Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бабаева Е.В. 1 Ганьшина Г.В. 1 Заварина С.Ю. 1 Муравьева Ж.В. 1
1 Государственный гуманитарно-технологический университет
Реформирование современного образования ставит перед высшими учебными заведениями задачу перестройки процесса обучения, придания ему созидательного характера. Объективная необходимость диверсифицикации высшего образования требует разработки новой модели образования и социализации личности. Построение интегрированного образовательного процесса в вузе предполагает творческое взаимодействие вуза с различными государственными структурами и общественными организациями. Особое место среди них отводится учреждениям культуры, которые могут оказать значительное влияние на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов гуманитарного направления. Результатом взаимодействия вуза с учреждениями культуры является разработка и реализация значимых социально-культурных проектов и программ, в которых студентам представляется возможность применить на практике полученные теоретические знания, практические умения и навыки, внедрить инновационные технологии при организации совместных мероприятий. В статье представлен конструктивный опыт социокультурного партнерства Московского городского педагогического университета и Государственного гуманитарно-технологического университета с учреждениями культуры и образования г. Москвы и Московской области, внесших весомый вклад в процесс возрождения национальной и духовной культуры России, в подготовку студенчества к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях. Включение студентов в социокультурное пространство вуза, города, региона способствует развитию креативного мышления, реализации творческого потенциала личности, духовному и культурному росту, предоставляя широкие возможности для самоактуализации и совершенствования личности.
взаимодействие
современный вуз
учреждение культуры
диверсификация высшего образования
студент
преподаватель
профессиональный опыт
социокультурное партнерство
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. URL:https://минобрнауки.рф/проекты/Государственная программа.pdf. (дата обращения: 08.02.2018)
2. Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Бабаева Е.В. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). – С. 956–960.
3. Мурашко О.Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек: научно-практическое пособие / О.Ю. Мурашко. – М.: Литера, 2008. – 139 с.
4. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: методология, теория, практика: монография / Т.Э. Мангер; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – 234 с.
5. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. … докт. пед. наук. – Тамбов, 2008. – 46 с.
6. Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. – Саратов, 2010. – 20 с.
7. Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30–31 июля 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 15–23.
8. Государственная программа города Москва «Культура Москвы 2012–2018 гг.» // Вестник мэра и Правительства Москвы. – 2012. – №20. – С. 4–122.
9. Умеркаева С.Ш. К вопросу о порядке проведения практики магистров социально-культурной деятельности в условиях реализации ФГОС // Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г. – Люберцы: ООО «АР-Консалт», 2015. – С. 94–99.
10. Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш. Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея // Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – 2015. – № 4(5). – С. 35–51.
11. Медведь Э.И. Музыкальные фестивали в реализации культурной политики России / Э.И. Медведь, О.И. Киселева, В.И. Портников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12–1. – С. 166–170.
12. Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга студенческой молодежи: историко-культурологический опыт 1970–1980 гг.: монография. – М.: ГГТУ, 2017. – 168 с.
13. Безбородова Л.А., Заварина С.Ю. Педагогические проблемы в теории музыкального образовании // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 67–74.

Принятие новых профессиональных стандартов, конструктивные перемены в социокультурной сфере, динамичное развитие отечественной науки, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений обострили потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Стратегические задачи реформирования системы образования определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [1]. В документе предусматривается формирование гибкой и диверсифицированной системы современного образования, готовой к серьезным переменам, как в части корректировки и разработки новых образовательных программ, так и в материально-техническом оснащении процесса обучения, отвечающих всем требованиям современного рынка труда и нуждам инновационной экономики. Социально-культурные институты, влияющие на процесс формирования профессионального опыта у молодого поколения, также вовлечены в процесс поиска новых технологических моделей образования и социализации личности [2, с. 956].

Традиционные воспитательные и образовательные ресурсы современного вуза не в состоянии действенно ответить на вызовы, с которыми сталкивается трансформирующееся общество. Для этого нужно перестроить процесс обучения, придав ему созидательный характер. В решении этой задачи важным ресурсом является творческое взаимодействие вуза с учреждениями, способными внести существенный вклад в формирование конкурентоспособных профессионалов. Партнерство вуза с учреждениями культуры создает новую модель диверсификации системы высшего образования. Результатом диверсификационного процесса в образовании является всесторонне развитая личность, подготовленная к профессиональной деятельности, способная самостоятельно удовлетворять сформированные познавательные запросы, материальные и духовные потребности.

Целью данного исследования является обоснование роли взаимодействия вузов с учреждениями культуры в диверсификации системы высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Совершенствование форм и методов образовательной деятельности вузов, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия учебных заведений в качестве одного из полноценных партнёров социокультурного сотрудничества. Современный вуз является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоёв общества. Неоднородность социальных групп с разнообразными культурными и информационными потребностями определяют философию деятельности учреждений культуры и образования, организующих взаимодействие между собой и с окружающим социумом [3, с. 12].

Сегодня традиции социокультурного партнёрства получили новый импульс и широкое распространение в вузах России. Их определяющим началом служит ориентация на процесс сотрудничества с другими организациями, предприятиями, местной властью, отдельными лицами. Поиск и разработка инновационных методов работы в рамках социального партнёрства обусловили участие вузов в различных проектах и программах, в рамках которых вуз имеет возможность осуществлять реализацию своих традиционных образовательных функций, а также заниматься преобразованием и оптимизацией уже накопленного опыта и тем самым вносить новшества в сложившийся состав функций учреждения.

Для подготовки студенческой молодежи к ответственной и осмысленной жизнедеятельности, формирования ценности социального взаимодействия, социокультурного творчества, для самореализации личности возникает потребность в создании качественно новой системы социокультурного образования гуманистической личности и выявлении особенностей диверсификации высшего образования [4, с. 23].

На основе анализа исследований Л. Влацена, Р. Маклипа, Т. Хюсена, И.С. Агаповой, В.И. Байденко, Г.Я. Кипермана, О.В. Купцова, А.Г. Смирнова, Б.С. Сурганова, Е.В. Ткаченко и др. Т.Э. Мангер выявлены концептуальные подходы к понятию «диверсификация»:

а) диверсификация – это процесс организационно-структурного реформирования, создания образовательных учреждений нового типа;

б) диверсификация отражает современный период развития образовательной системы, ее образовательную парадигму;

в) диверсификация как принцип структурирования системы высшего образования;

г) диверсификация как многоуровневость образования, тенденция развития разносторонних социокультурных образовательных программ, систем, форм, характера и содержания образовательной деятельности;

д) диверсификация как путь к формированию социокультурной компетенции личности [5, с. 18].

Необходимость диверсификации системы высшего образования посредством налаживания партнерских отношений с учреждениями культуры вытекает из сложившихся противоречий: с одной стороны, наблюдается процесс гуманизации отечественного образования, возрождение национальной и духовной культуры России, с другой стороны, развитие образовательной среды не успевает за стремительным ростом социально-экономического потенциала страны; с одной стороны, наблюдаются интеграционные процессы в деятельности учреждений культуры и образования; с другой стороны, внедрение инновационных социально-культурных технологий в деятельность образовательных и социокультурных учреждений происходит недостаточно оперативно; с одной стороны, назрела объективная необходимость в диверсификации системы высшего образования, обновлении образа жизни и формировании качественно нового уровня интеллектуальной деятельности; с другой стороны, в настоящее время система высшего образования не имеет концептуально обоснованной научной и материально-технической базы для осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики, формирования креативной, всесторонне развитой личности.

Совокупность указанных противоречий обусловила проблему исследования – какова роль взаимодействия вузов с учреждениями культуры в диверсификации высшего образования.

Модернизация системы высшего образования, основанная на компетентностном подходе, применении современных образовательных технологий, направлена на формирование у студентов основ демократической культуры, гражданской активности, осознанный профессиональный выбор, адаптацию молодёжи к изменяющимся социальным условиям. Ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования для студентов является свободное от занятий время. Это требует расширения сферы социального партнёрства высших учебных заведений и институтов социального воспитания. Эффективность процесса модернизации и диверсификации высшего образования должна обеспечиваться устойчивым сетевым взаимодействием учреждений, входящих в систему высшего и дополнительного образования, клубной системы деятельности по месту жительства, потенциалов молодежных общественных объединений, учреждений отдыха и оздоровления.

Одним из важнейших компонентов социализации современной молодежи становится научно-исследовательская и культурно-просветительская работа музеев, в деятельности которых органично сочетаются научные методы, методы социокультурного проектирования и средства художественного выражения. Занимая весомую позицию в системе учреждений культуры, привлекая к потреблению музейных услуг различные категории населения, современные музеи становятся поликультурными центрами духовного и нравственного воспитания, неким форпостом в деле изучения, сохранения, трансляции социальной информации и опыта [6, с. 3]. В музейных комплексах разрабатываются и внедряются образовательные проекты, которые ориентированы как на детскую, так и на взрослую аудиторию, проводятся тематические выставки, интерактивные экскурсионные программы, квесты и мастер-классы ведущих специалистов различных областей образования и культуры [7, с. 17].

Обладая огромным образовательным потенциалом, музеи тесно сотрудничают с различными учебными заведениями. В целях решения задач государственной программы «Культура Москвы 2012–18 гг.», «превращение музеев в принципиально новые учреждения культуры, передовые культурные институции – культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни столицы, объединяющих традиционную деятельность и инновационные формы работы» [8, с. 17], кафедрой социально-культурной деятельности института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ был разработан проект «Пространство просвещения». В апреле 2014 г. проект «Пространство просвещения» был представлен на конкурс «Лучший научный проект МГПУ» и стал победителем в номинации «Самый инновационный проект». Реализация социокультурного партнерства вуза и музеев столицы (ГБУК города Москвы «Государственный музей спорта», ГБУК города Москвы «Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова», ГБУК города Москвы «Галерея искусств Зураба Церетели», ГБУК «Музей истории и культуры городского поселения Малаховка») осуществляется по нескольким направлениям. В рамках научно-исследовательской работы ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции, научно-практические семинары, круглые столы: «Актуальные проблемы культурной политики Москвы: теория и практика», «Особенности внедрения интерактивных методов обучения в практику социокультурных учреждений», «Организация молодежного досуга средствами рекреативных технологий», «Анимационные технологии в структуре молодежного досуга» и др. Привлечение студентов к участию в научно-практических мероприятиях, проводимых в стенах музея, позволяет подготовить их к осуществлению своих научных исследований с учетом основных тенденций социального-культурного и духовно-нравственного развития общества. В международных и межвузовских сборниках опубликованы совместные научные статьи преподавателей, студентов и сотрудников музеев по проблеме социокультурного партнерства вуза и учреждений культуры, диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере и внедрению инновационных технологий в организацию культурно-просветительной деятельности музеев – партнеров проекта.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и проведением производственной практики студентов вузов в учреждениях музейного типа [9, с. 96]. Организация производственной практики в музеях существенно расширяет социально-культурное пространство вуза, повышая интеллектуальный и профессиональный уровень студентов, формируя опыт социального взаимодействия и творческого развития, предоставляя широкие возможности для самореализации личности. Под руководством преподавателей кафедры социально-культурной деятельности студенты принимают активное участие в анимационных программах, которые проводятся в современных учреждениях музейного типа с целью популяризации музейных услуг и активизации посетителей. Активное участие студентов-практикантов в разработке и реализации анимационных программ в качестве педагогов-аниматоров позволяет не только знакомиться с особенностями музейной анимации, но и в интегрированной форме приобретать опыт практического воплощения знаний, полученных при изучении учебных дисциплин в рамках теоретического обучения в вузе. Студенты являются бессменными участниками общегородских проектов «Дни исторического и культурного наследия», «Всей семьей в музей!» а также культурных акций «Ночь в музее» и «Ночь искусств». Студенты и сотрудники музея работают с различными возрастными категориями (от дошкольников до людей преклонного возраста), выполняя функцию тьютора, сопровождая участников по всему прохождению маршрута (объясняют правила игры, выдают путеводители, проверяют правильность выполнения заданий, помогают, при надобности, в выполнении заданий, вручают сувениры и сертификаты).

Важной формой диверсификации высшего образования в условиях партнерства вузов и учреждений культуры стал ежегодный межвузовский студенческий форум «Молодежь в галерее Ильи Глазунова». Организатором форума является ГБУК города Москвы «Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова». В этом году в апреле пройдет VII студенческий форум, который вновь соберет студентов, преподавателей, представителей культуры из 15 учреждений образования и культуры Москвы и Подмосковья. В программе форума традиционное обсуждение проблем исторической преемственности, сохранения культурных ценностей и традиций, предопределяющих настоящее и будущее культурной идентичности России. Для каждой делегации проводятся экскурсии по залам галереи: «Россия Ильи Глазунова», «Образ защитника Отечества в произведениях Ильи Глазунова», «Вечная женственность в творчестве Ильи Глазунова» и др. В рамках форума силами сотрудников музея, педагогов вузов и колледжей для студентов организуются конкурсы научных и творческих работ, проводятся викторины, мастер-классы и творческие лаборатории. Победители награждаются дипломами, а участники получают сертификаты. Тщательно подготовленное мероприятие позволяет встретиться на дискуссионных площадках музея будущим специалистам в сферах образования, культуры и искусства, экономики и туризма, юриспруденции и таможенного дела. Педагогический потенциал художественного творчества Ильи Сергеевича Глазунова способствует формированию духовно-нравственных ценностей и гражданской позиции современной молодежи. Высокое искусство великого мастера создает неповторимую атмосферу эмоционального воздействия на участников форума и гостей музея.

В рамках сотрудничества Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево) с музеями города, постоянно организуются выездные занятия и мероприятия для студентов и преподавателей в Музее истории музыкальных традиций, Музее боевой славы, Зоологическом музее ГГТУ. В Музее рода промышленников Морозовых регулярно проходят научно-практические семинары и круглые столы с участием сотрудников музея, преподавателей и студентов кафедры истории ГГТУ. В сентябре 2017 г., накануне столетия г. Орехово-Зуево, в городском историко-краеведческом музее состоялась научно-практическая конференция «Время и город», которую подготовили преподаватели ГГТУ совместно с директором музея Д.В. Смирновым. В мероприятии приняли участие преподаватели и студенты юридического факультета. Перед началом заседания доцент К.В. Булавкин провёл экскурсию у здания 3 корпуса ГГТУ, представив историю редкого старинного здания – бывшей богадельни, построенной в самом начале XX столетия на средства Марии Федоровны Морозовой. Краеведам, внесшим значительный вклад в сохранение культурного наследия города, были вручены почетные грамоты Московской областной Думы и памятные медали «100 лет городу Орехово-Зуево». Среди награжденных были доценты ГГТУ В.Н. Алексеев и К.В. Булавкин. Перед участниками конференции выступила прапрапраправнучка С.В. Морозова – Марина Смольянинова, которая рассказала о вкладе семьи Морозовых в развитие города. На конференции из прозвучавших докладов можно было узнать об истории микрорайона Новая стройка, Ореховского хлопчато-бумажного комбината, литературных традициях города и многом другом. В заключение была сделана памятная фотография студентов и преподавателей ГГТУ с потомком рода Морозовых – Андреем Михайловичем Маркевичем. Участие студентов в таких масштабных социальных проектах и культурных акциях способствует не только расширению представлений о музее, как о социокультурном институте, призванном поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность гуманитарных ценностей и производство мировоззренческих смыслов, но и формирует у студентов проектное мышление как неотъемлемый компонент конкурентоспособной личности [10, с. 35].

Расширение образовательной функции современного вуза способствует созданию конструктивных партнерских отношений с учреждениями индустрии досуга, основной миссией которых является организация массовых зрелищно-развлекательных, культуротворческих, рекреативных, этнокультурных программ. Участие в разработке и реализации досуговых мероприятий формирует у студентов способность применять интерактивные технологии в деятельности учреждений культуры и образования в процессе организации содержательного досуга различных категорий населения, что отвечает потребностям современного рынка труда в квалифицированных специалистах социально-культурной сферы.

Интеграция образовательного и культурного потенциала вуза и учреждений культуры города Москвы послужила для педагогов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ основанием разработки в 2015 г. научно-исследовательского проекта «Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития», продолжающего поиск эффективных средств, форм и методов диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере [10, c. 41]. В рамках сотрудничества вуза с учреждениями культуры 8 января 2018 года волонтеры-аниматоры представили увлекательную раус-программу в Московской областной государственной детской библиотеке. Рождество – самый волшебный и загадочный праздник. В рамках рождественского праздника волонтеры-аниматоры организовали веселые хороводы, игры, твистинг, аквагрим. Дети с удовольствием принимали участие в игровых программах, водили хоровод, с радостью получали в подарок от аниматоров фигурки из шариков, а также выстраивались в большую очередь на аквагрим. Хочется отметить, что студенты не только провели интерактивную программу, но и с большим интересом познакомились с деятельностью такого масштабного учреждения культуры, как МОГДБ, увидели, какие познавательные и развлекательные мероприятия организуются в стенах этого полифункционального социально-культурного центра Московской области.

С целью апробации теоретических знаний и практических навыков, полученных на аудиторных занятиях, формирования профессиональных компетенций проводятся выездные практические занятия на базе учреждений культуры и образования. В институте культуры МГПУ стало традицией в дни празднования широкой масленицы не только с размахом отмечать ее в стенах вуза, но и выезжать со студентами в рамках дисциплины «Социально-культурная анимация» на различные площадки города Москвы. Более пяти лет студенты, под руководством доцента Г.В. Ганьшиной, музыкальных руководителей И.А. Аксеновой и Ж.И. Хворовой, организуют анимационные программы «Широкая Масленица» в дошкольных подразделениях ГБОУ Школа «Спектр» и ГБОУ № 1028 г. Москвы. Нарядные костюмы, веселые хороводы, игры, пляски, песни и, конечно, вкусные блины – непременный атрибут этого праздника, – позволяют подарить всем присутствующим много позитивных эмоций, тепла и радости. Волонтеры-аниматоры увлекают всех детей в удивительный мир народных традиций, волшебства и сказки.

Ежегодно в конце декабря в стенах университетской школы МГПУ ярко и весело проходят новогодние представления для учащихся школы, детей и сотрудников вуза. В фойе для ребят организуется увлекательная анимационная программа, подготовленная студентами направления подготовки «Социально-культурная деятельность» под руководством ведущих педагогов кафедры социально-культурной деятельности. Интересные мастер-классы, аквагрим, твистинг, занимательные игры, танцы, хоровод со сказочными волшебниками, феями, скоморохами и веселыми зверушками дарят много добрых и светлых минут как детям, так и взрослым. В актовом зале зрителей всегда ждут завораживающие по сюжету и исполнению спектакли, где главные роли исполняют студенты вуза. Чудеса перевоплощения, замечательная игра актеров, яркие костюмы, песни, танцы, непосредственное общение со зрителями во время спектакля очаровывают сердца детей и взрослых, заряжая всех радостным новогодним настроением.

Исторические и социально-экономические условия развития конкретного общества формируют соответствующие средства и методы воспитания и образования, которые отвечают определенному культурному уровню развития личности и общества в целом [11, с. 167]. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь: культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг [12, c. 20]. Продуманная организация учебного и свободного времени студентов формирует у них потребность в содержательном культурном досуге на долгие годы, желание реализовывать свой творческий потенциал, расширять кругозор, общаясь с интересными людьми, посещая учреждения культуры, научно-технические кружки, наполняя свой мир яркими событиями и красками [13, с. 65]. Так, на педагогическом и юридическом факультетах ГГТУ систематически создаются условия для интеграции студентов в социокультурное пространство вуза, города, области, что способствует развитию их творческой активности, духовному и культурному совершенствованию, освоению основных профессиональных ролей организаторов досуга, волонтеров, куратор учебных группы, руководителей студенческих объединений. Сотрудничество ГГТУ с Центральной городской библиотекой им. М. Горького (г. Орехово-Зуево) представляет широкие возможности для реализации научного и творческого потенциала студентов вуза. В рамках деятельности студенческого научного кружка «Мое родное Подмосковье» (руководитель Е.В. Бабаева) в библиотеке прошли городские научно-практические семинары «Савва Морозов в литературе» и «Их именами названы улицы нашего города». 2 апреля 2017 года студенты исторического факультета приняли участие в мероприятии Библионочь-2017. Они успешно преодолели все этапы исторического квеста и были награждены книгами. Такое включение студентов в социокультурное пространство библиотеки, установление партнерских взаимоотношений с сотрудниками учреждения формирует у молодежи способность к продуктивному действию – созиданию, проявлению инициативы, самостоятельности, толерантности и ответственности.

Выводы

Важным условием диверсификации высшего образования является расширение социокультурного пространства вуза, включение студентов в различные формы корпоративного сотрудничества, укрепление и развитие контактов с профессиональными педагогическими и культурными сообществами. Создание практико-ориентированной образовательной среды на основе взаимодействия вуза и учреждений культуры способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, но и готовит их к будущей многофункциональной педагогической деятельности с учетом современных тенденций социально-культурного развития подрастающего поколения и общества в целом.


Библиографическая ссылка

Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В., Заварина С.Ю., Муравьева Ж.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 178-183;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37011 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674