Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИКА СОПРЯЖЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ И КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ

Табаков А.И. 1 Коновалов В.Н. 1 Руденко И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Целью исследования явилось экспериментальное обоснование методики сопряжения координационной и кондиционной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с использованием упражнений на неустойчивых поверхностях, «дорожке скорости и координации» в различных структурных образованиях подготовительного периода. Использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, компьютерная стабилометрия, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных. Предложена классификация нетрадиционных тренировочных средств, разработаны комплексы упражнений с указанием последовательности применения в тренировочном процессе, определен рациональный объем нагрузок различной направленности, их сочетание и соотношение в отдельном занятии, микро- и мезоциклах подготовительного периода. Проведенное исследование позволило заключить, что сопряжение координационной и кондиционной подготовки у спринтеров первого-второго разряда в подготовительном периоде следует осуществлять по трем направлениям: координационные способности – силовые способности, координационные способности – скоростные способности, координационные способности – выносливость. Выделены три уровня сопряжения: I – в отдельном тренировочном занятии между нагрузкой основной и дополнительной части занятия, представленной упражнениями на неустойчивой опоре, «дорожке скорости и координации»; II – между нагрузками тренировочных занятий в микроцикле; III уровень – между тренировочными нагрузками разнонаправленных микроциклов в мезоцикле подготовительного периода. Применение в подготовке легкоатлетов разработанной методики тренировки привело к достоверному повышению координационных, силовых, скоростных, статокинетических показателей по сравнению со спринтерами, занимающимися по общепринятым методикам подготовки.
координационная подготовка
кондиционная подготовка
упражнения на неустойчивых поверхностях
упражнения на «дорожке скорости и координации»
сопряженный метод
легкоатлеты
1. Гладышев Д.А. Основные положения координационной тренировки в процессе многолетней подготовки юных легкоатлетов / Д.А. Гладышев, А.В. Вишняков // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 1 (52). – С. 44–47.
2. Губа В.П. К проблеме развития специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 15–13 лет специализирующихся в беге на выносливость / В.П. Губа, В.В. Коновалов // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 1. – С. 45–47.
3. Коновалов В.В. Педагогическая технология развития специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 13–15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Коновалов. – Тула, 1992. – 22 с.
4. Коновалов В.В. Содержание технической подготовки и сопряженного развития специальных координационных способностей юных легкоатлетов 13–15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции / В.В. Коновалов // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 1. – С. 61–63.
5. Марков К.К. Оценка психомоторных характеристик двигательной деятельности юных спортсменов в прыжках в высоту и повышение эффективности их тренировочного процесса / К.К. Марков, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2473–2477.
6. Морозов А.П. Особенности построения комплексного тренировочного занятия на этапе начальной подготовки в легкой атлетике / А.П. Морозов, Н.А. Семененко, А.А. Доценко // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9 (14). – С. 49–50.
7. Семенов В.Г. Теоретико-методические основы долговременной адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям максимальной мощности: дис. д-ра пед. наук в форме науч. доклада / В. Г. Семенов. – М.: РГАФК, 1997. – 73 с.
8. Табаков А.И. Выполнение упражнений координационной и кондиционной направленности сопряженным методом в подготовке легкоатлетов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id = 26563 (дата обращения: 14.07.2017).
9. Дегтярева Д.И. Современные фитнес-программы: тенденции и перспективы российской фитнес-индустрии/ Д.И. Дегтярева, Е.В. Турчина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 3 (13). – С. 91–95.
10. Сохиб Б.М.А.М. Физическая реабилитация при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника, осложненном нестабильностью сегментов и протрузиями межпозвонковых дисков/ Б.М.А.М. Сохиб // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. – № 11. – С. 85–93.
11. Загородный Г.М. Механотерапия как аспект комплексной коррекции постуральных нарушений при травмах у спортсменов / Г.М. Загородный, Г.В. Попова, О.В. Петрова // Прикладная спортивная наука. – 2015. – № 2. – С. 96–101.
12. Валеев Н.М. Проприоцептивная тренировка в процессе физической реабилитации футболистов после артроскопической аутопластики передней крестообразной связки / Н.М. Валеев, М.И. Гершбург, Н.Л. Иванова, Х. Мохаммед // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 5. – С. 26–32.
13. Волков Н.И., Карасев А.В., Хосни М. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. – М.: Военная акаде­мия им. Ф.Э. Дзержинского, 1995. – 196 с.
14. Юшко Б.Н. Системно-структурный метод планирования годичной подготовки бегунов на короткие дистанции / Б.Н. Юшко // Мат-лы семинара по спринтерскому и барьерному бегу (Москва, 14–17 мая 2001 г.). – М.: Терра-Спорт. – 2001. – С. 54–56.
15. Табаков А.И. Использование прыжковых упражнений в качестве тестов для оценки координационных способностей легкоатлетов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Наука сегодня: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 24 авг. 2016 г.). – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – С. 112–115.

Тренировочный процесс в любом виде спорта состоит из различных видов подготовки, доля каждой из которых зависит от специфики спортивной деятельности, этапа подготовки, тренерского подхода и др. На практике возникает вопрос распределения объемов работы по каждому направлению и способов их сочетания в едином тренировочном процессе легкоатлетов. В ряде работ [1–6] представлена информация относительно организации координационной подготовки юных легкоатлетов. Исследователи указывают на недостаточный уровень подготовленности специалистов, работающих с юными легкоатлетами, по вопросам координационной подготовки [1], а также на нехватку исследований, касающихся развития координационных способностей в подготовительном периоде легкоатлетов отдельных специализаций [2]. В связи с этим проблема сопряжения координационной и кондиционной подготовки у легкоатлетов различных специализаций и квалификаций является актуальной.

Цель исследования – обосновать методику сопряжения координационной и кондиционной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с использованием упражнений на неустойчивых поверхностях, «дорожке скорости и координации» в одном тренировочном занятии, микроциклах, мезоциклах подготовительного периода.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, компьютерная стабилометрия, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных. Анализ статистического материала проводился на базе программ SPSS Statistics 17.0, Microsoft Excel 2013. Проверка полученных данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова подтвердила, что рассматриваемые показатели распределены по нормальному закону, в связи с чем для проверки гипотезы о равенстве средних значений показателей использовался t-критерий Стьюдента для связанных и независимых выборок. Различия считались достоверными при 5 % уровне значимости. Вычисление темпов прироста проводилось по формуле С. Броуди.

Эксперимент проводился в подготовительном периоде с участием легкоатлетов (n = 8) и легкоатлеток (n = 8), специализация – бег на короткие дистанции, квалификация – первый-второй спортивный разряд, возраст 20,4 ± 0,6 лет и 20,1 ± 0,9 лет соответственно. В контрольные группы вошли бегуны (n = 8) и бегуньи (n = 8) на короткие дистанции с квалификацией от второго до первого спортивного разряда, возраст 20,0 ± 0,5 лет и 18,6 ± 0,3 лет соответственно. Длительность эксперимента составила два месяца.

Результаты исследования и их обсуждение

В практике подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, сложился устоявшийся набор средств, направленных на повышение физической подготовленности: бег в различных зонах интенсивности, упражнения с отягощениями, прыжковые и метательные упражнения и другие виды деятельности. Однако для бегунов второго и первого спортивного разрядов увлечение в тренировочном процессе программами подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции не обеспечит должного формирования двигательного аппарата (мышц, связок, суставов) и физических способностей к условиям целенаправленной деятельности в спринтерском беге [7].

В связи с этим особую ценность для подготовки данного контингента спортсменов приобретают нетрадиционные тренировочные средства, такие как упражнения на нестабильной опоре, «дорожке скорости и координации» [8], выполняемые в подготовительном периоде годичного макроцикла, где сопряженное совершенствование кондиционных и координационных способностей не требует повышения объемов нагрузок различной направленности: силовой, скоростной и на выносливость. Упражнения на неустойчивой поверхности способствуют большему рекрутированию двигательных единиц мышечных групп, обеспечивающих поддержание баланса [9, 10]; оказывают более мощное воздействие на сенсорные системы организма, в частности проприоцептивную систему [11, 12]; совершенствуют статокинетическую устойчивость. Изменение пространственных, временных, силовых, темпо-ритмовых характеристик движения на «дорожке скорости и координации» направлено на повышение двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой и скоростной выносливости. Возможности вариации условий упражнений позволяют моделировать высокую степень мышечного напряжения, достигаемую при выполнении специфических упражнений.

Для успешной реализации методики сопряжения координационной и кондиционной подготовки с применением нетрадиционных тренировочных средств необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, определить место ее применения в мезоциклах, микроциклах и отдельном тренировочном занятии. Предполагается, что данные упражнения целесообразнее применять в мезоциклах специально-подготовительного этапа подготовительного периода два-три раза в недельном микроцикле после основной специализированной части тренировочного занятия без повышения общего объема занятий. Объем нагрузки дополнительной части относительно всего занятия в отдельных микроциклах должен определяться исходя из типа и задач микроцикла. На протяжении всего этапа подготовки комплексное формирование физической подготовленности бегунов осуществляется при помощи следующих сочетаний сопряжения: координационных способностей – силовых способностей; координационных способностей – выносливости в начале этапа; координационных способностей – скоростных способностей к его окончанию.

Во-вторых, планирование нагрузок с использованием нетрадиционных средств подготовки предполагает учет направленности нагрузок по основной тренировочной программе в отдельном мезоцикле, микроцикле, тренировочном занятии, которые должны иметь преемственность нагрузок и обеспечивать положительный перенос тренировочных эффектов [13, 14]. Допустимое сочетании нагрузок дополнительной части занятия способствует усилению тренировочного эффекта основной (при однонаправленном воздействии) и не приводит к отрицательному взаимодействию срочных тренировочных эффектов (при сочетании нагрузок различной направленности). Таким образом, сопряжение нагрузок и соответствующих тренировочных эффектов должно осуществляться на трех уровнях:

I уровень – в отдельном тренировочном занятии между:

а) тренировочной нагрузкой основной части занятия и дополнительной с упражнениями на неустойчивой опоре;

б) тренировочной нагрузкой основной части и дополнительной с упражнениями на «дорожке скорости и координации»;

в) тренировочной нагрузкой основной и дополнительной (упражнения на неустойчивой опоре и «дорожке») частей занятия;

II уровень – между тренировочными нагрузками занятий в микроцикле;

III уровень – между тренировочными нагрузками разнонаправленных микроциклов в мезоцикле подготовительного периода.

При сопряжении тренировочной нагрузки основной части занятия и дополнительной с включением упражнений на нестабильной опоре, «дорожке скорости и координации» авторами определены оптимальные параметры нагрузки для различных микроциклов подготовительного периода. При выполнении упражнений на неустойчивой поверхности и «дорожке скорости и координации» положительное взаимодействие срочных тренировочных эффектов может достигаться за счет сочетания нагрузок соответственно гликолитической анаэробной и алактатной анаэробной направленностей, что позволит повысить мощность и емкость креатинфосфатной системы энергообеспечения и гликолитическую мощность у легкоатлетов. В общеподготовительном мезоцикле предусмотрено выполнение упражнений на «дорожке» длительностью от 3 до 5 секунд; в полуспециальном мезоцикле тренировочная нагрузка предусматривала совершенствование емкости алактатной анаэробной системы за счет увеличения длительности упражнений до 7–10 секунд и количества повторений, серий.

Сопряжение тренировочных нагрузок на втором уровне осуществлялось в рамках представленных типов микроциклов: втягивающего, ординарного, ударного, восстановительного, подводящего.

С целью повышения скоростных и скоростно-силовых способностей спринтеров от общеподготовительного к полуспециальному мезоциклу объем нагрузки на «дорожке» постепенно приближается к величине нагрузки на неустойчивой опоре. На наш взгляд, положительный кумулятивный эффект обеспечивается за счет рациональной последовательности тренировочных нагрузок дополнительной и основной частей при двух тренировочных занятиях втягивающего, восстановительного, подводящего микроциклов с тенденцией повышения объема тренировочных нагрузок ординарных и ударных микроциклов при трех тренировочных занятиях (табл. 1).

Разработанная методика была использована в практике бегунов и бегуний на короткие дистанции первого-второго разряда в подготовительном периоде. Основными средствами подготовки спринтеров для совершенствования скоростных способностей являлись бег на отрезках длиной до 100 м, скоростной выносливости – бег на отрезках от 100 до 400 м, собственно-силовых способностей – работа с отягощениями средними весами, скоростно-силовых способностей – прыжки и метания, силовой выносливости – работа с отягощениями малыми весами, выносливости – бег в аэробном режиме. Помимо этого, в экспериментальной группе применялись нетрадиционные тренировочные средства: упражнения на нестабильной опоре, «дорожке скорости и координации» в дополнительной части занятия (табл. 1).

Таблица 1

Сопряжение нагрузок основной и дополнительной частей тренировочного занятия у легкоатлетов в подготовительном периоде

Дни микроцикла

Направленность микроцикла

Объем нагр. доп. части относит. времени занятия (%)

Номер микроцикла

1

2

3

4

5

6

7

1

С

СкВ

В

в.м., отдых

СкВ

В

в.м., отдых

Втягивающий

30–35

КС-С (100%)

КС-С (70%),

КС-СВ (30%)

2

СС

СкВ

СВ

В, в.м.

Ск

СВ

в.м., отдых

Ординарный

40–45

КС-С (60%),

КС-СС (40%)

КС-ЛМВ (60%),

КС-СВ (40%)

КС-С (60%),

КС-Ск (40%)

3

С

СкВ

Ск

В, в.м.

СкВ

СВ

в.м., отдых

Ударный

50–55

КС-ЛМВ (60%),

КС-СВ (40%)

КС-С (60%),

КС-Ск (40%)

КС-ЛМВ (60%),

КС-СкВ (40%)

4

Т, Ск

СкВ

В

в.м., отдых

СкВ

СВ

в.м., отдых

Восстановительный

30–35

КС-С (60%),

КС-СкВ (40%)

КС-СкВ (100%)

5

Т, Ск

СкВ

С

В, в.м.

СкВ

С

в.м., отдых

Ординарный

45–50

КС-ЛМВ (55%),

КС-Ск (45%)

КС-ЛМВ (55%),

КС-СС (45%)

КС-С (55%),

КС-СкВ (45%)

6

С

Ск

СС

В, в.м.

СкВ

С

в.м., отдых

Ординарный

45–50

КС-ЛМВ (55%),

КС-СВ (45%)

КС-С (55%),

КС-СС (45%)

КС-ЛМВ (55%),

КС-СкВ (45%)

7

СС

Ск

С

В, в.м.

СкВ

СВ

в.м., отдых

Ударный

55–60

КС-ЛМВ (50%),

КС-СкВ (50%)

КС-С (50%),

КС-Ск (50%)

КС-ЛМВ (50%),

КС-СкВ (50%)

8

Т, СС

Ск

С

в.м., отдых

Ск

В

в.м., отдых

Подводящий

35–40

КС-С (55%),

КС-Ск (45%)

КС-Ск (100%)

Примечание. Цветом отмечена нагрузка дополнительной части занятия: вверху ячейки – направленность упражнений на неустойчивой опоре, внизу ячейки – направленность упражнений на «дорожке скорости и координации», в % – соотношение объемов работы на неустойчивой поверхности и «дорожке скорости и координации» в тренировочном занятии. Условные обозначения: КС – координационные способности; С – собственно-силовые способности; ЛМВ – локальная мышечная выносливость; Ск – скоростные способности; СС – скоростно-силовые способности; СкВ – скоростная выносливость; СВ – силовая выносливость; В – выносливость; Т – техническая тренировка; в.м. – восстановительные мероприятия.

Использование предложенной методики выразилось в повышении показателей статокинетической устойчивости и результатов педагогических тестов. По результатам стабилометрии у спринтеров-мужчин в КГ выявлено достоверное повышение площади статокинезиограммы в пробе с закрытыми глазами (p ≤ 0,05) (табл. 2). В ЭГ у мужчин выявлено достоверное уменьшение значений длины статокинезиограммы и скорости перемещения центра давления в пробах с открытыми (ОГ) и закрытыми (ЗГ) глазами, площади статокинезиограммы в пробе с ОГ, коэффициента Ромберга (p ≤ 0,05) (табл. 2). Значения коэффициента Ромберга в ЭГ указывают на значительное влияние проприоцептивной системы в поддержании вертикального положения тела. При этом до эксперимента рассматриваемые параметры в КГ и ЭГ достоверно не отличались, после экспериментального периода в контрольной группе значения площади статокинезиограммы в пробе с ЗГ достоверно увеличились по сравнению с экспериментальной группой.

В КГ у женщин достоверных изменений не установлено (табл. 3). В ЭГ у женщин зафиксировано уменьшение значений длины статокинезиограммы и скорости перемещения центра давления в пробах с ОГ и ЗГ (p ≤ 0,05). Стоит отметить, что до эксперимента легкоатлетки из КГ имели достоверно меньшие значения площади статокинезиограммы в пробе с ОГ по отношению к ЭГ (p ≤ 0,05). Однако после экспериментального периода достоверных различий между группами не установлено.

Данные факты свидетельствуют о повышении статокинетической устойчивости в экспериментальных группах легкоатлетов, использующих методику сопряжения координационной и кондиционной подготовки, по сравнению с контрольными группами. Мы полагаем, что положительная динамика статокинетических показателей в ЭГ достигнута за счет целенаправленного совершенствования проприоцептивной системы и повышения силового потенциала мышц, обеспечивающих поддержание равновесия.

Таблица 2

Статокинетические показатели у бегунов на короткие дистанции

Показатели

КГ

ЭГ

До эксперимента, Х ± m

После эксперимента, Х ± m

До эксперимента, Х ± m

После эксперимента, Х ± m

L, мм

ОГ

403,8 ± 54,3

426,8 ± 58,6

436,5* ± 35,8

347,3* ± 17,6

ЗГ

567,3 ± 97,1

584,2 ± 113,4

541,9* ± 62,0

428,1* ± 45,4

S, мм2

ОГ

123,7 ± 32,1

247,7 ± 85,7

184,0* ± 40,8

108,6* ± 20,0

ЗГ

153,1* ± 26,0

234,1* ± 53,7

234,2 ± 73,8

99,4 ± 18,9

V, мм/с

ОГ

7,91 ± 1,06

8,36 ± 1,15

8,55* ± 0,70

6,81* ± 0,34

ЗГ

11,12 ± 1,90

11,45 ± 2,22

10,62* ± 1,21

8,39* ± 0,89

КР, %

157,0 ± 33,4

128,9 ± 22,5

128,4* ± 22,0

98,9* ± 18,2

Примечание. Условные обозначения: L – длина статокинезиограммы, S – площадь статокинезиограммы, V – скорость перемещения центра давления, ОГ – открытые глаза, ЗГ – закрытые глаза, КР – коэффициент Ромберга; * – достоверность различий (p ≤ 0,05).

Таблица 3

Статокинетические показатели у бегуний на короткие дистанции

Показатели

КГ

ЭГ

До эксперимента, Х ± m

После эксперимента, Х ± m

До эксперимента, Х ± m

После эксперимента, Х ± m

L, мм

ОГ

346,8 ± 19,8

359,1 ± 26,1

396,0* ± 24,2

310,4* ± 17,2

ЗГ

464,3 ± 32,2

414,8 ± 23,2

490,5* ± 37,1

367,3* ± 26,0

S, мм2

ОГ

135,8 ± 16,2

126,2 ± 13,5

264,9 ± 53,8

188,0 ± 48,6

ЗГ

139,3 ± 23,9

127,8 ± 17,4

274,5 ± 72,1

175,9 ± 49,9

V, мм/с

ОГ

6,80 ± 0,39

7,04 ± 0,51

7,76* ± 0,48

6,08* ± 0,34

ЗГ

9,10 ± 0,63

8,13 ± 0,45

9,61* ± 0,73

7,20* ± 0,51

КР, %

105,9 ± 16,4

110,0 ± 20,8

112,3 ± 18,3

111,6 ± 21,3

Примечание. * – достоверность различий (p ≤ 0,05).

Оценка скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей осуществлялась с помощью педагогических тестов, в том числе и с усложненной координационной структурой [15]. Результаты тестирований до эксперимента достоверно не отличались между контрольными и экспериментальными группами среди мужчин и женщин (p > 0,05). Установлено, что у мужчин КГ достоверное повышение результатов произошло только в одном тесте: метании ядра назад через голову (p ≤ 0,05). В метании ядра вперед, прыжках в длину спиной вперед и с поворотом через правое плечо отмечена отрицательная тенденция (p > 0,05) (табл. 4).

В ЭГ у мужчин отмечается достоверное повышение результатов в шести тестах из девяти: прыжках в длину с места, спиной вперед и с поворотом на 180 градусов через левое плечо, беге на 30 метров со старта и с ходу (p ≤ 0,05), что указывает на повышение силового и скоростного потенциала, отдельных проявлений координационных способностей (табл. 4). При этом после экспериментального периода в ЭГ у мужчин достоверно увеличились результаты в прыжке в длину спиной вперед по отношению к КГ (p ≤ 0,05).

В КГ у женщин достоверные приросты были выявлены в метании ядра назад через голову, беге на 30 м со старта (p ≤ 0,05) (табл. 5). При этом в результатах трех прыжковых тестов отмечен регресс: прыжок в длину спиной вперед, прыжок в длину с поворотом на 180 градусов через правое плечо, тройной прыжок с места (p > 0,05). В ЭГ у женщин в семи из девяти проведенных тестов установлено достоверное повышение результатов с приростом от 1,0 % до 6,3 % (p ≤ 0,05) (табл. 5).

Таблица 4

Результаты педагогических тестов у бегунов на короткие дистанции

Тесты

КГ

ЭГ

«До»,

Х ± m

«После», Х ± m

Δ,

%

«До»,

Х ± m

«После», Х ± m

Δ, %

Прыжки в длину,

см

с места

272,9 ± 6,3

278,8 ± 6,5

2,1

275,8* ± 4,7

281,4* ± 4,1

2,0

спиной вперед

185,9 ± 8,8

180,0 ± 9,7

–3,2

191,5* ± 7,4

208,0* ± 8,9

8,3

с поворотом на 180 ° через правое плечо

236,6 ± 6,6

232,4 ± 9,6

–1,8

230,1 ± 6,7

236,4 ± 8,1

2,7

с поворотом на180 ° через левое плечо

231,4 ± 7,9

233,8 ± 8,2

1,0

227,4* ± 5,6

239,6* ± 8,0

5,2

тройной с места

793,9 ± 13,3

801,9 ± 12,5

1,0

800,4 ± 8,6

811,1 ± 9,4

1,3

Метание ядра, м

вперед снизу

15,1 ± 0,5

14,9 ± 0,5

–1,1

15,8 ± 0,7

16,0 ± 0,7

1,2

назад через голову

15,2* ± 0,4

16,0* ± 0,5

4,7

16,2* ± 0,8

16,5* ± 0,8

1,5

Бег на 30 м,

м/с

со старта

7,29 ± 0,03

7,30 ± 0,04

0,0

7,27* ± 0,06

7,35* ± 0,08

1,1

с ходу

8,87 ± 0,12

8,89 ± 0,15

0,3

8,91* ± 0,07

9,06* ± 0,09

1,8

Примечание. * – достоверность различий (p ≤ 0,05).

Таблица 5

Результаты педагогических тестов у бегуний на короткие дистанции

Тесты

КГ

ЭГ

«До»,

Х ± m

«После», Х ± m

Δ,

%

«До»,

Х ± m

«После», Х ± m

Δ, %

Прыжки в длину,

см

с места

216,8 ± 2,1

217,0 ± 2,7

0,1

214,4* ± 2,5

228,4* ± 3,2

6,3

спиной вперед

135,5 ± 6,9

129,5 ± 7,2

–4,5

136,3* ± 5,9

143,6* ± 7,5

5,3

с поворотом на 180 ° через правое плечо

174,9 ± 6,7

167,3 ± 4,0

–4,5

179,9* ± 6,5

188,1* ± 6,3

4,5

с поворотом на 180 ° через левое плечо

171,1 ± 8,3

174,4 ± 6,8

1,9

176,1* ± 7,0

185,5* ± 7,2

5,2

тройной с места

633,5 ± 13,0

630,9 ± 16,1

–0,4

638,5 ± 10,9

650,4 ± 12,2

1,8

Метание ядра, м

вперед снизу

10,2 ± 0,3

10,5 ± 0,4

2,7

10,0 ± 0,4

10,2 ± 0,3

1,1

назад через голову

9,9* ± 0,6

10,4* ± 0,6

4,5

9,3* ± 0,4

9,7* ± 0,4

3,9

Бег на 30 м,

м/с

со старта

6,44* ± 0,07

6,49* ± 0,08

0,8

6,38* ± 0,06

6,44* ± 0,05

1,0

с ходу

7,58 ± 0,10

7,65 ± 0,10

0,9

7,55* ± 0,09

7,69* ± 0,06

1,8

Примечание. * – достоверность различий (p ≤ 0,05).

Таким образом, результаты педагогических и стабилометрических тестирований свидетельствуют об эффективности методики сопряжения координационной и кондиционной подготовки с использованием упражнений на неустойчивых поверхностях и «дорожке скорости и координации» по сравнению с традиционной методикой тренировки легкоатлетов.

Выводы

1. Сопряжение координационной и кондиционной подготовки у спринтеров первого второго спортивного разрядов следует реализовывать в подготовительном периоде тренировочного процесса по трем направлениям: координационные способности – силовые способности, координационные способности – скоростные способности, координационные способности – выносливость. Для достижения положительных срочного, отставленного и кумулятивного эффектов необходимо осуществлять сопряжение тренировочных нагрузок на трех уровнях: первый – в отдельном тренировочном занятии между нагрузкой основной и дополнительной части занятия, представленной упражнениями на неустойчивой опоре, «дорожке скорости и координации»; второй – между нагрузками тренировочных занятий в микроцикле; третий – между тренировочными нагрузками разнонаправленных микроциклов в мезоцикле подготовительного периода.

2. Использование спринтерами экспериментальных групп в практике разработанной методики сопряжения координационной и кондиционной подготовки позволило бегунам ЭГ достигнуть повышения результатов в шести тестах из девяти (p ≤ 0,05), в ЭГ у женщин в семи тестах (p ≤ 0,05). В экспериментальных группах также выявлено повышение статокинетической устойчивости. В группах бегунов и бегуний на короткие дистанции, занимающихся по общепринятой методике подготовки, повышение результатов отмечено только в одном и двух тестах соответственно (p ≤ 0,05).


Библиографическая ссылка

Табаков А.И., Коновалов В.Н., Руденко И.В. МЕТОДИКА СОПРЯЖЕНИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ И КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 11. – С. 150-156;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36861 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674