сад – 78 %. Преподаватели как школы, так и вуза активно используют социальные сети для общения со своими учащимися и студентами, что позволяет корректировать домашние задания, кейсы, доклады и другую самостоятельную и внеаудиторную работу. Такой подход, хотя и помогает взаимодействию преподавателей и обучающихся, но не уменьшает зависимость от интернета, уменьшению антисоциализации и других критериев девиантного поведения детей, описанных ранее.

Результаты исследования и их обсуждение

Отметим, что критерии детской девиантности опрашиваемые формулировали самостоятельно. Данный аспект был важен в авторском исследовании, чтобы не навязывать чужое мнение, не представлять известные медицинские, психологические термины и пр. Таким образом, результаты исследования оказались первичными и непривязанными к какому-либо контексту.

Однако детская девиантность, по мнению многих ученых, – это «…неприятие влияния чужого человека, способность идти против общепринятых правил для того, чтобы прилечь к себе внимание…» [2]. В социологии под девиантностью понимают «…угрозу для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию как самого ребенка (тинейджера), так и социума в целом…» [3].

Медики считают по-другому, в частности «причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психического состояния. Для психологов девиантность – это интерпретированное поведение взрослых, конфликты в семье, в референтных группах, отсутствие положительного примера поведения в обществе и т.п., а также, когда истинная реальность просто игнорируется…» [4, с. 44].

Как следует, девиантное поведение зависит от множества факторов внутреннего и внешнего характера, и, как указывает Т.С. Смирнова, «...причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста могут быть разделены на группы: биологическую, психологическую и социальную. В чистом виде данные группы практически не встречаются…» [5, с. 655].

Если обобщить все опросы, вне зависимости от форм обучения, то мы получаем высокую степень детской зависимости от гаджетов, где на первом месте интернет и мобильные телефоны. Так, Ю.В. Маслова указывает; «…Вместе с удобствами, которые нам принесли компьютерные технологии, можно заметить увеличивающееся количество проблем, связанных с ними. Помимо таких проблем со здоровьем, как нарушение осанки и ухудшение зрения, у некоторых людей, в частности у детей, появляется такое психологическое расстройство, как компьютерная зависимость…» [6, с. 494].

Однако другие авторы отмечают, что увлечение компьютерными технологиями в любом возрасте можно обратить в пользу изучения, познания и получения учебных навыков изучения каких-либо дисциплин, самопознания ребенка, формирования его культуры и личности, в целом. К примеру, «…введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста …» [7, с. 80]. Также интерес представляет научно-исследовательский проект «Компьютерная зависимость детей и подростков», в котором «…основным профилактическим мероприятием является информационная работа, формирование правильного здорового отношения к компьютеру и виртуальному миру…» [8].

Именно использование компьютерных технологий в образовательных целях с любой возрастной группой детей ставится во главу авторских изысканий.

Результаты авторских исследований представлялись в ранних публикациях и коллегиально обсуждались на кафедре «Социальная работа» Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону).

Заключение

Формирование девиантного поведения во многом зависит от образа преподавания, специфики поведения преподавателей, которые не меньшее время находятся с детьми и вмешиваются в их жизнедеятельность не совсем адекватными методами. «Насильное», преувеличенное вмешательство в поведение ребенка без специального образования, программы, тренингов и, возможно, обучающих игр, квестов, презентаций, может нанести психике детей еще больший моральный и психологический вред.

Более того, нельзя забывать, что коррекция ребенка возможна и необходима на ранних стадиях определения девиантности, но она должна быть интегрирована усилиями всех фигурантов этого процесса – от педагогов, психологов до родителей. Педагоги должны работать с родителями, уделять внимание тем факторам, которые необходимо нивелировать в семье, чтобы дети не переносили этот негативный опыт в свою внешнюю жизнь.

Немаловажно «…умение работать с компьютерными продуктами, специальными программами для разработки графического, иллюстративного, презентационного материала, изучения иностранных языков и многого другого, что в настоящее время возможно посредством компьютерных технологий как в детских садах, так и в более старших образовательных заведениях…» [9, с. 139].

В этой связи предлагается учебно-методический комплекс. Концепт: квест-фокус-группы, т.е. интеграция игры и обсуждения результатов. При этом как квест, так и фокус-группа должны быть четко подобраны под описание девиантности каждой возрастной группы детей. В фокус-группе могут участвовать школьники, студенты, родители, преподаватели.

Целевая аудитория: родители детей и дети с ярко выраженными признаками девиантности, в возрасте от 3 до 19 лет.

Поставленная проблема: десоциализация, замкнутость, агрессивность по отношению к родителям, референтным группам, одноклассникам и др., полное погружение в виртуальную реальность, зависимость от гаджетов, интернета и т.п.

Цель – выделить особенности поведения изучаемой аудитории, найти коммуникационный инструментарий для нивелирования проблемы и/или снижения ее негативного влияния.

Механика квеста: с помощью компьютерных технологий, программ каждой группе «игроков» дается задание, связанное общей проблемой девиантности, т.е. если у ребенка зависимость от компьютера, то необходимо предложить ему разработать библиотеку из виртуальных книг на какую-то тему или сделать фильмотеку (презентацию) из любимых фильм, игр, анимации и пр.

Стратегия учебно-методического комплекса – поэтапно вывести ребенка из девиантного состояния, не применяя при этом категоричных, психологических и медицинских приемов, ориентируясь только на педагогический инструментарий и использование компьютерных технологий. В тестовом, игровом режиме необходимо проводить с ребенком квесты, которые в формате игр, жизненных ситуаций могут вывести ребенка из девиантного состояния хотя бы на время работы с педагогом и затем довести образовательный процесс до итогового положительного результата, – вывода ребенка из девиантного состояния по его собственной воле и осознанию. Здесь обязательное привлечение родителей, педагогов и формирование совместных игр, презентаций, по типу «собери все пазлы нашего обучения».

Стартовой базой для проведения образовательных квестов, мультимедийных презентаций, специально разработанных компьютерных игр и программ, может стать Донской государственный технический университет, обладающий в настоящее время техническими, профессиональными и образовательными ресурсами. Кроме того, такой подход и интеграция усилий по работе с девиантными детьми позволит университету подготовить для себя будущих абитуриентов, заинтересованных в получении образования в данном вузе.


Библиографическая ссылка

Легконогих А.Н., Басина Н.И., Головко Т.Г., Вахрушева Е.Ю., Дзюба Е.А. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕВИАНТНЫХ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 137-141;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37712 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074