Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ)

Бакаева О.Н. 1 Гамова С.Н. 1 Фаустова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»
Проблема отношений детей и родителей (лиц, их заменяющих) в семье остается одной из актуальных и значимых в современной психолого-педагогической науке. Это определяется, во-первых, позицией родителей в вопросах семейного воспитания, а во-вторых, ростом числа неблагополучных семей, что приводит к социальной и психологической дезадаптации как маленьких детей, так и подростков. Причина этого кроется в переменах, которые происходят сегодня в экономике, политике и социальной сфере. Осложнились не только материальные условия, но и духовная атмосфера семьи, возросла напряженность в общении родителей (лиц, их заменяющих) с ребенком, повысился уровень тревожности дошкольников, увеличились претензии со стороны родителей к своим детям в условиях современных социальных требований.. Взрослые члены семьи не всегда могут помочь им справиться с возникшими трудностями, а порой сами порождают тревожное состояние ребенка из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний и нерешенных личных проблем. Гармоничная семья является первичным и необходимым условием формирования разносторонней личности ребенка, оптимально удовлетворяющей свои жизненные потребности. В данной статье раскрывается понятие «гармоничные детско-родительские отношения» и предлагается система организации тренинговых занятий, направленных на гармонизацию семейных отношений между родителями (лицами, их заменяющими) и старшими дошкольниками, включающая в себя 10 занятий, строящихся на принципах: от простого к сложному, от близкого и далекому, от теории к практике, целенаправленность, доступность, достоверность, научность, систематичность и последовательность. Все тренинги носят форму групповой работы и предполагают проведение совместных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими).
семейное воспитание
воспитание дошкольников в семье
детско-родительские отношения
гармонизация детско-родительских отношений
тренинговые занятия
организация тренинговых занятий
1. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2006. – 18 с.
2. Даринская В.М. Гармонизация детско-родительских отношений средствами групповой работы: автореф. дис…канд. пед. наук. – Воронеж, 2002. – 16 с.
3. Репринцева Г.И. Гармонизация детско-родительских отношений / Г.И. Репринцева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 16–21.
4. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. Дети и психические проблемы в семье / Г. Хоментаускас. – Екатеринбург: У-Фактория, 2017. – 192 с.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2012. – 150 с.
6. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2016. – 187 с.
7. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2018. – 169 с.

Для ребенка от рождения до 7 лет семья является целым огромным миром, в котором он живет, растет, развивается, осуществляет различные виды деятельности, действует с предметами и игрушками, трудится, делает новые открытия, учится любить близких, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, переживать и пр. Будучи одним из главным членом семейного коллектива, он вступает в разнообразные отношения со взрослыми: родителями (лицами, их заменяющими) и прародителями, братьями и сестрами, оказывающими на него как положительное, так и негативное влияние. В зависимости от детско-родительских отношений ребенок растет, с одной стороны, доброжелательным, открытым и общительным, а с другой, наоборот – тревожным, грубым, лицемерным и лживым. Согласно исследованиям А.Я. Варги, В.В. Столина, А.А. Шведовской и др. под родительскими отношениями понимаем «систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его характера, личности и поступков» [1, с. 8]. Малыш приходит в этот мир беспомощным и беззащитным, его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей (лиц, их заменяющих). Он верит в их бескорыстную любовь, доброе отношение и надеется на своевременную помощь, поддержку и защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, – это стресс, вызываемый страхом и тревогой потери близких людей и отсутствия общения с ними. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Выделим некоторые причины детской тревожности: социальная нестабильность семьи; потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции; неуверенность в себе и в завтрашнем дне; чувство вины за семью, обеспеченную хуже, чем у других (друзей, коллег, соседей, знакомых); стремление выместить негативные последствия на своих детях, жестокое обращение с ними и др. (К. Бютнер, М. Раттер и др.).

Проблема семейного воспитания привлекает внимание многочисленных ученых и практиков (Ю.П. Азаров, Т.В. Андреева, О.Л. Зверева, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, А.И. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания детей и поведенческие реакции родителей на их действия, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, семейные роли и позиции, особенности личности родителей (лиц, их заменяющих), характер супружеских взаимоотношений и т.д. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний в области семейной педагогики и психологии (А. Адлер, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.М. Даринская, Х. Джайнотт, А.И. Захаров, Г.И. Репринцева, Е.В. Сидоренко, В. Сатир, Э. Фромм, А.А Шведовская, Э.Г. Юстицкий и др.).

Для полноценного развития личности дошкольника в семье должны складываться благоприятные условия, напрямую зависящие от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главным их проявлением является любовь, которая определяет доверие к малышу, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, они характеризуются требовательностью и контролем. Конфликт между ними вызывает самые сильные противоречия детско-родительских отношений в семье, а их гармонизация позволит повысить степень ее благополучия и создаст оптимальный психологический микроклимат в ней (В.М. Даринская, Г.И. Репринцева, Г. Хоментаускас и др.) [2–4]. Под гармоничными детско-родительскими отношениями, вслед за В.М. Даринской, понимаем «отношения, в основе которых лежит согласованность основных компонентов, входящих в их внутреннюю структуру, проявляющиеся в поведенческих реакциях, свидетельствующих об уравновешенном стиле общения по гуманным принципам, без ущемления интересов как родителей, так и детей» [2, с. 6].

В связи с этим была определена цель исследования – организация помощи семье в установлении гармоничных отношений между родителями (лицами, их заменяющими) и старшими дошкольниками посредством системы совместных тренинговых занятий, служащих основным материалом и инструментарием гармонизации детско-родительских отношений в разных типах семей (полных и неполных; однодетные, малодетные и многодетные и др.). Представим этапы работы в таблице.

Этапы организации совместных тренинговых занятий

п/п

Этап

Цель

Содержание работы

1

От прошлого к настоящему

Осознавать свои чувства и эмоции в данный момент, сосредотачивать внимание на настоящем

Умение делиться своими чувствами и эмоциями, выражать ожидания от предстоящего занятия

2

Повторение

Делиться новым опытом взаимодействия с ребенком в ходе выполнения домашнего задания (игровых ситуаций, упражнений), делать выводы

Закрепление пройденного материала, умение делиться удачами и неудачами, достижениями и трудностями в выполнении домашних заданий. Ответ на вопрос об изменениях в отношениях с ребенком

3

Информация

Получить новую информацию и расширить представления родителей о семейном воспитании

Обсуждение интересующих родителей вопросов, знакомство с новой информацией по данным вопросам

4

Закрепление

Закрепить полученные знания в общении с ребенком

Участие в выполнении и обсуждении ситуаций, упражнений и игр

5

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Обсуждение и анализ конкретных ситуаций реальной жизни, в которых можно использовать приобретенный опыт

6

Присоединение к будущему

Наметить дальнейшие шаги действия

Определение шагов, которые можно сделать в применении нового опыта

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на исследования И.М. Марковской, Н.В. Клюевой и Е.В. Шитовой, в систему тренингов были включены 10 циклов занятий, строящихся на принципах: от простого к сложному, от близкого и далекому, от теории к практике, целенаправленность, доступность, достоверность, научность, систематичность и последовательность. Все занятия носили только групповую форму работы с совместным участием родителей (лиц, их заменяющих) и детей [5–7]. Приведем пример проведенных тренинговых занятий:

1. «Знакомство с родителями и детьми в круге». Цель: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

2. «Мы и наши дети в общении». Цель: создание группового единства. Тренинговое занятие предполагало проведение двух упражнений: 1) «Имя», его цель заключалась в знакомстве с особенностями характера участников всей группы, подчеркивании их индивидуальности. Каждому участнику предлагалось назвать свое имя и охарактеризовать себя по первой его букве (например, Женя – жизнерадостный, Лена – ласковая, Ольга – остроумная и т.д.); 2) «Расскажи о своем ребенке», цель – составление рассказа об особенностях ребенка.

3. «В лучах яркого солнца!» Цель: адекватное оценочное принятие индивидуальности ребенка. Всем участникам раздавались рисунки солнца, разделенного на две части: первая половина требовала называния положительных качеств и достоинств, наблюдаемых у ребенка; вторая – качеств, которые хотелось бы видеть в ребенке. Было замечено, что при назывании положительные качества старших дошкольников у большинства родителей (лиц, их заменяющих) совпадают. А качества, которые они хотели бы видеть у своего ребенка, у них вызвали значительные затруднения. По мнению взрослых членов семьи, это объяснялось тем, что ребенку достаточно тех качеств, которые у него уже есть.

Впоследствии было предложено выполнить упражнение «Кукла». Цель: проследить, как часто в речи взрослых употребляется слово «Нельзя!». Родители, по очереди, говорили, что запрещается их ребенку (нельзя бегать, кричать, прыгать, размахивать руками, показывать пальцами, стучать ногами, топать и т.д.), и одновременно кукле завязывались ленточками ноги, руки и т.д. В итоге вся кукла оказалась перевязанной с ног до головы. В связи с этим был сделан вывод о том, что мы невольно «связываем» детей, требуя от них выполнения инструкций и требований.

4. «Ассоциации». Цель: принятие индивидуальности ребенка. Все что требовалось – прослушать задание и постараться записать первые впечатления и образы, которые пришли в голову.

5. Тренинг, направленный на совместное занятие с родителями и их детьми. Цель: знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимопонимания между родителями и детьми, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. Первоначально участникам было предложено ответить на вопрос: «Кто здесь собрался?». Дети и взрослые придумывали разные варианты ответов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, соседи, коллеги и т.д.). Затем знакомились с детьми, просили каждого по очереди назвать имя и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы угадать по описанию, кто из присутствующих – его родители. Ответы должны быть наиболее полными, чтобы угадать, о ком идет речь. При этом задавались наводящие вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?» и др. Дети называли, кто, по их мнению, самый заботливый родитель, самый ответственный человек, самый веселый, самый большой выдумщик, самый трудолюбивый, самый добрый и пр. После этого следовало еще раз повторить все имена участников тренинга, с цель их запоминания.

С детьми и их родителями проводились две игры: 1) «Угадай, у кого конфета», цель – выявить наиболее «подозрительных» личностей в группе; 2) «Угадай, чьи это руки», цель – установление близких отношений детей и родителей, закрепление атмосферы доверия и дружелюбия в коллективе.

6. Совместный анализ ситуаций. Цель: сближение родителей (лиц, их замещающих) друг с другом, их раскрепощение, настраивание на дальнейшее общение, оказание помощи в решении схожих семейных проблем. В результате анализа ситуаций о гиперопеке или гипоопеке, проходившего в виде активной дискуссии, было установлено, что многие взрослые оказались против них. Но при этом ведут себя приблизительно так же, как и в предложенных ситуациях, не задумываясь о последствиях.

7. «Сказкотерапия». Цель: оказание помощи родителям в понимании и осознании вреда чрезмерной опеки (гиперопеки), объяснение ошибок и направление на курс их избегания. Детям и родителям была предложена сказка «Птенец», помогающая дать оценку роли в семье, осмыслить ее и попытаться выйти на новый уровень взаимоотношений «Родитель – Ребенок».

8. «Полярности – «нападающие» и «защищающиеся». Цель: понимание конфликтных сторон и получение опыта активного отстаивания своей точки зрения. Игра проводится для того, чтобы родители почувствовали себя «в шкуре ребенка», который отстаивает свои интересы и взгляды.

9. «Наказание и поощрение». Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и умелое применение методов наказания и поощрения в семейном воспитании. Для того, чтобы настроить родителей на общение и создать у них положительный эмоциональный тон, включалась легкая классическая музыка. Перед тем как приступить к работе, был проведен небольшой эксперимент. Предлагалось родителям (лицам, их заменяющим) разбиться на пары и выполнить задания, поругать и похвалить друг друга. А после этого ответить на примерные вопросы: «Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?», «Что было легче – хвалить или ругать?» и др.

В следующем задании рассказывалось о проблемах, которые возникают в процессе общения родителей с детьми, была прочитана мини-лекция на тему: «Методы семейного воспитания: поощрение и наказание», в процессе которой обращалось внимание родителей на следующие положения: «Если ребенок чувствует поддержку, он учиться быть уверенным в себе», «Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться», «Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя». Лекция предполагала подведение итога о том, что наказание и поощрение – это два основных метода семейного воспитания. В их применении следует знать меру и не «перегибать палку». «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», – подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А.С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Были даны следующие рекомендации:

1) Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

2) Старайтесь вести себя в соответствии с ситуацией: проявлять либо требовательность, либо снисходительность.

3) Р. Дрейкурс сказал: «Детям нужно поощрение, как растению вода». Поощрение дает детям информацию о том, что они достаточно хороши такие, какие есть на самом деле.

4) Как можно чаще говорите «ободряющие» и «подбадривающие» слова, позволяющие детям быть уверенными в том, что их уважают и ценят за уникальность без всяких рассуждений.

10. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье. Проводились следующие игры: 1) «Ладошки», цель – создание положительной атмосферы, повышение самоценности родителей и детей, развитие доверия между ними. Сидя или стоя на расстоянии вытянутых рук с закрытыми глазами, по команде руки родителей и детей должны были «найти друг друга», познакомиться и выполнить какое-либо действие (проявить симпатию, потанцевать, подраться, помириться, попрощаться и т.д.). У детей данный вид тренинга вызвал бурю положительных эмоций, независимо от этапов его прохождения. Родители же сказали, что данное занятие помогает стать ближе к ребенку, почувствовать его простыми прикосновениями, которым в обычной жизни не уделяется должного внимания. 2) «Водитель», цель – создание положительной атмосферы, развитие доверия между детьми и родителями, осознание необходимости оказания помощи и поддержки друг другу. Осуществлялось свободное передвижение по аудитории парами, при этом один участник должен находиться за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза «направляемого (ведомого)» закрыты, он должен полностью довериться своему «водителю» в том, чтоб их пара не столкнулась с другой. Через несколько минут участники менялись местами. 3) «Совместный рисунок», цель – совместное выполнение деятельности, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. Детям и родителям было предложено по очереди создать одной рукой карандашом или фломастером совместный рисунок, соблюдая условие – нельзя договариваться и разговаривать друг с другом. После того, как все закончили рисовать, каждая пара представляла свой рисунок. Ребенок рассказывал, кто (что) нарисован, кто являлся инициатором идеи. Было замечено, что все участники интересно и живо представляли свой «шедевр». А вот инициаторами идей в основном были дети. Следует отметить, что было занимательно наблюдать за совместной деятельностью детей и родителей, когда они без помощи речи, без криков и упреков просто понимали друг друга, догадывались о мыслях другого, радовались тому, что получалось. Считаем, что это не что иное, как совместная победа над собой.

Завершающим этапом тренинговых занятий было проведение итоговой дискуссии с родителями (без присутствия детей), в процессе которой они делились своими воспоминаниями из их детства. Задавались уточняющие вопросы типа: «В какие игры играли?», «Как вели себя?», «Ругались ли на родители?», «Обижались ли они?», «Чего боялись?», «Что любили?», «Что в мире взрослых тогда казалось непонятным и загадочным?». Все взрослые охотно делились своими воспоминаниями. И в большинстве своем они больше всего боялись наказаний родителей, безумно на них обижались, злились и кричали. Тогда, как они признались, не понимали взрослых и не осознавали того, как можно кричать на маленького ребенка.

Выводы

Проведенные совместные тренинговые занятия вызвали эмоциональный отклик у взрослых и детей старшего дошкольного возраста. Тренинги позволили родителям (лицам, их заменяющим) задуматься о том, что дети проходят весь путь, который прошли они в своем детстве. И сейчас, в процессе организованной работы, они, уже умудренные опытом, вернулись в свое детство, вспомнили, какими были, как вели себя, на что обижались, чему радовались и огорчались, что их расстраивало и т.д. Им выпала уникальная возможность взглянуть на детские проблемы по-новому. Считаем, что подобная система работы позволит взрослым членам семьи наладить и урегулировать взаимоотношения со своими детьми, что будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений в семье.


Библиографическая ссылка

Бакаева О.Н., Гамова С.Н., Фаустова И.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 167-171;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37098 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674