Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ

Жуков Р.С. 1 Лутай М.С. 1 Козлова Н.Ю. 1 Щербинин П.Т. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В данной статье представлены результаты исследования, направленного на определение роли детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияния на адаптацию (на примере занятий спортивным плаванием). С целью решения поставленных задач исследования было обследовано 79 подростков в возрасте 11–12 лет. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы и серии организованных педагогических экспериментов, с привлечением комплекса объективных методов исследования (тестирование, динамометрия, методы математической статистики) выявлена роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию, различия морфологических, функциональных и психофизиологических показателей подростков среднего школьного возраста, имеющих различный стаж занятий плаванием и не занимающихся спортом, оценено влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков среднего школьного возраста. В формирующем эксперименте данные экспериментальной группы, которую составили подростки, только приступившие к занятиям плаванием, по большинству исследуемых показателей превзошли группу подростков, не занимающихся спортом, и практически сравнялась с показателями группы, в которую входили подростки, имеющие стаж специализированных занятий плаванием.
спортивное плавание
подростки
здоровье
показатели физического развития
адаптация
морфологические
функциональные и психофизиологические показатели
1. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагру­зок на основе индивидуального адаптивного состояния человека. М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. 312 с.
2. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни / Отв. ред. Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. М.: Издательство «Омега-Л», 2013. 435 с.
3. Баранов В.А. Методика учебно-тренировочного процесса пловцов на этапе начальной подготовки на основе дифференцированного подхода: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 171 с.
4. Соломатин В.Р. Индивидуальный подход и основы построения трени­ровки в спортивном плавании в возрастных группах. М.: Физическая культура, 2008. 168 с.
5. Жуков Р.С., Алексеева А.С., Волков А.Н. Учет возрастных особенностей в процессе развития выносливости пловцов 16–18 лет // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2018. № 1. С. 232–235.

Учреждения дополнительного образования спортивной направленности обладают огромным потенциалом оздоровления занимающихся [1, 2], но в то же время являются зоной повышенного риска ухудшения здоровья в условиях интенсивных физических нагрузок, способных нанести ущерб психическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности [3, 4], если в процессе планирования продолжительности и содержания этапов учебной деятельности, программ учебных занятий и соревнований недостаточно учитывается принцип природосообразного подхода [5].

Цель исследования: определение роли детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияния на адаптацию (на примере плавания). Задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию; выявить различия морфологических, функциональных и психофизиологических показателей подростков среднего школьного возраста, имеющих различный стаж занятий плаванием и не занимающихся спортом; оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков среднего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач исследования было обследовано 79 подростков в возрасте 11–12 лет: 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), занимающихся плаванием на базе общества с ограниченной ответственностью «Школа плавания КИТ» г. Кемерово (экспериментальная группа); 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), активно не занимающихся спортом и обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 78» г. Кемерово (контрольная группа – 1); 25 юных пловцов (12 девочек и 13 мальчиков), занимающихся в государственном бюджетном физкультурно-спортивном учреждении Кемеровской области «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию» г. Кемерово (контрольная группа – 2). Для решения поставленных в работе задач использовались следующие научные методы: анализ научно-методической литературы; тестирование; динамометрия; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты констатирующего эксперимента с участием испытуемых экспериментальной и контрольных групп позволили выяснить, что в показателях бега на 60 м, прыжке в длину с места, пятерном прыжке, тесте Купера, наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамье, пробе Ромберга, кистевой динамометрии достоверных различий между показателями экспериментальной и первой контрольной групп не обнаружено, причем данное утверждение справедливо и для девочек, и для мальчиков. В то же время, сравнивая показатели первой контрольной и экспериментальной групп с аналогичными показателями их сверстников, специализированно занимающихся плаванием (контрольная группа – 2), выявлены достоверные различия и в подгруппах мальчиков, и в подгруппах девочек практически во всех тестовых упражнениях.

Анализируя результаты в беге на 60 м у мальчиков 11–12 лет экспериментальной группы, мы обнаружили наиболее существенные статистически значимые положительные изменения (ро < 0,001), в первой контрольной группе также отмечаются достоверные положительные изменения (ро < 0,05) (табл. 1). В начале исследования показатели экспериментальной группы были ниже средних арифметических значений контрольной группы, но эти различия не были достоверными (ро > 0,05), после эксперимента показатели экспериментальной группы достоверно превосходили показатели первой контрольной группы (ро < 0,05). Положительная динамика результатов в беге на 60 м характерна и для девочек двух групп, однако наибольший прирост можно отметить в экспериментальной группе (ро < 0,01), в первой контрольной группе также очевиден характер положительных изменений, но они недостоверные (ро > 0,05) (табл. 2).

Таблица 1

Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Бег 60 м (с)

11,5

0,4

10,5

0,4

< 0,001*

3,6

Прыжок в длину с места (см)

153

7

166

9

< 0,01*

3,8

Пятерной прыжок (м)

7,47

0,65

8,03

0,67

< 0,05*

2,6

Девочки

Бег 60 м (с)

11,9

0,3

11,1

0,2

< 0,05*

2,5

Прыжок в длину с места (см)

150

12

159

11

< 0,01*

4,2

Пятерной прыжок (м)

6,7

0,31

7,04

0,37

< 0,05*

2,5

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

Таблица 2

Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Бег 60 м (с)

11,4

0,3

10, 9

0,3

< 0,05*

2,6

Прыжок в длину с места (см)

154

6

158

8

> 0,05

1,1

Пятерной прыжок (м)

7,46

0,71

7,62

0,74

> 0,05

0,7

Девочки

Бег 60 м (с)

12,1

0,3

11,7

0,2

> 0,05

1,5

Прыжок в длину с места (см)

147

12

153

12

> 0,05

1,3

Пятерной прыжок (м)

6,66

0,31

6,83

0,33

> 0,05

0,9

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

До эксперимента показатели в беге на 60 м экспериментальной группы уступали аналогичным значениям второй контрольной группы, а после эксперимента практически сравнялись с ними. Результаты в прыжке в длину с места в процессе педагогического эксперимента обнаружили надежные статистические различия исходных и итоговых показателей только в экспериментальной группе мальчиков 11–12 лет (ро < 0,05), в первой контрольной группе достоверных изменений не произошло (ро > 0,05). В то же время в экспериментальной группе девочек, участвовавших в педагогическом эксперименте, были обнаружены достоверные положительные изменения в данном тесте (ро < 0,001), в первой контрольной группе достоверных изменений в процессе педагогического эксперимента не произошло (ро > 0,05).

Изменения результатов в пятерном прыжке в процессе педагогического эксперимента мальчиков и девочек 11–12 лет демонстрируют, что ни мальчикам, ни девочкам первой контрольной группы за время проведения педагогического эксперимента не удалось достичь достоверных положительных изменений в данном контрольном упражнении (ро > 0,05), хотя подобная тенденция и очевидна. В экспериментальных группах (мальчиков и девочек), участвовавших в эксперименте, были зафиксированы достоверные различия данных исходного и итогового этапов исследования (ро < 0,05). По показателям развития скоростно-силовых способностей после проведения педагогического эксперимента между данными экспериментальной и первой контрольной группы установились достоверные различия практически по всем контрольным упражнениям в подгруппах мальчиков и девочек. Достигнутые достоверные приросты у девочек экспериментальной группы позволили им сравняться с показателями второй контрольной группы по двум тестам из трех. Мальчики экспериментальной группы также существенно сократили отставание от показателей второй контрольной группы, достоверные различия сохранились только в беге на 60 м. В то же время достигнутые приросты в первой контрольной группе не позволили ни девочкам, ни мальчикам сравняться с аналогичными показателями второй контрольной группы, между их итоговыми данными сохранились достоверные различия. Результаты оценки уровня развития общей выносливости по тесту Купера (шестиминутный вариант) свидетельствуют о более существенных изменениях в экспериментальных группах мальчиков (ро < 0,05) и девочек (ро < 0,01). Динамика уровня развития общей выносливости до и после эксперимента у мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы характеризуется достоверными приростами (табл. 3).

Таблица 3

Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Тест Купера за 6 минут (м)

997

44

1086

27

< 0,05*

3, 5

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см)

5,8

2,1

5, 8

1,5

> 0,05

0,2

Девочки

Тест Купера за 6 минут (м)

961

23

1021

23

< 0,05*

3,7

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см)

11,0

1,8

11,0

2,2

> 0,05

0,1

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

В первой контрольной группе достоверных различий исходных и итоговых данных не было установлено (ро > 0,05) (табл. 4). У мальчиков изменения общей выносливости менее очевидные, так как и до и после педагогического эксперимента между первой контрольной и экспериментальной группами не обнаружились достоверные различия (ро > 0,05). В то же время у девочек до эксперимента достоверных различий между показателями первой контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось, а по его окончании уже были отмечены достоверные статистические различия (ро < 0,05). Достоверные различия показателей экспериментальной группы от значений второй контрольной группы сохранились только у мальчиков по тесту Купера. Достоверные различия показателей второй контрольной группы от значений второй контрольной группы сохранились по тесту Купера и у мальчиков, и у девочек.

Таблица 4

Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет контрольной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Тест Купера за 6 минут (м)

1011

20

1043

32

< 0,05*

3,1

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см)

5,8

2,3

5,8

2,1

> 0,05

0,3

Девочки

Тест Купера за 6 минут (м)

963

14

977

30

> 0,05

0,9

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см)

9,5

3,4

9,5

3,4

> 0,05

0,4

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

Результаты оценки уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у мальчиков 11–12 лет показали достоверные различия исходных и итоговых значений в экспериментальной группе (табл. 5).

Таблица 5

Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Проба Ромберга (с)

2,5

1,4

10,4

1,1

< 0,01*

4,1

Кистевая динамометрия (кг)

17,0

2,1

22,0

3,6

< 0,05*

3,3

Девочки

Проба Ромберга (с)

2,3

1,0

9,3

1,0

< 0,05*

3,2

Кистевая динамометрия (кг)

16,3

2,6

22,0

3,6

< 0,05*

3,1

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

Оценка уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у девочек 11–12 лет показала отсутствие достоверных различий исходных и итоговых значений в первой контрольной группе, у мальчиков достоверные положительные изменения зафиксированы (табл. 6). У девочек в том же тесте за время проведения педагогического эксперимента зафиксированы достоверные положительные изменения только в экспериментальной группе (ро < 0,05). Изменения результатов кистевой динамометрии у мальчиков 11–12 лет в экспериментальной группе носят достоверный характер (ро < 0,05).

Таблица 6

Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы

Наименование теста

Исходные данные

Итоговые данные

ро

Т

Х

σ

Х

σ

Мальчики

Проба Ромберга (с)

2,5

1,4

6,3

1,4

< 0,05*

3,3

Кистевая динамометрия (кг)

17,2

3,1

19,3

3,1

> 0,05

1,6

Девочки

Проба Ромберга (с)

2,5

1,3

6,0

0,8

> 0,05

1,1

Кистевая динамометрия (кг)

15,3

2,6

19,3

3,1

> 0,05

1,7

Примечание. * – обозначены достоверные различия.

Выводы

Проведенные исследования позволили оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков, которые в значительной степени определяют уровень физического здоровья и отражают адаптационные изменения, приспособление функций организма к специфическим условиям водной среды. По результатам формирующего эксперимента данные экспериментальной группы, которую составили подростки, занимающиеся плаванием в рамках общеразвивающей программы, по большинству исследуемых показателей превзошли аналогичные показатели первой контрольной группы (подростки, не занимающиеся спортом) и существенно приблизились к показателям второй контрольной группы, в которую входили подростки, имеющие стаж специализированных занятий плаванием по программе спортивной подготовки, однако это не распространяется на показатели специальной подготовленности юных спортсменов-пловцов.

Таким образом, комплексный психофизиологический мониторинг функционального состояния и уровня адаптационных резервов занимающихся позволил выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию (на примере плавания). Общеразвивающие программы, наряду с программами спортивной подготовки, обладают значительным здоровьеформирующим потенциалом, в том числе и в аспекте подготовки подростков к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Однако для их реализации необходимо дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, так как в большинстве регионов Российской Федерации количество плавательных бассейнов пока не соответствует рекомендованным Международным союзом архитекторов значениям.


Библиографическая ссылка

Жуков Р.С., Лутай М.С., Козлова Н.Ю., Щербинин П.Т. РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 93-97;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37498 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674