Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Омельченко Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современной профессиональной подготовки будущих педагогов – становлению их культуры самовыражения. Показано, что в студенческом возрасте у человека имеются благоприятные возможности для изменения характеристик самовыражения в соответствии со складывающимися представлениями о себе как о представителе определенной профессиональной группы. Сделан акцент на важности демонстрации педагогами такой своей культуры самовыражения, характеристики которой дети могли бы воспринимать как образцы для подражания и переносить в свое собственное самовыражение. Содействовать становлению таких характеристик культуры самовыражения возможно в процессе профессиональной подготовки, осуществляемой в педагогических вузах. Представлено содержание каждого компонента культуры самовыражения студентов, указаны возможности содействия их становлению со стороны преподавателей вузов, сделан вывод об особенностях, свойственных протеканию становления культуры самовыражения обучающихся. К самым важным из них отнесены: придание значимости в собственной жизни ценностям будущей профессиональной деятельности; расширение спектра компетенций, полученных в школе, такими, которые будут необходимы в педагогической деятельности; придание устойчивости стремлению заниматься педагогической деятельностью; выяснение своих качеств как будущего педагога путем самопознания; выполнение элементов педагогической деятельности с ориентацией как на требования профессии, так и собственные предпочтения; рефлексия относительно вариантов собственного поведения как представителя педагогической профессии.
культура самовыражения студентов
становление культуры самовыражения будущих педагогов
характеристики становления культуры самовыражения
профессиональная подготовка
1. ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 22.06.2018).
2. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 22.06.2018).
3. Омельченко Е.А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов в учебном процессе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 56–61.
4. Омельченко Е.А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 126–128.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
7. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
8. Щебельская Э.Г. Социально-психологические особенности потребности в самовыражении студентов вуза // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XVIII Междунар. научно-практической конференции. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 141–145.
9. Тарасова И.В. Профессиональное самовыражение преподавателей и студентов как актуальная проблема высшей школы // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2015. С. 296–306.
10. Климова Т.Е., Шиндяева Е.А. Формирование культуры эмоционального самовыражения подростков общеобразовательной школы: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 112 с.
11. Прохорова С.А. Формирование культуры самовыражения учащихся: содержательный аспект художественного образования // Искусство и образование. 2012. № 3. С. 91–97.

Современная подготовка студентов в педагогических вузах во все большей степени начинает ориентироваться на то, чтобы выпускник отвечал требованиям профессиональных стандартов. Такие стандарты содержат описание трудовых функций, входящих в них действий, умений и знаний, которые потребуются будущим педагогам для успешной работы в сфере образования. Чтобы обучающийся был готов и способен обучать, воспитывать, развивать детей, проектировать и реализовывать основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования), в вузе для этого должны быть соответствующие условия. Их создание регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3++). В них на одной из значимых позиций находится универсальная компетенция «самоорганизация и саморазвитие» [1, c. 8], связанная с умением выполнять самоорганизуемую деятельность – деятельность, планируемую, организуемую и самостоятельно осуществляемую субъектом.

В работе педагогов именно она занимает ведущее место, так как подразумевает самостоятельную постановку целей педагогической деятельности, выбор методов, форм, способов, средств ее достижения во взаимодействии с другими субъектами образования. Кроме того, педагоги должны быть самостоятельны в подготовке и проведении учебных занятий, управлении группами обучающихся и воспитанников, разработке и применении современных психолого-педагогических технологий, организации жизнедеятельности тех, с кем они работают [2]. В этом проявляется активность, творчество педагогов, демонстрирующее то, что для них важно, значимо в профессии, их личностные предпочтения, привнесенные в профессиональную деятельность, т.е. осуществляется самовыражение педагогов в профессиональной деятельности.

Цель исследования: описать с теоретической точки зрения характеристики основных элементов содержания и возможности содействия становлению культуры самовыражения будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки.

Материалами исследования были публикации, посвященные научному обоснованию данных об особенностях развития личности в студенчестве, о самовыражении и становлении культуры самовыражения человека. В качестве основного метода выступил теоретический анализ источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное нами теоретическое исследование позволило обосновать утверждение о том, что профессиональным педагогам и обучающимся, которые готовятся ими быть, для успешности выполнения трудовой деятельности необходима не только возможность для самовыражения, но и требуется сделать это достойными для подражания представителями подрастающего поколения способами [3; 4]. Ведь дети дошкольного возраста перенимают, копируя в своем поведении, особенности действий, речи, жестов воспитателей; школьники, начиная с безусловно положительного принятия деятельности учителя начальных классов, переходят к оценке профессиональных и личностных качеств, способов общения, взаимодействия, демонстрируемых в разнообразных ситуациях, педагогами средней школы, с тем, чтобы постепенно выстроить собственное самовыражение, приемлемое в тех или иных случаях. В этом смысле важно, какую культуру самовыражения воспринимают и перенимают дети. Мы установили, что культура самовыражения представляет собой часть индивидуальной культуры педагогов, характеризующуюся совокупностью норм, образцов, способов, средств самораскрытия и самопрезентации, которые они демонстрируют в своей активности. В состав культуры самовыражения входят такие содержательные компоненты, как аксиологический, гносеологический, эмоциональный, самопознание, деятельностный, рефлексивный (это было обосновано нами ранее в [3]).

В силу того, что культура личности изменчива, способна на протяжении жизни человека приобретать новые характеристики, культура самовыражения педагогов, являясь ее частью, из одного своего состояния может переходить в другое. Поэтому мы рассматриваем становление культуры самовыражения педагогов как процесс непрерывных, циклично и спиралевидно разворачивающихся во времени качественных или количественных изменений, происходящих хотя бы с одним из ее компонентов.

В процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза возможно содействовать становлению положительных характеристик их культуры самовыражения. Это утверждение стало следствием следующих размышлений:

а) у студентов идет активное построение образа мира, прогнозирование своего места в нем, планирование будущего, предполагающее наличие определенной ценностной основы, что отводит рассматриваемому возрасту центральное место в преобразовании системы ценностных ориентаций человека. Следовательно, в нем имеются условия, благоприятно сказывающиеся на становлении аксиологического компонента культуры самовыражения;

б) ведущая деятельность в студенчестве – учебно-профессиональная, ориентирующая обучающихся на обретение компетенций, требующихся от них в профессиональной деятельности. Такая деятельность предполагает активное познание всего, что связано с будущей профессией. Следовательно, под влиянием профессиональной подготовки способно происходить становление гносеологического компонента культуры самовыражения;

в) у молодых людей, обучающихся в педагогических вузах, меняются черты внутреннего мира и самосознания, перестраиваются психические процессы и свойства личности, совершенствуется эмоционально-волевой строй жизни, приводя в движение становление эмоционального компонента культуры самовыражения;

г) И.А. Зимней [5], А.Н. Леонтьевым [6], С.Л. Рубинштейном [7] и др. психологами установлено, что в этот период претерпевают изменения все прежние отношения человека к самому себе, придавая существенное значение в развитии личности становлению самопознания;

д) поступление в вуз и профессиональная подготовка предполагают новый этап в изменении особенностей поведения молодых людей, так как они оказываются в ситуациях, требующих от них новых способов взаимодействия с окружающим миром, принятия на себя сначала роли студента, а затем (к концу обучения) максимально возможной для них ориентации на социальную роль педагога. Все это позволяет находиться в процессе становления деятельностному компоненту культуры самовыражения;

е) рассматриваемый возраст благоприятен для осуществления рефлексивной деятельности как способа поиска своего места в жизни. Значит, возникают условия для становления рефлексивного компонента культуры самовыражения молодых людей, готовящихся быть педагогами.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов обладает положительным потенциалом влияния на становление каждого компонента культуры самовыражения. Исходя из этого вывода и используя современные теоретические разработки по проблемам самовыражения [8; 9], культуры самовыражения [10; 11], результаты наших собственных исследований [3; 4], опишем характеристики основных элементов содержания и возможности содействия становлению каждого из компонентов культуры самовыражения будущих педагогов.

Содержание аксиологического компонента культуры самовыражения студентов составляют значимые, важные для них объекты, предметы, явления или их свойства, способы будущего профессионального поведения и деятельности. Это определенные эталоны, с которыми они сопоставляют то, что происходит вокруг них, и то, что они делают сами.

В ходе профессиональной подготовки у преподавателей существует возможность развертывания перед будущими педагогами особенностей профессиональной деятельности с тем, чтобы они выстраивали для себя единый образ педагогической деятельности, включая его в собственное жизненное пространство. Благодаря этому, студенты постепенно начнут воспринимать и принимать выбранную сферу трудовой деятельности как значимую, приемлемую для приложения своих усилий. Следовательно, характеристикой становления аксиологического компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза является расширение и дополнение их системы ценностных ориентаций теми, что связаны со сферой педагогической деятельности. Степень такого расширения и дополнения у обучающихся разная (в зависимости от уровня принятия ценностей).

Содействовать этому в ходе осуществления профессиональной подготовки можно, обращая внимание на иерархию ценностей педагогической деятельности, предъявляемую в образовательном процессе. Здесь задачей преподавателей становятся педагогические воздействия на механизм интериоризации ценностей путем создания условий, в которых обучающиеся получают возможность воспринимать и принимать ценности осваиваемой профессии.

Содержание гносеологического компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза составляют знания и представления о мире, других людях, осваиваемой профессиональной деятельности, имеющиеся и формирующиеся у них в процессе профессиональной подготовки. Функционирование этого компонента культуры самовыражения основано на познавательных способностях и возможностях, протекании познавательных процессов обучающихся. Учтем в этом смысле такую значимую характеристику студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, представляющая собой осознанные познавательные потребности, обусловливающие состояние готовности к познавательной деятельности и обеспечивающие возможность успешного ее выполнения в процессе получения обучающимися педагогического образования. Познавательные потребности относятся к числу духовных, основанных на стремлении познавать окружающий мир, самого себя, смысл своего существования. Из сказанного следует, что характеристикой гносеологического компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза является направленность познавательных процессов на освоение знаний, приобретение умений, которые станут основой их профессиональной компетентности.

Следовательно, возможно содействовать обретению студентами педагогического вуза положительных характеристик культуры самовыражения через создание условий для реализации их стремлений к познанию сферы будущей профессиональной деятельности. Для этого у обучающихся должен быть свободный доступ к информации, стоит вовлекать их в совместную с преподавателями работу над решением учебно-профессиональных задач, включая учебно- и научно-исследовательские.

Содержание эмоционального компонента культуры самовыражения студентов включает в себя разнообразные эмоции, проявляемые ими в процессе освоения педагогической деятельности на профессиональном уровне. Именно эмоции позволяют понять, что в процессе профессиональной подготовки воспринимается и принимается обучающимися положительно, что – отрицательно, что – нейтрально. Эмоции окрашивают деятельность будущих педагогов. А.Н. Леонтьев указывал, что «эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и “механизмом” ее движения» [6, с. 209]. Они выступают для личности внутренними сигналами, показывающими степень удовлетворения потребностей (в частности, это касается познавательных потребностей), степень соответствия результатов выполнения элементов педагогической деятельности, осваиваемых студентами, поставленным целям. Значит, характеристикой эмоционального компонента культуры самовыражения будущих педагогов является преобладание положительных эмоций при выполнении любых элементов педагогической деятельности, желание ею заниматься.

При осуществлении профессиональной подготовки преподаватели могут выстраивать такое взаимодействие со студентами и вовлекать их в такие элементы или направления педагогической деятельности, которые будут вызывать у обучающихся веру в свои силы, положительные эмоции, содействуя этим становлению эмоционального компонента культуры самовыражения.

Самопознание студентов педагогического вуза в ходе профессиональной подготовки в большей степени становится ориентировано на понимание самого себя как педагога, на соотнесение своих индивидуально-личностных качеств с построенным в сознании образом идеального педагога. Благодаря этому в ходе профессиональной подготовки становится целенаправленным самообразование, позволяя преподавателям максимально задействовать в образовательном процессе потенциал организации и выполнения студентами разных видов самостоятельной работы. Таким образом, характеристикой становления самопознания как компонента культуры самовыражения студентов является выяснение, осмысление ими своих особенностей как педагогов, а также уровня владения знаниями и умениями, составляющими основу их профессиональной компетентности.

Содержание деятельностного компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза базируется на проявлении ими таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой. Благодаря их наличию будущие педагоги активно действуют, готовясь к самосовершенствованию в профессии, направленному на развитие профессиональных возможностей, на повышение качества самостоятельной педагогической деятельности. Значимой характеристикой деятельностного компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза является закрепление в их поведении типичных, повторяющихся особенностей самовыражения при выполнении элементов педагогической деятельности (в соответствии как со своими собственными предпочтениями, так и с требованиями профессионального стандарта педагога). Постепенно они начнут складываться в наиболее приемлемые для них модели самовыражения в профессии. В целом чем более успешно будут они выстроены, т.е. в максимальной степени станут отвечать принятому конкретным студентом образу педагога, чем комфортнее он себя чувствует при реализации модели самовыражения, тем гармоничнее, легче пройдет его адаптация к самостоятельной профессиональной деятельности.

Для содействия становлению деятельностного компонента культуры самовыражения студентов, преподаватели могут: создавать вариативную учебную среду, в которой обучающиеся найдут для себя возможности осуществлять самовыражение и, в частности, самовыражение в педагогической деятельности; включать в образовательный процесс практико-ориентированные педагогические ситуации; выстраивать педагогическое взаимодействие со студентами по решению практических педагогических задач.

Содержание рефлексивного компонента культуры самовыражения студентов педагогического вуза составляет рефлексивная деятельность, направленная на поиск смысла осваиваемой педагогической деятельности, смысла существования в профессии, что позволит им так преобразовать собственный внутренний мир, чтобы обрести неповторимость, осмыслить свою уникальность как представителя педагогической профессии. Рефлексивная деятельность побуждает молодых людей самостоятельно получать и изменять индивидуальный опыт профессиональной педагогической деятельности.

Значит, одной из характеристик становления рефлексивного компонента культуры самовыражения студентов педагогической вуза является ориентация рефлексивной деятельности на конструирование сознательных механизмов понимания и осмысления особенностей выполнения элементов педагогической деятельности, себя как представителя этой профессии.

Выводы

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что к характеристикам становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза относятся: дополнение ценностных ориентаций обучающихся принятыми ими в ходе профессиональной подготовки нормами, правилами, ценностями выполнения педагогической деятельности; формирование индивидуальной системы педагогических знаний, умений, компетенций, позволяющих отнести молодых специалистов к числу профессионально компетентных людей; возникновение положительных эмоций от выполнения педагогической деятельности, желание ею заниматься, стремление посвятить ей свою профессиональную жизнь; ориентация самопознания на выяснение особенностей складывающихся у студентов новых качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; демонстрация в поведении моделей осуществления педагогической деятельности как на основе собственной системы ценностей, предпочтений, так и требований общества к профессиональным педагогам; осмысление всего, что требуется делать профессиональному педагогу, выбор наилучших вариантов выполнения профессиональных обязанностей, видение перспектив профессионального самосовершенствования.


Библиографическая ссылка

Омельченко Е.А. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 9. – С. 188-192;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37184 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674